Научная статья на тему 'Особенности «Музейного предмета» в вузовском пространстве'

Особенности «Музейного предмета» в вузовском пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПОСЕТИТЕЛЬ ВУЗОВСКОГО МУЗЕЯ / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / СВОЙСТВА МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА / UNIVERSITY MUSEUM / MUSEUM OBJECT / A VISITOR OF THE UNIVERSITY MUSEUM / UNIVERSITY ENVIRONMENT / MUSEUM ENVIRONMENT / MUSEUM PROPERTIES OF THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мариничева Марина Евгеньевна

Статья посвящена обоснованию особенностей музейного предмета в условиях вузовской среды. Систематизированы имеющиеся сведения о свойствах, функциях музейного предмета и становлении данного понятия как самостоятельного в музеологии и музееведении. На основании произведенной систематизации определена и проанализирована специфика предмета в вузовском музее. Выявлены коммуникативные аспекты взаимодействия музейного предмета с посетителями, экспозионерами, городской средой. Верифицированы пространственно-временные особенности бытования музейного предмета в вузовской музейной среде. В результате произведенного исследования обоснована первостепенная роль и значимость предмета-экспоната в локальной среде вузовского музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of «a Museum Subject» in Higher School Space

In the article an attempt on the basis of the available theoretical information is made, to present conclusions about features of a museum subject in conditions of higher school environment. The part of the article is devoted to the synthesis of information on properties, functions of the museum subject and formation of this concept as independent in museology and museography. Considering this material, the author tries to draw conclusions to specificity of the subject in the higher school museum. Its communicative aspects of interaction with visitors, expositioners, urban environment come to light. Existential features of the existing museum subject in the higher school museum environment are traced. In general, the article leads to the conclusion about a paramount role and the importance of a subject-exhibit not only in the all-museum environment, but also in the local environment of the higher school museum.

Текст научной работы на тему «Особенности «Музейного предмета» в вузовском пространстве»

УДК 008

М. Е. Мариничева

Особенности «музейного предмета» в вузовском пространстве

Статья посвящена обоснованию особенностей музейного предмета в условиях вузовской среды. Систематизированы имеющиеся сведения о свойствах, функциях музейного предмета и становлении данного понятия как самостоятельного в музеологии и музееведении. На основании произведенной систематизации определена и проанализирована специфика предмета в вузовском музее. Выявлены коммуникативные аспекты взаимодействия музейного предмета с посетителями, экспозионерами, городской средой. Верифицированы пространственно--временные особенности бытования музейного предмета в вузовской музейной среде. В результате произведенного исследования обоснована первостепенная роль и значимость предмета-экспоната в локальной среде вузовского музея.

Ключевые слова: вузовский музей, музейный предмет, посетитель вузовского музея, вузовская среда, музейная среда, свойства музейного предмета.

M. E. Marinicheva

Features of «a Museum Subject» in Higher School Space

In the article an attempt on the basis of the available theoretical information is made, to present conclusions about features of a museum subject in conditions of higher school environment. The part of the article is devoted to the synthesis of information on properties, functions of the museum subject and formation of this concept as independent in museology and museography. Considering this material, the author tries to draw conclusions to specificity of the subject in the higher school museum. Its communicative aspects of interaction with visitors, expositioners, urban environment come to light. Existential features of the existing museum subject in the higher school museum environment are traced. In general, the article leads to the conclusion about a paramount role and the importance of a subject-exhibit not only in the all-museum environment, but also in the local environment of the higher school museum.

Keywords: University Museum, museum object, a visitor of the University Museum, University environment, museum environment, museum properties of the subject.

Музей как знаковое явление культуры несет в себе многие составляющие. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальный пространственно-временной слой, «погружает» посетителя в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и почувствовать свое место в культурном потоке [5, с. 56].

Самостоятельной дефиницей и уникальным феноменом в музейной среде является предмет. Музейный предмет - одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включенных в состав музейного собрания.

Музейный предмет (предмет музейного значения, извлеченный из реальной действительности и включенный в музейное собрание) должен обладать способностью длительно сохраняться. В этом случает он является носителем социальной или естественно-научной информации: аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью - частью национального достояния [4, 5].

Назначение и свойства музейных предметов сформулированы и довольно многообразны: информативное, аттрактивное, репрезентативное, функциональное, культурологическое, эстетическое, искусствоведческое, сакральное, духовное и т. д. Эти свойства позволяет выявить атрибуция музейного предмета, то есть научное описание его качеств, авторства, периодизации и других составляющих.

