ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 330
особенности налогового механизма стимулирования инноваций в туристическом бизнесе
и.а. Киселева,
доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной математики E-mail: [email protected].
а.м. трамова,
кандидат физико-математических наук, докторант кафедры прикладной математики E-mail: [email protected]. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
В связи с кризисными явлениями в экономике проблема создания эффективной системы управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе приобрела в последнее время еще большую актуальность. Для поддержания и развития туристических фирм необходимы различные налоговые льготы и преференции.
Цель - выявление наиболее перспективных направлений стимулирования инноваций в туристическом бизнесе.
Предметом исследования являются механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности в туристической отрасли.
Для обоснования налогового бремени и налоговых льгот использованы экономико-математические методы, в частности имитационные модели предприятия, позволяющие получить расчетную динамику основных экономических показателей - прибыли, налогов, рентабельности.
Авторами осуществлен численный анализ налоговой обремененности типового предприятия туристической индустрии из класса высокодоходных фирм. Расчеты, проведенные для санатория «До-линск» (Кабардино-Балкарская Республика), показали, что даже при относительно высокой рентабельнос-
ти (17% в год) прибыль предприятия недостаточна для требуемых налоговых отчислений.
Изучение механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности в развитых странах показало, что они являются наиболее эффективными способами поддержки науки и инноваций, нежели прямые субсидии, обеспечивая значительный приток частных инвестиций в исследования и разработки. Что касается регионального аспекта стимулирования туристического бизнеса, то должен быть обеспечен системный подход, при котором учитываются, с одной стороны, совместная деятельность всех механизмов продвижения инноваций, а с другой - специфика региона.
Таким образом, для того, чтобы активизировать бизнес в туристической отрасли и сделать ее инновационно привлекательной для инвесторов, рекомендуются следующие меры: снижение налогового бремени на предприятие; введение льгот по инновационной деятельности.
Ключевые слова: туристический бизнес в регионе, инновации, налоговый механизм, инвестиционная привлекательность, программы регионального развития
В настоящее время сфера услуг, включающая и сектор туризма, имеет приоритетное развитие. В свою очередь экономические преобразования в Российской Федерации, направленные на формирование постиндустриального общества, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику управления хозяйственной деятельностью при внедрении инновационных проектов, в том числе - совершенствования механизмов активизации инновационных процессов в рассматриваемой сфере [1].
В связи с новым курсом на инновационную экономику и развитие сферы услуг механизмы должны быть соответствующим образом усовершенствованы [9].
К числу эффективных методов стимулирования любых экономических процессов, в том числе и инновационных, относится налоговый метод [17].
Анализ механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности в развитых странах свидетельствует о том, что они являются более эффективными способами поддержки науки и инноваций, нежели прямые субсидии, обеспечивая значительный приток частных инвестиций в исследования и разработки [15]. Концепция западной системы налогообложения состоит в том, что налоговые льготы предоставляются преимущественно предприятиям и инвесторам - основным агентам рынка инноваций, т.е. налоговые льготы в сочетании с достаточно жесткой конкурентной средой обеспечивают потребность в инновациях и спрос на них [19]. Регулярный пересмотр налоговых льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но и на структуру производства [20].
В мировой практике наиболее эффективными и популярными механизмами налогового стимулирования фирм, ведущих инновационную деятельность, являются:
- списание расходов на исследования и разработки (Австрия, Австралия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания и др.);
- налоговый исследовательский кредит (США, Франция, Норвегия, Великобритания, Канада);
- система грантов стимулирования инновационной деятельности, имеющая льготы по налогообложению (Канада);
- инвестиционный налоговый кредит (США);
- налоговые льготы на доход из иностранных источников (страны - члены ОЭСР);
- налоговые льготы на прибыль от продажи акций (США);
- налоговый зарплатный кредит (Голландия). Одним из наиболее широко применяемых на
Западе и не используемых в России механизмов является списание издержек по научно-исследовательским разработкам, на примере которого можно рассмотреть основные принципы подобных видов налогового стимулирования инноваций.
Суть этого льготного механизма состоит в уменьшении налогооблагаемой базы на величину, которая по некоторым правилам (различным по странам) увязана со стоимостью затрат на инновационно-исследовательское развитие. При этом проявляется прямо пропорциональная зависимость: чем выше затраты на инновационно-исследовательское развитие, тем больше снижается налогооблагаемая база. Возможны две ситуации.
1. Расходы на инновационно-исследовательское развитие относительно небольшие и меньше прибыли П, т.е.
