Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОРОДЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОРОДЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНОРОДЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ / ПОДАТИ / РОДОВАЯ ЭЛИТА / РОДОНАЧАЛЬНИК / СТЕПНЫЕ ДУМЫ / М.М. СПЕРАНСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье исследованы особенности и проблемы формирования и эволюции налоговой системы в структуре инородческого управления Енисейской губернии во второй половине XIX веке. Рассмотрены виды налогов и сборов, условия и порядок их взимания с инородческого населения региона. Сделаны выводы относительно влияния колониальной политики царизма на содержание и характер сибирской реформы М.М. Сперанского. Представлены и проанализированы исторические факты произвола и злоупотреблений представителей местной административно-родовой элиты в процессе распределения и взимания налогов, сборов и податей с местного инородческого населения сибирского региона. Обоснован вывод о том, что специфика организации местного административного аппарата, в конечном счете, обусловила серьезную корректировку реформы М.М. Сперанского, прежде всего в направлении формирования системы налогообложения инородцев, основанной на системных поборах и злоупотреблениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TAX SYSTEM OF FOREIGN MANAGEMENT OF THE YENISEI PROVINCE AT THE TURN OF THE XIX - XX CENTURIES

The article examines the features and problems of the formation and evolution of the tax system in the structure of the foreign administration of the Yenisei province in the second half of the 19th century. The types of taxes and fees, the conditions and procedure for their collection from the non-native population of the region are considered. Conclusions are drawn regarding the influence of the colonial policy of tsarism on the content and nature of the Siberian reform of M.M. Speransky. The historical facts of arbitrariness and abuse of representatives of the local administrative and tribal elite in the process of distribution and collection of taxes, fees and taxes from the local non-native population of the Siberian region are presented and analyzed. The conclusion is substantiated that the specifics of the organization of the local administrative apparatus, ultimately, led to a serious adjustment of the reform of M.M. Speransky, primarily in the direction of the formation of a system of taxation of foreigners, based on systemic extortions and abuses.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОРОДЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ»

13. ГороховА.М. Краткое этнографическое описание бийских, или алтайских калмыков // Журнал МВД. - СПб., 1840. -Ч. 38, II.

14. ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 282.

15. ГАТО. Ф. 196. Оп. 36. Д. 24.

References and Sources

1. Alekseev V.V. Regionalizm v Rossii. - Ekaterinburg, 1999.

2. Vlast' v Sibiri. XVI - nachalo HKH vv. / Sost. M. O. Akishin, A. V. Remnev. 2-e izd. - Novosibirsk: Sova, 2005.

3. Ustav «Ob upravlenii inorodcev 1822 goda» // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, s 1649 goda. T. XXXVIII. 1822-1823. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii, 1830. - S. 394-416.

4. Gosudarstvennyj arhiv Tomskoj oblasti (GATO). F. 144. Op. 1. D. 54.

5. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 468. Op. 9g. D. 1042.

6. Bunge A. Puteshestvie po vostochnoj chasti Altajskih gor (Dnevnik puteshestviya po vostochnoj chasti Altajskih gor letom 1826 goda); 2-e izd. // Puteshestvie po Altajskim goram i dzhungarskoj Kirgizskoj stepi / K.F. Ledebur, A.A. Bunge, K.A. Mejer: per. s nem. / V.V. Zavalishin, YU.P. Bubenkov. - Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firma, 1993.

7. Radlov V. Iz Sibiri. Stranicy dnevnika/ per. K.D. Civinoj i B.E. CHistovoj; komment., poslesl., red. S.I. Vajnshtejna. - M.: Nauka, 1989.

8. Gel'mersen G.P. Teleckoe ozero i teleuty Vostochnogo Altaya // Gornyj zhurnal. - SPb.: Tip. I. Glazunova, 1840. - Kn. 2. Otd. 1.

9. Shvecov S.P. Gornyj Altaj i ego naselenie. T.1. Vyp. 1. Kochevniki Bijskogo uezda. - Barnaul, 1900.

10. Altajcy. Altaj ulus (Materialy po etnicheskoj istorii) / Sost., per., predisl., komment. N.V. Ekeeva. - Gorno-Altajsk, 2005.

