Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафарова Оксана Владимировна

На современном этапе развития налоговой системы России наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Данная тема является очень актуальной в связи с постоянно меняющейся системой налогообложения и ее развития. В статье предлагается повышение НДФЛ вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAXATION OF A PERSONAL INCOME TAX

The article deals with a tax system of Russia, the tendency to increasing tax, more detailed regulation of the Rights and Duties of a Taxpayers. The article prepares to increase a personal income tax together with other measures for development of business and economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ»

Проблемы экономики и юридической практики

1'2019

3.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ

Гафарова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социально-экономических дисциплин», начальник учебно-методического отдела

Место работы: Донской государственный технический университет, Азов

0880k@bk.ru

Аннотация: на современном этапе развития налоговой системы России наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Данная тема является очень актуальной в связи с постоянно меняющейся системой налогообложения и ее развития. В статье предлагается повышение НДФЛ вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране. Ключевые слова: бюджет; налог на доходы физических лиц; прогрессивная шкала, налогово-бюджетная политика, бюджетная система.

FEATURES OF TAXATION OF A PERSONAL INCOME TAX

Gafarova Oksana V., PhD in economics, associate Professor of «Social and economic disciplines», head of educational and methodical Department

Work place: Don state technical University, Azov

0880k@bk.ru

Annotation: the article deals with a tax system of Russia, the tendency to increasing tax, more detailed regulation of the Rights and Duties of a Taxpayers. The article prepares to increase a personal income tax together with other measures for development of business and economy.

Keywords: budget; income tax; progressive scale, tax and budgetary policy, budgetary system.

Фискальная или налогово-бюджетная политика является действенным инструментом государственного регулирования экономики. Взвешенная и продуманная налоговая политика во многом содействует решению актуальных государственных задач и функций. В период экономического спада налоговые поступления в бюджет значительно снижаются, а способность эффективности реализации государством своих социальных функций резко падает. В налоговой системе важнейшее место занимает налог на доходы физических лиц, который выполняет фискальную и регулирующую функцию. Вопросы подоходного налога в РФ имеют ярко выраженный дискуссионный характер. Учитывая важность подоходного налога в регулировании общественных процессов, изучение его особенностей в РФ и сопоставления с зарубежными странами является предельно актуальным.

Налог на доходы физических лиц - это обязательный взнос, который подлежит уплате с доходов физического лица. Порядок его внесения определяется налоговым законодательством. Его причисляют к прогрессивным налогам, ставка которых увеличивается по мере возрастания доходов налогоплательщика [2, с. 406].

Налог на доходы физических лиц с физических лиц считается одним из основных источников пополнения бюджета. Кроме того, с его помощью регулируется финансовая обстановка в стране. На данный момент идет активная разработка новых схем налогообложения, которые позволят максимально снизить налоговое давление [3].

Налог на доходы физических лиц должны уплачивать как россияне, которые постоянно проживают на территории государства, так и те, которые временно находятся за его пределами. Налогообложению подлежат такие доходы, как [1]:

- единовременные пособия, полученные лицами, не достигшими пенсионного возраста;

- средства, выплаченные родителям как компенсация их затрат на школьное обучение или содержание в детсаде;

- доход, полученный от перепродажи товаров;

- пенсионное обеспечение, выплачиваемое за счет организации, работником которой являлся налогоплательщик;

- стоимость активов, переданных налогоплательщику вследствие ликвидации предприятия.

Однако далеко не все доходы физического лица подлежат налогообложению. Так, налог на доходы физических лиц не уплачивается со следующих видов доходов:

- пособий, полученных от государства;

- государственных пенсий;

- компенсаций и выплат, которые не подпадают под юрисдикцию налогового законодательства;

- материальной помощи лицам, получившим травмы в результате стихийных бедствий;

- доходов студентов стационарных отделений, которые получены за работу в свободное от учебы время;

- подарков в форме денежных средств;

- грантов, стипендий и страховых выплат;

- доходов от деятельности в области сельского хозяйства на протяжении первых пяти лет.

