ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОДЫ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ТУРБИНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina@rambler.ru
АННА ФРАНКОВНА МЯЛКИНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: anna211164@mail.ru
В статье рассмотрены экономические последствия кризиса для России. В силу различий исходных условий и уровня развития государств универсальных способов и механизмов преодоления кризисной ситуации не существует. Для каждой страны, для любой отдельно взятой территории необходим свой набор инструментов и методов преодоления негативных последствий рецессии в экономике. Однако можно выделить общие направления реформирования налогового законодательства в условиях финансовой нестабильности.
Органы государственной власти Российской Федерации вынуждены принимать меры по сокращению расходов и финансированию мероприятий по преодолению кризиса. Мероприятия органов государственной власти в данной области делят на мероприятия в области денежно-кредитной и налоговой политики. Мероприятия денежно-кредитной политики, несмотря на всю специфику используемых инструментов, достигают максимального эффекта только в совокупности с другими мероприятиями, проводимыми органами государственной власти по поддержке экономики. Мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения
Ключевые слова: экономический кризис, последствия, налоговая политика, мероприятия.
Кризис имел серьезные экономические последствия для России:
- уменьшение инвестиций в основной капитал;
- отток капитала из страны;
- необходимость пересмотра программ государственного регулирования экономики;
- необходимость принятия срочных антикризисных мер и т. п.
В силу различий исходных условий и уровня развития государств универсальных способов и механизмов преодоления кризисной ситуации не существует. Для каждой страны, для любой отдельно взятой территории необходим свой набор инструментов и методов преодоления негативных последствий рецессии в экономике. Данное обстоятельство обусловлено тем, что набор инструментов и методов финансовой, в том числе налоговой политики, применяемый каждой страной, определяет собственный механизм преодоления финансового кризиса, приемлемый в существующих условиях.
Тем не менее, общие направления реформирования налогового законодательства большинства европейских стран в условиях финансовой нестабильности можно свести к следующим основным тенденциям:
- комбинация антикризисных мер и долгосрочных программ реформирования налоговых систем;
- внесение изменений в налоговое законодательство, распространяющееся на определенный срок;
- заключение или усовершенствование соглашений об избежание двойного налогообложения.
В сложившихся условиях органы государственной власти РФ вынуждены были принять ряд срочных временных мер. В первую очередь данные меры касались необходимости сокращения расходов на проводимые правительством РФ мероприятия в области государственной политики ввиду резкого сокращения доходов консолидированного бюджета и отсутствия источников для его повышения. Таким образом, перед нашим
государством предстали две взаимоисключающих задачи:
- необходимость сокращения расходов;
- необходимость финансирования мероприятий по преодолению кризиса [1].
В связи с этим, Правительством РФ была разработана программа антикризисных мер. Ме-
роприятия органов государственной власти в указанной области можно условно разделить на два базовых блока:
- мероприятия в области денежно -кредитной политики;
- мероприятия налоговой политики (рис. 1).
Рис. 1. Антикризисные мероприятия Банка России и органов государственной власти РФ
Мероприятия денежно-кредитной политики, несмотря на всю специфику используемых инструментов, достигают максимального эффекта только в совокупности с другими мероприятиями, проводимыми органами государственной власти по поддержке экономики.
Мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Данные мероприятия были направлены на решение следующих задач:
- стимулирование развития реального сектора экономики;
- поддержание покупательной активности среди граждан;
- создание условий по поддержке производственных предприятий.
В условиях отсутствия экономических потрясений мероприятия по снижению налогового бремени имеют целью получение долгосрочного эффекта для консолидированного бюджета в виде дополнительных налоговых доходов. При этом выделяют два источника данных доходов.