В данной статье хотелось бы рассмотреть еще один информационный пласт темы «Вузовский музей». А именно музейный предмет и особен-

© Мариничева М. Е., 2016

ности его «существования» в вузовской музейной среде. Музейный предмет является основой любой музейной коллекции, в том числе и в музее высшего учебного заведения. Однако зачастую часть его характеристик в вузовском музее нарушается. Так, например, определение музейного предмета как объекта, изъятого из первоначальной среды в связи с его аутентичностью и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях, в условиях вузовской среды можно взять под сомнение. Предмет-экспонат в вузовском музее не перестает быть частью окружающей среды, а лишь помещается в музейное пространство учебного заведения, чтобы принять на себя воспитательную, познавательную, а зачастую и исследовательскую функции. Однако следует отметить, что не только принадлежность особому, вузовскому музею объединяет предметы, там собранные. В самом словосочетании «музейный предмет» кроется понимание его сути. Музейный предмет - подлинник и первоисточник познания, это предмет, обладающий «совокупностью музейной ценности», элемент исторического процесса и т. д. [2, с. 13].

В музееведении признание получила позиция музееведа З. Странского, который раскрывает содержание понятия «музейный предмет» и трактует его как свидетельство объективной реальности, обладающее документальной, культурной и информационной ценностью. Этот взгляд развивает В. Энненбах, который, различая отдельные аспекты в понимании музейного предмета, подчеркивает его гносеологическое значение, поскольку музейный предмет является, прежде всего, свидетельством явлений и процессов в природе и в обществе, а также отмечает, что музейный предмет обладает подлинностью. В сфере бытования ценность предмета, как правило, прямо пропорциональна его функциональной значимости, способности выполнять определенное назначение.

Музейный предмет вузовской среды, в свою очередь, выступает как средство получения наглядной информации, анализа опыта предшественников, а также, несомненно, как способ воспитания, профессионального в том числе.

Особенностью можно назвать и тот факт, что воспитание это происходит через предметы, чаще всего не имеющие масштабной исторической 342

или художественной ценности, но носящие ценности общечеловеческие и профессиональные. Вузовская музейная среда направлена на познание идей, скрытых за внешней простотой, на работу с версиями, гипотезами, теориями, которые и дают результат от посещения музея. В данном случае даже логарифмическая линейка в вузовской музейной среде обладает обширнейшим информационным полем для познания, выводов и воспитания.

Рассмотрение аксиологии музейного предмета, на наш взгляд, невозможно без корреляции с понятием «культурные ценности», которым принято обозначать предметы материального и духовного мира, имеющие, в представлении общества, культурную значимость. Совокупность культурных ценностей того или иного народа, общества, государства составляет их культурное наследие. Под культурными ценностями подразумеваются «не только отдельные объекты (памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, фольклора), которые могут быть отмечены в списках, каталогах, но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства и образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных лиц» [1, с. 311].

Музейный дискурс как социально обусловленная организация системы передачи информации («рассказ» или «нарратив») может быть использован и в музееведческом «языке» вузовской среды, где экспозиционер выдает музейный «рассказ» часто при помощи одних только визуальных средств (за неимением подлинников). Время и пространство экспозиции дает возможность прочтения этого «рассказа», а музей, в свою очередь, может интерпретироваться через анализ музейного нарратива [3, с. 44]. Виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации, проекции и инсталляции - это современные средства визуализации, которые способны помочь обойти проблему скудности фондов вузовского музея.

Отметим и еще одну важную особенность восприятия музейного предмета и ценностей в музее учебного заведения. Посетитель здесь не просто получает разнообразную информацию, знакомится с идеями и ценностями местной культуры, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии и являются

М. Е. Мариничева

свидетельствами, убедительными доказательствами не мировой культуры и истории, а локальной, близкой к нему (посетителю). Благодаря, а иногда и вопреки, узконаправленности вузовского музея, музейные предметы здесь выступают в некотором роде трансляторами - через местную историю и культуру отсылают к общенациональным и мировым ценностям.

Таким образом, музейный предмет в вузовской среде, представляя собой часть реальности, несет «в себе» и «на себе» информацию о развитии этой среды. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов, событий, и явлений, которые происходили «когда-то» и «где-то». Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям вузовской и локальной истории или напоминая о людях, музейные предметы как объекты культурного наследия воздействуют одновременно на эмоциональную и интеллектуальную сферы личности. Созданные на их основе экспозиции представляют собой особые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, достоверная ценностно-ориентированная информация [1, с. 312].

Именно понятие музейный предмет связывает категории «музей», «миссия музея», «социальные функции музея», «музейные коллекции», «основные направления музейной деятельности» и др. [4, с. 5].

