Особенности налогообложения прибыли организаций финансового сектора экономики РФ
Раздроков Евгений Николаевич
кандидат экономических наук, доцент, доцент Института цифровой экономики, Югорский государственный университет, [email protected]
Коростелева Виктория Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, доцент Института цифровой экономики, Югорский государственный университет, [email protected]
Барсук Дмитрий Валерьевич
студент, Югорский государственный университет, [email protected]
В работе показана фискальная и регулирующая роль налогообложения кредитных учреждений. Отражена особенность налогообложения финансового сектора в Российской Федерации. Проанализирована структура поступления налогов от коммерческих банков в федеральный бюджет и место в них налога на прибыль. Подробнее проведен анализ налогообложения ПАО Сбербанк. Дана краткая характеристика структуры расходов по налоговым платежам банка, формирования его налогооблагаемой базы. Приведена сравнительная характеристика уплаты налога на прибыль Сбербанка и других кредитных организаций. Отражено отличие нормативного уровня налога на прибыль, уплаченного анализируемым банком от фактического уровня. Выявлены причины отклонения. Обосновано влияние факторов на эффективную ставку налога на прибыль кредитных организаций. Выявлены ряд проблем в реализации регулирующей роли налогообложения финансового сектора российской экономики.
Ключевые слова: налогообложение, финансовый сектор, налог на прибыль.
Финансовый сектор в сочетании с реальным сектором является неотъемлемой частью экономики страны. Финансовый сектор экономики играет важную роль в обеспечении непрерывного процесса воспроизводства реальных благ, поддерживая связь между производителями и потребителями.
Воздействие государства на финансовый сектор происходит в основном за счет использования адекватного правового регулирования деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг наряду с контролем над выполнением законодательных требований. И здесь важная роль отводится одному из инструментов государственной регулирующей политики - налогообложению. Учреждения финансового сектора, как налогоплательщики вносят существенный вклад в формирование бюджета России.
Коммерческие банки являются важным финансовым институтом, который позволяет формировать, распределять и эффективно использовать финансовые ресурсы. Банки позволяют аккумулировать капитал и направлять в быстроразвивающиеся отрасли экономики, что позволяет ускорить рост экономики в целом.
Налогообложение коммерческих банков затрагивает все секторы экономики РФ, так как коммерческие банки занимаются финансированием разлитых видов экономической деятельности. Налогообложение коммерческих банков является одним из компонентов стоимости предоставления финансовых услуг.
В действующей системе налогообложения коммерческие банки как субъекты предпринимательской деятельности должны уплачивать следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС), налог на имущество, транспортный и земельный налоги, прочие налоги и сборы.
Наибольшую долю в структуре налогов, уплачиваемых коммерческими банками, составляет налог на прибыль. Косвенно это подтверждает структура поступления в консолидированный бюджет налогов и сборов по ОКВЭД «финансовое посредничество за исключением услуг по страхованию и пенсионному обеспечению», представленное в таблице 1. В ОКВЭД «финансовое посредничество» входят как банковские, так и небанковские финансовые организации (микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы и др.), однако, основной объем приходится на коммерческие банки.
Наибольшую долю поступлений в консолидированный бюджет РФ занимает налог на прибыль, который увеличился с 78,23% в 2016 г. до 83,43% в 2019 г. Второе место по объемам налоговых обязательств занимают НДС и налог на имущество организаций. На долю остальных налогов приходится от 1,2% до 3,2% за период. На рисунке 2 отражена структура налоговых поступлений по данному ОКВЭД за 2016 и 2019 г.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
Таблица 1
Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ
о
CS
о
CS
О Ш
m
X
3
<
m О X X
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста в 2019 по сравнению с 2016 г., %
Поступления в консолидированный бюджет (без НДФЛ) 564,24 644,54 678,17 782,93 138,8
Налог на прибыль 441,42 539,29 561,19 653,23 148
НДС 89,37 74,16 68,27 86,16 96,4
Налог на имущество 26,51 24,14 24,50 18,53 69,9
Транспортный налог 1,40 0,98 0,91 1,06 75,4
Местные налоги и сборы 3,60 3,80 4,04 3,78 105,1
Специальные налоговые режимы 1,91 2,16 18,87 20,16 1055,8
Прочие налоги и сборы 0,02 0,01 0,40 0,01 31
Справочно:
НДФЛ 153,35 161,77 174,95 202,95 132,3
Составлено авторами на основании данных ФНС по формам статистической налоговой отчётности https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytic s/forms/
резервов на возможные потери, чистых комиссионных доходов, прочих доходов. Доля налога на прибыль в структуре платежей по налогам увеличилась за период с 82,29% до 86,66% (рисунок 2).
