внутренним факторам.
Если индекс возможностей системы по развитию потребления ЭЭ в рамках макросистемы растет, то в системе должны быть заданы программы экономии ЭЭ; если индекс меньше, то каждый объект мероприятия по экономии ЭЭ реализует внутри своих систем.
Для оценки эффективности функционирования существующих и принятия решений по СЭС новых объектов предлагается создать информационную базу данных (БД) по электрическим показателям объектов, что позволит рационально использовать существующие мощности, оценивать необходимость возведения новых ЭС и решать задачи регулирования возможностей энергосбережения.
Предлагаемая ценологическая оценка способствует повышению электроэнергетической безопасности главных управлений МЧС России ПО субъектам Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Кудрин Б.И., Седнев В.А., Воронов С.И. Семнадцать лекций по общей и прикладной ценологии. Монография. Академия ГПС МЧС России, РАРАН, 2014. - 227 с.
2. Седнев В.А. Техноценологические методы построения и управления развитием многоуровневых систем. Монография. Академия ГПС МЧС России, 2008. - 132 с.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЧС РОССИИ
В.А. Седнев, профессор, д.т.н., профессор, П.А. Аляев, старший преподаватель, соискатель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Совершенствованию системы подготовки специалистов для различных министерств и ведомств посвящен ряд диссертационных исследований. В них рассмотрены отдельные элементы системы подготовки, не учитывается функционирование системы подготовки в целом и не оценивается эффективность этой системы.
При этом, например, под системой боевой подготовки [1] (рис. 1) понимается комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, боевому слаживанию подразделений, частей и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предназначением, и включающую в себя основные элементы:
центральные органы военного командования, определяющие цели, задачи, структуру и основное содержание подготовки; органы военного управления, осуществляющие управление подготовкой, проведением её мероприятий и обеспечением; экипажи, расчёты, подразделения, части, и их органы управления (штабы), с которыми проводится обучение; учебная материально-техническая база подготовки (УМТБ).
Рис. 1. Система боевой подготовки
Исходя из этого определения, система профессиональной подготовки, например, пиротехнических подразделений МЧС России включает в себя (рис. 2): органы центрального аппарата МЧС России, определяющие цели, задачи, структуру и основное содержание подготовки; органы военного управления, непосредственно осуществляющие управление подготовкой, проведением её мероприятий и всесторонним обеспечением (в ВУЗе - учебный отдел, в СЦ МЧС России - отдел планирования подготовки); курсанты-спасатели, саперы, пиротехнические подразделения и их органы управления, с которыми проводится обучение; УМТБ.
Министерство образования и науки
федеральные государственные образовательные стандарты
Образовательные программы
; подразделения | Министерства | Образования и науки |£ ! схдъектахРФ 1
Департамент кадровой политики
Департамент пожарно-спасательных сил, и специальных формирований
органы военного управления, непосредственно осуществляющие управление подготовкой, проведением её мероприятий и всесторонним обеспечением ! в ВУЗе - учебный отдел
в СЦ МЧС России - отдел хланирования подготовки
...............................................1...................................................
Курсанты-спасатели, саперы пиротехнические подразделения и их органы управления
учебная материально- 1 техническая база |
Рис. 2. Система профессиональной подготовки специалистов пиротехнических
подразделений МЧС России
Это позволяет реализовать комплекс мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию пиротехнических подразделений и их органов управления для выполнения боевых задач (производства взрывных работ и разминирования ВОП).
Методы оценки качества подготовки специалистов можно разделить на методы диагностики формирования компетенций и на методы оценки сформированных компетенций [2].
Методы первой группы должны оценивать элементы компетенции -знания, умения, навыки и способности, которые формируются в процессе обучения, и выявлять затруднения при их формировании. К ним относятся коллоквиумы, зачеты, письменные и устные экзамены, различающиеся формой предоставления ответа испытуемым, техникой проверки правильности ответов аттестуемых и оценкой результатов экзаменов в целом.
