2. Ресурсные факторы - 3,5 балла.
Эксперты оценили выше среднего наличие ресурсов для развития туризма в Псковской области, в частности делового туризма. Регион имеет очень выгодное географическое положение, развитые международные связи, а также богатый туристско-рекреационный потенциал. Однако имеются факторы, на которые следует обратить особое внимание -несоответствие средств размещения требованиям деловых туристов, а также нехватка квалифицированных кадров, способных работать в этой сфере.
3. Конъюнктурные факторы - 3,0 балла.
По оценке экспертов конъюнктурные факторы находятся на среднем уровне. Стоит отметить, что спрос на услуги делового туризма в Псковской области при эффективной маркетинговой политике и продвижении может быть достаточно высоким и устойчивым. Кроме того, цена на такие услуги в силу определенных региональных факторов будет конкурентоспособной.
4. Инфраструктурное обеспечение (родственные и поддерживающие отрасли) - 3,5 балла.
Стоит отметить, что инфраструктурное обеспечение для развития делового туризма оценивается вы-
ше среднего. Особо пристальное внимание, по мнению экспертов, следует уделить разнообразию и качеству услуг в имеющихся средствах размещения. Т акже эксперты отметили недостаточное количество площадок для проведения конференций, семинаров, совещаний.
В заключение можно отметить, что на основании проведенных оценок возможна формулировка основных направлений развития делового туризма в Псковском регионе с целью повышения темпов экономического развития, инвестиционной привлекательности и уровня жизни населения Псковской области.
Литература
1. Культура, туризм и отдых в Псковской области. 2010: стат. сб. / Псковстат. - Псков, 2010.
2. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристкой фирмой: учебник / Н.К. Моисеева. - М., 2007.
3. ЦКЪ: www.nwpskov.ru
4. ЦКЪ: www.pskov.ru
5. ЦКЪ: www.pskov.reg60.ru
УДК 336.22
М.М. Евлоева
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент М.Ф. Липчинская
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассматриваются теоретические и методические подходы к определению «налогового контроля» и особенности налогового контроля в образовательных учреждениях.
Образовательные учреждения, налоговый контроль, налогообложение, цель налогового контроля, налогоплательщики.
The article considers theoretical and methodical approaches to the definition of “tax control” and the features of tax control in educational institutions.
Educational institutions, tax control, taxation, the purpose of tax control, taxpayers.
Налоговый контроль является составляющей государственного финансового контроля и направлен на обеспечение своевременности уплаты налогов и сборов, а также правильности их исчисления. Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы РФ, обеспечивающая своевременность уплаты налогов и сборов, а также правильность их начисления и перечисления в бюджеты всех уровней.
В соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, федеральное государственное образовательное учреждение - это образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета независимо от его организационно-правовой формы и подчиненности.
Специфика налогового контроля в высших учебных заведениях заключается в предоставлении им налоговых льгот в форме освобождения от основных налогов с объектов, относящихся к некоммерческой
деятельности: НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Несмотря на это, вузы обязаны предоставлять налоговую отчетность и документы в налоговый орган.
До вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (принята Государственной Думой РФ 19 июля 2000 года) образовательные учреждения для целей налогообложения руководствовались нормами статьи 40 Закона № 3266-1 «Об образовании», который освобождал их от уплаты всех видов налогов. Но с 01.01.2005 статья 40 Закона № 3266-1 утратила силу. На современном этапе развития налоговой системы России отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий полное освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов: образовательные учреждения так же, как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами НК РФ, фе-
деральными законами о налогах (например, в Санкт- ми правовыми актами в области налогообложения. В
Петербурге для образовательных учреждениях дей- таблице представлена система налогообложения го-
ствует Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льго- сударственных вузов.
