УДК 34.096 © А.В. Ястребов
А.В. Ястребов ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ МИРОВОГО СУДЬИ И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС
Организация мировых судей подразумевает порядок, необходимые условия назначения их на должность, а также структуру разделения судебной власти и взаимоотношения ее с другими органами власти. Систему мировых судебных установлений в период проведения судебной реформы 1864 г. составляли мировые судьи и уездные съезды мировых судей. Значительное влияние на определение направлений реформирования судоустройства и судопроизводства в России оказали обострившиеся противоречия при осуществлении судопроизводства.
Ключевые слова: мировой суд, общество, правосудие, возраст, образование.
Правовой статус мировых судей определялся: 1) их местом в системе органов государства; 2) требованиями, предъявляемыми к кандидатам на занятие должности мирового судьи; 3) порядком занятия должности и смещения с нее; 4) правами и обязанностями, установленными законами о судоустройстве и судопроизводстве; 5) гарантиями реализации этих прав; 6) этическими правилами поведения.
Учреждение судебных установлений (ст. 19-40 УСУ) определяло единый порядок избрания и утверждения мировых судей на территории всей России. Мировые судьи избирались всеми сословиями в совокупности и затем утверждались правительством. Процедура избрания судей проходила под постоянным надзором администрации. Претендовать на избрание мировыми судьями могли лишь местные жители, которые соответствовали трем указанным в законе цензам:
1) возрастному (не менее 25 лет от роду);
2) служебно-образовательному (получение образования в высших или средних учебных заведениях или выдержка соответствующего испытания либо служба не менее трех лет в таких должностях);
3) имущественному (они сами или их родители либо жены должны были владеть, хотя бы в разных местах, землей вдвое больше, чем требовалось для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другой недвижимостью на сумму не менее 15 тыс. рублей, а в городах - недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога (в столицах не менее 6 тыс. рублей, а в прочих городах - не менее 3 тыс. рублей).
Минимальные стандарты по возрасту выбраны для того, чтобы мировой судья к моменту занятия должности был опыт, который позволил бы ему правильно разобрать конфликтную ситуацию по делам о незначительных правонару-
шениях и принять взвешенное решение по делу. Как правило, лица, достигшие 25 лет, обладали определенным авторитетом в обществе, были наиболее трудоспособными, зрелыми. Возрастной ценз для занятия должности мирового судьи обеспечивал приток кадров, обладающих определенным жизненным опытом, необходимым для осуществления правосудия и придания большего авторитета и доверия решениям мировых судей.
Аналогичные требования по возрасту предъявляются и к нынешним федеральным районным и мировым судьям. Думается, что в силу специфики дел, подлежащих разбирательству у мирового судьи, которые не представляют особой сложности, возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности и умением приспособлять их на практике. Тем более что к этому возрасту большинство из кандидатов на должности мировых судей получают высшее юридическое и специальное образование. Специального юридического образования для избрания гражданина мировым судьей ранее не требовалось.
Российский мировой судья в ХК в. был полупрофессиональным. Квалифицированных юристов в то время в стране было мало. Как писалось в юридической литературе, за период с 1840 по 1863 г. юридическое образование в России получили лишь 3650 человек. Между тем только мировых судей требовалось не менее 1320. Население страны составляло в то время около 85 млн. человек. От кадрового голода страдал не только мировой суд, но и вся российская правовая система. Преодолеть такой грандиозный дефицит можно было только путем смягчения требований образовательного ценза. Официальная же точка зрения Государственного совета на эту проблему была выражена следующим образом: «Мировой судья должен пользо-
ваться особым доверием местных жителей, а доверие это он может заслужить не столько юридическим образованием, сколько знанием народных понятий, нравов, обычаев»[8].
Требование образовательного ценза были стабильным, несмотря на многочисленные призывы общественности и специалистов. В связи с этим часть населения откровенно жалела о том, что мировой суд профессионализируется. Это, по мнению граждан, делало мировых судей недоступными, формалистами. В итоге мировой судья в России оставался полупрофессиональным до полной ликвидации этого института. В настоящее время требование наличия высшего юридического образования к кандидатам на должность мирового судьи более чем необходимо и обоснованно.
