Научная статья на тему 'Особенности налогообложения российских организаций, осуществляющих зарубежную деятельность'

Особенности налогообложения российских организаций, осуществляющих зарубежную деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРАНИЧНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / FOREIGN REPRESENTATION / INTERNATIONAL COOPERATION / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболь О. Н.

Рассматриваются проблемы налогообложения российских организаций, осуществляющих деятельность за границей в случае открытия представительства. Проанализированы российские налоги и особенности их уплаты в данном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION FEATURES OF THE RUSSIAN ORGANIZATIONS WHICH ARE CARRYING OUT FOREIGN ACTIVITY

Taxation issues of the Russian organizations which are carrying out activity abroad in case of representation’s opening are considered. The Russian taxes and features of their payment in this case are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения российских организаций, осуществляющих зарубежную деятельность»

Литература

1. Кретов А.А. «Финансирование инвестиционных проектов в жилищном строительстве», диссертация, СПБ 2012

2. Комаров К.А. «Оценка влияния коммуникационного менеджмента на инвестиционные процессы в строительстве», диссертация, Мск - 2010 г.

3. Малахов В.И. «Контрактные модели реализации инвестиционно-строительных проектов», статья Москва 2008 г

4. Доронина Л.Н «Управление инвестиционными рисками в строительстве», диссертация, Москва 2007

5. Артамонов А.А, «Управление рисками в инвестиционных строительных проектах», диссертация СПб, 2003

6. Костенко Л.Ю. , «Система управления инвестиционной деятельностью в строительстве», диссертация, Москва 2004 г.

7. Козлов В.Н., «Формирование и перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования строительства в условиях транзитивной экономики», диссертация, Новосибирск, 2002 год

8. Саенко Л.К. «Оптимизация финансового обеспечения предприятий дорожного строительства», диссертация, Москва 2008

9. Валуй А.А.»Совершенствование организационно-экономического механизма управления экспериментальным строительством», Москва 2004

10. Баяндин М.А. «Экономическое обоснование использования объектов незавершенного строительства», Москва 1996

References

1. Kretov A.A. «Finansirovanie investicionnyh proektov v zhilishhnom stroitel'stve», dissertacija, SPB 2012

2. Komarov K.A. «Ocenka vlijanija kommunikacionnogo menedzhmenta na investicionnye processy v stroitel'stve», dissertacija, Msk

- 2010 g.

3. Malahov V.I. «Kontraktnye modeli realizacii investicionno-stroitel'nyh proektov», stat'ja Moskva 2008 g

4. Doronina L.N «Upravlenie investicionnymi riskami v stroitel'stve», dissertacija, Moskva 2007

5. Artamonov A.A, «Upravlenie riskami v investicionnyh stroitel'nyh proektah», dissertacija SPb, 2003

6. Kostenko L.Ju. , «Sistema upravlenija investicionnoj dejatel'nost'ju v stroitel'stve», dissertacija, Moskva 2004 g.

7. Kozlov V.N., «Formirovanie i perspektivy razvitija sistemy ipotechnogo zhilishhnogo kreditovanija stroitel'stva v uslovijah tranzitivnoj jekonomiki», dissertacija, Novosibirsk, 2002 god

8. Saenko L.K. «Optimizacija finansovogo obespechenija predprijatij dorozhnogo stroitel'stva», dissertacija, Moskva 2008

9. Valuj A.A.»Sovershenstvovanie organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma upravlenija jeksperimental'nym stroitel'stvom», Moskva 2004

10. Bajandin M.A. «Jekonomicheskoe obosnovanie ispol'zovanija ob#ektov nezavershennogo stroitel'stva», Moskva 1996

Соболь О.Н.

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ЗАРУБЕЖНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация

Рассматриваются проблемы налогообложения российских организаций, осуществляющих деятельность за границей в случае открытия представительства. Проанализированы российские налоги и особенности их уплаты в данном случае.

Ключевые слова: заграничное представительство, международное сотрудничество, налогообложение

Sobol O.N.

Postgraduate student, St. Petersburg Polytechnical University

TAXATION FEATURES OF THE RUSSIAN ORGANIZATIONS WHICH ARE CARRYING OUT FOREIGN ACTIVITY

Abstract

Taxation issues of the Russian organizations which are carrying out activity abroad in case of representation’s opening are considered. The Russian taxes and features of their payment in this case are analyzed.

Keywords: foreign representation, international cooperation, taxation

Российские организации все чаще открывают представительства за рубежом, что связано с расширением международного сотрудничества. И в данной ситуации возникает ряд сложных вопросов, связанных с уплатой налогов представительством. Исходя из этого, актуально и интересно будет рассмотреть особенности и проблемы, касающиеся налогообложения таких организаций. При наличии представительства за границей необходимо обратить внимание на необходимость уплаты следующих российских налогов и сборов: НДС, налога на имущество, НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, что и будет рассмотрено в данной статье.

Создавая обособленное подразделение за рубежом, российская организация должна изучить налоговое законодательство соответствующей страны. Также необходимо выяснить, существует ли соглашение об устранении двойного налогообложения с этой страной. Им может быть предусмотрено либо освобождение от уплаты отдельных налогов в одной из стран - участниц соглашения, либо право провести в своей стране зачет по налогам, уплаченным в иностранном государстве. Во втором случае суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом согласно ст. 311 [1] зачтенная сумма налога не может быть больше суммы налога, подлежащего уплате в РФ.

