Научная статья на тему 'Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля'

Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖДА / СФЕРЫ НАДЕЖДЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / HOPE / SPHERES OF HOPE / LIFE SATISFACTION / RELATION TO LIFE / LIFE EVENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мансурова И. С., Суроедова Е. А., Хачатурян Н. Н.

В статье рассматриваются проблемы надежды и отношения к жизни представителей инженерно-технических специальностей. Кратко описываются подходы к изучению надежды как социокультурного и социально-психологического феномена. Отмечается, что надежда является метаценностью человеческого бытия. Авторы подчеркивают, что свершение жизненных событий любой модальности, как позитивных, так и негативных, приводит к изменению выраженности надежды. В статье на основе эмпирических данных анализируются особенности надежды и отношение специалистов инженерно-технического профиля к различным этапам своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of hope and the relation to life at experts of a technical profile

The article discusses problems of hope and the relation to life of representatives of technical specialties. Approaches to studying of hope as sociocultural and social-psychological phenomenon are briefly described. It is noted that the hope is the metavalue of human life. Authors emphasize that the fulfillment of vital events of any modality, both positive, and negative, leads to change of expressiveness of hope. In article on the basis of empirical data features of hope and the relation of experts of a technical profile to various stages of the life are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля»

Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля

И. С. Мансурова, Е.А. Суроедова, Н.Н. Хачатурян Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы надежды и отношения к жизни представителей инженерно-технических специальностей. Кратко описываются подходы к изучению надежды как социокультурного и социально-психологического феномена. Отмечается, что надежда является метаценностью человеческого бытия. Авторы подчеркивают, что свершение жизненных событий любой модальности, как позитивных, так и негативных, приводит к изменению выраженности надежды. В статье на основе эмпирических данных анализируются особенности надежды и отношение специалистов инженерно-технического профиля к различным этапам своей жизни.

Ключевые слова: надежда, сферы надежды, удовлетворенность жизнью, отношение к жизни, жизненные события.

Актуальность исследования феномена надежды, его роли в контексте жизненного пути личности обусловлена, прежде всего, современной социально-экономической ситуацией в нашей стране. По известным причинам российское общество живет в состоянии напряжения и фрустрации, которые не могут не сказаться на психологическом благополучии личности, ее надежде и отношении к жизни.

Целью данной статьи является описание особенностей надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технических специальностей, сформулированное в результате проведенного эмпирического исследования.

На основе анализа материалов современных исследований, посвященных выявлению места надежды в жизни россиян, а также изучения работ, использующих фольклорные источники, пословицы, фразеологизмы, включающие надежду, на основе рассмотрения исследований языкового сознания, «метафор надежды», можно сделать вывод о том, что надежда является жизненной ценностью и моральным принципом русского народа [1, 2]. Представления о надежде и ее позитивных и негативных функциях в жизни человека содержатся в мифах и афоризмах различных эпох и

цивилизаций. Вместе с этим феномен сохранения надежды при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов является в европейской культуре ценностью, возводится в ранг жизненного принципа.

Таким образом, в разных источниках надежда определяется, как общечеловеческая ценность, как культурный концепт, как сложное ментально - эмоциональное образование, основными характеристиками которого являются: вероятностный характер объекта надежды, наличие позитивной эмоциональной составляющей; разная степень осведомленности субъекта о позитивных и негативных факторах развития ситуации, различная интенсивность выраженности состояния надежды [3, 4].

Значимость надежды в жизни человека и человечества определяется социокультурным, историческим и социально-психологическим контекстами, но как бы они не изменялись, надежда остается, наряду с верой и любовью, метаценностью человеческого бытия [1, 2].

О принципе «надежды» писал в своих работах Э. Фромм [5], указывая, что надежда отражает общую установку — абсолютную ценность будущего, подчеркивая, что надежда — это показатель состояния бытия, «момент жизненной структуры». Он наделял надежду функцией преобразования бытия, его изменения в направлении большей жизненности, осознанности и т. д. [5, с. 305]. Вместе с тем, Э. Фромм считал, что надежда обладает свойством парадоксальности, отмечая, что она «...и не пассивное ожидание, но и не лишенное реализма подстегивание обстоятельств, которые не могут наступить» [5, с. 302], и указывал на существование особого вида надежды — «пассивной надежды», которая является замаскированной формой безнадежности.

В.А.Лабунская [6, 7], изучая функциональную направленность надежды и обосновывая необходимость изучения надежды как многокомпонентного образования в контексте жизненного пути человека, его

отношения к жизни, отмечает, что высокая степень выраженности безнадежности в сочетании с негативным отношением к своей жизни снижает психологическую безопасность человека. Это подтверждается в работах Н.Х. Гафиатулиной. Автор прямо говорит о тесной связи комфортного ощущения человеком себя в любых социально-экономических условиях, легко адаптирующегося и положительно настроенного на будущее с его «социальным здоровьем» [8,9].

