Научная статья на тему 'Особенности мультикультуризма в Азербайджане'

Особенности мультикультуризма в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мультикультуризма в Азербайджане»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 1. С. 66-71.

СОЦИОЛОГИЯ

Ф.И. Бабаев

ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Редколлегия журнала «Вестник Института истории, археологии и этнографии» публикует статью сотрудника Национальной академии наук Азербайджана Ф.И. Бабаева «Особенности мультикультуризма в Азербайджане». Автор, рассмотрев не -достатки и несовершенство мульткультуризма в странах Европы и Америки, указывает на особенности азербайджанского мультикультуризма, названнго им «азер-байджанством». Оно, по словам автора, лишено недостатков, характерных для европейских стран, удивляет мир своей толерантностью, составляет органическое единство различных народов, культур, конфессий и в основе этого «азербайджанст-ва» лежат традиции милосердия, гуманизма, передаваемые из поколения в поколе -ние, в силу чего азербайджанцы не принимали усилий по ассимиляции других народов. Это расходится с обсуждавшимися в печати проблемами малочисленных народов, проживающих на территории Азербайджана по вопросам образования, унификации окончаний фамилий по азербайджанскому образцу и т.д.

В целом, эта тема актуальна для всех кавказских народов и государств, заинтересованных в создании комфортных условий для совместного проживания различных народов. Поэтому мы призываем специалистов принять участие в полемике по этому важному для жизни народов Кавказа вопросу.

В докладе Программы развития ООН (ПКБР) 2004 г. говорится: «В XX веке было доказано, что ликвидация или попросту притеснение культурных групп сталкиваются с их напряженным сопротивлением. Признание же духовной свободы, напротив, становится причиной разрядки постоянного напряжения» (Доклад, 2004).

Со второй половины ХХ в. культурная ассимиляция, широко применяемая до той поры, постепенно начала более негативно восприниматься сначала элитарными кругами, а после и общественным мнением многих стран.

И поэтому большинство развитых стран, и часть развивающихся стран в мире отказались от концепции культурной ассимиляции. Можно сказать, что лишь Франция проводит уникальную этническую политику «культурного централизма», отличную от политики культурной автономии и культурного разнообразия, осуществляемой странами Европейского Союза и США.

Существование этнических объединений в этой стране не признается: есть только граждане и с этой точки зрения все они французы. И поэтому Франция является в Европейском Союзе единственной страной, не подписавшей рамочную конвенцию «О защите национальных меньшинств» Совета Европы и другие документы, связанные с этой проблемой. Однако и эта ситуация не уберегает страну ни от корсиканских сепаратистов, во многих случаях прибегающих к террористическому способу борьбы, ни от образования иммигрантами закрытых этнических, религиозных и расовых анклавов, ни от появления таких поддерживаемых многими миллионами избирателей шовинистов, как Ж.-М.Ле Пен (Паин Э., 2006).

В большинстве демократических государств вместо доктрины культурной ассимиляции появилась поощряющая культурное разнообразие и получившая название мульти-культурализма идея и практика.

Термин «мультикультурализм» появился в 60-х гг. ХХ в. в Канаде с целью выражения ситуации с этническим, культурным, расовым, религиозным разнообразием населения страны.

Первой страной, объявившей в 1971 г. мультикультурализм в качестве официальной доктрины, также была Канада. Это событие явилось своего рода актом протеста против безрезультатности политики ассимиляции государственных институтов, направленной на гомогенизацию населения культурной многонациональной страны.

В 1973 г. этот шаг Канады повторила Австралия, а в 1975 г. - Швеция. Эта концепция широко представлена и в политической практике США, поощряющих мультикуль-турные структуры. Наряду с этим, доктрина «политической корректности» США гласит, что «эта страна выступает сторонницей подхода с большой терпимостью к человеческому разнообразию» (Ле Кодиак Р., 2002).

В той или иной степени мультикультурализм используется в политической практике Великобритании и других стран Запада.

Модель мультикультурализма подразумевает легитимизацию различных форм культуры, что было лаконично выражено посредством формулы «интеграция без ассимиляции». Она заключается в наличии в пределах одной страны различных этнокультурных конфессиональных и других структур, обладающих открытым представительством, своими особенностями, диктуемыми посредством специфической культуры, образом жизни. Задача же общественных институтов заключается в облегчении в достаточной степени всего этого и создании для этого благоприятных материальных и правовых условий. Однако, наряду с этим, мультикультурализм является методом контроля и упорядочения мультикультурной мозаики посредством социальных механизмов (Мамонова В.А., 2007).

