Научная статья на тему 'Инновационная журналистика в Татарстане'

Инновационная журналистика в Татарстане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
532
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / МЕДИЙНЫЙ РЫНОК / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / INNOVATIVE JOURNALISM / INFORMATIVE SPACE OF TATARSTAN / REGIONAL MASS MEDIA / ELECTRONIC MASS MEDIA / MEDIA MARKET / DIGITAL TECHNOLOGIES / VIRTUAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Таишева Cюмбель Нурисламовна

В статье рассмотрены особенности инновационного развития современной журналистики в Республике Татарстан, анализируются основные факторы этого развития. Статья содержит обзор наиболее актуальных инновационных преобразований в сфере республиканских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regards the specific features of innovative development of modern journalism in the Republic of Tatarstan. Main development factors are analyzed. The most actual innovative changes in the sphere of Tatarstan mass media are viewed.

Текст научной работы на тему «Инновационная журналистика в Татарстане»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 2 Гуманитарные науки 2009

УДК 070.23(1-32)(045)

ИННОВАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ТАТАРСТАНЕ

С.Н. Таишева Аннотация

В статье рассмотрены особенности инновационного развития современной журналистики в Республике Татарстан, анализируются основные факторы этого развития. Статья содержит обзор наиболее актуальных инновационных преобразований в сфере республиканских СМИ.

Ключевые слова: инновационная журналистика, информационное пространство Республики Татарстан, региональные СМИ, электронные СМИ, медийный рынок, цифровые технологии, виртуальная журналистика.

Журналистика относится к направлениям информационной деятельности, которые в российских условиях приближены к властным институтам, находятся в тесной зависимости от них. Однако сегодня, по нашему мнению, ситуация сложилась таким образом, что инновационное изменение облика и форм работы средств массовой информации в большей степени предопределено не столько политическим, сколько экономическим и технологическим факторами. И если в сфере рыночных отношений и инвестиций ситуация в регионах, как и прежде, определяется тенденциями, доминирующими на федеральном уровне, то в сфере технологий свободы стало гораздо больше. Современная информационная политика властных институтов во многом складывается из того, какие инициативы, вызванные новыми веяниями в сфере медиа, они поддерживают и развивают. Это в полной мере справедливо по отношению к такому насыщенному средствами коммуникации российскому региону, как Республика Татарстан1.

В условиях развития он-лайн журналистики республиканские СМИ, всесторонне заинтересованные в увеличении аудитории пользователей, проводят собственные маркетинговые исследования. В борьбе за оперативность подачи качественной и дорогой с точки зрения сенсационности информации, за контроль над информационным пространством СМИ вынуждены своевременно внедрять в свою работу инновационные технологии и проекты. Именно так можно сохранить на массмедийном рынке конкурентное преимущество. В связи

1 Утверждения о положении дел в регионе базируются на данных включенного наблюдения: в течение последних лет автор настоящей статьи как заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» выполняет возложенную на него задачу «координации и контроля процесса разработки и проведения мероприятий, направленных на осуществление государственной политики в реализации принципа открытости информации для граждан Республики Татарстан» (см. сайт Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»: http://www.tatmedia.ru).

с этим появилась тенденция ускорения взаимовыгодного сотрудничества между электронными и печатными СМИ, вовлечения в проектную деятельность целевой аудитории.

Какие из медиапроектов сегодня пользуются спросом у потребителя? Это телевизионные аукционы, марафоны, телемосты между городами, мобильное телевидение, 1РТУ и видео-встречи, организованные средствами массовой информации. Число подобного рода проектов в федеральных и региональных СМИ возрастает с появлением новых технических возможностей, таких, как мобильная связь, запись информации на диски, использование новых форматов вещания и др. К примеру, недавно Ватикан объявил о том, что официальную точку зрения Римско-католической церкви по тем или иным вопросам можно будет узнавать не только на отдельном телевизионном канале, но и через мобильную связь и Интернет [1].

Среди новых тенденций в журналистике следует отметить появление её виртуальных форм. Так, виртуальное телевидение представляет собой серию текстов с иллюстрациями, графиками, фотографиями и другими мультимедийными материалами. Другая инновационная форма журналистики - телевидение в Интернете. Телеканал «О2ТВ», к примеру, в целях привлечения зрительской аудитории, которая активно использует Интернет, объявил о старте нового проекта - ТУ 2.0. Это телевидение создается на основе принципов Web 2.0, что позволяет зрителям участвовать в управлении ТВ-контентом с помощью Интернета. Местом аккумуляции контента и точкой входа для зрителя станет Интернет-портал, точкой выхода - телевизионный эфир. Интернет-портал разрабатывается в виде социальной сети: таким образом пользователи этого телеканала смогут участвовать в создании контента и управлении им совместно с редакцией телеканала [2].

