Научная статья на тему 'Особенности нормативного регулирования займовых операций по древнеиндийским дхармашастрам'

Особенности нормативного регулирования займовых операций по древнеиндийским дхармашастрам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ / ДХАРМАШАСТРЫ / НАРАДА / МАНУ / ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / КАИКА / КАЛИКА / КАРИТА / ЧАКРАВРИДДХИ / ANCIENT INDIA / DHARMASASTRAS / NāRADA / MANU / DEBT OBLIGATIONS / KAYIKA / KALAVRDDHI / KARITA / CHAKRA VRDDHI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безносова Яна Викторовна

Дхармашастры древнеиндийские трактаты, отражающие представления священнослужителей-брахманов относительно нормативного регулирования различных сторон жизни индийцев, в том числе обязательственных отношений между должником и кредитором по договору займа. Характерной чертой трактатов подобного рода является освещение всех вопросов с позиций нравственности, разумности и справедливости. Не является исключением и регулирование долговых обязательств. Дхармашастры предписывают сторонам обязательственных правоотношений в своём стремлении к экономической выгоде не забывать о требованиях морали и нравственности, что, в частности, проявляется в запрете устанавливать определенные виды процентов, ущемляющих интересы должника. В этой связи в статье рассматриваются не изученные ранее в историко-правовой науке проценты по договору займа: «каика», «калика», «карита» и «чакравриддхи», применение которых на практике осуждалось составителями дхармашастр в силу их кабального характера по отношению к должнику. Приводятся существующие в научной литературе точки зрения на проблему трактовки содержания указанных видов процентов. В качестве основных источников исследования послужили дхармашастры Ману и Нарады, в ряде случаев при необходимости привлекались тексты дхармасутры Гаутамы, а также Артхашастры Каутильи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of statutory regulation of the loan agreement according to Ancient Indian dharmaśāstras

Dharmaśāstras were the Ancient Indian treatises reflecting the views of Brahmans on statutory regulation of the various aspects of Indian life, including the contractual relations between the debtor and the creditor under the loan agreement. A characteristic feature of the treatises is to cover all issues from the viewpoint of morality, rationality and justice. Regulation of debt obligations is not exception. Dharmaśāstras require parties to contractual relations in their pursuit of economic gain not to forget about the requirements of morality and ethics that, in particular, manifested in the prohibition to establish certain types of interest against the interest of the debtor. In this regard, in the article such interests under the loan agreement are discussed as “kayika”, “kalika”, “karita” and “chakra vrddhi”. This interests are not previously researched in the historical-legal science. The application of this interests in practice was condemned by the compilers of dharmaśāstras because of their onerous nature towards a debtor. The varied scholarly opinions on the issue of interpretation of the content of these types of interest are discussed. The main sources of this research are dharmaśāstras Manu and Nārada, in some cases the texts of Gautama’s Dharmasutra and Kauṭilya’s Arthasastra are utilised.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативного регулирования займовых операций по древнеиндийским дхармашастрам»

УДК 340.15

Безносова Яна Викторовна

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

sunrise148@ramЫer ш

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЙМОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ДРЕВНЕИНДИЙСКИМ ДХАРМАШАСТРАМ

Дхармашастры - древнеиндийские трактаты, отражающие представления священнослужителей-брахманов относительно нормативного регулирования различных сторон жизни индийцев, в том числе обязательственных отношений между должником и кредитором по договору займа. Характерной чертой трактатов подобного рода является освещение всех вопросов с позиций нравственности, разумности и справедливости. Не является исключением и регулирование долговых обязательств. Дхармашастры предписывают сторонам обязательственных правоотношений в своём стремлении к экономической выгоде не забывать о требованиях морали и нравственности, что, в частности, проявляется в запрете устанавливать определенные виды процентов, ущемляющих интересы должника. В этой связи в статье рассматриваются не изученные ранее в историко-правовой науке проценты по договору займа: «каика», «калика», «карита» и «чакравриддхи», применение которых на практике осуждалось составителями дхармашастр в силу их кабального характера по отношению к должнику. Приводятся существующие в научной литературе точки зрения на проблему трактовки содержания указанных видов процентов. В качестве основных источников исследования послужили дхармашастры Ману и Нарады, в ряде случаев при необходимости привлекались тексты дхармасутры Гаутамы, а также Артхашастры Каутильи.

Ключевые слова: Древняя Индия, дхармашастры, Нарада, Ману, долговые обязательства, каика, калика, кари-та, чакравриддхи.

Источниками информации об истории нормативного, в том числе правового регулирования общественных отношений в Древней Индии выступают дхармасутры, артхашастры, древнеиндийская эпиграфика. Но, пожалуй, одни из наиболее ценных сведений нормативного характера содержатся в дхармаша-страх - трактатах, охватывающих вопросы религиозного, этического и правового регулирования поведения древних индийцев.

Раскрывая различные аспекты правового регулирования, дхармашастры значительное внимание уделяют упорядочению отношений между должником и кредитором по договору займа, охватывая, в частности, вопросы о предмете и форме договора, его видах, правах, обязанностях и ответственности сторон, способы обеспечения возврата долга, а также порядок погашения долга в случае несостоятельности либо смерти должника.

