Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРОПРИЯТИЕ / МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ВИДЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ОБЩЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЕVENT / MASS EVENT / TYPES OF MASS EVENTS / SOCIETY / SECURITY / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ENSURING PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хутуев Валерий Артурович, Гутаев Алим Магомедович

Демократическое развитие государства подразумевает его эволюцию с рядом присущих сложных внутри- и внешнегосударственных процессов, к которым можно отнести такие как: строгое соблюдение суверенитета народа и признание его источником власти, незыблемость основного закона (Конституции), юридическое равноправие граждан страны, гарантированность и защита со стороны государства человека, его прав и свобод, свободы избирательного процесса (права), ограниченности сроков выборных органов власти, баланса разделения властей, многообразия конкурирющих политических сил (политического плюрализма), права меньшинства на оппозицию и пр. Кроме того, одним из важных признаков наличия в государстве демократических основ безусловно следует считать возможность граждан этого государства свободно выражать свои слова, мысли и волю, свободно передвигаться по территории своей страны, в том числе вне зависимости от времени суток, недели, месяца и года, заниматься предпринимательской деятельностью, любимым видом спорта, искусством, хобби. Формы выражения такой свободы могут быть самыми различными: устными и письменными, внутренними и внешними, с использованием средств массовой информации и без таковых, индивидуальными и групповыми, иными. В свою очередь, групповые формы выражения свободы слова и мысли могут представляться в виде различных массовых и публичных мероприятий (политических, спортивных, культурных и прочих). Обязанность же современной государственной власти при этом заключается в обеспечении безопасности граждан и их имущества при проведении подобных публично-массовых мероприятий, в реализации которой основная нагрузка возложена на органы правопорядка, в том числе полицию. Для современного российского общества также важное значение имеет качество реализации права граждан на мирные собрания, так как и было выше указано именно данные возможности в целом отражают демократические и правовые характеристики развитости того или иного государства. Соответственно, эффективная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД) по обеспечению безопасности личности и общества в целом и при проведении массовых мероприятий в частности является приоритетным направлением внутригосударственной деятельности. Целью данной статьи с учетом динамичности российского законодательства в настоящее время является попытка определения (анализа) понятия и видов массовых мероприятий на современном этапе развития российской общественности.The democratic development of the state requires a clear and rigorous observance of the rights and freedoms of man and citizen. One of the important signs of the existence of democratic foundations should be the ability of citizens of this state to freely express their words, thoughts and will, move freely throughout their country, including regardless of the time of day, week, month and year, to engage in entrepreneurial activity, their favorite type sports, art, hobbies. The forms of expression of such freedom can be different: oral and written, internal and external, with and without the use of the media, individual and group, other. Group forms of expression of freedom of speech and thought can be represented in the form of various mass and public events (political, sports, cultural and others). The duty of modern state power is to ensure the safety of citizens and their property during public events. The purpose of this article is to define the concept and types of mass events at the present stage of development of the Russian public.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хутуев Валерий Артурович, Гутаев Алим Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

12.00.11

8.3. Особенности нормативного регулирования массовых мероприятий в Российской Федерации и их классификация

©Хутуев Валерий Артурович ©Гутаев Алим Магомедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, г.Нальчик, Россия lel4993@mail.ru

Аннотация

Демократическое развитие государства подразумевает его эволюцию с рядом присущих сложных внутри- и внешнегосударственных процессов, к которым можно отнести такие как: строгое соблюдение суверенитета народа и признание его источником власти, незыблемость основного закона (Конституции), юридическое равноправие граждан страны, гарантированность и защита со стороны государства человека, его прав и свобод, свободы избирательного процесса (права), ограниченности сроков выборных органов власти, баланса разделения властей, многообразия конкурирющих политических сил (политического плюрализма), права меньшинства на оппозицию и пр.