Свершение жизненных событий любой модальности, как позитивных, так и негативных, приводит к изменению выраженности надежды. Субъективная значимость события увеличивается, если оно прямо или косвенно связано с ожиданиями, стремлениями и надеждами человека [10,11,12]. Наиболее важные жизненные сферы, в которых происходят значимые события, влияющие на социально-психологические и личностные образования, в том числе на выраженность надежды, - это профессионально-деловая и межличностная сферы. В исследованиях Е.А. Суроедовой было установлено, что ценность «любовь» для молодых людей связана с межличностными отношениями, признанием и уважением со стороны партнера, а еще с надеждой на счастливое будущее[13].

Подводя итоги теоретического анализа проблемы надежды в контексте отношения к жизни, можно сделать следующие выводы: 1) выраженность, содержание и структура надежды/безнадежности личности имеют специфические характеристики на различных этапах жизненного пути, особенно в юности и взрослости; 2) изменения в характеристиках надежды/безнадежности являются критериями перехода от одного этапа жизненного пути к другому; 3) переход к новому этапу жизненного пути связан с необходимостью коррекции или существенной реконструкции содержания и степени реалистичности надежд и ожиданий личности [14]. Кроме того, необходимо отметить, что в нашем исследовании мы

рассматриваем отношение к своей жизни как сочетание оценок своей прошлой, настоящей и будущей жизни и жизненной удовлетворенности.

Эмпирическим объектом исследования выступили респонденты в возрасте 34-46 лет - 188 человек, занятые в сфере производства и имеющие инженерно-технические специальности.

Для реализации поставленной цели и решения эмпирических задач были использованы пять методик: 1) шкала безнадежности Бека (в модификации А.А.Горбаткова); 2) шкала диспозиционной надежды Снайдера (в модификфции К.Муздыбаева); 3) опросник надежды на успех и боязни неудачи А.Реана; 4) шкала аттитюдов ко времени Ньюттена (в адаптации К.Муздыбаева); 5) методика диагностики индекса жизненной удовлетворенности.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: корреляционного анализа, процедур квартилирования, t-критерия Стьюдента, а также факторного анализа по методу выделения главных компонент (вращение - варимакс). Применялась компьютерная программа статистической обработки данных SPSS 15.0.

На основе данных, полученных в результате эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Существуют значимые различия в степени позитивности оценок различных периодов своей жизни участниками исследования:

1.1.По сравнению с настоящим и будущим, прошлое респонденты воспринимают как наиболее безопасное, приятное, светлое и прекрасное.

1.2.Все опрошенные считают, что в молодости они были более успешны и активны.

1.3.Будущее время предстает в сознании респондентов как менее безопасное, бедное событиями и трудное по сравнению с прошлым и

настоящим. Но, тем не менее, респонденты надеются, что будущее будет для них успешнее, чем настоящее, осмысленнее и значительнее. Наименее исполненным надежд, по сравнению с прошлым и настоящим, участниками исследования воспринимается будущее время.

1.4.Наиболее позитивный период жизни для респондентов в эмоциональном отношении - прошлое время, период юности и молодости. Кроме того, отмечается восприятие будущего времени в ценностном отношении как более значительного и осмысленного, по сравнению с прошлым и настоящим. Наиболее полные возможности управлять обстоятельствами своей жизни имелись у респондентов в прошлом.

2. Помимо общих оценок восприятия своей жизни респондентами, нами были установлены статистически значимые различия в аттитюдах ко времени между респондентами - мужчинами и женщинами. Так, мужчины значимо чаще женщин воспринимают свою жизнь в будущем как наиболее значительную и осмысленную (1=2,68), находящуюся под их непосредственным контролем и независящую от внешних обстоятельств (1=-2,02). Кроме этого, мужчинам значимо чаще, чем женщинам свойственно воспринимать настоящее и будущее как исполненное надежд.

3. 26,9% участников исследования имеют низкий уровень жизненной удовлетворенности, т.е. они не удовлетворены своей жизнью, находятся в подавленном настроении, с возрастом все больше ощущают усталость. Они считают, что их жизнь могла бы быть счастливее, чем есть и хотели бы в ней что-либо изменить; 24,9% респондентов обнаруживают высокий уровень жизненной удовлетворенности, позитивную эмоциональную направленность, высокую степень реализованности надежд, ожиданий и отсутствие стремления что-либо менять в своей жизни. Остальные респонденты имеют средний уровень удовлетворенности своей жизнью.