Таблица 4
Динамика расходов по налогам ПАО «Сбербанк России»,
Вид налога 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста в 2019 по сравнению с 2016 г., %
Налог на прибыль 123,1 165,0 191,2 209,2 169,9
НДС 19,1 21,2 23,8 27,5 144,0
Налог на имущество организаций 6,7 5,2 4.6 4,3 64,2
Земельный налог 0,2 0,2 0,2 0,2 100,0
Прочие налоги и сборы 0,5 0,7 0,3 0,2 40,0
Итого 149,6 192.3 220,1 241,4 161,4
Составлено авторами на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016-2019 г. /Сайт ПАО «Сбербанк России» URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras (дата обращения: 17.06.2020).
Рисунок 1 - Структура поступлений в консолидированный бюджет (без НДФЛ) по ОКВЭД «финансовое посредничество» за 2016 г. и 2019 г.
Составлено авторами на основании данных ФНС по формам статистической налоговой отчётности https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytic s/forms/
Учитывая, что кредитным организациям, в соответствии с банковскими лицензиями, запрещено заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью. В связи с этим большинство налогов они не уплачивают или уплачивают в сравнительно малых объемах.
Рассмотрим детально особенности налогообложения банковского сектора на примере крупнейшего банка - ПАО «Сбербанк», рост экономических показателей которого отразился и на увеличении налоговых платежах. Наиболее крупную долю в структуре уплачиваемых налогов ПАО «Сбербанк» занимают налог на прибыль, НДС, налог на имущество, совокупная доля которых составляет за рассматриваемый период свыше 99,5% (таблица 4).
Налог на прибыль за период возрос на 69,9 %, с 123,1 млрд р. до 209,2 млрд р. благодаря росту налогооблагаемой базы. Основными компонентами налоговой базы по налогу на прибыль являются чистые доходы, состоящие из чистых процентных доходов после создания
Рисунок 2 банк»
Структура расходов по налогам ПАО «Сбер-
Сравнение налогообложения Сбербанка с банковским сектором показывает, что в среднем 49,61% всех поступлений по прибыльным кредитным организациям по налогу на прибыль приходится на ПАО «Сбербанк» (таблица 5). Также средневзвешенная эффективная налоговая ставка ПАО «Сбербанк» за период ниже нормативной на 0,84%, а также ниже данной ставки по прибыльным кредитным организациям.
Также стоит отметить, что наблюдается замедление темпа роста прибыли ПАО «Сбербанк» по сравнению с прибылью прибыльных кредитных организаций.
Учитывая, что наблюдается различие в расходах по налогу на прибыль ПАО «Сбербанк» от теоретического (различие эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль от нормативной, составляющей 20%), то проанализируем корректирующие статьи.