Необходимо отметить, что перечень доходов, из которых необходимо платить налог на доходы физических лиц, а также суммы, которые им не облагаются, могут быть пересмотрены в любое время.

Взимание НДФЛ в РФ проводится в рамках фиксированных ставок по налогам, которые зависят только от вида дохода, а не его размера.

До принятия нового закона ставка подоходного налога с физических лиц сохранится на уровне 13%.

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам предложил новую шкалу НДФЛ, по которой величина ставки зависит от размера ежегодного заработка.

Для рассмотрения новая схема отправлена в Совет Федерации, президенту страны, правительству. Система подразумевает сохранение налоговых льгот и вычетов: при продаже недвижимости, которая была в собственности больше трех лет;

Гафарова О. В.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ

для реализации недвижимости, полученной по завещанию, приватизации, договору дарения пожизненного содержания; при продаже недвижимости или с денежной компенсации, полученной в ходе работы программы реновации.

Последние новости: налог на доходы физических лиц с физических лиц в 2019 году изменится для тех, кто выплачивает ипотеку. Они смогут получить налоговый вычет не только по основной сумме кредита, но и по процентам, выплаченным банку. Причем без ограничений на количество банков, проведенного рефинансирования, других операций, которые помогают уменьшить размер кредита. Новые формы отчетности Глобальных перемен, касающихся размера налоговой ставки не произойдет, но в 2019 году изменится порядок расчета размера платежей, некоторые официальные бланки. Налоговики разработали два варианта формы 2-НДФЛ: первый для работодателей, сдающих отчетность; второй для персонала, которому надо предоставить справку в банк или другое учреждение.

Работодатели теперь для ФНС будут заполнять справку на нескольких листах, в которой будут расшифрованы помесячно не только доходы сотрудника, но и вычеты, льготы. Форма для персонала, которую выдают бухгалтеры для подачи в кредитные организации, другие учреждения, останется прежней. Новые формуляры начнут использовать с момента, когда ФНС открывает прием отчетности за прошедший год, то есть фактически с 01.01.19.

В новом году начнут действовать «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», утвержденные Министерством финансов. В течение последующих трех лет планируется откорректировать систему подсчета доходов из некоторых источников: Для тех, кто покупает иностранные облигации, изменится конвертация затрат в рубли. Опекуны недееспособных граждан РФ получат право льготного налогообложения. Будут совершенствовать алгоритм расчета налогового вычета по ипотеке. Планируют сделать простыми, понятными условия, порядок предоставления социальных налоговых льгот. Уберут все неточности, касающиеся налогообложения недвижимости. Кроме этого, планируется ввести новый режим налогообложения для самозанятых граждан. До 01.01.2019 года в нашей стране такого термина не было совсем. Были либо частные предприниматели, либо трудоустроенные.

Теперь тем, кто не хочет открывать ИП, но готов декларировать доходы, предлагают новую схему: оплачивать в бюджет 4-6% от них. Раньше такой возможности не было, граждане были обязаны сдать 3-НДФЛ, заплатить 13%. Стать самозанятым имеет право любой человек, получающий доход от профессиональной деятельности, не пользующийся трудом наемников. Это репетиторы, няни, мастера маникюра и педикюра и так далее.

Правительство считает, что расширение списка профессий, относящихся к самозанятым, снижение в 2 раза налоговой ставки, увеличит выплаты в бюджет, позволит многим «выйти из тени».

Налоги с заработной платы, других источников прибыли, в нашей стране оплачивают не только граждане РФ, но и иностранцы, которые официально работают в стране. Ставка НДФЛ не поменяется, изменится количество разрешительных документов, их стоимость. Иностранцы обязаны получить платный трудовой патент. Если они работают как наемные сотрудники, то работодатель (чтобы дважды не платить

НДФЛ), вычтет из объема бюджетных платежей стоимость патента. Та же схема для ИП. С 01.01.2019 утвержден коэффициент-дефлятор 1,729, теперь иностранный рабочий обязан будет ежемесячно выплачивать государству 2 074 руб. 80 копеек. Это основная ставка, которую региональные власти могут увеличивать на свое усмотрение.