ИИР < П. (1)
В этом случае прибыль П', подлежащая налогообложению, составляет:
П' = П - а ИИР, (2)
где а - коэффициент, задаваемый в рамках принятого льготного механизма. Таким образом, величина налоговой льготы АЛ составляет:
АЛ = п(П - П) (3)
где п - налоговая ставка на прибыль.
2. Расходы на инновационно-исследовательское развитие значительны и существенно превышают прибыль. Обычно это наблюдается у инновационно ориентированных фирм или предприятий, ведущих высокорисковые разработки, т.е.
ИИР > П. (4)
Тогда величина убытков Ли составит:
ли = ИИР - П . (5)
В соответствии с принятой льготой эта величина распределяется по некоторому правилу на заданном интервале времени Т:
ли = Ли < П. (6)
Снижение налогооблагаемой базы осуществляется по формуле (3), т.е.
П' = П - а■ ЛИ. (7)
Особенности применения в различных странах налоговой льготы на инновационно-исследовательское развитие, представленной соотношениями
Внешние инвесторы, банки
т
(1) - (7), состоят в следующем.
Почти во всех развитых странах компаниям разрешено целиком списывать текущие расходы на инновационно-исследовательское развитие в год, когда эти расходы производились, т.е. а для ситуации 1. В некоторых странах (например, во Франции и Германии) предусмотрено, что убытки, возникшие в ситуации 2 (ИИР>П), могут быть отнесены на будущий или прошедший учетный
I_______________
период или распределены на неопределенный конкретно
по продолжительности период. Для компаний, реализующих высокорисковые инновационные проекты, возможность компенсировать свои убытки за счет прошлой или будущей прибыли является существенной поддержкой [2].
Усиленная налоговая льгота (дополнительная налоговая скидка) применяется в Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании и других странах и позволяет фирмам снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем их расходы на инновационно-исследовательское развитие (а > 1). Право на эту льготу может определяться либо наличием определенной величины расходов на инновационно-исследовательское развитие (см. рисунок) (объемный показатель), либо их приростом (показатель изменения). Так, в Великобритании до 2000 г. действовала льгота по освобождению прибыли на 100% расходов на инновационно-исследовательское развитие от уплаты налогов (а = 1). Начиная с 2000 г. крупный бизнес получил возможность освобождать от уплаты налогов часть своей прибыли в размере 130% (а = 1,3), а малый бизнес - в размере 175% от объема своих расходов (а = 1,75).
В Австралии дополнительные налоговые скидки в виде вычета из налогооблагаемой базы были введены еще в 1985 г. и составляли до 1997 г. 150% от суммы расходов на инновационно-исследовательское развитие (а = 1,5). В настоящее время там используется более сложная система налоговых льгот, состоящая из базовой и дополнительной скидок. Для базовой скидки а = 1,25, а
Налоговый механизм
Отчисления налогов
Налоговые льготы и преференции для инновационной деятельности
Экономия на налогах
Прибыль предприятия
Фонд развития предприятия
Налоговые льготы и преференции
для дополнительной скидки (предназначенной для малых инновационных фирм) а = 1,75, т.е. сумма снижения налогооблагаемой базы достигает по дополнительной льготе 175% от расходов на инновационно-исследовательское развитие [20] .
Обобщение опыта ведущих стран с развитой рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что применяемый там комплекс методов налогового стимулирования инновационной деятельности [7] является эффективным способом аккумуляции средств на будущие инновационные разработки как из внутренних источников, так и привлекаемых средств внешних инвесторов.
Экономия на налогах увеличивает собственный инвестиционный потенциал предприятия, создавая базу для развития бизнеса (как традиционного, так и инновационного). Таким образом, с точки зрения кибернетики образуется положительная обратная связь, создающая импульс для развития.
Внешние инвесторы (кредитные организации, банки, частные предприниматели) также заинтересованы в финансовых вложениях в предприятия, осуществляющие инновационную деятельность [12, 13]. Снижение налогового бремени для таких предприятий означает, по сути, повышение отдачи вложенных средств. Вокруг таких предприятий создается микрозона режима наибольшего благоприятствования бизнесу, что и делает их привлекательными для инвестирования. При этом возникает второй контур положительной обратной связи, реализуемой через деятельность внешних инвесторов.
По мнению авторов, данный опыт может и должен быть применен с учетом адаптации к российским условиям для совершенствования налогового механизма в туристической отрасли. Востребованность в таких изменениях в туристическом бизнесе значительна. При этом важным является научный подход к обоснованию параметров вводимых налоговых льгот, т.е. а, п, Т в соотношениях (1) - (7).