11. Gel'mersen G.P. Teleckoe ozero i teleuty Vostochnogo Altaya // Gornyj zhurnal. - SPb.: Tip. I. Glazunova, 1840. - Kn. 3. - Otd. 1.

12. Chihachev P.A. Puteshestvie v vostochnyj Altaj. - M.: Nauka, 1974.

13. Gorohov A.M. Kratkoe etnograficheskoe opisanie bijskih, ili altajskih kalmykov // ZHurnal MVD. - SPb., 1840. - Ch. 38, II.

14. GATO. F. 3. Op. 18. D. 282.

15. GATO. F. 196. Op. 36. D. 24.

ЕКЕЕВ НИКОЛАИ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, директор Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова (n_kazat@mail.ru)

EKEEV, NIKOLAY V. - Ph.D. in History, Director, Scientific-Research Institute of Altaistics theme S.S. Surazakov.

УДК94(47).083:351.713(=152.153) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-55-59

КУСКАШЕВ Д.В.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОРОДЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Ключевые слова: Енисейская губерния, административное управление, инородческое управление, письмоводитель, подати, родовая элита, родоначальник, степные думы, М.М. Сперанский.

В статье исследованы особенности и проблемы формирования и эволюции налоговой системы в структуре инородческого управления Енисейской губернии во второй половине XIX веке. Рассмотрены виды налогов и сборов, условия и порядок их взимания с инородческого населения региона. Сделаны выводы относительно влияния колониальной политики царизма на содержание и характер сибирской реформы М.М. Сперанского. Представлены и проанализированы исторические факты произвола и злоупотреблений представителей местной административно-родовой элиты в процессе распределения и взимания налогов, сборов и податей с местного инородческого населения сибирского региона. Обоснован вывод о том, что специфика организации местного административного аппарата, в конечном счете, обусловила серьезную корректировку реформы М.М. Сперанского, прежде всего в направлении формирования системы налогообложения инородцев, основанной на системных поборах и злоупотреблениях

KUSKASHEV, D.V.

FEATURES OF THE TAX SYSTEM OF FOREIGN MANAGEMENT OF THE YENISEI PROVINCE AT THE TURN OF THE XIX - XX CENTURIES

Key words: Yenisei province, administrative administration, foreign administration, clerk, taxes, tribal elite, founder, steppe dumas, M.M. Speransky.

The article examines the features and problems of the formation and evolution of the tax system in the structure of the foreign administration of the Yenisei province in the second half of the 19th century. The types of taxes and fees, the conditions and procedure for their collection from the non-native population of the region are considered. Conclusions are drawn regarding the influence of the colonial policy of tsarism on the content and nature of the Siberian reform of M.M. Speransky. The historical facts of arbitrariness and abuse of representatives of the local administrative and tribal elite in the process of distribution and collection of taxes, fees and taxes from the local non-native population of the Siberian region are presented and analyzed. The conclusion is substantiated that the specifics of the organization of the local administrative apparatus, ultimately, led to a serious adjustment of the reform of M.M. Speransky, primarily in the direction of the formation of a system of taxation of foreigners, based on systemic extortions and abuses.

Как известно, еще в 1822 г. выдающимся российским реформатором М.М. Сперанским были разработаны положения Сибирской административной реформы, предполагавшей принятие ряда законодательных актов, в частности «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», уставы о ссыльных, о сибирских казаках, положение о земских повинностях и пр. Фактическим автором этих документов был Г.С. Батеньков.

При этом, согласно «Уставу об управлении инородцами», народы Сибири, в соответствии с уровнем их социально-экономического развития, были разделены на три разряда: бродячие,

кочевые и оседлые [1, с. 252]. В частности, хакасы автоматически были включены в категорию кочевых инородцев. Им были предоставлены некоторые права на самоуправление [2, с. 23].

В результате реформ М.М. Сперанского хакасы вошли в состав четырех степных дум: Кызыльской Ачинского округа, а также Качинской, Койбальской, Сагайской Минусинского округа. В 1858 г. Койбальская степная дума была упразднена и в основном вошла в состав Сагайской, а в 1864 г. вместо Качинской степной думы была образована Абаканская инородческая управа. В 1893 г. Кызыльская и Сагайская степные думы были преобразованы в Кызыльскую и Аскизскую инородческие управы [3, с. 20].