Указанные аспекты освещаются большинством древнеиндийских дхармашастр довольно исчерпывающе, единообразно и не вызывают проблем в их уяснении. В то же время, вопрос о видах применявшихся процентов и их характеристике представляется далеко не однозначным.

Согласно шлоке А100 главы 1 дхармашастры Нарады (далее - ДН, 1. А100), по общему правилу, в случаях, когда займ не был обеспечен залогом, по договору взималось 2%, 3%, 4% либо 5% ежемесячно в зависимости от варны должника [2, с. 77]. В ситуации же, когда должник предоставлял кредитору обеспечение возврата долга, процент по договору был значительно ниже и составлял «80-ю часть со ста» (1,25%) в месяц независимо от варны должника. Вместе с тем, допускалось взимать и 2% ежемесячно, но особо оговаривалось, что в этом случае «кредитор не будет считаться

грешником ради выгоды, если он помнит об образе жизни добродетельных» (ДН, 1. А 99, А101) [2, с. 77]. Тем самым, в дхармашастре подчеркивается важность при стремлении к экономической выгоде в гражданско-правовых отношениях помнить о принципах морали и нравственности, что проявляется и в других положениях дхармашастры. Так, в шлоке 153 главы VIII дхармашастры Ману (далее - ДМ, VIII. 153) осуждается применение в гражданско-правовой практике процентов «каика» (кау&а), «калика» (ка^^Ы), «карита» (кайа) и «чакравриддхи» (chakravrddhi) (ДН, 1.87) [2, с. 77, 78; 3], носящих ярко выраженный кабальный характер по отношению к должнику. Указанные виды процентов упоминаются также в ряде дхармасутр, об одном из них (проценте «карита») сообщается в Артхашастре Каутильи. Однако содержание одних и тех же видов процентов существенно различается в интерпретации различных переводчиков и комментаторов.

Единственный из перечисленных видов процентов, трактовка которого не вызывает споров среди ученых, является процент «чакравриддхи». Вероятно, он являлся не чем иным, как существующим в правовой практике современных государств «сложным процентом», при котором проценты прибыли в конце каждого периода прибавлялись к основной сумме долга, и полученная величина в дальнейшем становилась исходной для начисления новых процентов (ДМ, УШ.153; ДН, 1. 89) [2, с. 78; 3].

Относительно единообразно подходят учёные и к определению сущности процента «карита» или «установленного» процента.

Так, один из средневековых комментаторов дхармасутры Гаутамы указывает: «Если кредитор и заемщик, с учётом страны, времени, объекта, и статуса заемщика, договорились между собой об

© Безносова Я.В., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

181

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

определенном размере процента (например, 10% в месяц), то такой процент называется установленным» [4, с. 239]. Известные российские историки А.А. Вигасин и А.М. Самозванцев со ссылкой на средневекового комментатора Ассахаю отмечает, что это был процент, установленный «по согласованию между должником и кредитором, более высокий, чем диктовалось обычными нормами; обещанный должником в период чрезвычайных обстоятельств» [2, с. 167]. Ещё более детальную трактовку находим в тексте Артхашастры Кау-тильи: «Законный месячный процент - 1% паны со ста... С устанавливающего и побуждающего к установлению процента выше этого - первый штраф сахаса... А когда царь не в состоянии обеспечить порядок в государстве, можно придерживаться соглашения между кредитором и должником» [1, с. 72]. Подобное положение встречаем и в дхармасутре Брихаспати: «Но больший процент, на который согласился должник в период бедствий, следует всегда выплачивать; он называется карита. В других случаях никоим образом не следует выплачивать процент карита» [1, с. 109].

Таким образом, системный анализ вышеприведенных переводов позволяет сделать вывод о том, что установление процента «карита» предполагало наличие договорённости между сторонами по поводу размера данного процента, причём на условиях, ущемляющих интересы должника. Использование указанного процента в условиях обычного гражданского оборота осуждалось составителями текста дхармашастр [1, с. 109; 3], а в Артхашастре Каутильи предусматривалось наказание за применение такого процента [1, с. 72]. Исключением являлись лишь случаи чрезвычайных ситуаций (беспорядков в стране), когда в силу объективных причин общественные отношения не могли быть урегулированы государством, и процент разрешалось устанавливать по соглашению между должником и кредитором (как правило, выше предусмотренного дхармашастрами 1,25%).

Существенно различаются между собой варианты толкования следующего вида процентов - «калика» (kalavrddhi). Так, А.А. Вигасин и А.М. Самозванцев полагают, что это процент, который «ежемесячно увеличивает капитал» (ДН, 1. 88) [2, с. 77]. Однако такая трактовка соответствует, скорее, характеристике «сложного» процента, который, согласно классификации дхармашастр, выступал в качестве самостоятельного вида. Немецкий учёный Ю. Йолли определяет «калику», как процент, который начисляется по истечении месяца (от «kala», что означает «время истекло») [5, с. 27]. Известный исследователь древнеиндийских источников Г. Бюлер называет указанный процент «периодическим» [4, с. 239]. В комментарии к дхармаша-стре Ману указывается: «Периодический процент (kalavrddhi) есть месячный процент» [3].