Таблица 1
М етоды исследования сформированных компетенций
Метод Краткое описание метода
Портфолио Технология оценивания, направленная на выявление уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, и их совершенствование путем внесения коррекции в образовательный процесс
Кейсов Процедура оценивания, при которой используются проблемные ситуации и задачи, касающиеся будущей профессиональной деятельности
Проектов Оценка навыков на этапах написания и защиты проекта
Деловых игр, учений Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяющей каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия
Рубежных Аттестационных и тестов Тесты для контроля текущей успеваемости обычно реализуются через компьютерные системы и технологии, обеспечивающие оперативность, массовость и индивидуальность контроля
Компетентностных тестов Используют во время итоговой государственной аттестации
Балльно-рейтинговый Ранжирование по дисциплинам и другим видам учебной работы обучающегося, которое служит оценкой академической успеваемости, используемой для расчета рейтинга за соответствующий период обучения
Экспертных оценок Привлечение специалистов-экспертов: специалистов-практиков, работодателей, представителей научно-педагогической общественности
Опросный Получение информации на основе анализа письменных и устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания
Наблюдения Отслеживание изменений компетенций под влиянием образовательного процесса
Экспликации Диагностика изменений в формировании компетенций. Позволяет направлять и координировать образовательный процесс
Методы второй группы должны оценивать сформированную компетенцию как целостное новообразование - комплекс способностей,
используемых для достижения социальных или профессиональных целей. Объективность оценки уровня сформированности компетенции связана с подбором методов (табл. 1) [3] оценивания результатов образования. Рассмотрим некоторые из методов оценки уровня сформированности компетенций.
Таблица 2
Методы проведения экспертного опроса сформированных компетенций
Метод Краткое описание метода
Контрольных вопросов Использование при оценке творческих задач списка специально подготовленных вопросов
Комиссий Группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса
Лицом к лицу Организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает работу каждого эксперта
С индивидуальн ой обратной связью На первой итерации все эксперты дают развернутые суждения по поставленной проблеме. На второй итерации методолог выбирает какого-то одного эксперта в качестве «датчика» и сообщает его индивидуальное мнение всем остальным экспертам. Те анализируют полученную оценку и снова дают свои, возможно, скорректированные суждения
Парных взаимодействи й В ходе оценки эксперты разбиваются на пары, обмениваются мнениями в рамках пары и вырабатывают индивидуальные оценки
«Шанг» Каждый эксперт на очередной итерации высказывается по поводу новой оценки рассматриваемого объекта. На первой итерации эксперты дают числовые ответы на вопросы анкеты, связанные с объектом экспертизы. При этом каждый эксперт должен дать интервальную оценку, в пределах которых с практически стопроцентной уверенностью лежит истинная оценка проблемы
«Суда» Две команды экспертов отстаивают два разных взгляда на объект экспертизы. Одна часть экспертов объявляется защитниками рассматриваемой альтернативы, и, выступая, члены этой команды приводят доводы в ее пользу. Другая часть экспертной команды назначается оппонентом первой. Высказываясь, ее члены приводят доводы против рассматриваемой альтернативы. Кроме того, назначается несколько экспертов, которые регулируют ход обсуждения и выносят окончательное решение
Дельфи Экспертам предъявляется оцениваемый объект. Опрос экспертов осуществляется в несколько итераций. На первой итерации каждый эксперт дает сначала числовую оценку. После этого прогнозист подсчитывает и сообщает всем экспертам медиану ряда оценок и интервал между крайними квартилями. Экспертов, давших крайние оценки, просят письменно обосновать свое мнение. С этими обоснованиями, без указания авторства, прогнозист знакомит остальных экспертов, после чего аналогичным образом проводится вторая итерация опроса. Процедура останавливается в случае совпадения медиан ряда оценок экспертов на двух итерациях подряд
Ангофф Формируется группа экспертов, которой предлагается определить важнейшие качества, которым должен соответствовать выпускник, а также проранжировать полученные результаты по заданным критериям. Сначала каждый эксперт заполняет лист опроса. После заполнения результаты экспертного опроса озвучиваются, те эксперты, результаты которых значительно отличаются от суждений большинства экспертов, обосновывают свою точку зрения
Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся и используется для демонстрации, анализа и оценки и самооценки результатов образовательной деятельности [3].
