УДК 336
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЛДИНГОВ, ВЕДУЩИХ БИЗНЕС В РОССИИ
Чжен Владимир Владимирович, студент, Вискова Екатерина Олеговна, аспирант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», Москва, РФ
От правильного развития налоговой системы страны зависит её развитие в целом. В данной статье рассмотрены особенности налогообложения иностранных холдингов в России. Рассматривается практика функционирования холдингов в России. Прослеживается налогообложение и трансфертное ценообразование в холдингах.
Ключевые слова: холдинг; налогообложение; трансфертное ценообразование; консолидирование группы.
FEATURES OF TAXATION OF INTERNATIONAL HOLDINGS THAT CONDUCT BUSINESS IN RUSSIA
Chzhen Vladimir Vladimirovich, student, Viskova Ekaterina Olegovna, graduate student, Peoples' Friendship University of Russia, Moskow, Russia
The countries development depends on the correct development of the country's tax system. This article examines the taxation of foreign holdings in Russia. The practice of holding companies in Russia is considered. Taxation and transfer pricing in holdings are traced. Keywords: holding; taxation; transfer pricing; consolidation of the group.
Актуальность: На сегодняшний день холдинговые компании в мировом пространстве являются самыми активными участниками в мировой экономике. Популярность данного объединения компаний в холдинг обусловлено получением возможности эффективного перераспределения потоков корпоративных финансов внутри холдинга, тем самым оптимизируется налогообложение, что безусловно является важной частью управления финансовыми потоками. Вышесказанное подтверждает актуальность нашего исследования данной области, мы рассмотрели налогообложение «Холдинговых компаний» в России, особенности и их правовую базу.
Многие организации включают в свое наименование слова «Холдинг» или «Холдинговая компания», но это лишь слова,
которые не дают никакого правового статуса. В Российском законодательстве не закреплено в регламентационной форме объединения холдинг.
Но все-таки в Российской Федерации для преобразования государственных предприятий в акционерные общества, было создано «Временное положение о холдинговых компаниях», где появилось определение «Холдинговая компания», утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392: «О мерах по реализации промышленной политики и приватизации государственных предприятий» [1].
Холдинг - это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля
над ними.
Построение бизнеса, на холдинговые модели, предоставляет ряд преимуществ, таких как: возможность оптимизировать налогообложение, увеличить эффективность инвестиционных процессов, улучшить финансово-экономическое состояние организации, а также повысить рентабельность и прибыль, что впоследствии увеличивает налогооблагаемую базу. В целом существование холдингов благоприятно влияет на экономику государства и отвечает его интересам, но только если организации соблюдают нормы антимонопольного законодательства.
Все без исключения холдинговые компании используют трансфертное ценообразование, что в разы уменьшает внутрифирменную цену товара и налоговую нагрузку, тем самым увеличивая свою прибыль и сокращая расходы. Значительная доля прибыли уходит на оплату налогов, соответственно каждый субъект бизнеса пытается найти лазейки в налоговом законодательстве для оптимизации своих расходов. Одна из них - это трансфертное ценообразование созданое для описания процесса установки цен между взаимозависимыми компаниями. Трансфертная цена представляет собой цену реализации товаров, работ и услуг между различными структурными подразделениями одной компании или корпорации не по рыночным, а по внутрифирменным ценам. Главной особенностью трансфертного ценообразования, которым и начинают злоупотреблять субъекты бизнеса, является то, что общая прибыль одной группы лиц может перераспределяться между друг друга, даже при нахождении компании из группы в иной стране, соответственно при разной географической расположенности, прибыль может признаваться в странах с низко облагаемой налоговой юрисдикцией или даже с нулевой, как на оффшорных территориях [2].
Федеральным законом от 17.07.2011 г. № 227-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2012 г.) налоговый кодекс РФ был дополнен разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». На сегодняшний день холдинговыми компаниям становится труднее использовать трансфертное ценообразование, из-за существующих ограничений [3].
Можно сказать, что российское законодательство начинает пристально отслеживать деятельность холдинговых компаний, контролируя тем самым все сделки между взаимозависимыми лицами.
Иностранные холдинговые компании в России уплачивают все действующие налоги, которые закреплены в налоговом кодексе РФ:
• Налог на прибыль;
• Налог на добавленную стоимость;
• Налог на имущество;
• Единый социальный налог;
• Акцизы и т. д.
На российском рынке множество иностранных холдинговых компаний таких как: Metro Group, Auchan Group, Toyota Motor, Procter&Gambel, Apple и т. д.
