Научная статья на тему 'Особенности нарушения личности и самосознания у делинквентов'

Особенности нарушения личности и самосознания у делинквентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / личность / деструктивность / поведение / преступник / самоценность / ценностно-смысловая сфера самосознания / аффективная сфера самосознания / регулятивная сфера самосознания (эго) / self-consciousness / person / destructiveness / Behaviour / criminal / self-value / valuable semantic / sphere of consciousness / аffective sphere of consciousness / regulation sphere of consciousness (еgo)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьёв Андрей Александрович

Анализируются особенности личности и самосознания делинквентов по качеству самоценности, которое показывает характерные отличия самосознания делинквентов и законопослушного человека и может служить диагностическим критерием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article features of the person and consciousness of criminals on quality of self-value which shows characteristic differences of consciousness of criminals from consciousness of the legislative person are analyzed and can serve as diagnostic criterion.

Текст научной работы на тему «Особенности нарушения личности и самосознания у делинквентов»

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ

У ДЕЛИНКВЕНТОВ

© 2010 г. А.А. Воробьёв

Камчатский государственный университет, Kamchatka State University,

ул. Пограничная, 4, г. Петропавловск-Камчатский, 683032, Pogranichnaya St., 4, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 683032,

kamgu@kamgu.ru kamgu@kamgu.ru

Анализируются особенности личности и самосознания делинквентов по качеству самоценности, которое показывает характерные отличия самосознания делинквентов и законопослушного человека и может служить диагностическим критерием.

Ключевые слова: самосознание, личность, деструктивность, поведение, преступник, самоценность, ценностно-смысловая сфера самосознания, аффективная сфера самосознания, регулятивная сфера самосознания (эго).

In article features of the person and consciousness of criminals on quality of self-value which shows characteristic differences of consciousness of criminals from consciousness of the legislative person are analyzed and can serve as diagnostic criterion.

Keywords: self-consciousness, person, destructiveness, behaviour, criminal, self-value, valuable semantic, sphere of consciousness, аffective sphere of consciousness, regulation sphere of consciousness (еgo'J.

Делинквент (от лат. delinquens - правонарушитель) -субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия [1].

Современные реалии общественной жизни в России характеризуются неуклонным ростом преступного поведения среди всех слоев российского общества, которое все чаще проявляется в фактах жестокого насилия над личностью. В начале XXI в. цинизм и жестокость захлестнули современную молодежь и через нее находят свое дальнейшее развитие в армейской среде - на военной службе. Повышение эффективности психологической работы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений сегодня остро актуализировало проблему поиска внутренних детерминант-активаторов делинквентного поведения на уровне особенностей самосознания.

Многие авторы, изучавшие психологию преступного поведения, к его личностным предикатам относят агрессивность, тревожность и импульсивность как черты личности, а социально-психологической причиной возникновения и развития преступности считают взаимную отчужденность людей друг от друга как характеристику общества [2, с. 16 - 25]. В западной социологии в 20-е гг. прошлого века, обычно без употребления самого термина «отчуждение», анализировался такой его аспект, как социальная аномия [3], выражающая отношение человека к социальным нормам и ценностям, утрата которых ведет к делин-квентному поведению. Аномия также обозначает отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, которые позволили бы оценить свое место в социальной структуре, выбрать образцы поведения,

без чего оно становится неопределенным, колеблясь (в социальном плане) от нормы до патологии. Американский ученый В. Фоке рассматривает крайнюю форму выражения аномии - отчуждение [4], как отход индивида от нормального общества и вступление в контакт с другими людьми и целыми группами лиц, сходным образом отстранившимися от общества. Он связывает его с образованием преступных групп, в которых отчужденные люди находят возможность разрешать общие для них проблемы.