В то же время отсутствуют четкие и непротиворечивые целевые ориентиры образовательной деятельности, что приводит к невозможности объективной оценки результативности этой деятельности, к искажению ее целей, форм и содержания, а целью становится наивысшее положение в рейтинге [4], что недопустимо для подготовки специалистов-пиротехников.
Сущность метода экспертного оценивания заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа, основу которого составляют способы аккумуляции научных знаний и практический опыт в профессиональной области. Некоторые методы проведения экспертного опроса могут быть использованы на отдельных этапах оценки качества подготовки специалистов-пиротехников (контрольных вопросов; комиссий; лицом к лицу; с индивидуальной обратной связью; «суда»; Дельфи) (табл. 2) [5].
Таким образом, методы и технологии оценивания уровня сформированности компетенций выбираются преподавателем уже на этапе составления планов работы, программ учебных дисциплин, комплектовании фондов оценочных средств. При этом преподаватель сталкивается с необходимостью определения критериев оценки результатов обучения, а существующие не позволяют оценить практическую подготовку специалиста-пиротехника.
Например, в работе И.Г. Дровниковой [6] рассмотрены методы оценивания уровня и параметров динамики обученности курсантов в институтах МВД России, однако применены только такие методы исследования сформированных компетенций, как наблюдение, опросный и рубежных аттестационных тестов (табл. 1), которые не позволяют оценить реальную практическую подготовленность.
В системе МЧС России порядок оценки качества подготовки специалистов для СВФ определен приказом [7]. Критерии оценки обученности личного состава исходят из индивидуальной оценки офицера, сержанта, солдата, проходящего военную службу по призыву или по контракту, по предмету обучения, получаемой за знание теоретических вопросов и за выполнение нормативов, однако они не учитывают подсистемы подготовки различных специалистов.
Например, в работе [8] рассмотрено влияние различных форм обучения руководителей и специалистов на работу организаций гражданской обороны, формирований МЧС России, и осуществляется выбор наиболее рационального варианта повышения уровня подготовки управленческих кадров за счет переподготовки специалистов. В работе [9] проведен анализ современной практики формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов в процессе обучения в военно-учебном заведении. Однако в ней не учитывается освоение практических навыков специалиста-выпускника. В
перечисленных работах также не затронуты вопросы оценки качества подготовки специалиста в целом и имеются субъективные элементы при оценке качества их подготовки. Таким образом, проведенный анализ показывает необходимость совершенствования и развития научно-методического подхода оценки системы и качества подготовки специалистов МЧС России.
Список использованной литературы
1. Военный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2007. - 1024 с.
2. Пермяков О.Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования. М.: ФИРО, 2008. - 422 с.
3. Седнев В.А., Аляев П.А. Анализ требований, предъявляемых к специалистам пиротехнических подразделений, и системы их подготовки // Технологии техносферной безопасности. - Вып. 4 (62). - 2015. - 7 с. -
http: //ipb .mos.ru/ttb.
4. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С.1-18.
5. Седнев В.А., Аляев П.А. Методы оценки качества подготовки специалистов пиротехнических подразделений // Технологии техносферной безопасности. - Вып. 6 (64). - 2015. - 5 с. - http://ipb.mos.ru/ttb.
6. Дровникова И.Г. Методы и алгоритмы управления подготовкой специалистов для систем охранной безопасности: Дис.... докт. тех. наук. -Воронеж, ВИ МВД России. - 2010. - 429 с.
7. Приказ МЧС России от 15.10.1997 г. № 614 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния вооружения и техники в соединениях, воинских частях гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждениях и предприятиях».
8. Мартынов В.В., Овчаров В.И. Применение методов линейного программирования в практике подготовки специалистов для МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2009. - № 2. -С. 68-74.
9. Леонтьев К.П. Анализ практики формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов военных вузов в современных условиях // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2012. - № 2. - С. 47-51.