тах» от 28.06.1995 № 81-11) и другими нормативны-
Система налогообложения государственных вузов
№ п/п Облагается налогами Не облагается налогами Примечание
1 Сдача в аренду имущества: - НДС (гл. 21 НК РФ); - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); - налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) Наличие в собственности имущества (нужды образования): льгота в соответствии п. 7 ст. 381 гл. 30 НК РФ; пп. 2 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96; ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28.06.1995 № 81-11 В соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 № 20301 и Законом Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 68496? этим налогом не облагается имущество вузов. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 № 2030-1, предусмотрена льгота по имуществу, которое используется исключительно на нужды образования. Как только образовательные учреждения сдают свое имущество в аренду, они сразу теряют льготу по данному имуществу
2 Сдача в аренду земельного участка: - НДС (гл. 21 НК РФ); - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); - земельный налог (гл. 31 НК РФ). Наличие в собственности земельного участка (нужды образования): - земельный налог (п. 2 ст. 11-7 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28.06.1995 № 81-11) В соответствии с п. 2 ст. 11-9 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28.06.1995 № 81-11, вузам предоставляется налоговая льгота. Как только вузы сдают свое имущество в аренду, они сразу теряют льготу по земельному налогу
3 Оказание платных услуг, выполнение работы: - НДС (гл. 21 НК РФ); - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ). Оказание услуг, выполнение работы: - НДС (пп. 14 п. 2 ст. 149 гл. 21 НК РФ) В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 гл. 21 НК РФ, льгота предоставляется: - в сфере образования (основного и дополнительного образования); - по научно-исследовательским и опытноконструкторским работам
4 Реализация товаров: - НДС (гл. 21 НК РФ); - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) Реализация товаров: - пп. 5 п. 2 ст. 149 гл. 21 НК РФ Согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождается от обложения НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных в вузах
5 Реализация книжной продукции: - НДС ставка 10 % (пп. 3 п. 2 ст. 164 гл. 21 НК РФ); - налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) Согласно пп. 3 п. 2 ст. 164 гл. 21 НК РФ, предусмотрено применение пониженной 10 %-ной ставки НДС в отношении операций по реализации периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой
6 Доходы работников вуза: НДФЛ (ст. 207, 209, 224 НК РФ)
7 Наличие транспортных средств: транспортный налог (ст. 358 НК РФ, ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» от 04.11.2002 № 487-53 (ред. от 16.07.2010))
8 Безвозмездное получение имущества: налог на прибыль организаций (пп. 22 п. 1 ст. 251 гл. 25 НК РФ)
9 Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности: - государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)
Рассмотрев систему налогообложения государственных вузов, можно определить цель налогового контроля в образовательных учреждениях.
Целью налогового контроля образовательных учреждений является соблюдение налогового законодательства, проверка обоснованности применения налоговых льгот, при выявлении налоговых правонарушений привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство, а также своевременное информирование налогоплательщика о выявленных нарушениях.
Несмотря на то, что образовательные учреждения как налогоплательщики отличаются от налогоплательщиков, являющихся организациями, в связи с предоставлением им налоговых льгот в виде освобождения от уплаты основных налогов, образовательные учреждения в соответствии с Налоговым кодексом РФ подлежат налоговой проверке.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без специального распоряжения о ее проведении, на основании налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерского баланса, отчетов и документов, представленных налогоплательщиком [1].
В соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Наличие решения - единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки [1].
Кроме налоговых проверок, налоговые органы проводят также дополнительные мероприятия по налоговому контролю. К дополнительным мероприятиям налогового контроля можно отнести:
- проведение экспертизы;
- опрос свидетелей;
- выемку документов и предметов;
- привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;
- проведение встречной выездной налоговой про-
верки контрагентов налогоплательщика;
- осмотр территорий, помещений, документов и предметов, т. е. фактически все действия, которые проверяющие имели право производить во время проведения проверки.
Осуществляя мероприятия дополнительного налогового контроля, налоговые органы обладают всеми правами, предусмотренными действующим законодательством, за исключением права проведения выездной проверки по тем же основаниям.
Таким образом, проведение камеральной и выездной налоговых проверок не отражает особенности организации камерального налогового контроля и выездной налоговой проверки государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, что обусловливает необходимость разработки методических положений по организации налогового контроля с учетом специфики вузов.
Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.
Зарубежные страны придерживаются единого метода налогового контроля. Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется на основе анализа налогового риска. Выбираются те налогоплательщики, которые являются потенциальными нарушителями. Такой метод следовало бы применять и в России, а именно проверять тех налогоплательщиков, которые являются потенциальными нарушителями.
Литература
1. Нестеров, Г.Г. Налоговый контроль / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Терзиди. - М., 2009.
УДК 332.1
О.И. Котова
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор В.П. Кузнецов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
В статье рассматриваются сфера молодежной политики региона, его уровень жизни и социально-экономическое развитие. Наиболее подробно анализируется классификация регионов и организационно-экономический механизм.
Молодежная политика, регион, уровень жизни, организационно-экономический механизм, социальное развитие.
The article considers the youth policy, the living standards and socio-economic development of the region. Classification of the regions and organizational and economic mechanism are analysed in details.
Youth policy, region, living standard, organizational and economic mechanism, social development.