Требование земельного ценза для кандидатов на занятие должности мировых судей в различных губерниях и уездах было разное, но не менее 400 десятин земли. Подобный ценз показывал наличие феодальных отношений в России даже к середине XIX в. При этом, введение имущественного ценза декларировалась необходимостью возвышения звания мирового судьи. В действительности же этот ценз должен был служить преградой для неимущих слоев населения.
Были вполне оправданные запреты на избрание мировыми судьями: 1) состоящих под следствием и судом за преступления и проступки, подвергшихся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, а также тех, кто был под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, и не оправданных судебными приговорами; 2) исключенных из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, а также из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленных несостоятельными должниками; 4) состоящих под опекой за расточительность; 5) священно- и церковнослужителей.
Следовательно, определенные нравственные требования предъявлялись к кандидатам на замещение должности мирового судьи и раньше. Действующее ныне законодательство более четко выразило отношение законодателя к данному вопросу. В Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» в ред. от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ [2] говорится, что судьей может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков.
Как отмечалось в юридической литературе, анализ нормативных актов, принятых в Российской Федерации за последнее время в рамках
судебной реформы и посвященных статусу судей, свидетельствует о формализации требований, предъявляемых к кандидату в судьи[13].
К сожалению, воззрения на мирового судью как самостоятельную фигуру, которая в ходе принятия судебного решения руководствуется нравственными началами, доминировавшие первоначально в среде разработчиков направлений судебной реформы, в конце концов, отступили перед традиционными взглядами на суд как орган, призванный разрешать споры только на основании закона.
В результате действия и решения мировых судей все чаще стали вызывать у населения негативную оценку. Аналогичная картина наблюдается и с современными мировыми судьями, которые финансируются за счет государственного, а не местного бюджета, подвержены контролю в своей организационной деятельности не столько со стороны органов судейского сообщества, сколько зависят от усмотрения чиновников исполнительной власти.
Как справедливо подметил А.Ф. Кони: «В деятельности судьи должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастной регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и наряду с предписаниями положительного закона руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого ду-ха»[8].
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством кандидату в мировые судьи необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, предварительно сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию от квалификационной коллегии судей. Внеся изменения в Закон «О статусе судей в Российской Федерации», законодатель расширил круг требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, в том числе и мирового судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность мирового судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден постановлением Совета судей РФ.
Процедура выборов начиналась с разрешения собранием жалоб, заявлений и губернаторских замечаний. Затем председательствующий объявлял, какое число участковых мировых судей должно было быть избрано на очередной срок, и оглашал список, по которому избирали и участковых, и почетных (последних - в любом количестве) мировых судей. Голосовали тайно, простым большинством голосов. Интересно отметить следующее положение. Земское собрание могло постановлением, состоявшимся по единогласному мнению определенного законом числа своих гласных, предоставить звание мирового судьи таким лицам, которые хотя и не удовлетворяли цензам, но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью.
В установленном порядке мировые судьи принимали присягу и допускались к исполнению своих должностей. Каждому присваивался особый символ его звания - золотая цепь и знак, которые судья надевал на время исполнения обязанностей. Кроме того, мировой судья имел и свою особую печать. Власть попыталась максимально застраховать себя от неожиданностей принципа выборности. В результате страдала судейская независимость.
Таким образом, институт российских мировых судей после проведения судебной реформы 1864 г. характеризовался еще и такими отличительными признаками, как:
1) выборность мировых судей;
2) финансирование за счет государственного, а не местного бюджета;
3) нахождение судебной власти под надзором администрации.
Мировой судья в России, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с другой - подчинен высшему судебному органу -Сенату. Эта ситуация во многом была обусловлена отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов отечественной судебной системы.
Во всех регионах страны приняты законы, согласно которым вопрос о назначении мировых судей решается не путем выборов населением, а назначением их законодательными органами субъектов Федерации. Так, например, в Саратовской области мировых судей назначает областная дума по представлению председателя областного суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей области, согласованному с губернатором. В то же время в Татарстане мировых судей назначает Госсовет Республики по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении ква-
лификационной коллегии судей. В Московской области мировых судей назначает областная дума по представлению губернатора, основанному на решении квалификационной коллегии судей области и глав муниципальных образований.