Несколько иную, но, на наш взгляд, более глубокую и верную мысль на психологические причины преступного поведения высказывает Р. Мэй, утверждая, что социальное отчуждение в разобщенном обществе переходит во внутриличностное безразличие и трактуется как «утрата внутренней способности быть личностью» [5, с. 37]. Состояние современного общества и личности автор описывает термином «апатия»: «...он больше всего соответствует описываемому мною состоянию: "отсутствие чувств, страстей, эмоций или волнения, безразличие. Апатия - это уход чувств; она может начинаться со стремления к невозмутимости, с отработанной привычки к беззаботности и отстраненности"» [5, с. 12]. Автор указывает на естественную взаимообразующую связь между апатией и насилием. «Апатичный образ жизни провоцирует насилие; а в тех случаях, о которых шла речь выше (страх быть, в чем-либо, замешанным), насилие способствует распространению апатии. Насилие - это абсолютно разрушительный суррогат, который моментально заполняет созданный равнодушием вакуум....Когда внутренняя жизнь превращается в пустыню, когда слабеют чувства и набирает силу апатия, когда чело-

век не может воздействовать на другого человека или по-настоящему задеть его за живое, тогда вспыхивает насилие, - как демоническая потребность в контакте, бешеная сила, рвущаяся к этому контакту самым прямым путем из всех возможных» [5, с. 13]. Лейтмотивом преступного поведения, по мнению автора, становится вызов социальному отчуждению и обезличиванию, лишающие человека полноты существования, возможности чувствовать себя индивидуальностью и свободно изъявлять свою волю.

Таким образом, чувство отчуждения и порождаемое им насилие возникает из переживания человеком острого внутреннего противоречия между чувствами утраты своей индивидуальности в обществе и жесткой зависимости от него. Во многих работах, посвященных отчуждению, выражается протест против обесчеловечивания личности, растущая тревога за распад общества на изолированные составные элементы [5].

Наиболее емкое по охвату темы и интересное для нас объяснение психологических механизмов делин-квентного поведения представлено в трудах О. Вей-нингера [6], который раскрывает психологию преступного поведения с позиции нравственности через внутренний мир и самосознание преступника. О. Вейнингер определяет преступника в общем как человека, причиняющего страдания и ущерб другим людям. Проанализировав и обобщив основные виды насильственно-преступного поведения, он приходит к важному для нашего исследования выводу: главной психологической причиной и источником преступного поведения является утрата личностью самоценности. Развитие этой мысли красной нитью проходит в его работе «Пер Гюнт и Ибсен»: «Г. Ибсен (автор поэмы «Пер Гюнт») знает ... что только обладание ("интеллигибельным") "я", обладание личностью сообщает ценность человеку, и что отсутствие таковой в человеке создает потребность приобрести эту ценность извне» [6, с. 31]. О. Вейнингер, являясь глубоким почитателем и последователем Ф. Ницше, утверждавшим, «что стремление к силе бесконечно глубоко заложено во всяком живом существе», трансформирует эту формулу приматом «ценности» над «силой» и провозглашает в качестве главного направления развития человека движение к ценности - ценностный вектор, полагая его самым важным и последним отличием человека от животного: «.что же касается специально человека, то самое глубокое в нем и его последнее отличие от животного, как мы думаем, представляет не стремление к силе, а стремление к ценности» [6, с. 32].

Б.С. Братусь также придает ключевое значение понимания «личности» именно как самоценности и отводит этому понятию особую роль в дальнейшем развитии психологии [7]: «Понимание человека как самоценности, как способного к развитию вне любых "заранее установленных масштабов" - великая заслуга философской мысли. Но психология, как правило, не может прямо и непосредственно приступить к изучению этих и других умопостигаемых сущностных

свойств.. Объектом психологического изучения в этом случае становится личность человека, которая, будучи способом организации достижения человеческой сущности, приобщения, овладения сущностными силами, сама по себе не является безмасштабной - ее масштаб и границы определены тем вышележащим уровнем, к достижению которого она направлена» [7, с. 60].

0. Вейнингер определяет сущностные качества преступника как человека, грехопадение которого постоянно продолжается и усиливается и который не делает никаких попыток уйти от греха [6]. Радость земной жизни для него выше всего, и он также единственный человек, который не чувствует себя несчастным, хотя в сущности, как показывают его поступки, он, несомненно, самый несчастный человек. Преступник всю свою жизнь живет без «единства» сознания, без всеобъединяющего «я», которое знает все, что он делает, и во всем дает себе отчет; преступник распадается (совершаемые им преступления служат для него последним средством, предохраняющим его от распадения). У преступника нет стремления к ценности, или, что то же, нет воли, он постепенно превращается в ничто, опускается в тьму, становится беспомощным. Человек становится преступником в силу непонятного самопроизвольного акта - отказа от индивидуальной ценности [6, с. 135]. О. Вейнингер раскрывает главный психологический посыл ко всякому преступлению как способ восполнения преступником своего утраченного «Я» (самоценности «Я») двумя основными способами: первый - идентификацией себя с другими людьми и обстоятельствами; второй - самоподчинением им или изъятием и присвоением себе чужих ценностей посредством применения насилия. Там, где этот абсолютный функционализм (отношение преступника к обстоятельствам и людям в качестве раба или деспота) еще не установлен, он ненавидит, как ненавидит он свое интеллигибельное «Я», т. е. отрицает; ненависть ведет к убийству, как любовь к жизни. Поэтому преступник питает глубокую ненависть к мысли о бессмертии -бессмертие есть частный случай свободы, именно свободы от времени [6, с. 137 - 138].

