Научная статья на тему 'Особенности начальной подготовки в спортивном горном туризме'

Особенности начальной подготовки в спортивном горном туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГЕТЕРОГЕННЫЕ ГРУППЫ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НОВИЧКОВ / НАВЫКИ САМОКОНТРОЛЯ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ГОРНОМ ТУРИЗМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расцелуева Наталья Викторовна, Мезенцев Виктор Владимирович

Данная работа направлена на улучшение основных специфических особенностей начальной подготовки в спортивном горном туризме. Исходя из гетерогенного состава групп начальной подготовки в спортивном горном туризме, возникает необходимость по разделу физической и специальной подготовки переформировывать двигательные навыки, обучая участников самоконтролю. Новая методика по разделу психологической подготовки позволяет в течение одного года кардинально менять привычки и стиль поведения, что дает участникам возможность согласованно работать в быстро меняющихся экстремальных условиях природной горной среды, тем самым повышая уровень безопасности при прохождении маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расцелуева Наталья Викторовна, Мезенцев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the initial preparation in sports mountaineering

This study is directed at improvement of the main specific features of the initial preparation in sports mountaineering. Proceeding from the heterogeneous structure of the groups of the initial preparation in sports mountaineering, there is a need according to the section of the physical and special preparation to reform the motor skills, training the participants to self-checking. The new technique according to the section of psychological preparation allows changing cardinally within one year the habits and style of behavior that gives the chance for the participants to work in coordination in the quickly changing extreme conditions of the natural mountain environment, thereby raising the safety level when passing the route.

Текст научной работы на тему «Особенности начальной подготовки в спортивном горном туризме»

пецкой области проблему разработки путей выхода из создавшейся ситуации.

По нашему мнению, в настоящее время необходимо разработать и утвердить на региональном и муниципальном уровнях целевую многолетнюю программу по развитию футбола в г. Ельце, основными компонентами которой могут стать следующие:

- повышение численности занимающихся;

- создание условий для ранней спортивной специализации детей, их отбора и дальнейшего обучения;

- развитие различных видов футбола (мини-футбола и пр.) и контингента занимающихся (женский, ветеранский футбол).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной публикации проведен анализ этапов более чем вековой истории культивирования футбола в г. Ельце. Было отмечено, что в настоящее время произошел спад как количественных, так и качественных характеристик Елецкого футбола. В этой связи нами были показаны возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2014.

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ГОРНОМ

ТУРИЗМЕ

Наталья Викторовна Расцелуева, старший преподаватель,

Виктор Владимирович Мезенцев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

Данная работа направлена на улучшение основных специфических особенностей начальной подготовки в спортивном горном туризме. Исходя из гетерогенного состава групп начальной подготовки в спортивном горном туризме, возникает необходимость по разделу физической и специальной подготовки переформировывать двигательные навыки, обучая участников самоконтролю. Новая методика по разделу психологической подготовки позволяет в течение одного года кардинально менять привычки и стиль поведения, что дает участникам возможность согласованно работать в быстро меняющихся экстремальных условиях природной горной среды, тем самым повышая уровень безопасности при прохождении маршрута.

Ключевые слова: физическая и психологическая подготовка, гетерогенные группы, психокоррекция новичков, навыки самоконтроля, этап начальной подготовки в спортивном горном туризме.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p146-150

FEATURES OF THE INITIAL PREPARATION IN SPORTS MOUNTAINEERING

Natalya Viktorovna Rastseluyeva, the senior teacher, Victor Vladimirovich Mezentsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Far East state academy of physical education, Khabarovsk

Annotation

This study is directed at improvement of the main specific features of the initial preparation in sports mountaineering. Proceeding from the heterogeneous structure of the groups of the initial preparation in sports mountaineering, there is a need according to the section of the physical and special preparation to reform the motor skills, training the participants to self-checking. The new technique according to the section of psychological preparation allows changing cardinally within one year the habits and style of behav-

ior that gives the chance for the participants to work in coordination in the quickly changing extreme conditions of the natural mountain environment, thereby raising the safety level when passing the route.

