Научная статья на тему 'Особенности назначения наказания за побег по законодательству России и стран ближнего зарубежья'

Особенности назначения наказания за побег по законодательству России и стран ближнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОБЕГ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СЛОЖЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ / ESCAPE FROM THE PLACE OF CONFINEMENT / CUMULATIVE SENTENCE / SERVICE OF SENTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сенкевич В. В.

В статье рассматривается особенности назначения наказания за побег, анализируются соответствующие нормы законодательства стран ближнего зарубежья. Автор формулирует свои предложения по совершенствованию отечественного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT FOR ESCAPE IN THE LEGISLATION OF RUSSIA AND OF THE NEAR ABROAD COUNTRIES

the article deals with the peculiarities of punishment for escape. Corresponding norms of legislation of the near abroad countries are analyzed. The author provides his suggestions on the Russian legislation improvement

Текст научной работы на тему «Особенности назначения наказания за побег по законодательству России и стран ближнего зарубежья»

V.V. SENKEVICH

PUNISHMENT FOR ESCAPE IN THE LEGISLATION OF RUSSIA AND OF THE NEAR ABROAD COUNTRIES

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ЗА ПОБЕГ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Аннотация: в статье рассматривается особенности назначения наказания за побег, анализируются соответствующие нормы законодательства стран ближнего зарубежья. Автор формулирует свои предложения по совершенствованию отечественного законодательства Ключевые слова: побег из мест лишения свободы, сложение наказаний, отбывание наказания.

Назначение наказания лицам, совершившим побег из мест лишения свободы, играет важную роль в борьбе с такого рода преступлениями, поскольку «уголовное наказание -одно из необходимыхюридических средств в борьбе с преступностью»1.

Уголовное законодательство обладает широким диапазоном мер наказания, однако за побег из мест лишения свободы применяется только лишение свободы. Уголовный кодекс Российской Федерации в ч. 1 ст. 313 за совершение простого побега предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Необходимо отметить, что оценка общественной опасности побегов в УК стран СНГ неодинакова. Так, в ч. 1 ст. 413 УК Республики Беларусь за простой побег предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, а в ч. 2 этой статьи - от двух до семи лет. В ч. 1 ст. 393 УК Украины за простой побег предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, а в ч. 2 этой статьи - от пяти до восьми лет.

За совершение простого побега в ч. 1 ст. 304 УК Азербайджанской Республики предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. За совершение побега с отягчающими обстоятельствами в ч. 2 этой статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет. В ч. 1 ст. 358 УК Республики Казахстан за побег установлено наказание в виде лишения свободы на срок от двух

до трех лет, а в ч. 2 - до семи лет. Приведенные данные свидетельствуют о наличии различных критериев оценки общественной опасности побегов в рассматриваемых республиках.

Повышенная общественная опасность рецидива преступлений обусловливает обязательное усиление наказания, поэтому в ч. 2 ст. 68 УК РФ указано, что срок наказания при любом виде рецидива не может быть менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания. Рассматриваемые нами бывшие союзные республики устанавливают иные сроки наказания при рецидиве преступления в зависимости от его вида: УК Республики Казахстан и УК Азербайджанской Республики определяют, что срок и размер наказания при рецидиве преступлений не может быть меньше половины максимального срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при опасном рецидиве преступлений - не менее двух третей, а при особо опасном рецидиве преступлений - не менее трех четвертей максимального срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

У головное законодательство Республики Беларусь также устанавливает три вида рецидива (простой, опасный и особо опасный), однако наказание усиливает только за опасный рецидив -срок наказания не может быть менее половины, и особо опасный - срок наказания не может

В.В. СЕНКЕВИЧ

(Академия ФСИН России)

Человек: преступление и наказание. 2009. № l 99

быть менее двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

УК Украины предусматривает лишь законодательное определение рецидива преступлений без подразделения его на виды, а в ст. 35 говорится, что рецидив преступлений учитывается при квалификации преступлений и назначении наказания. Однако, как назначается наказание при рецидиве преступления, законодатель Украины не указал.

