Научная статья на тему 'Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними'

Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2579
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимошенко С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности назначения экспертиз при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними»

Вестник Омского юридического института. 2010. №1 (12)

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

С. Е. Тимошенко - доцент кафедры уголовного права и процесса Омского юридического института, кандидат юридических наук

Решение задач, стоящих перед лицом, осуществляющим производство по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, вряд ли оказалось бы возможным без использования всего арсенала средств, применяемых для изучения личности подростка.

Особое место в числе способов установления обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, как справедливо отмечает В. Я. Рыбальская, занимает экспертиза1. Возможности большинства видов судебных экспертиз, объектом которых является человек или связанные с ним объекты, несомненно, распространяются и на несовершеннолетних. Однако ряд экспертиз может проводиться только в отношении несовершеннолетних, например с целью выяснения возраста (п. 5 ст. 196, ч. 2 ст. 421 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

В правовом отношении под возоастом понимается установленное законом число лет жизни физического лица, определяющее его права, обязанности и ответственность. Если при расследовании уголовных дел данной категории возраст неизвестен вследствие отсутствия документов, которые могут его подтвердить, или имеются сомнения в их подлинности; ко1 да налицо умышленное сокрытие возраста; когда возникает сомнение в подлинности возраста, указываемого в представленных документах, то в соответствии с требованием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» следует назначать судебно-медицинскую экспертизу для установления возраста лица, привле-

каемого к уголовной ответственности. При этом днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального числа лет суд должен исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С помощью судебно-медицинской экспертизы может бьгть установлен только так называемый биологический возраст, под которым понимают медико-физиологическую (или морфофункциональную) характеристику организма в определенный момент жизни. Экспертные выводы строятся по совокупности данных, полученных при всестороннем обследовании с использованием антропометрических, антропоскопических. клинических, стоматологических, эндокринологических, рентгенологических и других методик. При экспертизе возраста подростков принимают во внимание такие признаки, как вес, рост, размеры отдельных частей тела, проявления полового созревания - развитие вторичных половых признаков, становление менструального цикла.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обязательное установление возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют. Такая необходимость возникает, в частности, при привлечении к уголовной ответственности подростков, идентификации личности человека и при ряде других обстоятельств

Чем старше человек, тем труднее и с меньшей точностью может бьгть определен его возраст. Так, у грудных детей возраст устанавливается с точностью до одного месяца, у подростков - до двух лет у взрослых людей зрелого возраста - до пяти лет, у лиц старше 50 лет - до 5-10 лет.

1 См.: Рыбальская В. Я. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних : монография. Иркутск, 1972. С. 83.

Противодействие преступности: проблемы теории и практики

В случаях когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические познания, назначается судебно-психологи-ческая экспертиза, направленная на исследование непатологических явлений психики например, при наличии данных о том, что подросток в интеллектуальном отношении развит слабее сверстников, в силу чего мог не осознавать в полной мере своих действий. Поводом к ее назначению могут служить неспособность подростка к усвоению материала в процессе обучения, неоднократное оставление на второй год, обучение во вспомогательной школе, склонность к занятиям, присущим детям младшего возраста, длительный отрыв от занятий в связи с болезнью, а также неадекватность поведения несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, причудливость мотивации совершенных ими поступков, несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям, данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего, его педагогической запущенности и др.

Как показывает практика, следователи и судьи испытывают затруднения и допускают ошибки при подготовке и назначении такой экспертизы, оценке и использованиизаключения экспертов-психологов, что в определенной степени связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и проведения данного экспертного исследования.

Одним из наиболее востребованных видов су-дебно-психологической экспертизы является судеб-но-психологическаяэкспертиза несовершеннолетних. которая составляет более 60 % всех проводимых экспертных психологических исследований.

Оудебно-психологическая экспертиза по уголовным делам с участием несовершеннолетних обычно назначается в следующих случаях: для установления способности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеюшие значение для дела, и давать о них правильные показания; для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

На практике возникает вопрос о том, какую экспертизу - судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую - назначать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Глава 50 УПК РФ, регулирующая порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. В части2 ст. 421 УПКРФ указано, что «при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, могли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено, как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о том, что «при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПКРФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен бьгть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»2.

Понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и «умственная отсталость» остаются нераскрытыми, что вносит неопределенность в трактовку данных терминов и порождает острые дискуссии среди ученых и практиков о том, какую экспертизу - су-дебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую - необходимо назначать.

Как правило, судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении лиц не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья. Если такое сомнение возникает, то необходимо предварительное проведение судеб но-психиатрической экспертизы. В случаях когда умственная отсталость связана с олигофренией в степени де-бильности, психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями центральной не-

2 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2000 г. № 7 (в ред. от 6 февр. 2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

Вестник Омского юридического института. 2010. Ks1 (12)

рвной системы, психопатиями, астеническим синдромом, назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Как справедливо отмечает Е. В. Полкунова, «судебно-психологическая экспертиза отличается от комплексной психолого-психиатрической экспертизы главным образом тем, что последняя проводится в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в умственном развитии, связанным с душевным заболеванием, черепно-мозговыми травмами и т. п., а не педагогичес-з

кои запущенностью»-3.

Между тем вопрос о назначении судебно-пси-хологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы имеет важное значение, так как от этого зависит дальнейшее производство по делу. В частности, "Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) четко разграничивает две формы отставания в психическом развитии: связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития обусловленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных действий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности4.

В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например для установления мотивации поступков несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), выявления мотивации изменения показаний. В связи с тем, что для несовершеннолетних правонарушителей

характерно совершение преступлений в группе, может проводиться и экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, направленная на установление внушение й структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза5. Данная экспертиза являемся исследованием, которое затрагивает проблемы пограничной области между психологией и психиатрией. Основной же задачей экспертизы выступает определение психических расстройств и аномалий, которые в большой мере влияют на познавательно-ориентационную деятельность в отношении лица, проходящего экспертизу. Такие расстройства и аномалии могут бьгть выявлены только при одновременном использовании психиатрических и психологических знаний. Психолого-психиатрическая экспертиза проводится комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят эксперт-психолог и эксперт-психиатр. Объектами этой экспертизы становятся лица, страдающие легкими степенями олигофрении, психопатиями, неврозами, инфантилизмом, различными психопатическими состояниями, акцентуациями характера.

Психолого-психиатрическая экспертиза решает следующие основные задачи: квалифицирова-ние психического состояния лица, проходящего экспертизу, определение вида и типа психической патологии; определение наличия особенностей умственной деятельности, препятствующей осознанию значения выполняемых действий; определение степени влияния особенностей индивидуального характера на выполнение противоправных действий; диагностирование у психопатических лиц состояния аффекта.

Таким образом, при производстве экспертиз лицо, осуществляющее производство по делу в отношении несовершеннолетнего, получает ответы на возникающие вопросы, а содержание описательной части экспертизы дает достаточно полное представление о многих свойствах личности испытуемого лица и яв.*гяется одним из информативных источников о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом).

3 Полкунова Е. В. Уголовно-процессуальное значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом : материалы междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2003. С. 82.

4 См.: Сафуаное Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Гардарика : Смысл, 1998. С. 131.

5 См.: Ситкоеская О. Д. Новые направления судебно-психологической экспертизы : справоч. пособие / О. Д. Ситковская, J1. П. Конышева, М. М. Коченов. М., 2000. С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.