Keywords: physical and psychological preparation, heterogeneous groups, psychocorrection of beginners, skills of self-checking, stage of initial preparation in sports mountaineering.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особенно актуальной проблемой является разработка и апробирование эффективных и доступных для начинающих спортсменов средств подготовки в различных видах спортивной деятельности. Каждый тренер, не зависимо от вида спортивной деятельности, на практике знает, что изначально научить качественному выполнению двигательного навыка гораздо проще, чем в дальнейшем ломать освоенные ранее стереотипы и выработанные умения. В спортивном горном туризме этап начальной подготовки имеет особое значение для всей последующей деятельности спортсмена-туриста.

На этапе начальной подготовки в спортивном горном туризме существуют три основных аспекта, кардинально отличающих этот отрезок спортивной деятельности от аналогичных видов подготовки в других видах спорта.

Первым специфическим аспектом начального обучения в спортивном горном туризме является то, что контингент участников, в основном, варьирует от 12 до 23 лет, составляя основной состав групп начальной подготовки. В альпинизме и спелеотуризме требования к участникам спортивных мероприятий жесткие. К занятиям этими видами спорта допускаются с письменной доверенностью от родителей или опекунов дети с 14 лет, а к самостоятельным выходам на маршрут - только после исполнения 18 лет.

Младший школьный возраст весьма благоприятен для разучивания новых движений. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. Поэтому в спортивном горном туризме на этапе начальной подготовки зачастую необходимо эти навыки переформировывать, чтобы добиться хороших показателей в спортивной практике, а главное, чтобы обеспечить безопасность прохождения горного маршрута в экстремальной природной среде.

Второй особенностью начального обучения в спортивном горном туризме является повышенные требования к общефизической и специальной подготовке, которая дает возможность в экстремальных условиях горной среды справиться с физическими нагрузками маршрута. Требуется необходимость обучения спортсменов навыкам не просто физической подготовки, а самоподготовки и самоконтроля для правильной оценки своих возможностей. Обучение навыкам самоконтроля и ликвидации некоторых отставаний от требований этого уровня категорий сложности горного маршрута повышает безопасность прохождения. Правильная самооценка своих физических качеств дает «запас прочности» для безаварийного прохождения маршрута всей группой.

Беря во внимание эти особенности, мы сочли необходимым именно на этапе начальной подготовки в горном спортивном туризме пересмотреть методики общей и специальной физической подготовки. Учитывая общую тенденцию к корректировке двигательных навыков и обучению приемам самоконтроля, как наиболее важным критериям безопасного прохождения горного маршрута, эти разделы подготовки были полностью переработаны нами.

Третьим по значимости специфическим аспектом начального обучения в спортивном горном туризме является психологическая подготовка. В спортивном горном туризме на этапе начальной подготовки, с одной стороны, необходимо уделить особое внимание психокоррекции новичков, поскольку мы имеем дело с уже сформированными качествами личности, а с другой - способствовать развитию и формированию психологических качеств личности, востребованных в этом виде спортивной деятельности. Следует напомнить, что основной состав групп начальной подготовки - это молодые люди в возрасте от 12 до 23 лет, с уже сформировавшимися чертами характера и определёнными

навыками социального общения. Складываются специфические условия гетерогенных групп - различных по возрастному, половому, психологическому, интеллектуальному и физиологическому признаку.