4. Были установлены статистически значимые различия в выраженности жизненной удовлетворенности между мужчинами и женщинами в данной выборке с помощью применения ^критерия Стьюдента: мужчины имеют значимо более высокий уровень жизненной удовлетворенности, чем женщины. Мужчины отмечают, что сейчас они переживают лучшие годы в своей жизни. Они так же счастливы, как и в то время, когда были моложе. Они получили довольно много из того, что ожидали от жизни и уверены в том, что в будущем их ожидают интересные и приятные дела.

5. Анализируя уровень выраженности удовлетворенности своей жизнью, мы пришли к выводу о неправомерности сведения всей палитры отношений человека к своей жизни к одному интегральному конструкту, позволяющему диагностировать лишь степень выраженности жизненной удовлетворенности. В связи с этим, мы сочли необходимым выделить типы жизненной удовлетворенности. Для этого был осуществлен факторный анализ характеристик жизненной удовлетворенности, представленных в методике «Индекс жизненной удовлетворенности» по методу выделения главных компонент. Были выделены три фактора, соответствующие трем типам жизненной удовлетворенности у респондентов - представителей инженерно-технических специальностей: 1) «жизненная удовлетворенность (неудовлетворенность) - несбывшиеся надежды»; 2) «жизненная удовлетворенность - сбывшиеся надежды»; 3) «жизненная удовлетворенность - надежды на будущее».

6. Были выделены три группы (типа) респондентов - специалистов инженерно-технического профиля. Исходя из психологического содержания выделенных типов, они могут быть обозначены следующим образом: 1) «позитивно относящийся к жизни - надеющийся» тип; 2) «негативно

относящийся к жизни - безнадежный» тип; 3) «негативно относящийся к жизни - надеющийся» тип.

«Позитивно относящиеся к жизни - надеющиеся» - субъекты, позитивно оценивающие свою жизнь в целом, воспринимающие свое прошлое, настоящее и будущее как насыщенное положительными эмоциями, ценностно - значимое и осмысленное; поддающееся их непосредственному личностному контролю, управлению и преобразованию. Эти люди твердо убеждены в том, что обстоятельства их жизни целиком и полностью находятся в их руках и не зависят от внешних факторов. Этому типу респондентов присуще оптимистическое мироощущение, планирование своей жизни на отдаленную перспективу, осознанная постановка целей и нахождение различных альтернативных способов их достижения. Удовлетворенно - надеющихся респондентов отличает ощущение «переживания в настоящее время лучших годов своей жизни», чувство удовлетворения от осознания своей жизни, жизненных событий, своих «взлетов и падений», стремлений и достижений. Для субъектов этого типа характерно отсутствие желания кардинально изменить свою жизнь, уверенность в реализации планов, надежд и ожиданий в будущем.

Противоположность первому типу - «негативно относящийся к жизни - безнадежный» тип. Эти респонденты остро переживают период середины жизни и негативно оценивают свою жизнь в целом, воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее как незначительное, трудное, безнадежное и лишенное всякого смысла. Люди неудовлетворенно - безнадежного типа лишены возможности контролировать обстоятельства своей жизни, они уверены, что все происходящее в их жизни - это результат воздействия внешних факторов, а не их собственных усилий. Субъектов этого типа отличает твердая убежденность в том, что жизнь принесла им больше разочарований, чем большинству других людей, и могла бы быть счастливее,

чем есть. Иными словами, неудовлетворенно - безнадежному типу людей присуще стремление что-либо изменить в своей жизни. Кроме того, им характерна высокая степень рассогласования достигнутого и надежд молодости. Как следствие, у этих людей возникает генерализованное состояние безнадежности и пессимистического мироощущения. В глазах данного типа респондентов будущее выглядит бесперспективным, мрачным, лишенным стабильности, определенности и возможности достижения желаемого.

Помимо названных двух типов респондентов, точно так же, на основе соотношения восприятия своей жизни, компонентов надежды/безнадежности и типов жизненной удовлетворенности, был выделен еще один - третий тип людей среднего возраста, на наш взгляд, представляющий наибольший научно - исследовательский интерес: это «негативно относящийся к жизни -надеющийся» тип. Данную группу респондентов - специалистов инженерно-технического профиля отличает наличие, на первый взгляд, плохо совместимых тенденций - низкой степени жизненной удовлетворенности, негативного восприятия своей жизни и высокой выраженности компонентов надежды. Эта группа респондентов переживает острую неудовлетворенность собственной жизнью: воспринимает настоящее время как мрачное, небезопасное, скучное, бедное событиями и трудное. Оглядываясь на свою жизнь, люди неудовлетворенно - надеющегося типа сожалеют об упущенных возможностях, нереализованных надеждах и неоправданных ожиданиях. Вместе с тем, как это ни парадоксально, субъекты данного типа полны вполне определенных и осознанных надежд на будущее. Несмотря на неудовлетворенность собственной жизнью (настоящим и прошлым), этим людям, по их словам, помогает мысль, что «это не может длиться вечно». Им присуще настойчивость в достижении цели, способность находить разные пути достижения поставленных перед собой задач, а также уверенность в