Мультикультурное общество - это общество без «правящей культуры». Это общество, предоставляющее индивидуумам возможность определения «своего» образца культуры. Культурное разнообразие - это не только этническое разнообразие, это разнообразие образа жизни, культурной ориентации и культурных тенденций.

Мировоззрение мультикультурализма усилилось в последней трети ХХ в. на волне этнических потоков. Основным условием возникновения парадигмы мультикультурализ-ма является попытка соответствия ужесточению в обществе культурных различий.

Потребность же в мультикультурализме связана с тем, что он предлагает совместное существование различных этносов в рамках единого государства. Концепция мульти-культурализма рассматривает интеграцию этнических меньшинств не как единый процесс, а как сохранение культурного разнообразия в общей атмосфере взаимной терпимости. В то же время, она признает две сферы культуры: первое, это общая политическая, сконцентрированная вокруг идеи равноправия, второе, различные культуры в частной, коммунальной, общественной сферах, обладающих общим языком и религией, традициями и родственными связями.

Одним из важных факторов зарождения мультикультурализма является современная социокультурная реальность, и в ее рамках, в первую очередь, отчетливо чувствуется явление глобализации.

Исследователи полагают, что в конце ХХ в. период промышленной цивилизации для человечества завершился. И оно вступило в постпромышленный период развития. Усиливаются взаимосвязи и взаимозависимость различных стран и регионов мира. Человечество идет к объединению - созданию единой системы цивилизации. В такой ситуации исключительное значение имеет вопрос поиска путей возможной адаптации друг к другу различных национальных социумов и целостных цивилизаций. И в этой ситуации большое значение для взаимной деятельности имеет в качестве теории и практики мульти-культурализм: культурное различие народов не может отрицаться, напротив, оно должно старательно и внимательно изучаться.

Глобализация является процессом, в значительной степени определяющим историческое развитие нашего периода. Глобализация проверяет жизнеспособность всех типов социальных систем, имеющихся сегодня. С этой точки зрения она создает угрозу для этносов и наций. Однако в то же время глобализация предоставила человеческим обществам новые пространственные и временные возможности по организации своей жизни,

открыла для миллионов людей новую степень свободы. И поэтому глобализация не вытесняет полностью этничность, или не заменяет ее, а попросту помогает ее актуализации и политизации.

В связи с глобализацией и высокой скоростью общемировой миграции мультикультурализм представляет особое значение. Потому что политика мультикультурализма возникла благодаря попыткам современных западных государств найти политические средства в ответ на демократические и культурные вызовы глобализации, а также на рост этноцентризма и национализма.

Пик интереса к мультикультурализму приходится на 1980-1990 ггг. Однако в настоящий период, после применения мультикультурализма в ряде стран в качестве официальной политики, становится ясно, что он не может быть лекарством от всех бед. Потому что и он обладает определенными недостатками.

Критики мультикультурализма полагают, что эта стратегия может быть успешной лишь до тех пор, пока связана с вопросами, касающимися поверхностных пластов жизни. А когда дело касается более важных сфер - рабочих мест, заработной платы, социальных выплат и пенсий, прав и традиций, религиозных верований и деяний, то от мультикуль-турализма отказываются. Критики считают, что именно отсюда уже начинается нетерпимость.

В настоящее время по поводу роли и перспектив мультикультурализма имеются полностью полярные точки зрения. Согласно некоторым из них, мультикультурализм -необходимый фундамент для свободного существования различных культур. Иные полагают, что чрезмерное пристрастие к идеям мультикультурализма может привести к потере свободы культуры. Третьи считают, что мультикультурализм приводит не к интеграции общества, а к усилению сегрегации, а другие считают мультикультурализм «модер-низизированным расизмом» (http://www.dissercat.com/content/multikulturalizm-i-ego-

modeli-v-sovremennom-mire).

Мультикультурализм основывается, в основном на следующих возможностях: 1) сходство этнической и культурной идентичности; 2) присоединение социальных различий к этнокультуре; 3) человек принадлежит к определенному этнокультурному единству; 4) права этнокультурных групп, при условии, что их не меньше, чем прав индивидуумов, являются предметом заботы либерально-демократического государства (Алиев Дж., 2009).