Следует отметить, что в Российской Федерации идет постепенный процесс совершенствования налогового механизма. В 2009 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой снижен размер налоговых ставок, появились специальные налоговые режимы, уменьшены ставки налога на прибыль организаций с 30 до 20% и налога на доход физических лиц до 13% [3]. Однако налоговое бремя для многих предприятий остается очень существенным. Причем налоговый пресс в ряде случаев оказывается настолько мощным, что основной задачей фирмы становится не разработка инновационной стратегии развития, а обеспечение безубыточного функционирования [19].
В основе инноваций, обеспечивающих специфику туристического бизнеса, предполагается использование не только маршрутов по уникальным природным местам, но и новых услуг: спа-процеду-ры на основе термальных вод и природных грязей, этнический туризм, который будет востребован туристами, желающими посетить места, где когда-то жили их предки и т.д. Эти проблемы наиболее характерны для туристической отрасли [6, 8, 14].
В ходе исследования авторами проведен численный анализ налоговой обремененности типового предприятия туристической индустрии из класса высокодоходных фирм. Расчеты, проведенные для санатория «Долинск» (Кабардино-Балкария), показали, что даже при относительно высокой рентабельности (17% в год) прибыль предприятия недостаточна для требуемых налоговых отчислений.
Рассматриваемое предприятие вынуждено осуществлять капиталоемкую программу по обновлению основных фондов, пришедших за годы перестройки в полную негодность, так как их состояние делает невозможным дальнейшее оказание услуг клиентам.
Под программу взят большой банковский кредит (отношение заемного капитала к собственному составляет 57 к 43%), предполагающий ежегодное погашение долговых обязательств, что ставит под угрозу финансовую устойчивость предприятия и ухудшает его экономические показатели (см. таблицу).
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что финансирование программы восстановления предприятия поглощает основную массу получаемой им прибыли и ставит под вопрос возможность выплаты необходимой суммы налогов. Фактически руководство предприятия поставлено перед дилеммой: либо закрывать предприятие, либо искать схемы ухода от налогов.
В подобном положении находится подавляющее число российских рекреационных предприятий (санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и т.д.), пришедших в 1990-е гг. в упадок. В сложившихся условиях трудно ожидать, что эти предприятия будут инвестировать свои средства в инновационную деятельность [11].
Таким образом, для того, чтобы активизировать бизнес в туристической отрасли и сделать ее инновационно привлекательной для инвесторов, необходимо: 1) снижение налогового бремени на предприятие; 2) введение льгот по инновационной деятельности (обобщив и адаптировав к российским условиям зарубежный опыт) [3, 10].
Для обоснования налогового бремени и налоговых льгот целесообразно использовать экономико-математические методы. В частности, серию имитационных моделей предприятия, разработанных в Центральном экономико-математическом институте РАН, позволяющих получить расчетную динамику основных экономических показателей - прибыли, налогов, рентабельности. На основе экспериментов на имитационных моделях возможно численно оценить наиболее предпочтительные параметры налоговой системы [4, 5].
По мнению авторов, для поддержания и развития туристических фирм, занимающихся иннова-
Таблица 1
Основные экономические показатели
санатория «Долинск»
Данные
Показатель за отчетный год
Выручка (балансовая), млн руб. 2 220
Общая прибыль (за вычетом издержек), 225
млн руб.
Расчетная прибыль (за минусом банковских процентов), млн руб. 207,8
Рентабельность, % 17
Необходимые налоговые отчисления, 297
млн руб.
Налоговая нагрузка (отношение 5 к 1), % 13,38
Величина изъятия оборотных средств 72 (25)
для покрытия налогов, млн руб. (%)
ционной деятельностью, необходимы следующие налоговые льготы и преференции, которые могут быть разделены на две группы:
- применяющиеся ко всем налогоплательщикам, которые осуществляют инновационную деятельность;
- специально предусмотренные в отношении туристических предприятий, являющихся резидентами особых экономических зон (технопарков).
К числу предлагаемых мер можно отнести следующие налоговые льготы и преференции:
- по налогу на добавленную стоимость - освобождение от данного вида налога при реализации инновационных проектов независимо от результата их внедрения;
- по налогу на прибыль - освобождение от налога средств целевого финансирования (грантов, различных фондов);
- по налогу на прибыль - применение пониженной ставки налога (до 13,5% при действующей ставке 18%);
- по налогу на имущество, земельного и транспортного налогов - освобождение на 5-10 лет (данная льгота особенно важна для внедрения агротуризма);
- по инвестиционному налоговому кредиту -освобождение фирм от уплаты налога на прибыль (как региональных, так и на местном уровне) на 5 лет с условием возврата суммы кредита и начисленных процентов (данная льгота важна в связи с имеющимися в туристическом бизнесе рисками).