Сроки избрания мировых судей различны. Статья 7 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» рекомендует избирать мировых судей первоначально не более чем на пять лет, а повторно также на пятилетний срок. Так, впервые на пятилетний срок назначаются мировые судьи в Республике Татарстан. Однако в Ростовской, Брянской, Калининградской, Саратовской, Московской и иных областях первый срок для назначения мирового судьи установлен в три года, а в Краснодарском крае - вообще лишь два года [12].
Следовательно, принятые в регионах законодательные акты по сравнению с федеральным законом ставят мировых судей в большую зависимость от исполнительной и законодательной ветвей власти субъекта Федерации, а не от населения участков, где им придется осуществлять правосудие. Тем самым понижается реальная самостоятельность и полнота судебной власти, что непременно скажется на справедливости принимаемых судебных решений. В тех регионах, где мировые судьи впервые назначаются на очень короткие сроки, существует вероятность оказания на них большего давления со стороны исполнительных и законодательных органов власти субъектов Федерации.
В то же время особенности регионов могут учитываться при определении сроков полномочий мировых судей.
В юридической литературе отмечалось, что порядок назначения мировых судей законодательными органами субъектов Федерации имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует больших материальных затрат и позволяет в непродолжительные сроки сформировать корпус мировых судей[16].
Одновременно подвергался критике принцип непосредственного избрания мировых судей населением. Суждения о том, что выборность подрывает независимость суда, высказывались еще в период проведения судебной реформы 1864 г. и в ходе обсуждения нынешнего Закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Сторонники подобной точки зрения утверждали, что при выборности кандидат на должность судьи вовлекается в политическую борьбу, а после избрания старается определенным образом отблагодарить за оказанную поддержку и получить дивиденды в земском собрании или городской
думе для избрания на другой срок. При этом отмечалось, что, с одной стороны, срок, на который избирались судьи (три года), весьма недостаточен, чтобы им оставаться независимыми и быть способными освоить сложное законодательство, подлежащее применению, а с другой стороны, срочность всегда должна быть связана с выборным началом. Соответственно, при увеличении срока теряется смысл выборов[6].
Однако, несмотря на подробную аргументацию, наиболее демократичной формой наделения судей полномочиями, особенно на территории небольшого судебного участка, все же является их непосредственная выборность населением. Правовая природа института мировых судей предполагает, что они должны получать мандат доверия непосредственно от населения, чьи ежедневные житейские конфликты вынуждены решать мировые судьи. Кто как не жители судебного участка смогут лучше оценить личные и деловые качества кандидатов в мировые судьи. Кроме того, выборность была бы гарантией независимости мировых судей от государственных органов субъектов Федерации, что в полной мере соответствовало бы принципу разделения властей.
Одним из условий замещения должности мирового судьи ранее было справедливое требование того, чтобы мировой судья был местным жителем, так как только такие люди знают условия местной жизни и смогут при вынесении решений обоснованно использовать местные обычаи и традиции. Аналогичное требование к кандидатам в мировые судьи могут устанавливать субъекты Федерации в своих законах. Кроме того, назначение мировых судей на должность в настоящее время осуществляется даже не местными органами самоуправления, действующего на территории участка, а законодательным органом субъекта Федерации, достаточно удаленного от запросов и интересов конкретного судебного участка.
Следовательно, для обеспечения реальной независимости мировых судей при осуществлении правосудия в период проведения реформы местного самоуправления в федеральное законодательство и в региональные законы «О мировых судьях» следует внести соответствующие изменения в части наделения мировых судей властными полномочиями путем непосредственных прямых выборов населением судебного участка. Подобные выборы в целях экономии материальных затрат можно проводить одновременно с выборами депутатов или органов местного самоуправления. Такая истинно демократичная процедура предоставит населению судебного
участка возможность самому решать вопрос о том, кому оно доверят осуществлять правосудие на данном участке. Как правильно подметила С.В. Лонская, «учитывая, что мировые судьи будут находиться в самом непосредственном контакте с людьми, что главным образом через них граждане будут иметь дело с судебной властью вообще, - через всеобщие выборы мировых судей необходимо пройти»[11].
