УДК 65.261.4
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова
Рассматриваются вопросы соблюдения принципов налогообложения, а именно принципа справедливости в налогообложении граждан, их социальной защищенности c помощью налоговых инструментов, таких как налоговые ставки, вычеты и льготы по налогу на доходы физических лиц.
Ключевые слова: налоговый менеджмент; принцип справедливости налогообложения; налогообложение физических лиц; семейное налогообложение.
T.Ya. Silvestrova, S.Y. Gurova. PECULIARITIES OF TAX MANAGEMENT IN TAXATION OF INDIVIDUALS
The article considers the issues of observance of the taxation principles, namely the principle of justice in taxation of citizens, their social security with the help of fiscal instruments such as tax rates, deductions and tax exemptions for incomes of individuals.
Keywords: tax management; the principle of justice in taxation; taxation of individuals; family taxation.
Вопросы, возникающие по поводу справедливого перераспределения налогового бремени на физических лиц, становятся в современных реалиях особенно важными. Задачи, которые должны ставиться государством перед налоговым законодательством, - обеспечение достойной жизнедеятельности граждан страны, а не отдельных ее индивидуумов. Решение такой задачи становится особенно актуальной в связи с растущими диспропорциями доходов населения. Поскольку государство ставит целью переход к социальному налогообложению, ориентированному на перераспределение ресурсов и выравнивание доходов общества, система налогообложения доходов физических лиц нуждается в реформировании, внесении корректировок и поправок.
По нашему мнению, налогообложение физических лиц должно базироваться на комплексном подходе, сочетающем как интересы государства по увеличению доходов бюджета, так и интересы бизнеса и физических лиц в росте личных доходов и обеспечении растущего уровня потребления. Это одна из целей налогового менеджмента, которая должна проявиться в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами.
Одним из эффективных рыночных механизмов реализации такой цели является осуществление государством социально ориентированной налоговой политики, которая должна касаться, прежде всего, малоимущих слоёв населения, а также представителей малого биз-
неса. Проводником такой политики является налоговый менеджмент.
В качестве предмета исследования выступают налоговый менеджмент и его особенности в налогообложении физических лиц в Российской Федерации. В статье рассматриваются вопросы соблюдения принципа справедливости в налогообложении граждан, их социальной защищенности с помощью налоговых инструментов, таких как налоговые ставки, вычеты и льготы по налогу на доходы физических лиц.
Объектом исследования выступил налоговый механизм, регулирующий налогообложение физических лиц в Российской Федерации, который реализуется через налоговый менеджмент в рамках современной налоговой политики государства.
Предмет и объект исследования выбраны не случайно. Нестабильность налоговой политики приводит к серьезным монетарным проблемам, основу которых составляют неравномерность социально-экономического развития общества, несправедливое перераспределение доходов и расходов граждан, начавшееся в 2001 г. с отказа государства от прогрессивной шкалы подоходного налога и введения на территории Российской Федерации единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 %.
В качестве основного довода, обосновывающего введение плоской шкалы подоходного налога с физических лиц, выдвигалось положение о том, что «теневые» доходы в этом случае будут включены в налогооблагаемую базу в целях исчисления налогов. Однако введение
Таблица 1
Оплата труда в структуре валового внутреннего продукта в России (в текущих ценах), млрд руб. [4]
Годы Показатели
Оплата труда наемных Из нее скрытая оплата Доля теневой заработной платы
работников труда в общей оплате труда, %
2000 2931 810 27,6
2001 3848 993 25,8
2002 5065 1249 24,7
2003 6231 1496 24,0
2004 7845 1995 25,4
2005 9468 25251 26,9
2006 11816 3184 26,9
2007 14534 3910 26,9
2008 17843 4818 27,0
2009 19465 5256 27,0
2010 21169 5673 26,8
2011 24200 6352 26,2
2012 26123 7956 30,4
2013 29346 8277 28,2
2014 32611 Н. д. -
пропорциональной ставки НДФЛ не позволило максимально вывести доходы из «тени», что наглядно отражают данные табл. 1.
Опыт показывает, что чем выше уровень общественного расслоения, тем выше социальная напряженность в стране. Следовательно, введение прогрессивного налогообложения призвано выполнить сразу несколько задач, в частности:
- повысить доходы государственного бюджета;
- снизить социальную напряженность в стране;
- снизить степень дифференциации населения по уровню доходов;
- стимулировать индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- перераспределить налоговую нагрузку с населения, имеющего низкие доходы, на население, которое имеет сверхдоходы.
Решение данных вопросов позволит государству существенно продвинуться в развитии национальной экономики, повысить заинтересованность населения в продуктах своего труда, создать условия для увеличения доходов населения, которое имеет низкий уровень заработка.