К этим аспектам добавляются проблемы современного социума, такие, как отклоняющееся поведение, с повышенной напряженностью, вызванной экологическими, техногенными, социальными, информационными, моральными, экономическими и др. причинами. Именно это предъявляет к разделу психологической начальной подготовки в спортивном горном туризме особые требования [1, 2]. Вне походов и маршрутов, в повседневных условиях жизни создается комплекс «искусственных задач», для выполнения осваиваемых социальных действий и моделей поведения, обеспечивающих их воспроизведение с возможной реализацией потребностей индивида. Эта концепция воспитания дает положительный эффект. Но проблемность этого метода воспитания заключается в том, что от качества исполнения «искусственно созданной педагогической» ситуации зависит эффект, направленность и сила воздействия на индивида, доминируя его активность. И здесь на первый план выступают качества педагога, от которых зависит конечный результат педагогического воздействия [3, 4]. В противовес этим аспектам воспитания спортивный туризм дает возможность без создания «искусственных проблемных» ситуаций путем воздействия на психические установки и социальный опыт индивида, через систему естественных внешних экстремальных условий природной среды и гетерогенного состава группы, адаптироваться индивиду и доминировать свою положительную активность.

Наша методика, по разделу психологической подготовки, позволяет спортсмену начального уровня подготовки в спортивном горном туризме в течение одного года кардинально менять свои привычки и стиль поведения. Это дает ему возможность работать в быстро меняющихся экстремальных условиях природной горной среды, согласуя свои действия со всеми участниками группы, команды, связки, тем самым повышая уровень безопасности при прохождении маршрута.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С 2005 года по 2012 год, учитывая все выше перечисленные особенности начальной спортивной горной подготовки, мы приступили к исследованиям. Большой практический опыт позволил учесть в разработанной нами методике все аспекты, повышающие степень безопасности спортивных туристских мероприятий.

Эффективность учебно-тренировочного процесса начальной подготовки в спортивном горном туризме и уровень безопасности на тренировках и при прохождении маршрута может быть обеспечен за счет:

- психологическая подготовка - увеличение и перераспределение часов по данному разделу с отработанными методами и приемами работы в экстремальных условиях горной среды и гетерогенного состава группы;

- физическая подготовка - разработана методика переучивания двигательным навыкам и обучение приемам самоконтроля с учетом экстремальных условий горной среды и гетерогенного состава группы.

В 2009 году были сформированы две группы испытуемых юношей 14-16 лет по 20 человек. Эксперимент длился в течение трех лет с 2009 по 2012 год в городе Хабаровске. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, включающей разработанные нами разделы общей и специальной физической и психологической подготовки. Критерием оценки безопасности работы группы в экстремальных условиях природной горной среды является уровень травматизма определенной степени тяжести. Высокий уровень травматизма на начальных этапах спортивной деятельности, объясняется отсутствием знаний, умений и навыков работы в полевых условиях спортсменов новичков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К завершению эксперимента этот показатель в экспериментальной группе снижен на 17,5% по очень легкому травматизму, в то время как в контрольной группе только на 7% относительно исходного уровня подготовленности; по легкому травматизму показатели в экспериментальной группе снижены на 11,2%, в то время как в контрольной группе - на 4,8% относительно исходного уровня подготовленности. Суммарно у экспериментальной группы травматизм снизился по сравнению с контрольной группой в 3,3 раза.

Показатели общей физической и специальной подготовленности в экспериментальной группе юношей по сравнению с контрольной группой в ходе проведения эксперимента достоверно увеличились в таких упражнениях, как подтягивание на перекладине на 61,8%, приседание на одной ноге на 43,8%, клопинг-контест на 39,3%, бег на 3000 м на 8,4% и бег на 1000 м на 27,7%.

Психологическая подготовленность - результаты тестирования участников контрольной и экспериментальной групп по Кеттелу (в стенах) к завершению эксперимента положительно изменились в обеих группах, но результаты контрольной группы ниже, чем экспериментальной по наиболее востребованным в спортивном горном туризме психологическим качествам. Разница этих показателей составила: осторожность (2,4), ответственность (2,6), хорошие взаимодействия в коллективе, забота о других (2,1), дисциплинированность, контроль над эмоциями и исполнительность (2,1). Незначительные изменения зафиксированы по разделам: ограниченное мышление - сообразительность (0,2); податливость - жесткость (0,2); гибкость - прямолинейность (0,2), показатели, которых при занятиях спортивным горным туризмом желательно иметь среднее количество стэнов. Результаты контрольной группы ниже, чем экспериментальной по психологическим качествам, востребованным в спортивном горном туризме: общительность (1) и эмоциональная устойчивость (3).