Выборы мирового судьи следует проводить на альтернативной основе, после того как кандидаты на эту должность сдадут квалификационные экзамены и получат положительное заключение квалификационной коллегии судей. Достижение задач, стоящих перед мировым судом, возможно только при условии, что правосудие будет осуществляться специалистами, имеющими должный уровень профессиональной подготовки. К тому же в случае выборов на альтернативной основе возможен учет истинного волеизъявления избирателей по поводу предполагаемых кандидатур и более объективная оценка работы того или иного мирового судьи, большее доверие их решениям.
Опасения отдельных юристов относительно целесообразности выборности мировых судей непосредственно населением судебного участка следует признать напрасными. С особым недоверием относились к избранию мировых судей американские юристы вследствие того, что, по их мнению, выборы превращаются в спектакль, шумную кампанию, фарс и обман общественности. Наиболее приемлемым вариантом они считали назначение мировых судей с последующим (примерно через год) вотумом доверия населе-ния[5].
Кроме того, подобная процедура назначения мировых судей в российских условиях представляется менее приемлемой. Во-первых, в силу наличия давних исторических традиций, которые сложились при формировании советской судебной системы, считается более справедливым выбирать, а не назначать судей этого нижнего звена судебной системы. Это положение оправдывало себя на протяжении многих лет. Ведь до сих пор во многих регионах страны сохранился общинный уклад жизни в силу сложившихся в России исторических и климатических условий. Во-вторых, существуют определенные особенности в развитии российской демократии, которой не свойственна такая форма общественного контроля, как выражение вотума доверия населения после назначения должностного лица на должность.
Проблема замещения мировых судей на время их длительного отсутствия (болезнь, ко-
мандировка) актуальна и ныне. Предлагались различные варианты ее решения. Так, в законопроектах, инициированных Пленумом Верховного Суда РФ, Законодательным собранием Красноярского края, предлагалось ст. 8 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» дополнить новым пунктом. В нем предусматривалась передача дел в подобных случаях на рассмотрение мировым судьям других участков того же района по мотивированному распоряжению председателя районного суда либо по постановлению председателя суда субъекта Федерации или его заместителя[3].
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», предусмотрев институт добавочных мировых судей в субъектах Федерации на случай временного замещения участковых мировых судей.
Результаты опроса мировых судей, проходивших обучение в Российской академии правосудия, показали, что почти 96% высказались за привлечение судей, находящихся в отставке, а не судей других судебных участков для замещения временно отсутствующих мировых судей.
Как уже отмечалось, в ходе обсуждений проектов реформы 1864 г. высказывались предложения об использовании в России опыта мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы и рассматривающей большое количество дел о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. Мировой суд в России первоначально замышлялся как универсальный орган низшей судебной инстанции, разрешающий любые маловажные дела между представителями разных сословий. Однако реализовать эту идею не удалось. В связи с этим единый институт мировой юстиции был расчленен на два института: 1) мировых посредников для разрешения споров между помещиками и крестьянами; 2) мировых судей как судебного органа.
В пределах каждого участка правосудие осуществлял один участковый мировой судья. С согласия мирового съезда он избирал постоянное место пребывания в своем участке, где и рассматривал основную массу подведомственных дел (обычно судьи выбирали себе тот, где проживали сами, и камера, т.е. служебное помещение, мирового судьи размещалась у него на дому). Иногда судья снимал специальные помещения, но в подобных случаях место пребывания их часто менялось, что составляло неудобство для населения. Земство по мере своих сил решало эти вопросы, но возможности были крайне скудны. Закон позволял при необходимости рас-
сматривать дела и на месте, где они возникли, но такое бывало очень редко. Такие же проблемы существуют и в настоящее время при размещении мировых судей и их аппаратов во многих регионах. Как отмечалось в справке по Центральному округу, в России не все мировые судьи и их аппараты обеспечены служебными помещениями. Решение данной проблемы отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации[14].
В соответствии с законом о судоустройстве просьбы (иски, жалобы, заявления) мировой судья должен был принимать везде и в любое время. Однако на практике это положение закона не могло соблюдаться в силу различных причин объективного характера. Распорядок работы мирового судьи регулировался только его усмотрением. Обычно рабочий день начинался с приема жалоб, затем шли судебные разбирательства по уголовным либо гражданским делам. Некоторые судьи могли начать слушания во второй половине дня, а то и вовсе неожиданно устроить выходной.