«С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением» [3]. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Именно поэтому проблемы, связанные с исчислением данного налога и его уплатой, крайне актуальны.

За прошедший 2018 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 146,8 млрд. рублей ад-министрируемых ФНС России доходов, что больше аналогичного периода 2016 года на 25,9 млрд. рублей, или на 21%. По НДФЛ снижение поступлений в общей сумме 203,9млн. рублей, или на 1,1 %. Такой результат связан с низким темпом роста фонда заработной платы работников организаций, а также уменьшением поступлений в погашении задолженности по налогу (рис.1).

Динамика поступления здминистрируемых ФНС России доходов по уровням бюджетной системы Российской

Федерации за январь - октябрь 2017 года млрд.руб.

I

я 2016 год

12017 год

ВСЕГО Федеральный Территориальный

бкдмет бюджет

Рисунок 1. Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджетной системы РФ.

Все эти характеристики делают данный налог достаточно простым для налогообложения, но в РФ до сих пор происходят различного рода дискуссии и споры в отношении данного налога.

Одним из самых первых вопросов встает при определении круга лиц, обязанных уплачивать НДФЛ с учетом порядка признания лица резидентом РФ. Необходимо различать налогообложение резидентов РФ и нерезидентов, поскольку, данное разграничение является довольно важным, так как на такие группы установлены различные налоговые ставки, кроме того, отличительную особенность формирует объем выполняемой налоговой обязанности.

Налоговые резиденты уплачивают налог на доходы физических лиц со всех видов доходов независимо от территории их получения, поэтому несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников в Российской Федерации, поэтому они несут ограниченную налоговую обязанность. Законодательно определяется следующий принцип: для признания лица резидентом необходимо его пребывание на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2019

После истечения данного срока, лицо признается резидентом и налог исчисляется по ставке 13%. В то же время, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 июня 2015 г. № 16-П в указанном документе разъясняет, что лицу необходимо подтвердить статус резидента по состоянию на конкретный налоговый период, только в таком случае есть основания для перерасчета НДФЛ. Из Постановления очевидно, что лицу с новым статусом необходимо ждать еще год до начала нового налогового периода: «для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду». Это правило с правовой точки зрения кажется довольно спорным. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) [3], а Налоговый кодекс [1] прямо предусматривает налоговую ставку для резидентов РФ в 13%.

Необходимо взять во внимание проблемы, связанные с налогообложением кадастровой стоимости. В них доказательством, как правило, выступает отчет уполномоченной организации о реальной рыночной стоимости имущества. Однако в вопросе определения базы для исчисления НДФЛ фигурирует лишь кадастровая стоимость. То есть, прежде чем продать недвижимое имущество, приобретенное после 1 января 2016 года, лицу необходимо либо подождать до 2021 года, либо доказать через суд оправданность снижения кадастровой стоимости и приравнивания ее к рыночной. Именно такая сложность механизма минимизации НДФЛ с продажи недвижимого в первую очередь имущества является одной из причин стагнации рынка сбыта недвижимости. Разрешить данную проблему позволило бы, например, использование в качестве доказательства не только такого фактора, как кадастровая стоимость, но и отчетов о реальной рыночной стоимости, чего в Законе прямо не предусмотрено. Кроме того, увеличение срока, после которого продавец освобождается от уплаты налога, усугубит и без того сложную ситуацию.

В настоящий момент основной целью РФ выступает преобразование экономики и продвижение путей экономического развития в целях достижения благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Главной предпосылкой служит рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближено к товарно-денежной экономике. Проведя краткий обзор налогообложения физических лиц в РФ, наиболее очевидной возникает проблема достижения наиболее оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Способом решения данной проблемы является применение таких ставок налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимизации ущерба интересов налогоплательщиков от налогообложения. Рациональное выполнение налогом своих прямых функций зависит от большинства факторов, а не только от налоговой ставки.

