ОСОБЕННОСТИ НЕДЕЛЬНОГО РИТМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ЮНОШЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ СЕЗОНЫ ГОДА
Чеснокова В.Н.
Архангельский государственный технический университет, кафедра физической культуры, г. Архангельск
Все жизненные процессы имеют не только пространственную структуру (пространственное воплощение), но и сложные временные характеристики (временное воплощение), которые проявляются в многообразии различных функций и их взаимодействий. Временные структуры жизни развивались в согласии с геофизическими и космическими временными характеристиками, что помогает обеспечивать оптимальную адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Климат Европейского Севера России отличается выраженной сезонной асимметрией фотопериодизма, контрастностью, резкой сменой температурного режима. Особенно демонстративны в этом отношении периоды «полярного дня» (лето) и «полярной ночи» (зима), когда отмечаются максимальные и минимальные дни солнечной инсоляции. Смена дня и ночи, света и темноты является наиболее существенным явлением для живой природы, оказывающим значительное влияние на ритмические процессы в организме. В свою очередь, дестабилизация ритма вызывает значительные перестройки в деятельности организма, влияющие на психическое состояние и работоспособность. Вместе с тем, использование «биологического времени» при анализе жизненных функций требует систематических повторных наблюдений и исследований, результаты которых представляют собой временные ряды. При этом для корректного представления временного периода требуется определенное число точек измерения в рамках каждого цикла, находящихся на равном удалении друг от друга, или многочисленные измерения в различных фазах повторяющейся ритмической активности.
Целью нашего исследования было изучение недельного ритма сердечно-сосудистой системы у юношей в различные сезоны года:
Материалы и методы: Исследование проведено в четыре этапа - осень (октябрь), зима (декабрь), весна (март) и лето (июнь). В течение 15 дней у 50 юношей (возраст 19,45±0,13 лет, рост 177,11±1,04 см, масса тела 71,94±1,24 кг) с 08 до 09 часов измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (АДс) и диастолическое артериальное давление (АДд) в состоянии относительного мышечного покоя.
Обработка полученного материала проводилась на персональном компьютере Pentium IV с помощью стандартных статистических программ. Достоверность оценивалась по ^критерию Стьюдента. Анализ структуры биоритмов выполнен с помощью биоритмологического метода косинор-анализ.
Максимальные сезонные величины ЧСС в недельной динамике отмечены весенне-летний период года относительно осени (Р<0,001) и зимы (Р<0,001) (Рис. 1).
Рис. 1 Хроноструктура недельного ритма ЧСС у юношей в динамике сезонов года Для осеннего времени года характерны минимальные значения данного показателя относительно зимы (Р<0,01), весны (Р<0,001) и лета (Р<0,001). Кроме того, в осеннее время года наблюдается снижение амплитуды ритма (Р<0,001), тогда как максимальные ее величины зарегистрирована в летний период (Р<0,001). Косинор-анализ недельной динамики ЧСС указывает на наличие статистически значимого 24-го ритма ЧСС в динамике года с акрофазой в утреннее время (осенью в 8'53", зимой в 6'03", весной в 7'53", летом в 7'43"). В осеннее время максимальные
значения ЧСС в недельной динамике наблюдаются в выходные дни (воскресенье), тогда как для вторника и среды
характерны минимальные величины. В период зима-весна-лето акрофаза приходится на середину и конец недели (среда-четверг-пятница). Отметим синхронность динамического ряда ЧСС в период зима-весна-лето, тогда как осенью наблюдается изменение хроноструктуры ритма.
Исследование недельной хроноструктуры систолического артериального давления (АДс) показывает (Рис. 2), что для осеннего периода года характерны минимальные величины данного показателя относительно зимы (Р<0,001), весны (Р<0,001) и лета (Р<0,001). В данный период года наблюдается снижение амплитуды АДс относительно зимы (Р<0,001) и лета (Р<0,001). В весенний сезон отмечены самые высокие сезонные значения АДс (Р<0,001), которые снижаются к лету (Р<0,001). Максимальные показатели амплитуды АДс отмечены летом (Р<0,001).
Дни недели - Лето —■- — Осень -
Рис. 2 Хроноструктура недельного ритма АДс у юношей в динамике сезонов года Косинор-анализ выявил, что в динамике недели период акрофазы АДс осенью, весной и летом наблюдается в дневное время (осенью в 15'42", весной в 17'09" и летом в 13'49"), а зимой - в утренние часы (в 8'40"). Максимальные значения АДс в осенний период характерны для выходных дней (суббота), тогда как в середине недели имеет место снижение величин АДс. Практически аналогичная динамика показателя АДс наблюдается в период «полярной ночи» с небольшим запаздыванием (максимум значения приходится на пятницу). Синхронность изменений свидетельствует о состоянии стабильности в осеннезимний период в системе систолического артериального давления. В весенний период максимальные величины АДс отмечены в понедельник, а к четвергу-пятнице снижаются до минимума. В летний период максимальный показатель АДс зарегистрирован в четверг, а своего недельного минимума его величины достигают к выходным дням и сохраняются на начало рабочей недели. Анализ недельной хроноструктуры диастолического артериального давления (АДд) показывает (Рис. 3), что в динамике сезонов года минимальными величинами
отмечен осенне-зимний период, а максимальными - весеннелетний (Р<0,001).
Рис. 3 Хроноструктура недельного ритма АДд у юношей в динамике сезонов года
Косинор-анализ показателей АДд в динамике недели указывает, что зимой, весной и летом период акрофазы наблюдается в дневное время (зимой в 12'53", весной в 14'56" и летом в 11'11"), а осенью наблюдается его смещение на утреннее время (7'10"). Осенью максимальные величины АДд характерны для середины недели (четверг) со снижением
показателя к выходным дням и в начале недели. В период «полярной ночи» (декабрь) можно наблюдать аналогичную картину, что указывает на упорядоченное состояние системы АДд и сбалансированность процессов. Данный факт косвенно подтверждается ростом амплитуды к этому времени года. Состояние упорядоченности сохраняется к весеннему сезону, о чем свидетельствуют максимальные в годовой динамике показатели амплитуды. В данное время года акрофаза АДд приходится на конец недели (пятница). Максимальные сезонные величины АДд с акрофазой в начале недели получены в летний период года.
Таким образом, анализ ритмической структуры ЧСС в динамике сезонов года указывает на состоянии
структурной неустойчивости в осенний сезон, относительно других периодов года. Рассогласованность биоритмов АДс наблюдается при переходе от зимнего к весеннему и от летнего к осеннему периодам. Ритм АДд отмечен большей стабильностью и асинхронный процесс в годовой динамике наблюдается летом.
Дни недели -Лето —■—Осень -
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и
2. Сборник научных тезисов и
3. Сборник научных тезисов и
4. Сборник научных тезисов и
5. Сборник научных тезисов и
6. Сборник научных тезисов и
7. Сборник научных тезисов и
8. Сборник научных тезисов и
9. Сборник научных тезисов и
статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование
в XXI веке», Москва, 2011. Т.13 в XXI веке», Москва, 2010. Т.12 в XXI веке», Москва, 2009. Т.11 в XXI веке», Москва, 2008. Т.10 в XXI веке», Москва, 2007. Т.9. в XXI веке», Москва, 2006. Т.8. в XXI веке», Москва, 2005. Т.7. в XXI веке», Москва, 2004. Т.6. в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.