Но было и по-другому, рациональнее. Так, в одном участке мировой судья работал в следующем режиме: просьбы принимались ежедневно, кроме вторника (день заседаний мирового съезда), выходных и праздников, с 10:30 до 11:30. Запись шла по номеркам, и дела рассматривались далее в порядке этой очереди. Разбирательства проходили по понедельникам, средам и пятницам до 19:00-20:00[10].
Законом предписывалось, что участковый мировой судья не имел права совмещать свою должность с какой-либо другой должностью по государственной или общественной службе, за исключением лишь почетных должностей «в богоугодных и учебных заведениях» (ст. 42 УСУ). Ему запрещалось быть поверенным в своем округе и вообще присяжным заседателем.
Несмотря на отнесение мировых судей в России к местным судам, их финансирование -оклады судей и аппарата - производилось из сумм государственного казначейства. Из земских сборов оплачивались только наем жилья и служебного помещения - по 800 рублей сверх оклада в год. Зарплата мировых судей была достаточно высока и равнялась зарплате, получаемой членом окружного суда. Отдельные земства имели реальную возможность финансировать мировые суды щедрее. Так, в литературе, посвященной итогам судебной реформы, отмечалось, что в конце 1870-х гг. в некоторых уездах Пермской губернии годовое жалование мировых судей достигало 3 тыс. рублей. Санкт-Петербургская городская дума в 1866 г. была
вынуждена повысить оклад до 4500 рублей, когда по первому вызову туда явилось очень немного лиц, изъявивших желание баллотироваться на должность мирового судьи[8]. Сами оклады дифференцировались: добавочные судьи получали по 2 тыс. рублей в год, участковые - по 2800 рублей, председатели съездов - по 4200 рублей.
Расходы по содержанию мировых судей, их разъезды, канцелярские расходы оплачивались из уездного бюджета. Таким образом, основные затраты брало на себя правительство. Аналогичная система финансирования сложилась и у нынешних российских мировых судей.
К сожалению, федеральное законодательство, затрагивающее проблемы организации мировых судей, в том числе кадрового, правового обеспечения, введения судебной статистики, нуждается в совершенствовании. В связи с этим в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»», внесенному Пленумом Верховного Суда РФ, отмечается, что организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется в субъектах Федерации по-разному. Этот факт в будущем может нанести серьезный ущерб авторитету института мировых судей [4].
Федеральное законодательство не урегулировало с достаточной четкостью вопрос о субъекте выполнения всех мероприятий по организации деятельности мирового судьи и его аппарата. А материально-техническое обеспечение как составная часть этой функции отнесено к ведению органов юстиции или органов исполнительной власти субъекта Федерации. После направления в регионы письма Министерства юстиции РФ от 11 апреля 2000 г. N 2605-ЕС, как отмечалось в юридической литературе, проблема обострилась [15].
Обеспечение деятельности мировых судей органами исполнительной власти противоречит принципу независимости судебной власти. Проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, должно находиться в ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно следует усилить контроль со стороны органов судейского сообщества.
На период избрания мировой судья дореволюционной России имел определенные гарантии осуществления своей деятельности. Он не мог быть уволен без личной на то просьбы, кроме
случаев неявки на службу сроком более одного месяца, болезни в течение одного года, уголовного взыскания или наказания. Также без собственного согласия мировые судьи не могли быть переведены из одной местности в другую. Временное устранение от должности допускалось только в случае предания суду, «совершенному удалению или отстранению от должности» судьи подвергались лишь по приговору уголовного суда.
В современных условиях мировой судья по вопросам своего правового статуса приравнен к федеральным судьям и в соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» независим и обладает неприкосновенностью.
Представление мирового судьи к увольнению осуществлялось ранее определением «общего судебного места» (в данном случае - мирового съезда) после выслушивания заключения товарища прокурора окружного суда, подписывал отставку министр юстиции. Когда же мировой судья подвергался уголовной ответственности за преступление, не относящееся к службе, вопрос о дальнейшем пребывании в должности решался Высшим дисциплинарным присутствием Правительствующего Сената в зависимости от обстоятельств дела. Указанные процедуры применялись и в отношении судей общих судов.