Кроме того, одним из важных признаков наличия в государстве демократических основ безусловно следует считать возможность граждан этого государства свободно выражать свои слова, мысли и волю, свободно передвигаться по территории своей страны, в том числе вне зависимости от времени суток, недели, месяца и года, заниматься предпринимательской деятельностью, любимым видом спорта, искусством, хобби. Формы выражения такой свободы могут быть самыми различными: устными и письменными, внутренними и внешними, с использованием средств массовой информации и без таковых, индивидуальными и групповыми, иными. В свою очередь, групповые формы выражения свободы слова и мысли могут представляться в виде различных массовых и публичных мероприятий (политических, спортивных, культурных и прочих).

Обязанность же современной государственной власти при этом заключается в обеспечении безопасности граждан и их имущества при проведении подобных публично-массовых мероприятий, в реализации которой основная нагрузка возложена на органы правопорядка, в том числе полицию.

Для современного российского общества также важное значение имеет качество реализации права граждан на мирные собрания, так как и было выше указано именно данные возможности в целом отражают демократические и правовые характеристики развитости того или иного государства. Соответственно, эффективная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД) по обеспечению безопасности личности и общества в целом и при проведении массовых мероприятий в частности является приоритетным направлением внутригосударственной деятельности.

Целью данной статьи с учетом динамичности российского законодательства в настоящее время является попытка определения (анализа) понятия и видов массовых мероприятий на современном этапе развития российской общественности.

Ключевые слова: Мероприятие, массовое мероприятие, виды массовых мероприятий, общество, безопасность, общественный порядок, общественная безопасность, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности.

Для цитирования: Хутуев В.А., Гутаев А.М. Особенности нормативного регулирования массовых мероприятий в Российской Федерации и их классификация // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 264-268.

Peculiarities of legal regulation of mass events in Russian Federation and their classification

©Khutuev Valery Arturovich ©Gutaev Alim Magomedovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of MIA Russia, Nalchik, Russia lel4993@mail.ru

Abstract

The democratic development of the state requires a clear and rigorous observance of the rights and freedoms of man and citizen.

One of the important signs of the existence of democratic foundations should be the ability of citizens of this state to freely express their words, thoughts and will, move freely throughout their country, including regardless of the time of day, week, month and year, to engage in entrepreneurial activity, their favorite type sports, art, hobbies.

The forms of expression of such freedom can be different: oral and written, internal and external, with and without the use of the media, individual and group, other. Group forms of expression of freedom of speech and thought can be rep-resented in the form of various mass and public events (political, sports, cultural and others).

The duty of modern state power is to ensure the safety of citizens and their property during public events.

264 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

The purpose of this article is to define the concept and types of mass events at the present stage of development of the Russian public.

Keywords: Еvent, mass event, types of mass events, society, security, public order, public safety, protection of public order, ensuring public safety.

For citation: Khutuev V.A., Gutaev A.M. Peculiarities of legal regulation of mass events in Russian Federation and their classification // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 264-268. (in Russ.).

Введение

Современное российское законодательство достаточно часто изменяется, что представляется весьма целесообразным, учитывая динамичность развития общества и государства и потребность в наличии соответствующих правовым реалиям нормативных актов, регламентирующих многогранность современной жизни, в том числе и сферу обеспечения общественной безопасности. Особое значение отдельные практические аспекты обеспечения общественного порядка и общественной безопасности приобретают в контексте реализации отдельных конституционных прав и свобод граждан, например, права на мирные собрания.

Вместе с тем, несмотря на динамичность развития современного российского законодательства, в нем сохраняются и отдельные правовые пробелы. Примером такового является отсутствие правовой регламентации понятия «массовое мероприятие», что в свою очередь приводит к серьезной путанице указанной категории с целым рядом других определений (публичное мероприятие, массовая акция и т.д.). Нет в законе и четкого разграничения количества и видов массовых мероприятий, что также затрудняет систематизацию работы с ним и выработку детального алгоритма действий представителей власти, в том числе правоохранительных структур, при проведении того или иного вида массового мероприятия. При этом, говоря к примеру, об органах внутренних дел, следует отметить, что в целом основной задачей ОВД при проведении массовых мероприятий, с учетом особенностей их проведения (введение ряда административных ограничений; ограниченность территории проведения мероприятия; участие большого количества людей) является создание максимально безопасной обстановки для их проведения.