Однако мультикультурализм не может добиться истинного единства населения страны, потому что, в первую очередь, заставляет человека почувствовать причастность не к государству, а к этнокультурному меньшинству. Мультикультуралистское мировоззрение потому близко с глобальным мировоззрением, что в обоих случаях мир принадлежит не «большинствам», а является «миром меньшинств». Таким образом, государства, избравшие путь мультикультурализма в своей внутренней политике, действуют соответственно логике глобализации.

В обществе имеются проблемы культуры и конфликтов. Порой в возникновении актов насилия одним из основных аргументов является культура. При опоре на такой аргумент, как культура, возникают ксенофобия, нетерпимость и, наконец, открытое физическое насилие. Порой мы совершенно ошибочно полагаем, что имеются такие традиционные культурные и миротворческие механизмы, посредством которых можно устранить конфликт. Мы ошибочно считаем, что «униженные меньшинства» - это группы, страдающие от правящего большинства, лишенные возможности удовлетворять свои культурные потребности (Тишков В., 2003).

В действительности же меньшинства становятся инициаторами насилия именно посредством «культурных аргументов». Говоря «культурный аргумент», мы имеем в виду не только этнические, языковые, но также и религиозные и другие различия. С этой точки зрения мультикультурализм является политическим инструментом, оказывающим умеренное воздействие. Хотя он и снижает напряженность, решить проблему насилия, обеспечить безопасность общества и государства он не может.

С целью сохранения различных культур человеческой цивилизации большое значение имеет возникновение диалога между религиями и культурами. С этой точки зрения, примером может стать опыт стран, богатых традициями толерантности и терпимости.

В Азербайджане проживают различные малочисленные народы, этнические и национальные группы. Полиэтничность характерна не только для сельских мест, но и для городов. Население Азербайджана по своему составу, наряду с полиэтничностью, также поликонфессионально. В стране представлены, в основном исламская, христианско-православная, христианско-григорианская, христиано-католическая и иудаистская религиозные конфессии.

Этнические группы различаются также и по уровню урбанизации. Например, русские, татары и украинцы, в основном живут в городах. Составляющие по численности большинство национальные меньшинства также представлены в определенных объединениях, центрах.

Сегодня, в период поиска некоторыми государствами внутри своих границ путей для создания толерантной среды, Азербайджан, опираясь на незыблемые основы толерантности, превратил ее в реалию повседневной жизни, которая занимает господствующую позицию в нашей стране, удивляя весь мир (16 noyabr, 2007).

Естественно, что достичь этого силой или указами невозможно. Наш народ достиг этого только лишь своим менталитетом, примером. Национальные меньшинства приспособились к этому состоянию, соответствующему их интересам, - жить с другими народами именно по примеру азербайджанского отношения.

В результате в Азербайджане доминантный характер приобрело отношение в сфере национальных отношений азербайджанцев, составляющих подавляющее большинство населения страны. Благодаря этой закономерности, до сих пор в истории Азербайджана не было трагедий на почве национально-этнических, религиозных столкновений. И действительно, толерантность как характерная черта нашего национального менталитета превратилась в нашей стране в основу стабильности. Это еще раз подтверждают события, произошедшие в период после завоевания нами национальной независимости. Не случайно, изгнанные из Армении курды, русские, украинцы отправились не в другие места, а приехали именно в Азербайджан (Orucov H., 2001).

Принципиальные изменения, произошедшие в период после обретения независимости, демонстрируют народам, проживающим в Азербайджане, гражданам, важность осознания своей роли и возможностей в демократическом национальном государстве. Каждое национальное меньшинство должно чувствовать себя хозяином своей страны.

Сегодня логика общественного развития выдвигает в качестве важного условия интеграцию всего общества. Сущность процесса интеграции заключается в объединении людей, принадлежащих к различным социальным, национальным слоям, на основе взаимной выгоды, общих интересов, целей и ценностей (http://sciisoig.ge^^ian/analytioround five).

Первая важная составная часть этого процесса - культурная интеграция общества, предусматривающая развитие и воссоединение национальной культуры и традиций, религий, своеобразия, неповторимости различных этнических общин. Формирование национальной политики государства и привлечение к этому национальных меньшинств играют важную роль в осуществлении этой задачи.