Увольнение мирового судьи без его согласия было, во-первых, ограничено конкретными поводами и, во-вторых, обязательно проходило через стадию коллегиального решения. Существовал и особый порядок привлечения мировых судей к дисциплинарной ответственности, по аналогии с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности членов окружных судов. Однако объемы такой ответственности у них не совпадали. Мировые судьи могли только получить предостережение. Дисциплинарное производство возбуждалось съездами по собственной инициативе или по предложению министра юстиции. Следствие по дисциплинарному делу проводили судебные палаты.
По «классу должности и соответствию этому прав и преимуществ» мировые судьи приравнивались к членам окружных судов и судебных палат. Должность мирового судьи находилась в «генеральском», V классе Табели о рангах (статский советник). Чтобы дослужиться до такого чина обычным путем, требовались годы и годы, масса дополнительных условий, экзаменов. Попасть в число мировых судей означало получить чин автоматически, без лишних усилий. Для многих было вожделенной мечтой стать мировым, упрочить карьеру и, имея хороший трамплин, получать награды и продвигаться по слу-
жебной лестнице.
В настоящее время для более эффективной деятельности мировых судей, сохранения ими своей независимости и самостоятельности, оперативного решения общих задач, в том числе в рамках судейского сообщества, необходимо объединение их в собрания (съезды) мировых судей субъекта Федерации. Благодаря подобным объединениям мировые судьи сумеют эффективно решать проблемы, возникающие перед сообществом и избежать зависимости, в том числе от председателей районных судов. В связи с этим ч.
2 ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[1]. После слов «общие собрания судей судов» следует дополнить текстом следующего содержания «общие собрания мировых судей», а также дополнить указанный Закон статьей 12.1 «Общие собрания мировых судей". Содержание этой статьи должно быть следующее: "Для осуществления задач судейского сообщества мировыми судьями в каждом субъекте Российской Федерации созываются общие собрания мировых судей».
Библиографический список
1. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
2. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 2002 г. N 16; Постановление Законодательного собрания Красноярского края от 27 марта 2000 г.
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" // Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2001 г. № 4.
5. Американские суды: система и персонал. Организация правосудия в США: Перевод с английского / Карлен Д.; Под ред.: Никифоров Б.С. - М.: Прогресс, 1972. - 125 с.
6. Баландин В.Н., Павлушина А.А. К вопросу о восстановлении института мировых судей в России // Правоведение. - 1998. - N 3. - С. 125-128.; Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел // Российская юстиция. - 2000. - 12. -С. 22-26.
7. Джаншиев, Г.А. Из эпохи великих реформ. 4-е изд. М., 1893. С. 450; Танков А. Мирные судьи по проекту дворянства в 1826 г. // Русская старина. 1887. - 1006 с.
8. Кони, А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. Воспоминания.- М., 1956. - 542 с.
9. Коротких, М.Г. Судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1994. - 249 с.
10. Лонская, С. В. Мировой суд в России (1864-1917 гг.): историко-правовое исследование: Авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. СПб., 1998. - 78 с.
11. Лонская, С. О статусе мировых судей // Российская юстиция. - № 1. - 1996. - С. 46-48.
12. Настольная книга мирового судьи / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: ИД Бек-Москва, 2002. - 624 с.
13. Радутная, Н. В. Этика судьи. Пособие для судей. - М., 2002. - 44 с.
14. Справка о некоторых условиях и результатах работы мировых судей в Центральном федеральном округе. С. 7.
15. Терехин, В. Почему "урезана" компетенция мировых судей? // Российская юстиция. - 2000. -№ 10. С. 2-3.
16. Чепурнова, Н. Как сформировать корпус мировых судей // Российская юстиция. - 1999. - № 4. - С. 3.
FEATURES OF APPOINTMENT WORLD JUDGE AND HIS LEGAL STATUS
Alexander V. Yastrebov,
senior teacher, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The organization of world judges means the order, necessary conditions of appointment them to a position, and also structure of division of judicial authority and its relationship with other authorities. The system of world judicial establishments during carrying out judicial reform of 1864 was made by world judges and district congresses of world judges. Considerable influence on definition of the directions of reforming of judicial system and legal proceedings in Russia rendered the become aggravated contradictions at legal proceedings implementation.
Keywords: world court, society, justice, age, education.
Сведения об авторе:
Ястребов Александр Владимирович - старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 23.05.2014.