Следует ожидать, что снижение налогового бремени [16] с акцентом на предоставление льгот по инновационной деятельности позволит решить следующие задачи:
- увеличить потребление туристических услуг и рост темпов развития отрасли;
- повысить инвестиционную привлекательность туристического бизнеса и увеличить инвестиционные потоки;
- повысить конкурентоспособность туристических фирм;
- стимулировать инновационную деятельность в сфере туризма.
Что касается регионального аспекта стимулирования инноваций [18], то вопросы соответствующего совершенствования налогового механизма должны являться составной частью комплексной программы развития региона [16]. При этом должен быть обеспечен системный подход, при котором учитываются,
с одной стороны, совместная деятельность всех механизмов стимулирования инноваций; а с другой - учитывается специфика региона. В настоящее время имеющиеся программы регионального развития не всегда в полной мере учитывают данный аспект. Так, в Кабардино-Балкарской Республике создана законодательная база по стимулированию инновационной деятельности, которая направлена на реализацию крупных инновационных проектов с небольшим временным периодом. Однако при этом недостаточно разработаны условия стимулирования так называемых малых инноваций, которые осуществляются малыми фирмами. Это существенная недоработка, так как туристическим бизнесом в республике занимается в основном сектор малого предпринимательства. В этой связи одной из актуальных задач развития инновационной туристической деятельности в этом регионе является всесторонняя поддержка малого бизнеса.
Список литературы
1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., ГрязноваМ.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Российская академия естествознания, 2011. 143 с.
2. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство: концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации фи-нансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24.
3. Багриновский К.А., Егорова Н.Е. Методы анализа инновационных технологий на основе индекса Фаррела // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 1. С. 64-76.
4. Егорова Н.Е. Вопросы согласования платных решений с использованием имитационных систем. М.: Наука, 1987. 144 с.
5. Багриновский К.А., Егорова Н.Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. М.: Наука, 1980. 238 с.
6. ГершманМ.А. Инновационный менеджмент. М.: Маркет ДС, 2008. 200 с.
7. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. 634 с.
8. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
9. ДрукерП. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
10. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2005. 409 с.
11. Кардаш В.А. К вопросу о критериях экономической эффективности современных инвестиционных проектов. Кисловодск. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион, 1999. 87 с.
12. Касаев Б.С., Разаков А.А. Инновационная и инвестиционная деятельность как современная основа поступательного развития национальной экономики // Инновации и инвестиции. 2011. № 3. С. 10-13.
13. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д: РГУ, 2000. 252 с.
14. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2001. 208 с.
15. ОрловА.И., ОрловаЛ.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика России: XXI век. 2002. № 12. С. 3-26.
16. Савина О.Н. Современное состояние налогового стимулирования инновационной деятельности в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 37. С. 31-42.
17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Спб: Питер, 2008. 448 с.
18. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
19. Шувалова Е.Б. Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации. М.: МЭСИ, 2011. 498 с.
20. Atkinson R.D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, competitiveness and Prosperity. The Information Technology and Innovation Foundation. April, 2007. P. 617-628.
Regional economics: theory and practice Innovation development
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
FEATURES OF THE TAX INCENTIVE MECHANISM FOR INNOVATION IN TOURISM
Irina A. K^LEVA, Aziza M. TRAMOVA
Abstract
Importance Due to crisis phenomena in the economy, a problem of creating the efficient system of innovation activity management in tourist business has recently become more relevant. The maintenance and development of tourist firms engaged in innovation activities require different tax incentives and preferences. Objectives The research aims to study upcoming trends of tax incentives for tourism industry innovation. Methods In order to justify tax burden and tax incentives, we used economic and mathematical methods, in particular, enterprise simulation models, which permit to get the estimated trend in key economic indicators: incomes, taxation, and profitability. We have carried out a numerical analysis of tax burden of a normal enterprise of tourism industry of high-profitable class companies. Calculations were performed for the Dolinsk sanatorium (the Kabardino-Balkar Republic). The calculations showed that, even relatively high profitability (17% per year) profits of an enterprise are not sufficient for the required tax payments. As a result of an analysis of tax incentives mechanisms for innovation in developed countries, the paper reveals that they are the most effec-
tive ways to support science and innovation, rather than outright grants, providing a significant inflow of private investment in research and development. Results With regard to the regional dimension of stimulating innovation, it requires providing a systematic approach, which takes into account, on the one hand, the joint work of all mechanisms to encourage innovation and, on the other hand, a unique feature of a region. Conclusions and Relevance Thus, in order to strengthen business in the tourism industry and make it innovation-attractive for investors, we recommend the following measures: to reduce tax burden of enterprises and to introduce incentives for innovation activity.