Важной, а возможно и главной составной частью сибирской реформы М.М. Сперанского являлась организация системы налогообложения (в т.ч. инородцев), призванная обеспечить рост доходов казны, что, в конечном счете, выразилось в политическом, экономическом и национальном угнетении местного населения. С 1822 года жители Хакасско-Минусинской котловины во всех официальных документах именовались не иначе, как ясачные, плательщики, окладные души. Структура обязательных сборов и податей в пользу государственной казны, включала подушную подать или государственный сбор, ясачную подать, межевой сбор, губернский сбор, сбор в частную повинность, страховой сбор. Далее следовали многочисленные сборы на «внутренние нужды», прежде всего содержание родовой администрации, а также такие тяжелые повинности как подводная гоньба, строительство и ремонт дорог [4, с. 10].

В податном отношении все хакасы, кроме койбал, были отнесены ко второму разряду, а последние, в силу их особой бедности, - к пятому. Подушная подать собиралась с окладной души по 41 копейки, межевой сбор по 3 копейки, губернский сбор по 1 рублю 25 копеек и сбор в частную повинность - по 1 копейке [5, с. 61]. Разверстка сборов производилась по числу ревизских душ, а взимание - по наличному составу. Если, допустим, по ревизии значилось 70 плательщиков, то на эти 70 душ раскладка и производилась. Все это создавало благоприятную почву для злоупотреблений. Предположим, расклад на душу составлял 5 рублей, но наличных окладных душ было уже не 70, а 100. Со времени ревизии проходило время, и количество людей возрастало. Родоначальник со 100 человек собирал по 5 рублей, что составляло 500 рублей, а в казну вносил, в соответствии с ревизской «сказкой», только 350 рублей. Таким образом, чисто грабительского дохода у него оставалось 150 рублей. И так по всем видам сборов [6]. Интересно, что когда после выплаты налога выдавалась квитанция, то писарю надо было платить за это 15 копеек. Поэтому, если квитанцию не давали, плательщики были очень довольны, наивно полагая, что к ним отнеслись благосклонно.

Подушная подать, ясак и прочие сборы в казну, со временем все увеличивались, рос и расклад на душу. В 1889 году общая сумма денежных казенных податей составила по управам 18 183 рубля серебром.

Особенно велики и обременительны были земские повинности и сборы на содержание родового управления или «сборы на внутренние нужды». Эта область налогообложения отличалась особо значительными хищениями и чудовищными злоупотреблениями. Содержание степных дум и улусных родоначальников ложилось тяжким бременем на жителей улуса.

К примеру, Аскизская дума разнородных племен собирала с подведомственного ей населения в 1888 году на «внутренние нужды» следующие денежные повинности:

1. На перевоз почты от села Аскиза до окружного центра, в год - 225 рублей и 140 рублей - паромщику через реку Абакан.

2. На содержание «обывательских» лошадей или подводная гоньба - 2054 рубля 80 копеек. Дума имела несколько лошадей для разъездов чиновников, на приобретение и содержание которых собирались деньги с населения, как подводная гоньба. В 1880 году на пару лошадей дума собирала 400 рублей - по 7 рублей 50 копеек с души [7].

За восемь лет с 1880 по 1888 годы эта сумма возросла более чем в пять раз. Подводная гоньба была как одним из самых тяжких поборов, так и самым щедрым источником личного обогащения письмоводителей и родоначальников.

3. На отопление думской тюрьмы - 30 рублей.

4. Жалование письмоводителю - 600 рублей и его помощнику - 300 рублей.

5. На канцелярские принадлежности - 74 рубля.

6. На освещение думы - 64 рубля.

7. На отопление думы - 120 рублей.

8. На выписку книг и газет - 36 рублей 50 копеек.

9. На заведение пожарной бочки - 23 рубля.

10. На наем двух земских квартир - 200 рублей.

11. Жалованье улусным писарям - 1200 рублей. Улусные писари занимались только тем, что выискивали способы все новых сборов. Ненависть к ним достигла таких размеров, что губернским властям пришлось отказаться от них. Но деньги дума продолжала систематически собирать.

12. Жалованье десятникам и сторожам - 180 рублей.

13. Переводчику с татарского языка - 40 рублей. Сбор денег на переводчика начали производить с начала работы думы, но его так и не удалось нанять.

14. Пономарю и караульным при двух хлебных магазинах в улусах Утинский и Усть-Есь -300 рублей.

15. На отопление церкви - 100 рублей.

16. На жалованье церковных служителей взамен руги - 338 рублей 15 копеек.

17. На содержание Аскизского двухклассного училища - 1124 рубля.

Всего на содержание степной думы и другие расходы внутри управы с населения собиралось 7149 рублей 45 копеек.

Аналогично обстояло дело в Усть-Абаканской управе. Сборы ее состояли из аналогичных статей. Всего на ее содержание взималось 4125 рублей 38 копеек в год.

Распоряжениями губернских властей в управах создавались хлебные магазины, как общественный склад. Население долго саботировало их открытие, поскольку знало, что все это будет связано с его ограблением. Только с помощью полицейских мер в ряде мест были открыты магазины. Многие проживали от магазина за 100 - 200 километров и доставка хлеба туда требовала больших расходов и потерь времени. Вследствие жалоб населения, управа вынуждена была заменить хлебный сбор - денежным. На собираемые по раскладу деньги покупался хлеб и поступал в магазин. В то же время многие жители, проживавшие вблизи магазина, продолжали взносить сбор хлебом.

Все такие взносы хлебом, поступали в полную собственность родоначальников, давая широкий простор для махинаций и злоупотреблений.

В трудные годы хлебные магазины должны были оказывать помощь семенным хлебом. Получивший ссуду обязан был возвратить ее с процентами с нового урожая, причем ссуду давали только тем, кто имел круговое ручательство. Если по каким-то причинам ссуда не возвращалась, то по круговому ручательству ее взыскивали по раскладу с жителей всего улуса.

Существовала и неофициальная практика выдачи ссуд.

В Аскизской управе помощник письмоводителя, ведавший магазином, приобрел бочонок вина, и каждый, кто приходил за получением ссуды, был обязан купить у него по тройной цене бутылку водки и угостить. Только после этого выдавалась половина ссуды. Вторую половину можно было получить, повторив все сначала. Затем, чувствуя безнаказанность, он поделил ссуду на четыре части, выдавая ее отдельно на тех же условиях. В случае, если у бедняка не было денег на покупку вина, помощник письмоводителя выдавал ссуду с условием, что из нее отсыпается количество зерна, равное стоимости вина. Несмотря на жалобы, подобная практика существовала почти во всех хлебных магазинах [8].

В Абаканской управе, вместо хлебного магазина была учреждена общественная касса. Взносы в кассу собирались принудительно. Фактически делами кассы распоряжался письмоводитель. Деньги из кассы в виде ссуды брались только письмоводителем, писарями и родоначальниками, а в учетную книгу, как ее должники, вписывались другие лица. Пользуясь забитостью и неграмотностью населения, местные чиновники и баи, с согласия окружных и губернских властей, творили чудовищные преступления.

К примеру, в принудительном порядке с населения собирались деньги на пороховой сбор, и управа покупала в городе Минусинске порох, с последующей раздачей его населению. Абаканская управа ежегодно приобретала восемь пудов, а Аскизская - 50 - 60 пудов. Доставка его до села Аскиза обходилась в один рубль, а в Усть-Абаканское всего в несколько копеек, но собирали на транспортировку 6 - 7 рублей [9].

В 1893 году в Енисейской губернии вводится обязательный страховой сбор. Все, независимо от социального положения, вносили одинаковую сумму. Если две - три семьи жили в одной юрте, то каждая из них платила одинаковый сбор за одну и ту же юрту. Ветхая юрта бедняка могла в денежной оценке стоить меньше сбора, но он был обязан платить равный со всеми страховой сбор. Страховой сбор платил даже работник у бая, который вообще ничего не имел.

В расклад на платежные души шли деньги, затраченные на выпивки при сходах, выпивки при сдаче сбора улусными старшинами родоначальнику, выпивки при сдаче сбора родоначальниками управе [10].