Современная журналистика в Татарстане развивается в одном русле с федеральной, она нацелена на внедрение инновационных проектов и технологий. По оценкам специалистов, уровень развития региональной телеиндустрии приближается к позициям, занимаемым федеральным телевидением, которое в свою очередь по техническим возможностям не отстает от мировых лидеров. Полностью перейти на цифровое вещание в России планируется к 2015 году. В Татарстане уже начата эта работа: так, тестовое вещание организовано с середины 2007 года. На данный момент более половины территории республики находится в слабой зоне приема аналогового сигнала, из-за чего жителям сельских районов доступны для просмотра не более трех каналов. Переход к цифровому телевещанию решит эту проблему. Жители любой точки Татарстана будут обеспечены телесигналом с улучшенным качеством звука и изображения, свободным от помех. Кроме того, цифровое вещание позволит передавать на одном частотном канале одновременно несколько программ, так называемый пакет. К примеру, в странах Европы от 70% (Германия, Бельгия, Италия, Великобритания) до 90% (Финляндия) населения смотрит передачи цифрового телевидения [3]. В Татарстане цифровое телевидение предлагается кабельными операторами -«ТВТ», «Эр-телеком».

Единственным спутниковым каналом в республике является «ТНВ», который транслируется в кабельных сетях 144 городов России. В Москве через

«Комкор ТВ» доступ к «ТНВ» имеют 20 тыс. абонентов. Эфирное вещание осуществляется в Свердловской, Оренбургской, Пермской, Ульяновской областях. В составе цифрового пакета канал транслируется в Кургане и Курганской области. 5 млн. жителей Казахстана и Эстонии смотрят программы «ТНВ» через кабельного оператора [4]. В тех зарубежных странах, регионах России и районах Татарстана, где нет технической возможности получить аналоговый сигнал, болельщики «Ак барса» и «Рубина» могут смотреть спортивные трансляции и другие передачи в сети Интернет, воспользовавшись услугами компании «Корбина ТВ».

Из последних инновационных преобразований в области СМИ следует выделить появление в «Рунете» «новостей нового формата» - news2.ru, увеличение количества электронных газет и агентств, которые на своих сайтах размещают видеосюжеты. В феврале 2007 г. в Поволжье начало работу первое интернет-телевидение, вещание которого осуществляется на сайте информационного агентства «Татар-информ» филиала ОАО «Татмедиа». На сайте www.tatar-inform.ru журналисты ежедневно размещают видеорепортажи, онлайн-конференции, прямые трансляции с крупных спортивных и культурных мероприятий. Появились новые социальные проекты: «Жалуйтесь. ру» - жалобная книга «Рунета», сайт видеоблогов «Видео для меня», на который для провайдеров предусмотрен льготный доступ. Совместно с ТРК «Казань» «Татар-информ» участвует в производстве еженедельной информационно-аналитической программы «Республика. Итоги недели». Сегодня агентство решает вопрос, связанный с увеличением каналов распространения информации. Сотрудничество с сотовыми операторами, работающими в стандарте 30, позволит в ближайшее время пользователям мобильных телефонов загружать видео- и телепроекты агентства «Татар-информ».

В целях увеличения читательской аудитории Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» был создан интернет-проект -портал средств массовой информации Республики Татарстан www.tatmedia.com, на котором республиканские районные и городские газеты получили возможность размещать свои новости.

Появился симбиоз электронных и печатных СМИ. К примеру, студенческая газета «Молодежь Татарстана» имеет тираж 9.5 тыс. экземпляров. Для увеличения аудитории читателей редакция создала интернет-версию газеты. Следует упомянуть, что на сегодняшний день собственными интернет-версиями обладают большинство периодических изданий Казани. Количество посещений оригинальными пользователями составляет от 800 до 1000 в день. Поскольку молодежь газетную версию читает редко, редакция также расширила свою аудиторию посредством использования новых технологий - через сообщество блогов и социальные каналы связи («Одноклассники.ру»).

Развитие инновационной журналистики порождает позитивные изменения в информационном пространстве, но в то же время обостряет существующие проблемы. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

1. Необходимость увеличения финансирования массмедийной отрасли. Инновационное развитие возможно за счет мощных инвестиций, бюджетного финансирования или помощи спонсоров. В 2007 г. правительство РФ выделило

на поддержку телевидения и радиовещания более 20 млрд. рублей. Это означает, что финансирование телерадиовещания было увеличено на 64% по сравнению с прошлым годом. Часть этих средств направлена на финансирование каналов «Russia Today», «Культура», «Спорт», компенсацию за покрытие аналоговым вещанием отдаленных районов России [5].