К первому источнику относятся увеличившаяся в результате направления высвободившихся финансовых ресурсов на развитие производства выручка предприятия и зависящая от нее налоговая база по налогам, связанным с выплатой вознаграждений в пользу физических лиц. Ко второму источнику можно отнести налоги и сборы, уплачиваемые вновь создаваемыми хозяйствующими субъектами, появление которых в реальном секторе экономики обусловлено благоприятными экономическими условиями, в том числе связанными с режимом налогообложения.
N. М. ТиКБША, А. Б. МУАЬКМА
Т. 9. № 6, 2014
В условиях мировой финансовой нестабильности возможность снижения налогового бремени экономики была существенно сужена ввиду необходимости принятия срочных временных мер, результаты которых могут дать быстрый эффект.
Ввиду этого возрастающее значение в налоговой политике в условиях финансовой нестабильности приобрела регулирующая (стимулирующая) функция налогов. Достижение стимулирующего эффекта осуществлялось путем определения приоритетов в налоговой политике, стимулирующих развитие производства, повышающих потребительский спрос и инвестиционную активность, а также за счет выбора элементов налога, подлежащих обновлению. При этом максимальная эффективность указанных мероприятий зависела от комплексного подхода в их применении, в том числе одновременного улучшения качества налогового администрирования. Развитию последнего направления в неблагоприятных экономических условиях было уделено особое внимание.
Несмотря на то, что приоритет был отдан мероприятиям стимулирующего характера, Правительство РФ наряду с руководством таких стран, как Греция, Люксембург, Нидерланды, предпринимало шаги по снижению налогового бремени в стране. В рамках указанных мероприятий ключевыми задачами становились:
- качественные изменения в структуре российской экономики;
- опережающее развитие обрабатывающих производств;
- придание экономике инновационного характера [2].
Кроме внесения в налоговое законодательство поправок, связанных с дополнительными льготами и преференциями, были приняты значительные технические поправки (например, совершенствование процедуры выставления счетов-фактур), упрощающие администрирование налоговых платежей и сокращающие издержки бизнеса на бухгалтерское обслуживание.
В периоды экономических потрясений ключевыми задачами государства, как правило, становятся:
- стимулирование товаропроизводителей, покупательского спроса населения;
- обеспечение ликвидности банковской системы [1].
Дополнительные финансовые ресурсы государства должны обеспечивать максимальную возможность для решения приоритетных государ-
ственных задач по поддержке экономики, а также должны носить адресный и целевой характер.
В кризисные для экономики периоды государство обязано обеспечивать баланс интересов производственных предприятий, кредитных организаций и населения в целом. Исходя из характера и глубины возникших проблем, необходимо определять и степень реальной финансовой помощи государства указанным субъектам.
Использование стимулирующей функции налогообложения выступает одним из наиболее значимых механизмов поддержки экономики. В кризисный период, когда государство занято поиском дополнительных источников доходов бюджета, косвенное финансирование налогоплательщиков играет неоценимую роль и становится мощным стимулом экономического развития. Речь идет о предоставлении целевого налогового льготирования, позволяющего направить высвободившиеся в результате этого финансовые ресурсы на развитие производства, обновление основных фондов, формирование новых хозяйствующих субъектов. Выпадающие в результате этого налоговые доходы компенсируются за счет сформированных государством финансовых резервов (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд).
Опыт антикризисных действий Правительства РФ позволяет говорить о недостаточной разработанности и малоэффективном использовании широкого спектра налогового инструментария косвенного финансирования. Рассматривая набор и масштабы антикризисных мер, использованных государством, важно отметить, что существенную долю финансовых вливаний как в прямом, так и косвенном выражении получил банковский сектор. При этом масштаб аналогичных мер для поддержки реального сектора экономики был несоизмеримо меньше. Вместо продуманной программы налогового льготирования, касающейся не только предприятий, но и населения, Правительство РФ предприняло точечные попытки поддержки данных субъектов, которые были ограничены как временными рамками, так и отраслевыми особенностями (возможность снижения размера налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зависела от отрасли и региона деятельности налогоплательщика). По мнению авторов, несмотря на принятие специальной концепции развития в виде разработанной антикризисной программы Правительства РФ, данные меры не имели сбалансированного, комплексного характера, отличались скорее инерционно-фискальной направленностью, чем стимулирующим эффектом.