Keywords: region, tourist business, innovation, tax mechanism, investment attractiveness, development programs
References
1. Agarkov S.A., Kuznetsova E.S., Gryaznova M.O. Innovatsionnyi menedzhment i gosudarstvennaya innovat-sionnaya politika [Innovation management and the State innovation policy]. Moscow, RANH Publ., 2011, 143 p.
2.Amunts D.M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: kontsessionnaya model' sovmestnogo uchastiya gos-udarstva i chastnogo sektora v realizatsii finansovoemkikh proektov [Public-private partnership: the concession model of joint participation of the State and private sector in the implementation of financially expensive projects]. Sprav-ochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul 'tury = Handbook of head of cultural institution, 2005, no. 12, pp. 16-24.
3. Bagrinovskii K.A., Egorova N.E. Metody analiza innovatsionnykh tekhnologii na osnove indeksa Farrela [Methods of Farrell-based index analysis of innovative technology]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and mathematical methods, 2010, vol. 46, no. 1, pp. 64-76.
4. Egorova N.E. Voprosy soglasovaniya platnykh reshenii s ispol 'zovaniem imitatsionnykh system [Issues of harmonization of paid solutions using simulation systems]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 144 p.
5. Bagrinovskii K.A., Egorova N.E. Imitatsion-nye sistemy v planirovanii ekonomicheskikh ob"ektov [Simulation systems in economic entities planning]. Moscow, Nauka Publ., 1980, 238 p.
6. Gershman M.A. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, Market DS Publ., 2008, 200 p.
7. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitiya natsional'noi innovatsionnoi sistemy: uroki dlya Ros-sii [The main factors of the national innovation system development: lessons for Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2011, 634 p.
8. Gulyaev V.G. Turizm: ekonomika i sotsial'noe razvitie [Tourism: economics and social development]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 304 p.
9. Drucker P. Biznes i innovatsii [Innovation and En-trepreneurship]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 432 p.
10. Kabushkin N.I. Menedzhment turizma [Tourism management]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2005, 409 p.
11. Kardash V.A. Kvoprosu o kriteriyakh ekonom-icheskoi effektivnosti sovremennykh investitsionnykh proektov [On criteria of the economic efficiency of today's investment projects]. Kislovodsk, Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskii region Publ., 1999, 87 p.
12. Kasaev B.S., Razakov A.A. Innovatsionnaya i investitsionnaya deyatel'nost' kak sovremennaya os-nova postupatel'nogo razvitiya natsional'noi ekonomiki [Innovation and investment activities as a modern basis for the sustained development of national economy]. Innovatsii i investitsii = Innovation and investment, 2011, no. 3, pp. 10-13.
13. Kir'yakov A.G. Vosproizvodstvo innovatsii v rynochnoi ekonomike (teoretiko-metodologicheskii aspekt) [Reproduction of innovation in the market economy (a theoretical and methodological aspect)]. Rostov-on-Don, RSU Publ., 2000, 252 p.
14. Moiseeva N.K. Strategicheskoe upravlenie turistskoi firmoi [Strategic management of a tourist enterprise]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 208 p.
15. Orlov A.I., Orlova L.A. Sovremennye podkhody k upravleniyu innovatsiyami i investitsiyami [Modern approaches to innovation and investment management]. Ekonomika Rossii: XXI vek = Russian economy: twenty-first century, 2002, no. 12, pp. 3-26.
16. Savina O.N. Sovremennoe sostoyanie nalogovogo stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii [The today's status of tax incentives for Russia's innovation activity]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2011, no. 37, pp. 31-42.
17. Fatkhutdinov R.A. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 448 p.
18. Fatkhutdinov R.A. Konkurentosposobnost': ekonomika, strategiya, upravlenie [Competitiveness: economics, strategy, management]. Moscow, INFRA-M, 2000, 312 p.
19. Shuvalova E.B. Teoriya i praktika gosu-darstvennogo nalogovogo kontrolya na etape inno-vatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossiiskoi Federatsii [Theory and practice of the State tax control at the stage of innovation development of the Russian Federation economy]. Moscow, MESI Publ., 2011, 498 p.
20. Atkinson R.D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, Competitiveness and Prosperity. The Information Technology and Innovation Foundation, April 2007, pp. 617-628.
Irina A. KISELEVA
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Moscow, Russian Federation [email protected].
Aziza M. TRAMOVA
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Moscow, Russian Federation [email protected].