Анализ изложенных взглядов О. Вейнингера на психологию преступника позволяет сделать следующие предположения, относительно главных особенностей его самосознания:

1. Утрата преступником собственной самоценности и связь этой утраты со стремлением компенсировать ее насильственным изъятием у других, означает такое уплощение (уменьшение интимной глубины) его внутреннего мира и деполяризацию всей ценностно-смысловой сферы, когда у человека сильно ослабляется или полностью утрачивается способность к самосозерцанию, а культурные ценности и нормы заменяются на противоположные: добро - злом, правда - ложью, любовь - ненавистью и т.п.

2. Утрата самоценности проявляется в непреходящем чувстве внутренней пустоты, бессмысленности своего существования, эмоциональном самоне-

приятии и в порождаемом ими страхе одиночества, в блокировании процессов самоотношения и отрицании всякой критики; в ненавистном отношении к социально успешным и самодостаточным людям.

3. Преступник получает удовлетворение, причиняя страдания другим, приближая их к уровню собственных страданий, пытаясь сделать их такими же неполноценными как и он сам, а завладев чужими ценностями - жизнью или вещами, он присваивает их себе, наслаждаясь мнимым превосходством над неспособными на подобное преступление людьми.

4. Сознание насильственного преступника направлено преимущественно вовне, так как его внутренний мир уплощен и лишен глубины интимного содержания и, чтобы совсем не утратить сознательность своего существования, он вынужден постоянно наполнять его чужими - ворованными ценностями, впечатлениями и оценками (чужой сознательностью).

5. Мы считаем, что именно поэтому настоящие преступники талантливо притворчивы и демонстративны; их потребность манипулировать мнением окружающих ради формирования у них нужных им впечатлений и оценок (заниматься пиаром) для них самих есть жизненная необходимость. Вне социума они просто «ничто», и оставаясь длительное время в одиночестве или терпя порицания от значимых людей, преступник погружается в невыносимую пустоту и темноту своей души, чего всеми силами он и пытается избежать.

Эти выводы соответствуют результатам современных исследований психологии преступной личности. Так, Ю.М. Антонян отмечает [4], что проведенное А.Р. Ратиновым и его сотрудниками исследование с помощью разработанного ими теста «смысл жизни», содержащего 25 пар противоположных суждений, позволило выявить существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами, и наиболее сильные - между преступниками и активно-правомерной группой по всем шкалам теста. Последние намного превосходят преступников по социально-позитивному отношению ко всем базовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни, особенно в отношении к таким ценностям, как общественная деятельность, эстетические удовольствия, брак, любовь, дети, семья. Преступники более фаталистичны и меланхоличны, они крайне отрицательно оценивают прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы, у них снижена потребность в саморегуляции и в дальнейших планах они предпочитают беззаботное существование [4, с. 63].

На основе анализа изложенного материала мы пришли к выводу, что главным признаком самосознания насильственных преступников является негативная самоценность (отрицательная самоценность), что проявляется: в уплощении внутреннего мира (уменьшение интимной глубины с утратой способности к самосозерцанию) и деполяризации ценностно-смысловой сферы (зло становится добром); эмоциональном неприятии себя через блокирование и

отрицание собственных недостатков или ненавистное отношение к ним; усилении регулятивно-волевой сферы самосознания приданием ей аффективной доминанты во внешней активности; общей эгоцентрической направленности личности и внешнем локусе-контроля; ненавистно-агрессивном отношении к социально успешным людям.

С категорией самоценности и ее значением в структуре самосознания личности связаны работы Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др. Важные результаты для выделения данной категории в сложившейся системе определений, характеризующих самоотношение человека, получены Т.Б. Беляевой при исследовании особенностей самоценности в юношеском возрасте [8], а именно эмоционально-ценностного отношения к себе у девушек 17 - 18 лет. Автор делает следующие основные выводы:

1. Между самоценностью и самооценкой существует неоднозначная взаимосвязь: высокий уровень самоценности позволяет иметь более объективные самооценки, так как самооценка выступает как частный случай, не оказывающий существенного влияния на самоценность.

2. В случае низкой самоценности самооценки субъекта носят более эмоциональный характер, так как субъект, не удовлетворивший свою потребность в высоком уровне самоценности, будет испытывать напряжение этой потребности и очень зависеть от конкретных оценок, даваемых ему окружающими, а также от тех оценок, которые он определяет сам путем сравнения себя с эталонами.

3. Уровень самоценности личности связан с общим переживанием удовлетворенности или неудовлетворенности, осмысленности или бессмысленности, результативности или нерезультативности своей жизни, возможности ею управлять, ставить перед собой цели и смотреть в будущее с разной степенью оптимизма [8, с. 15].

Одно из направлений научных исследований проблем деструктивной личности и поведения посвящено раскрытию психологических механизмов развития деструктивности. В частности, А.В. Сырцев исследовал клинико-психологические механизмы деструктивного поведения у подростков с дисгармонией психического развития - выпускников детских домов (ВДД) в зависимости от выраженности критериев де-структивности: наличия и объема социальных связей [9], характера социальных связей и уровня асоциаль-ности (синдромом заброшенности К. Хартмана) и выделил три основных типа механизмов нарушений поведения у подростков с дисгармонией психического развития:

- при первом типе нарушения (с незначительно-выраженной деструктивностью) социальные связи сохранны, поведение направлено на просоциальную деятельность и характеризуется пассивностью, неэффективностью и неконструктивностью. Характер нарушений обусловлен слабостью когнитивной деятельности личности, наличием внутриличностных конфликтов, крайне ограниченным репертуаром адап-

тивных моделей поведения и слабой устойчивостью психической адаптации;

- при втором (с выраженной деструктивностью) социальные связи фрагментарны, поведение направлено на просоциальную деятельность и характеризуется средне выраженной деструктивностью. Характер нарушений обусловлен выраженностью доминантности в структуре личности, высокой стенично-сти, конфликтами в мотивационно-потребностной сфере, устойчивыми дезадаптивными моделями в поведенческом репертуаре и нестойкой психической адаптацией;

- при нарушениях третьего типа (с сильно выраженной деструктивностью) социальные связи разорваны, поведение направлено на диссоциальную деятельность и характеризуется выраженным импульсивным, деструктивным и аутодеструктивным поведением. Характер нарушений обусловлен системной дезорганизацией личностной сферы: высокой лабильностью аффективных реакций, рассогласованностью механизмов регуляции активности. Механизмы компенсации характеризуются устойчивыми дезадаптивными моделями в поведенческом репертуаре, психическая адаптация имеет стойкие нарушения [9, с. 214].

Беря за основу эти три механизма нарушения поведения и принятую нами теоретическую модель функционирования самосознания в процессе переживания, можно полагать [10], что основной причиной и главным признаком деструктивного самосознания подростков ВДД является нарушение его целостности из-за недоразвития-дезинтеграции ценностно-смысловой сферы или общей личностной незрелости, что более всего соответствует понятию «личностный инфантилизм», который обычно развивается на почве психического инфантилизма. При этом ведущая личностная ценность низведена к ситуативной витальной потребности в безопасности и комфорте, соответственно фокус рефлексии концентрируется в чувственной сфере, придавая Эго аффективную доминанту. Отношение к действительности характеризуется в основном страдательной, созерцательной и импульсивной позицией. Вследствие чего, поведение подростков мотивируется внешними факторами и носит ситуативный характер. Степень выраженности критериев деструктивности, которые в основном определяются характером социальных связей, прямо коррелирует с неадекватной самооценкой, импульсивностью, тревожностью, осознанностью, рассогласованностью эмоционально-волевой регуляции поведения, агрессивностью и аутоагрессивностью.