том, что продуктивность их деятельности в основном зависит от собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля. Представляя себе будущее, люди неудовлетворенно - надеющегося типа видят его более счастливым, чем сейчас, исполненным надежд, приятных событий и позитивных эмоций.

Литература

1. Андрусенко В. А. Объективные основания надежды (мировоззренческий аспект) // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 3. С.58-69.

2. Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. Екатеринбург, 2000. 280с.

3. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 4. С.78-83.

4. Муздыбаев К. Феноменология надежды // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С.64-73.

5. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М. 2005.

480с.

6. Лабунская В. А. Социально-психологический подход к изучению надежды и представления о ее функциях в жизни человека // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире. Саратов, 2009. С.124-132.

7. Лабунская В. А. Надежда как условие психологической безопасности личности и общества// Социальная психология и общество. 2011. №4. С.15-26.

8. Гафиатулина Н.Х. Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности // Инженерный вестник Дона, 2015, №1 часть 2. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_93_Gafiatulina.pdf_54f1289609.pdf

9. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // Инженерный вестник Дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1824.

10. Nurmi Jari-Erik. Development of orientation to the future during early adolescence: a four-year londitudinal study and two cross-sectional comparisons //International Journal of Psychology, 24 (1989), pp.195-214.

11. Staats S. Hope: Expected positive affect in an adult sample //Journal of genetic psychology, 148(3). pp. 357-364.

12. Staats S. Quality of life and affect in older persons: hope, time frames, and training effects // Current psychology, spring/summer, 1991, vol.10. pp. 88-94.

13. Суроедова Е.А. Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач / диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2011. 180с.

14. Мансурова И.С. Выраженность компонентов надежды в связи с оценкой жизненных событий // Российский психологический журнал. Ростов-н/Д. 2008. Т.5. №3. С.33-38.

References

1. Andrusenko V.A. Ob"ektivnye osnovaniya nadezhdy (mirovozzrencheskiy aspekt). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 1999. № 3. pp.58-69.

2. Vershinin S.E. Zhizn' — eto nadezhda. Vvedenie v filosofiyu Ernsta Blokha [Life — is hope. Introduction to Ernst Bloch's philosophy]. Ekaterinburg. 2000. 280 p.

3. Muzdybaev K. Izmerenie nadezhdy. Psikhologicheskiy zhurnal. 1999. T. 20. № 4. pp.78-83.

4. Muzdybaev K. Fenomenologiya nadezhdy. Psikhologicheskiy zhurnal. 1999. T. 20. № 3. pp.64-73.

5. Fromm E. Revolyutsiya nadezhdy. Izbavlenie ot illyuziy [Revolution of hope. Disposal of illusions]. M., 2005.480 p.

6. Labunskaya V. A. Sotsial'nye predstavleniya i sa-moopredelenie molodezhi v izmenyayushchemsya mire. Saratov, 2009. pp.124-132.

7. Labunskaya V.A. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2011. №4. pp.15-26.

8. Gafiatulina N.Kh. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1 part 2 URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_93_Gafiatulina.pdf_54f1289609.pdf

9. Gafiatalina N.Kh. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1824.

10. Nurmi Jari-Erik. Development of orientation to the future during early adolescence: a four-year londitudinal study and two cross-sectional comparisons. International Journal of Psychology, 24. 1989. pp.195-214.

11. Staats S. Hope: Expected positive affect in an adult sample. Journal of genetic psychology, 148(3). pp.357-364.

12. Staats S. Quality of life and affect in older persons: hope, time frames, and training effects. Current psychology, spring/summer, 1991,vol.10. S.88-94.

13. Suroedova E.A. Rol verbainyh I neverbalnyh sredstv smusloperedachi v processe rechenia studentami professionalnuh zadach [Munus verbal et nonverbal mediante sensu-in processus absolvendis professio alumni problems]. Dissertacia na soiskanie uchenoy stepeni kand. Psichol. Nauk. Iujnyy federalnyy yniversitet. Rostov-na-Dony, 2011. 180 p.

14. Mansurova I.S. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. Rostov-n/D. 2008. T.5. №3. pp.33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.