Демонстрация руководством Азербайджана очень большой толерантности, как в религиозной, так и этнической плоскостях, должна считаться одним из основных факторов, обусловливающих обладание суперэтносом азербайджанцев крайне монолитной структуры. В Азербайджане, обладающем полиэтническим населением, изменение в параметрах этнического самосознания, в действительности служит укреплению азербайджанского общества. И с полным основанием можно сказать, что использование время от времени различных горе-методов никаких результатов не дало. Напротив, такие события, появляющиеся на повестке на основе сценариев определенных коварных кругов, усиливают центробежные тенденции и увеличивают возможности по устойчивости азербайджанского общества.

В ситуации усиления воли к борьбе за свободу нашего народа, неоднократно порабощавшегося со стороны различных государств и народов, когда эта воля трансформировалась в непреодолимое желание и мечту, в душе народа не возникло передаваемой из поколения в поколение ненависти к народу государства-завоевателя. Во всех случаях чувства милосердия, гуманизма являются логическим результатом осознания самоуважения, духовного величия народа. Годами сталкивавшиеся с ассимиляцией азербайджанцы никогда не предпринимали усилий по ассимиляции других народов, малых этнических групп, с которыми находились в связи.

Считаем, что выдвигаемая в нашей стране идеология «азербайджанства» отвечает интересам всех этнических групп, проживающих в нашей стране.

Сущность азербайджанства составляет органичное единство различных народов, культур, традиций, конфессий. Азербайджанство, усваивая мифологию, культурные коды и символы прошедших исторических периодов, использует их для обоснования новых идей и определения нового вектора развития национального государства.

Сейчас оно является в нашем обществе наиболее созидающей и динамичной силой. Мощь азербайджанства заключается также в том, что оно способно к объединению индивидуальных интересов и стремлений государства и сохранению национально-культурной тождественности народа. Естественно, чувство принадлежности к национальному единению придает смысл и самой жизни и определяет ее значение, усиливает чувства взаимной ответственности и привязанности к общему делу, способствует устранению чувства одиночества. Эта идеология формирует в Азербайджане единое общество, единый народ (Mehdiyev R., 2007).

Азербайджанство выступает в качестве основной направляющей идеологии в образе жизни, морали, духовности, языке, религии, литературе - во всех сферах духовной культуры. Устная народная литература, народное творчество, национальная музыка, все проявления духовно-культурного существования нации тесно объединяются сегодня вокруг единой идеи.

Духовно-культурные ценности, являющиеся наследием веков, превращаются в гаранта не только нашего современного национального существования, но и нашего политического существования, нашей государственности. И, наоборот, сохранение нашего национально-духовного богатства является одной из наиболее основных функций государства. Азербайджанство формируется в качестве национально-политической идеологии азербайджанского государства (Cafarov N., 2001).

Азербайджанство является многовековой традицией гармонии национальной жизни, конфессий, историей братства, взаимосвязей и взаимовлияния всех наций и этнических групп, их общей судьбой, историей их совместной борьбы во имя целостности Азербайджана (Xalilov S., mafkurasi». Baki-2002).

БИБИЛИОГРАФИЯ

Алиев Дж., 2009. Этнос и нация в условиях глобализации: политологический анализ // Автореф. дис. ...канд. пол. наук. М.

Доклад о развитии человека. 2004 // Культурная свобода в современном многообразном мире. М.

Ле Кодиак Р., 2002. Мультикультурализм // Диалоги об этничности и мультикульту-рализме. М.

Мамонова В.А., 2007. Мультикультурализм: разнообразие и множество // Credo new.

№3.

Паин Э., 2006. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // Общественные науки и современность. № 6.

Тишков В., 2003. После многонационльности // Знамя №3.

Cafarov N., 2001. Azarbaycanlilar:etnokulturoloji birliyin siyasi-ideoloji ufuqlari.Baki. XXI Yeni na§rlar evi

Mehdiyev R., 2007. Azarbaycan^iliq - Milli ideologiyanin kamil nйmunэsi kimi // Azarbaycan qazeti, i0 dekabr 2007-ci il.

Orucov H., 200i. Heydar 0liyev va Azarbaycanda milli siyasat. Baki.

Beynalxalq tolerantliq gйnйdйr // Azarbaycan qazeti, i6 noyabr 2007-ci il Xalilov S., 2002. Heydar 0liyev va Azarbaycan^iliq mafkurasi. Baki. http://www.dissercat.com/content/multikulturalizm-i-ego-modeli-v-sovremennom-mire http://scirs.org.ge/russian/analytic/round five

7i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.