Совершенно иной смысл вкладывают средневековые комментаторы дхармасутры Гаутамы в понятие процента «калика»: «Если процент установлен на условиях, при которых ссуда должна быть возвращена в определенный срок и что в случае неуплаты, процент будет увеличен в три или четыре раза, такой процент называется периодическим» [4, с. 239].

Вместе с тем, в санскритско-английском словаре слову «kala» соответствует значение «период времени» [6]. Соответственно, если учитывать, что использование указанного процента было нежелательно с точки зрения дхармашастр, то логичнее становится трактовка комментаторов дхармасутры Гаутамы. В противном случае, если предположить, что «калика» являлся ежемесячным процентом (как считает Ю. Йолли), то в этом случае аспект ущемления прав должника отсутствовал и процент приобретал характер обычно рекомендуемого дхармашастрами. Если же брать за основу перевод, предложенный А.А. Вигасиным, то процент «калика» становится сложным процентом, который существовал в качестве отдельного вида «чакрав-риддхи».

Таким образом, на наш взгляд, для уяснения сути данного процента значение имеет период времени, а точнее его истечение, в результате чего, в случае невозврата долга, проценты увеличиваются в 3 или 4 раза.

И, наконец, наибольшие споры вызывает процент «каика». Проблема его понимания заключается в многозначности слова «kaya», от которого происходит само название процента, в связи с чем допустима многовариантность перевода.

Одним из значений слова «kaya» в контексте долговых обязательств является «предмет займа, основная сумма долга, капитал». Вероятно, руководствуясь именно данным значением, А.А. Вигасин делает вывод о том, что «каика» - это «регулярно взимаемый процент без изменения основного капитала» (ДН, 1. 88) [2, с. 77]. В комментарии к данной шлоке учёный поясняет, что речь идёт

0 проценте, который обычно устанавливается дхармашастрами в качестве законного процента, то есть 1,25%. Однако подобный перевод противоречит тому факту, что Ману осуждает применение на практике данного процента, а, следовательно, им не может быть процент, допускаемый дхарма-шастрами.

Ю. Йолли видит смысл процента «каика» в том, что он взимался ежедневно и составлял 0,5 или

1 пану в день [5, с. 27].

Однако слово «kaya» имело и второе значение -«телесный, физический», что позволило ряду средневековых комментаторов сделать вывод о том, что рассматриваемый «телесный» процент уплачивался физическим трудом или с использованием животных и рабов [3].

182

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 1, 2016

Есть и ещё один вариант трактовки данного процента как процента «в натуральной форме», который мог иметь место при использовании залога кредитором (в качестве такого процента могли выступать, например, молоко домашнего животного, отданного в залог, либо работа заложенного тяглового скота) [2, с. 167]. Однако использование залога кредитором допускалось дхармашастрами, тогда как, повторим, рассматриваемые нами проценты с точки зрения дхармашастр осуждались.

Для более глубокого анализа сущности процента «каика» обратимся к ещё одному источнику, содержащему перечень процентов по договору займа - дхармасутре Гаутамы. В ней перечисляются так называемые «особые» виды процентов, а именно: сложный, периодический, установленный, телесный, ежедневный проценты и проценты от использования залога [4, с. 239]. Если мы соотнесем перечисленные виды процентов с теми, которые были проанализированы нами ранее, получается, что сложному проценту соответствует процент «чакравриддхи», периодическому - «калика», а установленному - «карита».

Оставшиеся телесный, ежедневный проценты и процент от использования залога, которые в дхар-масутре Гаутамы рассматриваются в качестве трёх самостоятельных видов процентов, разными комментаторами, как показал проведенный выше анализ, вмещаются в содержание процента «каика».

Какой смысл в действительности вкладывали составители дхармашастр в тот или иной вид процента, на сегодняшний день с абсолютной точно-

стью сказать невозможно, однако сам факт выделения указанной группы процентов и их обособления как недопустимых на практике в силу кабального характера, ярко характеризует отраженное в дхар-машастрах учение брахманизма с точки зрения его стремления обеспечить оптимальное соотношение между интересами участников гражданского оборота и требованиями нравственности, разумности и справедливости.

Библиографический список

1. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхаша-стра»: проблемы социальной структуры и права. -М.: Наука, 1984. - 256 с.

2. Дхармашастра Нарады / пер. с санскрита и комментарий А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева; вступ. ст. А.А. Вигасина - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 256 с.

3. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. - М.: Наука, 1992 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/ manu/rus.html (дата обращения 30.11.2015).

4. Gautama. Transl. by G. Buhler // The Sacred Books of the East. - 1879. - Vol. 2. - 312 p.

5. Naradiya Dharmasastra of the Institutes of Narada. Transl. by J. Jolly. - 1876. - 349 p.

6. Sanskrit Dictionary [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://spokensanskrit.de/index.php?s cript=HK&beginning=0+&tinput=+adrsta&trans=Tra nslate&direction=AU (дата обращения: 01.12.2015).

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.