Современный уровень развития экономической науки и широкий спектр существующих инструментов регулирования экономики позволяют разработать для каждой отдельно взятой страны свой базовый комплекс антикризисных мер косвенного финансирования в составе налоговой политики. Реализация подобных программ помогает добиваться положительного эффекта микро- и макроэкономического характера.
Во-первых, происходит обновление производственной базы хозяйствующих субъектов, что, с одной стороны, способствует развитию предприятия, с другой стороны, повышает конкурентоспособность российских товаров и услуг в мировом масштбе.
Во-вторых, развитие производства стимулирует повышение совокупного спроса в экономике, положительно сказываясь на темпах роста ВВП государства, уровне налоговых доходов консолидированного бюджета. При этом гарантом качества программы косвенного финансирования налогоплательщиков может выступать принцип целевого использования высвободившихся финансовых ресурсов, контроль за соблюдением которого может быть возложен на налоговые органы [3].
Таким образом, специальная антикризисная государственная программа, предусматривающая использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства, в периоды глобальной финансовой нестабильности необходима как стабилизирующий финансовый базис для любого государства. Благодаря ей возможна своевремен-
ная ресурсная поддержка определенных групп хозяйствующих субъектов за счет использования мер не фискального, а регулирующего характера. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов.
Литература
1. Кузулгуртова А. Ш. Особенности государственной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности // Финансы и кредит. 2012. № 4. С. 22.
2. Павлова Л. П. Проблемы совершенствования налогообложения в России // Финансы. 2010. № 1. С. 23.
3. Федорова А. Ю., Радюкова Я. Ю., Шепелев О. М., Смагин И. И. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография (Федорова А.Ю., Радюкова Я.Ю., Толстых Т.Н. и др.). Тамбов, 2013.
References
1. Kuzulgurtova A. Sh. Osobennosti gosudarstvennoy nalogovoy oilitiki v periody global'noy finansovoy nestabil'nosti // Finansy i kredit. 2012. № 4. S. 22.
2. Pavlova L. P. Problemy sovershenstvovaniya nalogooblazheniya v Rossii // Finansy. 2010. № 1. S. 23.
3. Fedorova A. Yu., Radyukova Ya. Yu., Shepelev O. M., Smagin I. I. Razvitiye finansovoy sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. Monografiya (Fedorova A. Yu., Radyukova Ya. Yu., Tolstykh T. N. i dr.). Tambov, 2013.
* * *
FEATURES OF THE TAX POLICY DURING THE PERIODS OF FINANCIAL INSTABILITY
NATALIA MIKHAYLOVNA TURBINA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina@rambler.ru
ANNA FRANKOVNA MYALKINA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: anna211164@mail.ru
In article authors considered economic consequences of crisis for Russia. Due to distinctions of initial conditions and a level of development of the states of universal ways and mechanisms of overcoming of a crisis situation doesn't exist. For each country, the tool kit is necessary for any separately taken territory and methods of overcoming of negative consequences of recession in economy. However it is possible to allocate the general directions of reforming of the tax legislation in the conditions of financial instability. Public authorities of the Russian Federation forced to take measures for cut in expenditure and financing of actions for crisis overcoming. Ac-
N. M. TURBINA, A. F. MYALKINA
Т. 9. № 6, 2014
tions of public authorities in the field divide into actions in the field of a monetary and credit and tax policy. Monetary policy actions, despite all specifics of used tools, reach the maximum effect only in total with other events held by public authorities on support of economy. Actions in the field of a tax policy include both direct decrease in tax burden, and use of indirect mechanisms of regulating function of the taxation.
Key words: economic crisis, consequences, tax policy, actions.