Причем у подростков с незначительно выраженной деструктивностью, характеризующейся асоциальным поведением, отличительной чертой, по выводам А.В. Сырцева, является: «пассивность, ригидность, нерешительность в социальных взаимодействиях на фоне внутриличностных конфликтов. вызванная незрелостью коммуникативных способностей в структуре личности, бедностью поведенческого репертуара, ограниченностью саморегуляции в социальных взаимо-

действиях. Защитные механизмы имеют преимущественно аутоагрессивную направленность и внутренний локус контроля» [9, с. 204].

Можно заключить, что деструктивность поведения данной категории подростков на уровне самосознания в целом детерминирована несформированностью ре-гулятивно-волевой сферы - Эго.

У подростков с выраженной деструктивностью, характеризующейся антисоциальным поведением, ведущими факторами, влияющими на формирование деструктивных моделей поведения, являются ослабление ценностно-смысловой и усиление аффективной доминаты Эго, что на личностном уровне, по выводам А.В. Сырцева, «проявляется в завышенной самооценке и социальной доминантности. Защитные механизмы имеют преимущественно агрессивную направленность и внешний локус контроля» [9, с. 205].

У подростков с сильно выраженной деструктивно-стью отличительным признаком самосознания является ослабление Эго, вызванное рассогласованием когнитивной и аффективной сфер, что, по мнению автора, проявляется общей дезорганизацией личности и поведения: «высокие фрустрированность и напряженность, выраженная эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация поведения. В этой группе резко выражены эмоциональная нестабильность, неспособность управлять эмоциями, неустойчивость интеграции поведения. Деструктивное поведение среди этой категории может формироваться под влиянием высокой лабильности в эмоционально-волевом блоке структуры личности, высокой стеничности, тревожности и интровертирован-ности личности. Механизмы компенсации характеризуются устойчивыми дезадаптивными моделями в поведенческом репертуаре, психическая адаптация имеет стойкие нарушения» [9, с. 206].

На наш взгляд, автор, характеризуя третью группу подростков, описывает психопатические черты, которые прямо свидетельствуют о существующей обратной корреляции между степенью деструктивности и уровнем сознательности личности или ее психического здоровья. Они, по нашему мнению, скорее соответствуют носителям аномального - психопатического типа деструктивного поведения.

На основе проделанного анализа мы полагаем, что в трех основных подгруппах исследуемых подростков -ВДД просматриваются три основных признака самосознания, раскрывающих причины и механизмы развития деструктивности личности и поведения:

1. Нарушение целостности самосознания личности, определяемое низкой степенью интегрированности отношений с миром в результате недоразвития ценностно-смысловой сферы [11, 12], что находит свое проявление в симптомах личностного инфантилизма и свойственно всем трем подгруппам.

2. Нарушение самоценности самосознания, вызванного недоразвитием ценностно-смысловой сферы и негативным самоотношением. Этот признак в большей степени соответствует второй и третьей подгруппам.

3. Нарушение аутентичности самосознания, характеризующееся функциональной рассогласованностью

ценностно-смысловой и аффективной сфер, соответствует первой и третьей подгруппам.

Полагаем, что выделенные критерии самосознания: целостность, аутентичность и самоценность - очень важны и нуждаются в дальнейшем исследовании.

Литература

1. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1999. 512 с.

2. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.М. О системном подходе к оценке психологической адаптации // Обозр. психиатрии и медицинской психологии. СПб., 1994. № 3.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд : пер. с фр. с сокр. / под ред. В. А. Базарова. М., 1994. 399 с.

4. См: Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. 336 с.

5. May R. Love and Will. N.-Y., 1969. 352 p.

Поступила в редакцию

6. Вейнингер О. Последние слова. Пол и характер : сб.: пер. с нем. Мн., 1997. 416 с.

7. БратусьБ.С. Аномалии личности. М., 1988. 304 с.

8. Беляева Т.Б. Особенности эмоционально-ценностного отношения к себе в юношеском возрасте // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 1998. № 6. С. 12 - 18.

9. Сырцев А.В. Клинико-психологические механизмы деструктивного поведения у подростков с дисгармонией психического развития : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 246 с.

10. Воробьев А.А. Регулятивные функции самосознания в процессе переживания // Изв. вузов. Сев-Кавк. регион. Обществ. науки. 2009. № 3. С. 90 - 94.

11. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев, 1986. С. 10 - 88.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 484 с.

_9 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.