Понятие «массовое мероприятие» в российском законодательстве и его соотношение со смежными понятиями

На основе анализа российского законодательства и научной литературы представляется целесообразным под массовыми мероприятиями понимать совокупность организованных действий большой группы лиц, которые проводятся в регламентируемом законодательством РФ порядке в общественном месте для удовлетворения их политических, духовных, экономических, культурных, религиозных и других потребностей.

Сущностными характеристиками указанного явления выступают следующие:

1) массовый характер мероприятия;

2) организованность проведения мероприятия;

3) целенаправленность проведения мероприятия;

4) мирный характер мероприятия;

5) открытость мероприятия;

6) проведение массового мероприятия в общественном месте.

С развитием институтов гражданского общества в российском государстве особое значение стали приобретать коллективные права, являющиеся одновременно и индивидуальными. Например, право на публичные мероприятия, которое затрагивает как интересы конкретного гражданина - участника такого действия, так и интересы групп лиц, которые объединились для защиты своих прав и свобод. Следовательно, право на публичные мероприятия свойственно одновременно и индивидам, и коллективам.

В ст. 31 Конституции РФ определено право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование1. И для реализации указанных прав граждане достаточно часто собираются в общественных местах для проведения массовых публичных мероприятий.

В этой связи, описывая массовые мероприятия, в первую очередь, безусловно, необходимо дать определение самого термина «массовое мероприятие». Под мероприятием принято понимать совокупность действий, объединённых одной общественно значимой задачей2. Однако в отношении критериев определения массового мероприятия в правовой литературе до сих пор сохраняются дискуссии.

Законодательство РФ не закрепляет единого понятия массовых мероприятий, вместо него достаточно часто используются иные категории. На основе анализа современного российского законодательства следует выделить несколько подходов к использованию понятий в анализируемой сфере:

- Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона (далее ФЗ) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием автотранспорта3.

- Согласно п. 1 ст. 60 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» массовыми мероприятиями являются собрания, встречи с гражданами, митинги, демонстрации, шествия, публичные дебаты, дискуссии и иные мероприятия, которые проводятся с целью агитации по вопросам референдума4. Ст. 63 указанного закона регла-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

3 Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485; 2018. № 42 (часть II). Ст. 6381.

4 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) //

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 265

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.11

ментирует условия проведения агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий.

- В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» законодатель использует понятия массовые акции и публичные мероприятия, не разъясняя содержания данных категорий и не разграничивая их5.

Указанные выше подходы не дают возможности четко определить содержание понятия «массовые мероприятия» и в некоторых случаях употребляются в качестве синонимичных иным указанным категориям. Единственным нормативно-правовым актом, который позволяет разграничить анализируемые понятия является ФЗ «О полиции», где в п. 6 ст. 12 закрепляется обязанность обеспечения безопасности и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий. При этом к публичным мероприятиям относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия и другие, а массовыми являются спортивные, зрелищные и иные мероприятия6. Аналогичный подход используется и в Фз «Об участии граждан в охране общественного порядка», где к массовым относятся спортивные, культурно-зрелищные и иные массовые мероприятия7.

Отдельные уточнения по содержанию категории «массовые мероприятия» содержатся в судебной практике. Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 16.05.17 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под «массовыми мероприятиями» понимаются культурно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического значения (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования).

При этом, в сегодняшних реалиях мы наблюдаем огромное множество массовых акций. Это и пешие, конные либо автомобильные многокилометровые массовые прогулки (проезды, пробеги), крестные ходы, флешмобы, стационарные протестные палаточные лагеря, вечеринки, политконцерты и тому подобное, что безусловно требует уточнения вышеуказанных правовых категорий.

Следует отметить, что проблема стала очевидной и в связи с введением административно-правовых мер ответственности за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. Используемый в ст. 20.2.2 КоАП РФ термин «массовое одновременное пребывание и (или) передвижение» также в настоящее время не имеет определенности. Включение в законодательство о публичных мероприятиях неопределенных по содер-

Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; 2017. № 25. Ст. 3589.