В соответствие с налоговом законодательством РФ, взимается налог в размере 15 % от дивидендов в пользу иностранной холдинговой компании. Отсюда следует, что налог удерживается и выплачивается российской организацией, которая является плательщиком дохода. Если со страной инкорпорации существует соглашение о двойном налогообложение, то за счет данного соглашения налоговую ставку можно снизить в среднем до 5 %. Бенефициары холдинга тоже подлежат налогообложению в стране, резидентами которой они являются. В Российской Федерации налог на доход в виде дивидендов облагается в размере 9 %. Платежи роялти, при пе-
речислении за рубеж, облагаются НДС в размере 18 %, в данном случае налоговые соглашения не действуют. Сумма данного налога удерживается из суммы платежа российской организации, хотя можно использовать как налоговый вычет.
В налоговом законодательстве холдинг не признается как самостоятельный налогоплательщик, так как представляет группу юридических лиц и именно юридическое лицо является ответчиком перед законом по налоговым правоотношениям. Но на текущий момент существует институт консолидированного налогоплательщика, а точнее консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) - это (условия создания Глава 3.1. НК РФ) добровольное объединение российских организаций - плательщиков налога на
Безусловно, существуют ограничения для некоторых субъектов бизнеса, которые не могут войти в КГН. Во-первых, компания не может находиться в процессах ликвидации или реорганизации, банкротства. Во-вторых, активы не могут быть больше уставного капитала. И, в-третьих, организации, осуществляющие определенный вид деятельности.
Для вступления в КГН, организациям необходимо заключить договор на срок не менее двух лет.
прибыль организаций на основе договора
0 создании такой группы (п. 1 ст. 25.1 и п.
1 ст. 25.3 НК РФ) [2].
Это дает возможность совместной оплаты налогов группой юридических лиц. Данная форма подходит для компаний, входящих в крупный холдинг.
Преимуществами создания КГН являются:
1. Снижение суммы налога на прибыль и объём налогового контроля.
2. Суммируются прибыли и убытки от результатов операционной деятельности каждого из них - то есть формируется совместная налоговая база.
3. Сделки же, заключенные между организациями консолидированной группы, не являются предметом контроля за трансфертным ценообразованием.
Также существует возможность присоединения новой организации к уже созданной и функционирующей КГН при условии, что присоединяемая компания соответствует указанным условиям присоединения к КГН, актуальным на текущую дату.
В действующем налоговом законодательстве есть положения, имеющие непосредственное отношение к структурам холдинга. Для начала это двухсторонняя ответственность субъектов холдинга по
Таблица 1
Условия создания КГН
Одна компания непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном капитале других организаций, и доля участия в каждом таком юридическом лице составляет не менее 90 % Соблюдается в течении всего срока действия группы.
Совокупная уплаченная сумма НДС/Акцизов/Налога на прибыль/НДПИ > 10 млрд р. Показатели за календарный год, предшествующий году регистрации договора о создании КГН.
Суммарный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, а также от прочих источников доходов всех участников КГН > 100 млрд р.
Совокупная стоимость активов всех участников группы на 31 декабря > 300 млрд р.
обязательствам оплаты налогов друг друга.
Так согласно пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ у налоговых органов есть право подавать в суд требования о взыскании по налоговым задолженностям, которые числятся больше трех месяцев за дочерними обществами, с соответствующих основных компаний, когда за счет последних в банк поступает выручка за реализуемые товары, работы, услуги дочерних обществ. Аналогичное положение зеркально предусмотрено и по отношению к налоговой задолженности основных обществ, средства поступают на счета дочерних [4].
Можно сделать вывод, что холдинговым компаниям становится труднее оптимизировать свои налоговые расходы в Российской Федерации, в силу того, что российское законодательство вплотную
занялось контролем интеграционных объединений организаций. В РФ существует ряд законодательных актов, которые контролируют деятельность иностранных компаний, чтобы те, в свою очередь, не минимизировали налогооблагаемую базу. В Российской Федерации понимание холдинга, для целей налогового учета воспринимается не как единая структура, а как группа юридических лиц. Особенность налогообложения заключается в вероятности признания дочерних и материнских обществ взаимозависимыми, что может повлечь за собой проверку правильности определения цен на товары, работы или услуги, а также доначисления налога. Таким образом, на практике возможны ситуации, когда участники холдинга отвечают по налоговым обязательствам друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики и приватизации государственных предприятий» / Система Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105317/.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru.
3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации : [принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
4. Налоговое планирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pnalog.ru/ material/nalogooblogenie-holdingov.
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta RF ot 16 noyabrya 1992 g. № 1392 «O merakh po realizatsii promyshlennoy politiki i privatizatsii gosudarstvennykh predpriyatiy» / Sistema Garant. - Rezhim dostupa: http:// base.garant.ru/10105317/.
2. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy nalogovoy sluzhby [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.nalog.ru/rn77/taxation/transfer_pricing/.
3. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii : [prinyat Gos. Dumoy 16 iyulya 1998 g. : odobr. Sovetom Federatsii 17 iyulya 1998 g.]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
4. Nalogovoe planirovanie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pnalog.ru/material/ nalogooblogenie-holdingov.
Материал поступил в редакцию 11.06.2017 © Чжен В. В., Вискова Е. О., 2017
SS