Таблица 5
Сравнение налога на прибыль Сбербанка с прибыльными
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Прибыль прибыльных кредитных организаций, млрд р. 1291,9 1 561,6 1 919,4 2 196,4
Прибыль ПАО "Сбербанк", млрд р. 647,9 845,9 1002,3 1097,6
Расход по налогу на прибыль кредитных организаций, млрд р. 343,4 306,0 323,4 422,2
Расход по налогу на прибыль ПАО "Сбербанк», млрд р. 123,11 165,04 191,2 209,2
Доля прибыли ПАО "Сбербанк " в прибыли прибыльных кредитных организаций, млрд р. 50,2 54,2 52,2 50,0
Доля ПАО «Сбербанк» в поступлениях по налогу на прибыль, % 35,9 53,9% 59,1% 49,5
Эффективная налоговая ставка по налогу на прибыль по прибыльным кредитным организациям, % 26,58 19,60 16,85 19,22
Эффективная налоговая ставка по налогу на прибыль по ПАО "Сбербанк", % 19,00 19,51 19,08 19,06
Составлено авторами на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016-2019 г. /Сайт ПАО «Сбербанк России» URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras (дата обращения: 17.06.2020).
Основная ставка по налогу на прибыль устанавливается на уровне 20%. Однако, статьей 284 НК РФ предусмотрены и иные ставки по отдельным категориям операций. Также, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Отразим отличие теоретического налога на прибыль ПАО «Сбербанк» от фактического за период 2017- 2019 г.
Таблица 6
Сопоставление теоретических и фактических выплат по
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста в 2019 по сравнению с 2016 г., %
Прибыль до налогообложения 845,9 1 002,3 1 097,6 129,8
Теоретические налоговые отчисления по ставке 20% 169,18 200,5 219,5 129,7
Налоговый эффект от дохода по государственным ценным бумагам, облагаемым налогом по ставкам, отличным от 20% -4,33 -6,1 -7,6 175,5
Составлено авторами на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016-2019 г. /Сайт ПАО «Сбербанк России» URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras (дата обращения: 17.06.2020).
Наибольший вклад в совокупное отклонение вносит налоговый эффект от дохода по государственным ценным бумагам, облагаемым по ставкам, отличным от
20%. Так, этот влияние колеблется от 35,8% в 2017 г. до 76% в 2019 г, и вносит соответствующий вклад в отклонение от теоретических расходов по налогу на прибыль. Вклад в уменьшение налоговых расходов по налогу на прибыль также вносят прочие временные разницы, влияние которых составляет 31,3% в 2017 г. до 50% в 2019 г.
Пунктом 4 статьи 285 части 1 НК РФ установлено, что налоговая ставка по доходам, полученным в виде процентов по наиболее распространённым государственным ценным бумагам, устанавливается на уровне 15%.
Большой вклад в увеличение эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль также вносит статья расходов на персонал, не уменьшающих налогооблагаемую базу. Её доля колеблется от 8,1% в 2017 г. до 23% в 2019 г.
Свой вклад в увеличение эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль также вносит статья расходов по цессиям. Так как разница по уступке права требования чаще носит отрицательный характер, то в соответствии со статьей 279 НК РФ она считается убытком и не может быть принята для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Вклад в увеличение эффективной налогооблагаемой базы составляет от 0 до 24,75% [3].
В целом за период с 2017 г. по 2019 г. наблюдается увеличение отклонения фактических расходов от теоретических расходов по налогу на прибыль. Данный вывод подтверждает и снижение эффективной налоговой ставки ПАО «Сбербанк» за данный период, представленной в таблице 6.
Современная система налогообложения коммерческих банков в РФ скорее носит фискальный характер, но имеются ряд стимулирующих мер. Имеется пониженная ставка по налогу на прибыль по ценным бумагам и дивидендам. Данные меры непосредственно влияют на рынок ценных бумаг, стимулируя банки инвестировать в государственные и муниципальные ценные бумаги, акции российских предприятий. Однако данная мера является одной из причин спекулятивного характера рынка ценных бумаг в России, что являлось одним из факторов кризисов 1998 г. и 2008 года. Отвлечение крупных финансовых ресурсов на краткосрочные финансовые инструменты ведет к сокращению долгосрочных инвестиционных проектов, «длинных денег», которые являются важным показателем стабильной экономики. Пример Германии, где на доходы по ценным бумагам взимается повышенная ставка корпоративного налога, может стать одним из путей развития налога на прибыль коммерческих банков для стимулирования кредитования реального сектора экономики [4].