В статье последовательно рассмотрим налогообложение российских организаций, осуществляющих деятельность за рубежом. Начнем с налога на добавленную стоимость (НДС). НДС является федеральным налогом, зачисляется только в федеральный бюджет и только по месту нахождения головной организации. Если же представительство зарегистрировано на территории иностранного государства в качестве налогоплательщика, самостоятельно заключает договоры и осуществляет продажу товаров на территории иностранного государства, то местом реализации является территория иностранного государства. И по ст. 146 [1] не возникает объекта налогообложения в России - НДС уплачивается российским представительством в бюджет иностранного государства, а на территории РФ НДС в таком случае не уплачивается.

Перейдем к рассмотрению налога на имущество организаций. В налоговую базу по налогу на имущество организаций включается имущество, находящееся за пределами Российской Федерации. Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества.

Также обратим внимание на налогообложение оплаты труда работников иностранного представительства в соответствии с российским законодательством. В иностранном представительстве российской организации могут работать как граждане РФ, направленные туда из головной организации, так и иностранные граждане (граждане страны пребывания), принятые на работу в представительстве. 25

25

Итак, начнем с вопроса налогообложения граждан страны пребывания. Оплата труда граждан страны пребывания не облагается НДФЛ, страховыми взносами, пенсионными взносами по определенным основаниям. Гражданин, находящийся за пределами РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, с точки зрения гл. 23 [1] не является налоговым резидентом. Статьей 207 [1] установлено, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников в РФ. Соответственно, лица, не являющиеся налоговыми резидентами и получающие доход от источников за пределами РФ, плательщиками НДФЛ не признаются. А пункт 3 статьи 208 [1] устанавливает, что к доходам от источников за пределами РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ. Таким образом, иностранные граждане, принятые на работу в представительстве и получающие в нем заработную плату, плательщиками НДФЛ не являются.

Следующий вопрос - это необходимость уплаты страховых взносов. Согласно пункту 4 статьи 7 [3] не признаются объектом обложения страховых взносов выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ. Перейдем к вопросу о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно пункту 1 статьи 7 [2] застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан - работников представительства, не проживающих в РФ и поэтому не являющихся застрахованными лицами по российскому законодательству, не уплачиваются.

Приступим к обзору налогообложения граждан РФ, направленных в представительство из головной организации, и начнем с налога на доходы физических лиц. Работники представительства, находящиеся за пределами территории РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев являются налоговыми резидентами РФ, получающими доход от источников за пределами РФ, и соответственно, плательщиками НДФЛ. Однако в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 [1] физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода, причем данное правило действует и в том случае, если сумма вознаграждения перечисляется напрямую российской организацией. То есть с момента переезда работника в иностранное представительство работодатель утрачивает статус налогового агента, даже если работник некоторое время остается налоговым резидентом РФ. По истечении 183 дней работники представительства перестают являться налоговыми резидентами и, соответственно, не будут являться плательщиками НДФЛ.

Теперь перейдем к страховым взносам. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданскоправовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам по пункту 1 статьи 7 [3]. Таким образом, выплаты, начисленные по трудовым договорам в пользу работников, работающих в представительстве за пределами РФ, подлежат обложению страховыми взносами (и соответственно, пенсионными взносами) в общеустановленном порядке. Причем согласно пункту 14 статьи 15 этого ФЗ при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения. Из этого следует, что представительство должно ежемесячно направлять в головную организацию сведения о начисленной оплате труда для исчисления и уплаты головной организацией страховых и пенсионных взносов.

Кроме того, оплата труда работников, выплачиваемая в иностранном представительстве, будет облагаться налогами, исчисление которых нужно будет осуществлять в соответствии с налоговым законодательством страны пребывания. Их зачет в РФ не предусмотрен. Но их можно попробовать учесть в расходах при исчислении налога на прибыль в РФ как обоснованный и документально подтвержденный расход.

Завершим рассмотрение налогообложения налогом на прибыль. При отсутствии соглашения об устранении двойного налогообложения прибыль заграничного представительства практически облагается налогом дважды: в иностранном государстве и на территории РФ. Но согласно ст. 311 [1], уплаченный на территории иностранного государства налог, аналогичный налогу на прибыль, можно зачесть при уплате налога на прибыль в РФ.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что если у организации есть заграничное представительство, то необходимо платить как российские, так и иностранные налоги. Положительным моментом является то, что в основном их можно зачесть при исчислении российских. При этом очень важно правильно определять состав и суммы налогов.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 / федер. закон № 117-ФЗ: принят Госдумой 19.07.2000 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения: 12.11.2013).

2. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации/ федер. закон № 167-ФЗ: принят Госдумой 30.11.2001 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148760 (дата обращения: 14.11.2013).

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования/ федер. закон № 212-ФЗ: принят Госдумой 17.07.2009 г. [Электронный ресурс] URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149063 (дата обращения: 14.11.2013).

References

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' 2 / feder. zakon № 117-FZ: prinjat Gosdumoj 19.07.2000 g. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (data obrashhenija: 12.11.2013).

2. Ob objazatel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii/ feder. zakon № 167-FZ: prinjat Gosdumoj 30.11.2001 g. [Jelektronnyj resurs] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148760 (data obrashhenija: 14.11.2013).

3. O strahovyh vznosah v Pensionnyj fond Rossijskoj Federacii, Fond social'nogo strahovanija Rossijskoj Federacii, Federal'nyj fond objazatel'nogo medicinskogo strahovanija i territorial'nye fondy objazatel'nogo medicinskogo strahovanija/ feder. zakon № 212-FZ: prinjat Gosdumoj 17.07.2009 g. [Jelektronnyj resurs] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149063 (data obrashhenija: 14.11.2013). 26

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.