Как сообщалось ранее представителями Министерства финансов, в 2018 году планируются изменения в начислении и уплате налога на имущество физических лиц. Данный вопрос рассматривается в двух направлениях либо будет разработана и внедрена прогрессивная система налогообложения, либо же увеличится размер адвалорной ставки, применяемой к доходам резидентов РФ [5].

Нет необходимости брать во внимание эффективность выполнения нашим государством своих основных функций, но показателен тот факт, что большая доля населения получает «черную зарплату» в конвертах, что делает бессмысленным введение прогрессивной, дифференцированной шкалы налогообложения.

После принятия главы 23 НК РФ в нее постоянно вносится ряд мероприятий, направленных на реализацию социальной политики. Они, в свою очередь, обусловлены тем, что в системе налогообложения имеются недостатки по формированию налоговой базы в отношении денежных средств, получаемых исходя из доходов физических лиц. Такие недостатки определяют невыполнение налогом на доходы физических лиц свое функциональное предназначение, а именно пополнять бюджет РФ и контролировать доходы различных групп граждан. Именно для этого возникает необходимость в усовершенствовании системы налогообложения в части доходов физических лиц.

Правительством активно рассматривается повышение НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%. По оценкам Минфина повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 15% принесет бюджету порядка 600 миллиардов рублей в год, а это сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование.

В целом, такое повышение можно считать несущественным, поскольку налог все равно останется одним из самых низких в мире. Да, существует определенная опасность перехода зарплат в тень, если бизнес почувствует, что это существенно ударило по его конкурентоспособности. Этот эффект будет менее значим по сравнению, например, с социальными платежами, но тем не менее все равно такой риск есть.

С точки зрения величины, российский НДФЛ все равно останется одним из самых низких подоходных налогов в мире.

При этом очень важно, чтобы у нас не появилось прогрессивной шкалы.

Риск наличия агрессивной прогрессивной шкалы состоит в том, что у налогоплательщиков, у тех, кто будет много зарабатывать, возникнет большое желание уходить «в тень».

С другой стороны, введение необлагаемого минимума зарплат гарантирует относительную социальную справедливость.

В тоже время, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков напротив, уверен, что прогрессивная шкала НДФЛ, предполагающая повышенное обложение доходов свыше 3 миллионов рублей в месяц, необходима. Однако базовая ставка налога должна остаться на уровне 13% [2, с. 409].

Минфин РФ также выступает против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Последовательным противником повышения подоходного налога и введения его прогрессивной шкалы является министр финансов РФ Антон Силуанов, который называл плоскую шкалу НДФЛ с единой ставкой в 13% столпом российской налоговой системы.

«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что начнут задумываться, как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», - говорил Силуанов в феврале 2018 года [4].

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Гафарова О. В.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ

В РФ фиксируется самый высокий темп роста поступлений от подоходного налога - 10,89% в среднем за год. Динамика НДФЛ превышает динамику общих налоговых поступлений. Правительством активно рассматривается повышение НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%. В целом, такое повышение можно считать несущественным, поскольку налог все равно останется одним из самых низких в мире.

Однако существует определенная опасность перехода зарплат «в тень», если будет нанесен удар по конкурентоспособности бизнеса.

Выводы. По нашему мнению, предлагать повышение НДФЛ надо вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране. Помимо этого, для смягчения негативных последствий налоговых изменений для малообеспеченных граждан, предлагается введение необлагаемой минимальной величины дохода. Это может сделать систему более справедливой.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,17%.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с

04.05.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru (Дата обращения:

30.04.2018).

3. Силуанов: прогрессивной шкалы НДФЛ не будет // newsland [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://newsland.com/user /4297826898/content/sNuanov-progressivnoi-shkaly-ndfl-ne-Ь^Й/6212918.

4. Ставки НДФЛ в 2018 году (таблица, изменения) // Упрощенка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/352037-stavki-ndfl

5. Статистический портал ОЭСР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oecdru.org/statistic.html

6. Ябурова Д.В. Проблемы и перспективы развития налогообложения доходов физических лиц в РФ // Современные технологии управления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sovman.ru /artide/4409/

7. Ягумова З.Н., Тлостанова К.К. Перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 406-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.