5 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015. № 48 (часть I). Ст. 6680.

6 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2019. № 14 (часть I). Ст. 1461.

7 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2019. № 14 (часть I). Ст. 1461.

жанию терминов ведет к ограничению конституционной свободы собраний. При этом, в законодательстве не установлены и правовые последствия за нарушение правопорядка, повлекшие угрозы для жизни, здоровья или имущества граждан, при проведении иных массовых мероприятий, не являющихся публичными мероприятиями.

Таким образом, в российском законодательстве до сих пор не сформулировано единого подхода к определению понятия «массовые мероприятия» и его соотношения с иными смежными категориями. Для того, чтобы разграничить рассмотренные ранее понятия следует определить черты, присущие массовым мероприятиям:

1) массовый характер мероприятия - участие в нем двух и более людей;

2) организованность проведения мероприятия - наличие лиц, ответственных за организационные вопросы;

3) целенаправленность проведения мероприятия -наличие у организаторов и собравшихся людей единой цели;

4) мирный характер мероприятия - у лиц, принимающих участие в данном мероприятии, отсутствуют оружие, боеприпасы и иные устройства, посредством которых можно нанести ущерб здоровью других участников. Мирный характер также напрямую связан и с целями проведения мероприятия, которые не могут иметь экстремистскую и террористическую

направленность;

5) открытость мероприятия - возможность присоединения иных лиц для участия в данном мероприятии;

6) проведение массового мероприятия в общественном месте.

На основе вышеназванных признаков следует сформулировать следующее определение понятия массовые мероприятия - это совокупность организованных действий большой группы лиц, которые проводятся в регламентируемом законодательством РФ порядке в общественном месте для удовлетворения политических, духовных, экономических, культурных, религиозных и других потребностей.

Разобравшись с содержанием различных категорий по заявленной проблематике следует определить особенности их соотношения. Так особое значение для определения соотношения массовых и публичных мероприятий имеет целенаправленность их проведения. Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Целью проведения массовых мероприятий выступает реализация прав, свобод и законных интересов большой группы лиц, а также удовлетворение их экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей. Исходя из данного критерия разграничения анализируемых понятий, следует сделать вывод, что публичные мероприятия и массовые мероприятия соотносятся как часть и целое, частное и общее, где

266 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

публичные мероприятия являются разновидностью массовых.

Классификация массовых мероприятий

Определившись с понятием массовых мероприятий и учитывая, что в настоящее время их проводится множество, следует рассмотреть и основные виды массовых мероприятий:

по содержанию массовые мероприятия принято разделять на:

- общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

- спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).

- культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

по уровню организации и проведения массовых мероприятий выделяют:

- международные - проводятся на территории одного и более государств;

- всероссийские - проводятся на территории одного государства - РФ;

- региональные - проводятся на территории внутригосударственного региона, например, субъекта РФ;

- местные - проводятся на территории отдельных районов и муниципалитетов.

в зависимости от места проведения различают:

- массовые мероприятия, проводимые в зданиях, сооружениях;

- массовые мероприятия, проводимые на открытой местности.

в зависимости от периодичности проведения массовые мероприятия принято разделять на:

- разовые - мероприятия, которые проводятся единожды;

- периодические - мероприятия, которые проводятся

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; 2017. № 25. Ст. 3589.

3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485; 2018. № 42 (часть II). Ст. 6381.

4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015. № 48 (часть I). Ст. 6680.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2019. № 14 (часть I). Ст. 1461.

6. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 81.

более одного раза в соответствии с определенным графиком.

по субъектному составу и возможности участия в массовом мероприятии выделяют:

- общедоступные - мероприятия, для участия в которых не требуется совершения дополнительных действий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ограниченные количеством участников - мероприятия, участие в которых могут принять лица, которые совершили дополнительные действия (например, приобретение билета);

- ограниченные статусом участников - мероприятия, участие в которых могут принять лица, относящиеся к отдельным социальным группам, профессиям и т.д.