ВЫВОДЫ

Таким образом, предложенная методика начальной подготовки в спортивном горном туризме обеспечивает оптимизацию учебно-тренировочного процесса и способствует повышению подготовленности спортсменов, тем самым снижая уровень травматизма при прохождении ими горных маршрутов.

Результативность участников эксперимента нашла подтверждение на краевых чемпионатах по горному туризму (среди новичков): в течение трех лет проведения эксперимента команда стабильно занимала 1-е и 2-е места. Все это еще раз подтверждает эффективность, разработанной нами методики начальной туристской подготовки в спортивном горном туризме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байковский, Ю.В. Влияние индивидуально-психологических факторов на интерперсональные отношения в группах, действующих в экстремальных условиях (на примере альпинизма) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Байковский Юрий Викторович ; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии - М., 1989. - 19 с.

2. Линчевский, Э.Э. Типология и психология туризма : учебное пособие / Э.Э. Линчевский, Ю.Н. Федотов. - М. : Советский спорт, 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-9718-0204-4.

3. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебник / И.П. Подласый. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 350 с. - (Для средних специальных учебных заведений). - ISBN 5-691-00933-8.

4. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : учебное пособие / В.Г. Степанов. -М. : Академический проект : Трикста, 2004 - 560 с. - ISBN 5-8291-0425-3, 5-902358-19-1.

REFERENCES

1. Baykovsky, Yu.V. (1989), Influence of individual and psychological factors on the interpersonal relations in the groups operating in extreme conditions (on the example of mountaineering), dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Linchevsky, E.E. (2008), Typology and tourism psychology, publishing house "Soviet sports", Moscow, Russian Federation.

3. Podlasy, I. P. (2006), Course of lectures on correctional pedagogics, publishing house "Vla-dos", Moscow, Russian Federation.

4. Stepanov, V.G. (2004), Psychology of difficult school students, publishing house "Academic Project", Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: viktor.mezencev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2014.

УДК 796.352.081: 304.442

ВЛИЯНИЕ РАСТВОРА С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, докторант, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ); Анна Витальевна Черных, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Светлана Владимировна Седоченко, заведующая научно-исследовательской лабораторией, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики работоспособности стрелков-пулевиков в рамках подготовительного периода годичного цикла в связи с рекомендациями по использованию раствора с отрицательным окислительно-восстановительным потенциалом (ОВП), способствующим оптимизации процессов восстановления спортсменов на психологическом и физическом уровнях.

Ключевые слова: стрелковый спорт, работоспособность, восстановление, католит. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p150-154

SOLUTION INFLUENCE WITH A MINUS OXIDATION-REDUCTION POTENTIAL

ON DYNAMICS OF WORKING CAPACITY IN SHOOTING SPORTS Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Genna-dy Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Teacher Training University, Teacher training institute of physical culture and sport; Anna Vitalyev-na Chernykh, candidate of medical sciences, senior teacher, Svetlana Vladimirovna Sedochenko, manager of research laboratory, Voronezh State Institute of Physical culture

Annotation

Results of an assessment of parameters of process of recovery of shooters have been presented in the article within a preparatory stage of a year cycle. It has been shown that use of solution with negative OVP promotes optimization of the processes of the athlete's recovery.

Keywords: shooting sports, working capacity, restoration, catholyte.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-тренировочная работа и соревновательная деятельность в пулевой стрельбе характеризуются большими физическими и психическими нагрузками, а вместе с тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.