Если голова приезжал в родоначалие, когда там происходила раскладка податей, то ему преподносили «честь» - сумму в несколько десятков рублей. «Честь» также шла в расклад.

Раскладка податей происходила на сходах родовых старшин. Здесь определялась сумму, подлежащая взиманию по родоначалиям. После схода в управе, родоначальники собирали сход в родоначалии, на котором присутствовали улусные старшины и «почетные инородцы». Эта верхушка определяла сумму сбора конкретно по каждому улусу и с окладной души. От уплаты податей освобождались все чины родового управления, независимо от того, являются ли они ими сейчас или были в прошлом. [11].

В 1889 году общая сумма сборов по двум управам составила 43304 рубля. В Аскизском ведомстве средняя плата податей равнялась 7 рублей 37 копеек, а в Абаканском ведомстве - 8 рублей 14 копеек.

Наряду с этим, губернские и окружные власти постоянно предлагали управам еще «понудить» инородцев к различным «добровольным» сборам.

Через «понуждение» власти производили сбор, например, на постройку в городе Красноярске кладбищенской церкви, на строительство церкви во имя святителя и чудотворца Николая в Санкт-Петербурге, на строящуюся учительскую семинарию в Иркутске и т.д. [12].

Подобная налоговая политика приводила к обнищанию коренного населения Хакасии и даже к голоду и росту числа самоубийств среди беднейшей части коренного населения [13].

Таким образом, целью сибирской реформы М.М. Сперанского выступало создание условий, способствовавших ограничению произвола чиновников в вопросах управления местных хозяйством, что, в свою очередь, должно было обеспечить стабильное поступление доходов в казну. Реформаторы стремились достичь выполнения данных задач не столько через дальнейшее усиление податного гнета, сколько за счет развития торговой, промышленно-производственной деятельности, товарно-денежных процессов. Однако условия практической реализации положений данной реформы, специфика организации местного административного аппарата, в конечном счете, обусловили серьезную корректировку реформы М.М. Сперанского, прежде всего в направлении формирования системы налогообложения инородцев, основанной на системной коррупции, и усиливавшей политическое, экономическое и национальное угнетение местного населения.

Литература и источники

1. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. / отв. ред. Л.Р. Кызласов. - М.: «Наука», 1993.

2. Лаппо Д.Е. Общественное управление минусинских инородцев. - Томск: изд-во Томского университета, 1904.

3. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история хакасского аала. - Абакан, 1987.

4. Лаппо Д.Е. Степное земское положение. Проект земских учреждений, принятый Аскизским инородческим съездом 1 - 2 ноября 1905 г. и Иркутским бурятским съездом 22 - 24 августа 1905 г. - Красноярск: типо-литогр. Кохановских, 1907.

5. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела Минусинского музея. - Минусинск: типогр. В.И. Корнакова, 1900.

6. Сибирский вестник. - 1889. - №42

7. Восточное обозрение. - 1884. - №20.

8. Сибирская газета. - 1881. - №19.

9. Восточное обозрение. - 1902. - №139.

10. Восточное обозрение. - 1902. - №133.

11. Восточное обозрение. - 1902. - №137.

12. Сибирский вестник. - 1889. - №142.

13. Сибирская газета. - 1881. - №20.

References and Sources

1. Istoriya Hakasii s drevnejshih vremen do 1917 g. / otv. red. L.R. Kyzlasov. - M.: «Nauka», 1993.

2. Lappo D.E. Obshchestvennoe upravlenie minusinskih inorodcev. - Tomsk: izd-vo Tomskogo universiteta, 1904.

3. Butanaev V.Ya. Social'no-ekonomicheskaya istoriya hakasskogo aala. - Abakan, 1987.

4. Lappo D.E. Stepnoe zemskoe polozhenie. Proekt zemskih uchrezhdenij, prinyatyj Askizskim inorodcheskim s"ezdom 1 - 2 noyabrya 1905 g. i Irkutskim buryatskim s"ezdom 22 - 24 avgusta 1905 g. - Krasnoyarsk: tipo-litogr. Kohanovskih, 1907.

5. Yakovlev E.K. Etnograficheskij obzor inorodcheskogo naseleniya doliny Yuzhnogo Eniseya i ob"yasnitel'nyj katalog etnograficheskogo otdela Minusinskogo muzeya. - Minusinsk: tipogr. V.I. Kornakova, 1900.

6. Sibirskij vestnik. - 1889. - №42

7. Vostochnoe obozrenie. - 1884. - .№20.

8. Sibirskaya gazeta. - 1881. - №19.

9. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №139.

10. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №133.

11. Vostochnoe obozrenie. - 1902. - №137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sibirskij vestnik. - 1889. - №142.

13. Sibirskaya gazeta. - 1881. - №20.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета, кафедра теории и истории государства и права (kenig-1977@mail.ru).

KUSKASHEV, DMITRIY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University, Department of theory and history of state and law (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(47).081:352(470.41) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-59-68

ЯКУПОВ А.Г.

РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО БАНКА КАЗАНИ (1863-1880 ГГ.): АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Ключевые слова: местное самоуправление, городская реформа 1870, городские общественные банки, Казанская городская дума.

Работа посвящена исследованию административной роли Казанской городской думы в работе общественного банка в 18631880 гг. Научная новизна работы обусловлена попыткой выявления административных функций Казанской городской думы в отношении деятельности общественного банка в эпоху великих реформ Александра II. Использовались различные методы исторического исследования, такие как ретроспективный и статистический методы. Использование ретроспективного метода заключается в восстановлении процесса взаимодействия Казанского общественного банка и думы на основе рассмотрения делопроизводственной документации, отложившейся в Государственном архиве Республики Татарстан. Статистический метод применялся при анализе финансовых показателей Казанского общественного банка. В ходе исследования обоснованы выводы о лояльности Казанской думы в кадровой политике, амбивалентном характере деятельности временных и постоянных комиссий общественного банка, многостороннем круге вопросов, которые рассматривались временной комиссией. Деятельность Казанской городской думы по администрированию хозяйственно-экономической работы общественного банка Казани способствовала росту свободной денежной массы у населения, увеличению рабочих мест в банке и установлению доверия граждан к финансовым институциям органов местного самоуправления города.

YAKUPOV, AG.

THE ROLE OF THE KAZAN CITY DUMA IN THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC BANK OF KAZAN (1863-1880):

ADMINISTRATIVE PRACTICES

Key words: local self-government, city reform of1870, city public banks, Kazan city Duma.

The work is devoted to the study of the administrative role of the Kazan City Duma in the work of the public bank in 1863-1880. The scientific novelty of the work is due to an attempt to identify the administrative functions of the Kazan City Duma in relation to the activities of the public bank in the era of the great reforms of Alexander II. As part of the work on the article, various methods of historical research were used, such as retrospective and statistical methods. The use of the retrospective method is to restore the process of interaction between the Kazan Public Bank and the Duma on the basis of consideration of office documentation deposited in the State Archive of the Republic of Tatarstan. The statistical method was used in the analysis of financial indicators of the Kazan Public Bank. In the course of the study, the authors came to conclusions about the loyalty of the Kazan Duma in personnel policy, the ambivalent nature of the activities of the temporary and permanent commissions of the public bank, the multilateral range of issues that were considered by the temporary commission. The activity of the Kazan City Duma on the administration of the economic and economic work of the public bank of Kazan contributed to the growth of the free money supply among the population, the increase of jobs in the bank and the establishment of citizens' trust in the financial institutions of local self-government of the city.

60-70-е гг. XIX в. ознаменовались проведением великих реформ Александра II, долженствовавших коренным образом изменить облик Российской империи. Особое внимание император уделял реформированию института местного самоуправления, изменения в котором были ощутимы не только в результате проведения городской реформы 1870 г., но и в силу перемен в сфере финансового сектора экономики, последовавших за финансовой реформой 1860-1864 гг.

С конца XVIII века в некоторых городах Российской империи уже функционировали городские общественные банки, деятельность которых, согласно Грамоте городам 1785 г. Екатерины II, заключалась в распоряжении остатками денежных средств местных бюджетов. К периоду великих реформ городские общественные банки представляли собой, в целом, неэффективную институцию в финансовом секторе городов Российской империи. Подобная конструкция сформировалась из-за небольшого количества располагаемых общественными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.