2. Необходимость переподготовки профессиональных кадров. С развитием инновационной журналистики повышается потребность в подготовке на профильных факультетах специалистов, владеющих современными технологиями и компьютерными программами. Это касается как журналистов, так и технического персонала - сотрудников региональных СМИ. Решение этой проблемы в Республике Татарстан осуществляется через проведение обучающих семинаров для журналистов - как на базе Агентства «Татмедиа», так на базе республиканского Союза журналистов и факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета.

3. Отсутствие интеллектуальной и обучающей журналистики. На встрече с преподавателями из Института коммуникационного менеджмента им был задан вопрос: «Информацию какого формата легче всего продать?» Был получен ответ о том, что самая востребованная информация начинается на «С». Это так называемое правило «четырех С» - «смерть», «сенсация», «секс», «скандал». Отдельные СМИ, которые специализируется на распространении информации перечисленных выше категорий, искусственно муссируют события, намеренно выбирая двусмысленные заголовки для своих сообщений и публикаций. В этих условиях отсутствие интеллектуальной, а также обучающей журналистики становится серьезной проблемой, требующей скорейшего решения. Правительство России уже выступило с предложением создать правовой канал для повышения юридической грамотности россиян.

4. Своевременное решение правовых и организационных вопросов в сфере массовой коммуникации. Появление инновационной журналистики стимулирует возникновение новых институтов, рост числа участников информационного пространства, а также деятельность по преобразованию законодательства. Так, в 2006 г. между Правительством Татарстана и компанией «Радиотелеком» было заключено соглашение о развитии цифрового телевидения в Татарстане. В соответствии с программой участниками этого сегмента стали государственные и коммерческие предприятия, создана республиканская комиссия по развитию телерадиовещания. Если говорить о правовой стороне вопроса, была принята и одобрена руководством республики «Концепция развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на период 2007-2015 годов». С целью исполнения намеченного было подписано постановление Правительства Республики Татарстан о создании Республиканской комиссии по развитию телерадиовещания, перед которой поставлена задача провести необходимую работу по переходу на цифровые технологии в Татарстане.

5. Предотвращение нарушений закона об авторском праве. В Интернете функционируют новостные порталы и сайты, которые размещают информацию без указания первичного источника, тем самым нарушая закон об авторском праве. Данная тенденция сдерживает развитие СМИ. Особенно негативно это отражается на информационных новостных агентствах, которым становится все

сложнее привлекать рекламодателей. Получается, что на новостях, изготовление которых является одной из основных затратных статей агентств, невозможно сделать бизнес. Если говорить об опыте Татарстана в решении этой проблемы, то необходимо указать на создание в 2006 г. в Казанском государственном университете Татарстанского Отделения Кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности, являющегося филиалом Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (г. Москва). С участием преподавателей, которые являются членами этого отделения, проведено несколько семинаров и конференций, на которых практики и теоретики массовых коммуникаций совместно с юристами обсуждали особенности защиты авторского права, многочисленные выходы из проблемных ситуаций.

В заключение необходимо отметить, что региональная специфика инновационного развития журналистики, а также решения проблем ее содержательного, технологического и технического развития в Республике Татарстан, конечно же, не исчерпывается мерами, которые поддерживаются или напрямую инициируются в государственном секторе информационного пространства. Однако сегодня поддержка государства остается по-прежнему важной. На наш взгляд, перспективы развития инновационной журналистики заключаются в том, что наряду с технологическим, экономическим и политическим факторами не меньшее внимание должно быть уделено фактору социальному, выраженному в более активном участии в проектах СМИ их аудитории. Процесс формирования групп активных участников массовой коммуникации протекает довольно медленно, но именно этот процесс является целью и условием успешного существования инновационной журналистики.

Summary

S.N. Taisheva. Innovative Journalism in Tatarstan.

The article regards the specific features of innovative development of modern journalism in the Republic of Tatarstan. Main development factors are analyzed. The most actual innovative changes in the sphere of Tatarstan mass media are viewed.

Key words: innovative journalism, informative space of Tatarstan, regional mass media, electronic mass media, media market, digital technologies, virtual journalism.

Литература

1. Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. (19-20 окт. 2006 г.) / Под. ред. В.З. Гарифуллина; сост. Р.П. Баканов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 356 с.

2. Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Фак-т журналистики Моск. ун-та, 2008. - 488 с.

3. Засурский Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, 23-25 окт. 1997 г.) / Отв. ред. Я.Н. Засурский. -М., 1998. - С. 3-15.

4. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Массмедиа и коммуникации в постком-мунистической России / Отв. ред. Е.Л. Вартанова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. -160 с.

5. Средства массовой информации России: учеб. пос. для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 380 с.

Поступила в редакцию 23.06.09

Таишева Сюмбель Нурисламовна - заместитель генерального директора Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа», г. Казань.

E-mail: hiacpent@excite.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.