Концепция вузовского музея является результатом научной работы авторского коллектива из ведущих ученых и деятелей учебного заведения по заявленной теме и исследования источнико-вой базы, то есть материалов, хранящихся в фондах вуза, а при необходимости и в других хранилищах. Эта работа всегда включает глубокие историко-культурные исследования, изучение состава вузовского архива, из чего следует задание на создание плана комплектования и научной разработки пространственной структуры музея. Важно также определить будущего посетителя -адресата экспозиции, сформулировать основные принципы и методы ее построения. В случае вузовского музея адресатами становятся не только студенты, преподаватели и сотрудники вуза, но и представители социально-культурной городской среды, ввиду чего такой музей должен быть по-

нятен и открыт внешней культурной коммуникации. А значит и музейные предметы в нем принимают на себя коммуникативную функцию.

В свою очередь, пространственные структуры музея высшей школы, созданные вокруг музейного предмета, также представляют интерес. Музей учебного заведения в данном контексте является уникальным местом, где посетитель получает возможность освоения историко-культурного опыта и системы норм и ценностей прошлого, не ею созданных. Музей есть место соединения бытового и бытийного. Утилитарные вещи, войдя в экспозицию, становятся предметами музейного образца и далее возвеличиваются до символов важных событий и фактов. Выявление различных смыслов музейных предметов позволяет включиться в особую деятельность, где пространство музея выступает как некий гипертекст, прочтение которого невозможно без игры воображения и домысливания. Сама музейная среда и экспозиция строятся с учетом законов этой деятельности, моделирующей ушедшую действительность и погружающей в нее посетителя.

Роль музея в обществе изменилась, вузовский музей также эволюционировал в своем развитии от хранилища собранных учеными ценностей до культурного института, который использует свои сокровища не только в исследовательских целях, но и в научно-образовательном пространстве, стимулирующего интерес к историко-культурному и природному наследию всех категорий населения. Максимальное раскрытие и реализация семантики музейных предметов позволяет реконструировать утраченные элементы традиционной культуры, выявить их генезис и эволюцию на определенном этапе исторического развития. Полноценные сведения о музейных фондах, редких и ценных музейных предметах, хранящихся в вузовской среде, к сожалению, в основной своей массе еще не включены в списки музейных предметов регионального или общегосударственного значения. Этот материал может быть использован при формировании социокультурной среды региона, так как в настоящее время позитивным явлением в российской культуре становится не только формирование музейных коллекций, но и качественно новая интерпретация музейного наследия в прикладных исследованиях.

Библиографический список

1. Дьячков, А. Н. Культурное наследие. Культурные ценности [Текст] / А. Н. Дьячков // Российская музейная энциклопедия. - Т. 1. - М., 2001. - С. 311312.

2. Каулен, М. Е. Музей и наследие [Текст] / М. Е. Каулен // Музей. - 2009. - № 5. - С. 10-19.

3. Лещенко, А. Е. Проблемы становления музееведческой терминологии на международном уровне [Текст] / А. Е. Лещенко // Музей. - 2009. - № 5. -С. 42-46.

4. Сундиева, А. О базовых понятиях музейной науки [Текст] / А. О. Сундиева // Музей. - 2009. -№ 5. - С. 4-5.

5. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности [Текст] : учебное пособие / С. Л. Троянская. - Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2007. - С. 56.

Bibliograficheskij spisok

1. D'jachkov, A. N. Kul'turnoe nasledie. Kul'turnye cennosti [Tekst] / A. N. D'jachkov // Rossijskaja muzejnaja jenciklopedija. - T. 1. - M., 2001. -S. 311-312.

2. Kaulen, M. E. Muzej i nasledie [Tekst] / M. E. Kaulen // Muzej. - 2009. - № 5. - S. 10-19.

3. Leshhenko, A. E. Problemy stanovlenija mu-zeevedcheskoj terminologii na mezhdunarodnom urovne [Tekst] / A. E. Leshhenko // Muzej. - 2009. - № 5. -S. 42-46.

4. Sundieva, A. O bazovyh ponjatijah muzejnoj nauki [Tekst] / A. O. Sundieva // Muzej. - 2009. - № 5. -S. 4-5.

5. Trojanskaja, S. L. Muzejnaja pedagogika i ee obra-zovatel'nye vozmozhnosti v razvitii obshhekul'turnoj kompetentnosti [Tekst] : uchebnoe posobie / S. L. Trojanskaja. - Izhevsk : Associacija «Nauchnaja kniga», 2007. - S. 56.

344

М. Е. Мариничева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.