Заключение

Анализируя понятие и разновидность массовых мероприятий не стоит забывать об их серьезном социальном и культурном значении для прогресса российского общества и государства. В современных условиях развития нашего государства всё более повышается активность граждан и общественных организаций, призывающих различные группы людей к участию в общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и иных массовых мероприятиях. Всё чаще и чаще улицы, бульвары, парки, скверы, площади и аллеи используются людьми для проведения всевозможных собраний, митингов, шествий и демонстраций. Именно посредством проведения массовых мероприятий различных видов удовлетворяются отдельные потребности людей, например, такие как культурный отдых, спортивное развитие и др. Помимо этого уровень проведения массовых мероприятий весьма серьезно влияет на восприятие людей органов государственной власти и в целом управленческих процессов в стране.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) (considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sz the Russian Federation. 2014. No. 31. St. 4398.

2. The Federal constitutional law dated 28.06.2004 № 5-FKZ "On referendum of the Russian Federation" (edition of 18.06.2017) // collected legislation of the Russian Federation. 2004. No. 27. St. 2710; 2017. No. 25. St. 3589.

3. Federal law No. 54-FZ of 19.06.2004 "on assemblies, meetings, demonstrations, processions and picketing" (ed. from 11.10.2018) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2004. No. 25. St. 2485; 2018. No. 42 (part II). St. 6381.

4. Federal law of 25.07.2002 № 114-FZ "On countering extremist activities" (as amended on 23.11.2015) // collected legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. St. 3031; 2015. No. 48 (part I). St. 6680.

5. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ "On police" (as amended on 01.04.2019) // collected legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. St. 900; 2019. No. 14 (part I). St. 1461.

6. Federal law of 02.04.2014 № 44-FZ "About participation of citizens in public order protection" (ed. by 31.12.2017) // collected legislation of the Russian Federation. 2014. No. 14. St. 1536; 2018. No. 1 (Part I). St. 81.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 267

ISSN 2310-7049 (online)

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2019. № 18. Ст. 2211.

8. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.

9. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; 2018. № 1 (часть I). Ст. 81.

10. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

11. Абдуллин А.Р. обеспечение безопасности в местах массового пребывания людей при проведении различных мероприятий // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3. С. 151-154.

12. Ваньков А.В., Дубровин А.К. Правовая регламентация и задачи обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: Сборник научных статей. Издательство: ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Иркутск), 2017. С. 185-189.

7. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ "On General principles of organization of local government in the Russian Federation" (edition of 01.05.2019, Rev. from 03.07.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. no. 40. St. 3822; 2019. No. 18. St. 2211.

8. Federal law of 23.06.2016 No. 182-FZ "About bases of system of prevention of offences in the Russian Federation" // collected legislation of the Russian Federation.

2016. No. 26 (Part I). St. 3851.

9. Federal law of 02.04.2014 № 44-FZ "About participation of citizens in public order protection" (ed. by 31.12.2017) // collected legislation of the Russian Federation. 2014. No. 14. St. 1536; 2018. No. 1 (part I). St. 81.

10. Explanatory dictionary Ozhegova. S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova.

11. Abdullin A. R. ensuring security in places of mass stay of people during various events / / Actual problems of the state and society in the field of ensuring human rights and freedoms and civil rights. 2018. no. 3. Pp. 151-154.

12. Vankov A.V., Dubrovin A. K. Legal regulation and tasks of ensuring public order and public safety during mass events / / Actual questions of tactics of protection of public order and public safety: Collection of scientific articles. Publishing house: East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Irkutsk),

2017, Pp. 185-189.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,17%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Хутуев Валерий Артурович, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, майор полиции.

Гутаев Алим Магомедович, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, лейтенант полиции. E-mail: lel4994@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Khutuev Valery Arturovich, Lecturer, Department of Law Enforcement, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, police major.

Gutaev Alim Magomedovich, Lecturer, Department of Law Enforcement, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, lieutenant of police. E-mail: lel4994@mail.ru

268 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.