Исследовав все аспекты поставленной цели, мы предлагаем авторскую модель налогообложения доходов физических лиц применительно к условиям Российской Федерации.
Для построения прогрессивной модели походного налогообложения и расчёта экономического эффекта от ее практического применения необходимы следующие показатели: общая численность налогоплательщиков, их
распределение по группам доходов и величина суммарного годового дохода по каждой группе (табл. 2), численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (табл. 3). Отметим, что прожиточный минимум для трудоспособного населения составил в 2013 г. 8014 руб., в 2014 г. - 8731 руб.
Согласно оценке Росстата, в 2013 г. численность занятых в экономике Российской Федерации составляла 71,4 млн чел., в 2014 г. - 67,7 млн чел. В 2013 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 43901,7 млрд руб., в январе-октябре 2014 г. - 37706,3 млрд руб. [6].
На основе проведённого анализа статистических данных предлагается девяти ступенчатая шкала налогообложения доходов физических лиц (табл. 4).
Совокупный годовой доход по первым трем ступеням исчислен из распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода; четвертая ступень шкалы расположена между значениями среднемесячных доходов от 40 тыс. руб. до 60 тыс. руб. Такие доходы зарабатывают в г. Москве или в северных районах России.
Исходя из этого допущения, принимаем среднегодовую численность занятых в экономике 7 млн чел. (табл. 5).
На основании полученных данных произведём расчёт экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Расчёт произведём по первым четырём ступеням предложенной прогрессивной шкалы налогообложения (табл. 6).
Общая сумма удержанного подоходного налога по ставке 13% за 2013 г. составила 2406 млрд руб.
Таблица 2
Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода за 2013-2014 гг.* [6]
Показатели 2013 г.** 2014 г.***
Доходы населения всего 100% 100%
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, руб. в том числе со среднедушевым денежным доходом в год, руб.
до 8000,0 до 96 000 5,8 4,4
8000,1-9000,0 96 000,1 - 108 000 6,9 5,7
9000,1-10000,0 108 000,1 - 120 000 12 10,6
10000,1-14000,0 120 000,1 - 168 000 15,4 14,4
14000,1-19000,0 168 000,1 - 228 000 15,5 15,3
19000,1-27000,0 228 000,1 - 324 000 16,7 17,4
27000,1-45000,0 324 000,1 - 540 000 17,1 19,1
свыше 45000,0 540 000,1 10,6 13,2
Примечания:
* В настоящее время информация о распределении налогоплательщиков по объемам облагаемых (или валовых) доходов в Российской Федерации не публикуется. Соответственно, нет возможности точно оценить распределение реального налогового бремени налога на доходы физических лиц на различные группы налогоплательщиков. Косвенным источником такой информации могут служить данные выборочных исследований Росстата.
** - уточнённые данные. *** - предварительные данные.
Таблица 3
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел. [6]
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014*
Российская Федерация
январь-декабрь 18,8 19 18,4 17,7 17,9 15,6 19,6 17,3
Примечание: * - данные из независимого источника [6].
Таблица 4
Предлагаемая прогрессивная шкала подоходного налогообложения в Российской Федерации*
Ступень Совокупный годовой доход (тыс. руб.) Налоговые ставки,в % Распределение населения в % от занятых в экономике
1 До 100 10 25,1
2 от 100,1 до 200 12,5 25,2
3 от 200,1 до 500 13,5 36,5
4 от 500,1 до 800 14
5 От 800,1 до 1 000 16
6 От 1 000,1 до 2 000 20 13,2
7 От 2 000,1 до 3 000 24
8 От 3 000,1 до 4 000 28
9 Свыше 4 000,1 30
ИТОГО: 100
Примечание: * - авторская разработка.
Налогоплательщики, относящиеся к третьей и четвертой ступеням шкалы налогообложения, компенсируют потери бюджета от снижения налогового бремени для первой и второй ступеней шкалы.
Рассмотрим ожидаемые экономические
следствия от введения девятиступенчатой прогрессивной шкалы подоходного налога:
- доходы бюджета от НДФЛ увеличатся и составят 0,033 млрд руб.;
- для категории граждан с доходами до
Примечание: * - для расчёта за 2014 г. недостаточно статистических данных.
Таблица 6
Pаcчет экономической эффективности от введения предлагаемой шкалы подоходного налогообложения
(1-4 ступени налогообложения)
Таблица 5
Чиеленность наcеления c денежными доходами (в cpеднем на душу населения) cвыше 40 тыс. pуб. [2]
Показатели Значение показателя за год, pуб. Cpеднегодовая чиеленность занятых в экономике (расчеты на основе интегрирования данных), чел.