Изучение судебной практики свидетельствует, что при назначении наказания за побег суды в основном используют правило частичного сложения наказаний, несмотря на то что закон предусматривает в первую очередь правило полного сложения. Не оспаривая данную практику частичного сложения наказаний, считаем более приемлемым при назначении наказания по совокупности приговоров, в частности по делам о побегах, применение правила полного сложения наказаний, так как в этом случае назначенное наказание полнее отвечало бы цели общего предупреждения, характеру совершенного лицом общественно опасного деяния и степени общественной опасности самого лица, совершившего побег.

В то же время, как свидетельствует судебная практика, не всегда удается избежать принципа поглощения при назначении наказания по правилам совокупности приговоров. Такое происходит в случаях, когда за вновь совершенное преступление назначается максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи за это преступление. Заметим, что подобные ситуации законодательно регламентируются в некоторых УК стран СНГ. Например, УК Украины в ч. 2 ст. 71 предусматривает: «При сложении наказаний в виде пожизненного лишения свободы и любых менеестрогих наказаний общий срок наказания, окончательно назначенного по совокупностиприговоров, определяется путем поглощения менее строгих наказаний пожизненным лишением свободы»2.

Правило частичного сложения наказаний должно применяться в случае невозможности применения правила полного сложения наказаний, то есть когдапри полном сложении наказаний окончательное наказание будет превышать максимальный срок, установленный для данного вида наказаний. Если после полного сложения наказаний окончательное наказание не превышает пределы максимального срока, предусмотренного для этого

вида наказания, более обоснованно применение правила полного сложения наказаний.

Срок наказания по нескольким приговорам исчисляется с момента вынесения приговора за последнее преступление, в теории уголовного права по этому вопросу есть и другие мнения: этот срок начинается с момента избрания меры пресечения по первому делу либо с момента вступления приговора в законную силу3. Однако с таким мнением согласиться нельзя. Так, если осужденному в связи с совершением нового преступления была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, то этот срок, а также срок после осуждения до вступления приговора в законную силу не будет засчитываться в срок наказания, что влечет нарушение принципа законности. Назначение наказания по совокупности приговоров ограничено указанными в законе пределами. В частности, при сложении наказания по совокупности приговоров в виде лишения свободы окончательное наказание не может превышать 30 лет согласно УК РФ, Беларуси, Казахстана; 25 лет - УК Украины; 20 лет - УК Азербайджанской Республики.

Например, гражданин Б. отбывал наказание сроком 10 лет в исправительной колонии общего режима за бандитизм (ч. 2 ст. 209 УК РФ). Через два года после поступления в колонию он совершил побег с применением насилия. Во время пребывания на свободе с целью приобретения документов одежды и денег с ножом напал на гражданина Ф., причинив ему тяжкий вред здоровью, отобрал сумку с деньгами, снял одежду и с похищенным скрылся. Скрываясь от правоохранительных органов, Б. в одном из населенных пунктов совершил изнасилование с угрозой убийства. Через четыре месяца Б. был задержан и осужден по п. «б» ч. 2 ст. 313 УК РФ (побег) к пяти годам лишения свободы; по п. «б», «г» ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбой) - к семи годам лишения свободы; по п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ -к восьми годам лишения свободы; по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ (изнасилование) - к шести годам лишения свободы; окончательное наказание за совершенные преступления в соответствии с ч. 3 ст. 69 по совокупности преступлений путем частичного сложения Б. назначено в 25 лет лишения свободы. К этому сроку наказания суд частично присоединил неотбытую часть (восемь лет лишения свободы) по первому приговору сроком пять лет, и окончательно к отбыванию в

Человек: преступление и наказание. 2009. № 1

100

соответствии со ст. 70 УК РФ определено 30 лет лишения свободы4.

Суды к основному наказанию, которым является вновь назначенное наказание, обоснованно полностью или частично присоединяют неотбытый срок наказания по предыдущему приговору. Однако вновь возникает вопрос, с какого момента прекращается отбывание наказания по предыдущему приговору суда и какая часть наказания, являясь неотбытой, подлежит присоединению к основному наказанию.

Для этого в первую очередь необходиморе-шить вопрос о сроке и размере неотбытого наказания, установить, какая часть основного и дополнительного наказаний реально не отбыта лицом по предыдущему приговору. Кроме того, суд обязан указать это во вводной части приговора, что подчеркивалось в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре»5, но в ряде случаев это требование судами не выполняется.

Суды в отдельных случаях исходят из того, что срок отбывания наказания по предыдущему приговору исчисляют до момента вынесения окончательногоприговора суда( включите ль-но), не учитывая время нахождения в бегах, и срок окончательного наказания исчисляют с момента вынесения приговора суда без зачета времени предварительного заключения, так как по многим делам о побегах на предварительном следствии мера пресечения в виде содержания под стражей не избирается. Не избирается она по той причине, что лица, совершившие побег, после их задержания помещаются, как правило, в помещения камерного типа и в дальнейшем они не переводятся из исправительного учреждения в СИЗО, что является грубым нарушением требований УПК РФ. Если по делам о побегах мера пресечения в виде содержания под стражей не избиралась, то срок отбывания наказания по совокупности приговоров суды исчисляли с момента вынесения окончательного приговора суда, а срок с момента задержания лица после совершения им побега и до вынесения окончательного приговора суда включался в отбытый срок наказания по предыдущему приговору. Исчисляя срок отбывания наказания с момента вынесения приговора, суды не учитывают то, что после задержания лица, независимо от того избрана в отношении его мера пресечения в виде содержания под

стражей или нет, лицо фактически находится в предварительном заключении, хотя с уголовнопроцессуальной точки зрения это не было должным образом оформлено.

При этом независимо от того, прерывалось предварительное содержание лица под стражей или нет, оно полностью со всеми прерванными сроками засчитывается в качестве отбытого наказания, назначенного виновному В случае отмены ранее вынесенного приговора вышестоящим судом при новом рассмотрении дела зачету подлежит все время нахождения лица под стражей как до вынесения первого приговора, так и после его вынесения до провозглашения нового приговора. Если время пребывания лица под стражей равно или покрывает назначенное судом наказание, то виновный считается отбывшим наказание.

Уголовное законодательство стран СНГ также предусматривает зачет срока предварительного заключения.

На наш взгляд, с момента задержания лица в порядке ст. 97 УПК РФ или фактического его задержания даже без заполнения соответствующих процессуальных документовили явки с повинной срок отбывания наказания по предыдущему приговору суда не возобновляется, а начинает течь новый срок, то есть срок наказания по окончательному приговору суда, который будет назначен в дальнейшем по совокупности приговоров. В этот срок по совокупности приговоров частично или полностью войдет и срок неотбытого наказания по предыдущему приговору.

Таким образом, полагаем, что если после совершения побега из мест лишения свободы лицо было задержано и водворено в исправительное учреждение, независимо от того помещалось оно в ПКТ или нет, избиралась ему мера пресечения в виде содержания под стражей или нет, то срок фактического нахождения лица в заключении даже без надлежащего процессуального оформления, без сомнения, должен включаться не в срок отбывания наказания по предыдущему приговору суда, а в срок отбывания наказания по будущемуокончательному приговору.

1 Гальперин И.М. Наказание (социальные функции, практика применения). М., 1983. С. 6.

2 Уголовный кодекс Украины Харьков, 2004. С. 36-37.

3 См., напр.: Курс советского уголовного права / Ред. кол. А.А. Пионтковский, П.С. Ромашкин, В.М. Чхиквадзе. М., 1970. Т. 3. С. 171-173.

4 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 11.

5 См.: Там же. 1996. № 7. С. 3.

—-------— 4* ——

Человек: преступление и наказание. 2009. № 1

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.