Другой важной проблемой налогообложения коммерческих банков является отсутствие определенности в порядке налогообложения относительно банковского продукта и ведения бухгалтерского учета. Данная проблема ведет к росту судебных споров, увеличению работы налоговых органов по разъяснению законодательства по налоговому учету. Разработка и применение новых форм и методики налогового администрирования коммерческих банков может стать решением данной проблемы. Ясность и простота налогового законодательства могут стать одной из причин снижения сокращения количества кредитных организаций в России [4].
Важной проблемой является также и несовершенство методологии налогообложения банков и налогового контроля. Отсутствие отраслевого коэффициента
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
по налоговой нагрузке это подтверждает. Взаимодействие налогового анализа и налогового мониторинга позволит гармонизировать интересы налоговых органов и налогоплательщиков [4].
Также имеется проблема завышения банками расходов по банковским операциям, снижая налогооблагаемую базу. Одной из мер решения данной проблемы является введение прогрессивной шкалы налога на прибыль на сверхприбыли банков [5]. Многие банки имеют филиалы в оффшорных зонах, где ставка по налогу на прибыль является нулевой, снижая тем самым налоговые отчисления [4].
Литература
1. Данные по формам статистической налоговой отчётности/ Сайт ФНС :
https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_a nd_analytics/forms/ (дата обращения: 20.06.2020).
2. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия)// Банк России URL: https://www.cbr.rU/statistics/bank_sector/review/#a_48871 (дата обращения: 17.06.2020).
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС Консультант-Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: (дата обращения: 01.03.2020)
4. Костина Л.С., Шмелев Ю.Д. Перспективы налогообложения организаций финансового сектора экономики России // Вестник ГУУ. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-nalogooblozheniya-organizatsiy-finansovogo-sektora-ekonomiki-rossii (дата обращения: 20.06.2020).
5. Мусаева Х.М., Джапарова Л.Г. Система налогообложения кредитных организаций и ее эффективность // Международный бухгалтерский учет. 2018. №8 (446). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-kreditnyh-organizatsiy-i-ee-effektivnost-1 (дата обращения: 21.06.2020).
Features of taxation of profits of organizations in the financial sector of the Russian economy
Razdrokov E.N., Korosteleva V.V., Barsuk D.V.
Ugra State University
The paper shows the fiscal and regulatory role of taxation of credit institutions. The feature of taxation of the financial sector in the Russian Federation is reflected. The structure of tax receipts from commercial banks to the federal budget and the place of income tax in them are analyzed. The analysis of taxation of PJSC Sberbank was carried out in more detail. A brief description of the structure of expenses on tax payments of the bank, the formation of its taxable base is given. Comparative characteristics of the payment of income tax of Sberbank and other credit organizations are given. The difference between the normative level of profit tax paid by the analyzed bank from the actual level is reflected. The reasons for the deviation have been identified. The influence of factors on the effective income tax rate of credit institutions has been substantiated. A number of problems have been identified in the implementation of the regulatory role of taxation in the financial sector of the Russian economy.
Key words: taxation, financial sector, income tax.
References
1. Data on forms of statistical tax reporting / FTS website:https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/ (date accessed: 20.06.2020).
2. Overview of the banking sector of the Russian Federation (Internet version) // Bank of Russia URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/#a_48871 (date accessed: 17.06.2020).
3. "Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ // ATP ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (date of access: (date of access: 01.03. 2020)
4. Kostina L.S., Shmelev Yu.D. Prospects for taxation of organizations in the financial sector of the Russian economy // Vestnik GUU. 2018. No. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-nalogooblozheniya-organizatsiy-finansovogo-sektora-ekonomiki-rossii (date accessed: 20.06.2020).
5. Musaeva H.M., Dzhaparova L.G. The system of taxation of credit
organizations and its effectiveness // International accounting. 2018. No. 8 (446). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-kreditnyh-organizatsiy-i-ee-effektivnost-1 (date accessed: 21.06.2020).
о
CS
о
CS
О Ш
m
X
3
<
m О X X