2013 г.*
г. Москва 48 621,6 6 567 743
Ненецкий автономный округ 61 936,9 32 684
Ямало-Ненецкий автономный округ 52 342,3 374 542
Чукотский автономный округ 47 856,7 33 037
ВСЕГО: 7 008 006
Совокупный годовой доход (тыс. руб.) Численность налого-плательщиков (млн чел.) Среднее значение суммарного годового дохода по группам (млрд руб.) Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд руб.) Предлагаемая шкала налогообложения, % Размер НДФЛ по предлагаемой шкале налогообложения (млрд руб.) Возможный экономический эффект от внедрения предлагаемой шкалы (млрд руб.)
До 100* 17,1 1,71 0,222 10 0,171 -0,051
от 100,1 до 200 17,1 2,57 0,334 12,5 0,308 -0,026
от 200,1 до 500 24,8 8,68 1,128 13,5 1,172 0,044
от 500,1 до 800 7,0 4,55 0,59 14 0,137 0,637
Всего 66 17,51 2,274 - 5,707 0,033
Примечание: * - от необлагаемого налогового минимума до 100 тыс. руб.
100 тыс. руб. в год (25,1% населения) НДФЛ уменьшится в 1,3 раза;
- для категории граждан с доходами от 100,1 до 200 тыс. руб. в год (25,2% населения) НДФЛ уменьшится в 1,04 раза;
- для категории граждан с доходами от 200,1 до 500 тыс. руб. в год (36,5% населения) НДФЛ не изменится;
- для категории граждан с доходами от 500,1 до 800 тыс. руб. в год (10,3% населения) НДФЛ увеличится в 1,08 раза.
Статистические данные о распределении населения по размеру среднедушевого денежного дохода показывают, что свыше 45 тыс. руб. ежемесячного дохода градации не имеет. Следовательно, общество и государство, говоря о необходимости сокращения разрыва между доходами богатых и среднестатистических доходов обычных россиян, тем не менее, совершенно не готовы, с одной стороны, осознать, а с другой - озвучить, какие же доходы нужно облагать более высокой ставкой.
Ответ на вопрос, какие доходы следует считать сверхвысокими и облагать специальными налоговыми ставками, остается открытым.
Исходя из проведённого анализа, мы пришли к выводу, что при введении прогрессивной шкалы налогообложения необходимо перестроить сознание граждан на то, что доходы должны облагаться дифференцированными налоговыми ставками. Возможно, в первую очередь, внедрить такое налогообложение в «пилотных регионах».
Ставки налога не должны вызывать стойкого отторжения и неприятия различных групп налогоплательщиков и поэтому не должны на первых этапах сильно различаться по ступеням предложенной налоговой шкалы. Предлагаемые налоговые ставки необходимо варьировать в зависимости от социально-экономического, геополитического, географического развития регионов, но в пределах ставок, установленных федеральным законодательством.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2: текст с изм. и доп. на 15 января 2015 г. М.: Эксмо, 2015.
2. Информационно-аналитический раздел // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru.
3. Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://asozd2.duma.gov.ru.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.
5. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. URL: http://www.fss.ru.
6. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни. URL:http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru.
7. Федеральная служба Евростата. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail. ru
SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Candidate of Economic Sciences, Doctor of Philosophy Sciences, Professor, Head of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.64
ФИНАНСЫ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ
В.М. Старостин, В.Н. Михайлова
Рассматриваются теоретические вопросы финансов кредитных кооперативов как корпоративных некоммерческих структур. Приведены примеры финансовых показателей кредитного кооператива.
Ключевые слова: финансы; кредитный кооператив; корпорация; функции финансов; денежный фонд; финансовые ресурсы; финансовый рынок.
V.M. Starostin, V.N. Mikhailova. FINANCE IN CREDIT COOPERATIVES Theoretical questions of finance in credit cooperatives as corporate non-profit organizations are considered in the article. The examples of financial indicators are listed.
Keywords: finance; credit cooperative; corporation; functions of finances; cash fund; financial resources; financial market.
Сущность финансов выражается совокупностью экономических отношений, связанных с движением денежных средств [6]. Как правило, термин «финансы» используют во взаимосвязи с задачами государства: финансы - это средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг [4].
Общий термин «финансы» характерен для российской научной и учебной литературы. В отличие от нас, в западной научной и учебной литературе общих определений финансов не
дают и термин «финансы» трактуют шире. Как правило, указывается, какие именно финансы имеют в виду: публичные, корпоративные или личные. Под публичными финансами понимают финансы государства и общества; под корпоративными - все, что имеет отношение к финансам корпораций (организаций). Личные финансы подразумевают финансы домо-хозяйств.
Можно выделить два основных признака финансов как экономической категории [3]: