Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "РОСДЕНЬГИ")'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "РОСДЕНЬГИ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / МОТИВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стельмашенко О. В., Астраханцева И. В.

В статье рассматривается система мотивации персонала компании «РосДеньги», проведен её анализ, описаны используемые методы. В результате исследования мотивационной системы организации было выявлено, что руководство компании применяет традиционные методы мотивации и стимулирования сотрудников, обеспечивая комфортные условия труда, стремится сформировать команду единомышленников, заботится о досуге своих работников в нерабочее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SYSTEM OF A MODERN RUSSIAN ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE "ROSDENGI" COMPANY)

The article discusses the system of personnel motivation of the company "RosDengi", analyzes it, describes the methods used. As a result of the study of the organization's motivation system, it was revealed that the company's management uses traditional methods of motivating and stimulating employees, providing comfortable working conditions, striving to form a team of like-minded people, and taking care of the leisure of its employees outside of working hours.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "РОСДЕНЬГИ")»

УДК 004.02:004.5:004.9

Стельмашенко О.В. доцент кафедры " Управление персоналом " факультет экономики и управления ФГБОУВО "ЗабГУ" г. Чита Астраханцева И.В. студент магистратуры гр. УПмз-18 факультет экономики и управления ФГБОУ ВО "ЗабГУ" г. Чита

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ

КОМПАНИИ «РОСДЕНЬГИ»)

Аннотация: В статье рассматривается система мотивации персонала компании «РосДеньги», проведен её анализ, описаны используемые методы. В результате исследования мотивационной системы организации было выявлено, что руководство компании применяет традиционные методы мотивации и стимулирования сотрудников, обеспечивая комфортные условия труда, стремится сформировать команду единомышленников, заботится о досуге своих работников в нерабочее время.

Ключевые слова: персонал, мотивация, организация, командная работа, методы мотивации, экономические методы мотивации, морально-психологические методы мотивации.

Stelmashenko O. V.

Associate Professor of the Department of Human Resources Management

Faculty of Economics and Management, ZabGU

Chita

Astrakhantseva I. V.

Magistrate of UPmz-18 group Faculty of Economics and Management, ZabGU

Chita

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SYSTEM OF A MODERN RUSSIAN ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE «ROSDENGI» COMPANY)

The article discusses the system of personnel motivation of the company "RosDengi", analyzes it, describes the methods used. As a result of the study of

the organization's motivation system, it was revealed that the company's management uses traditional methods of motivating and stimulating employees, providing comfortable working conditions, striving to form a team of like-minded people, and taking care of the leisure of its employees outside of working hours.

Keywords: personnel, motivation, organization, team work, motivation methods, economic methods of motivation, moral and psychological methods of motivation.

Работник, являясь частью организации, не всегда способен или желает быть тем фактором, приносящим успех организации, что затрудняет процесс управления персоналом. В связи с этим организация вынуждена изыскивать способы мотивирования своих сотрудников к успешной и продуктивной работе. Дадим определение термину "мотивация" и рассмотрим ее виды.

Федосеева В. Н. определяет мотивацию, как «совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных действий83». Герчиков В.И. в своих работах утверждает, что «мотивация выступает как основной компонент самосознания работников, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы84». Т.о. можно сделать вывод, что мотивация является той «движущей силой», которая так влияет на работника, что он во-первых, начинает лучше выполнять свои должностные обязанности, а во-вторых, начинает симпатизировать своему рабочему месту, за счёт тех благ, которые она ему предлагает.

Мотивация, как правило осуществляется 3-мя методами, которые представлены на Рисунке 1:

Рисунок 1 - Методы мотивации персонала.

К экономическим методам относятся оплата труда работника, а также прочие выплаты: вознаграждения, премии и т.д. Также к ним относят иные

1. Федосеева В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие /В.Н. Федосеева. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2016 г. — С. 372.

2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс в компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. —Москва: ИНФРА-М, 2008 г. — С. 138.

материальные блага, к примеру, служебный автомобиль, льготы при поступлении детей сотрудников в учебные заведения и пр.

Организационные методы содержат мотивацию быть важным, участвовать в делах компании, реализовывать различные цели, а также решать интересные задачи, т.е. мотивируют работника принадлежностью к чему-то важному, а также возможностью реализовать себя, быть полезным.

Под морально-психологическими методами подразумеваются условия труда, климат в коллективе, признание ценности сотрудника, высокая оценка труда со стороны руководства. Также одним из основных факторов успешности является наличие сильной корпоративной культуры в организации. Чередниченко А.А. в своей статье «Корпоративная культура в организации» приводит следующее определение данного феномена: «Корпоративная культура — это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведений, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников, независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей85». Отсюда следует вывод, что корпоративная культура - это то, что объединяет весь коллектив организации, включая руководство, в единое целое с общими целями и интересами.

Компания «РосДеньги» является лидером на российском рынке микрокредитования, она была основана после финансового кризиса в 2010 году с целью обеспечения финансовой поддержки гражданам России. Основной миссией компании с тех пор стало расширение географии оказания помощи людям. На данный момент компания имеет более 600 офисов как на территории Российской Федерации, так и за её пределами в странах СНГ. Такие масштабы компании делают её крупным работодателем, количество сотрудников составляет более 2,5 тысяч человек, работа с которыми требует как финансовых, так и иных затрат.

В своей деятельности «РосДеньги» отдают предпочтение экономическим методам мотивации. Данные методы подразделяются на окладную и премиальную части оплаты труда.

Окладная часть включает в себя оплату за часы из расчёта 87 рублей за час при норме не менее 130 часов в месяц, что установлено Трудовым кодексом РФ, согласно которому по ст. 91 гл. 15. рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю. Одним из плюсов работы в компании является то, что график для себя составляет сам сотрудник, учитывая свои личные плавны на следующий месяц, а также способность работать определённое количество часов.

Премиальная часть включает в себя следующие вознаграждения:

3. Чередниченко А.А. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.Иb.tpu.ru/fuИtext/c/2014/C47/V2/ШLpdf (дата обращения 07.09.2020).

— за выполнение плана по сумме выдачи займов и уровню дефолта (до 8000 рублей);

— за оплаченные займы новых клиентов (до 300 рублей за каждый

заем);

— за показатели качества (до 6000 рублей):

клиентоориентированность;

качество работы;

— за наставничество (до 2000 рублей за стажера);

— за выполнение дополнительных обязанностей по офису (до 5000 рублей);

— за продажу дополнительной продукции (сумма не ограничена).

Также на размер премиальной части влияет результативность работы

всего офиса, т.е. работа в команде позволяет сотрудникам компании и повысить индивидуальный заработок, и улучшить климат в коллективе. Это подводит нас к осознанию важности следующих методов мотивации -морально-психологических.

Ввиду территориальной отдалённости офисов продаж и с целью сплочения коллектива, программистами компании был разработан Рокет-чат - специальное приложение, в котором работники могут общаться как на рабочие, так и на личные темы. Этот чат также помогает новым сотрудникам быстрее адаптироваться как к реалиям организации, так и к коллективу, т.к. старшие коллеги постоянно находятся с ними во взаимодействии, давая советы и наставления, оказывая психологическую поддержку.

Помимо этого, раз в месяц территориальное руководство устраивает плановые заседания, которые проходят в несколько этапов:

1) приветствие коллег;

2) обсуждение рабочих моментов, результативности труда и планов на следующий отчётный период;

3) проведение тренингов, решение кейсов;

4) поздравление коллег с какими-либо важными событиями или праздниками, к примеру, днями рождения, Новым годом, изменением семейного положения и т.д., при этом виновникам торжества дарят подарки:

5) чаепитие;

6) развоз работников по домам за счёт компании.

Плановые заседания позволяют сотрудникам лучше узнать друг друга, пообщаться в неформальной обстановке, а также узнать много нового и интересного.

Сплочённости коллектива также способствует совместный труд не только в рамках своих должностных обязанностей, но и на благо окружающей среды. Раз в квартал совершается общий сбор коллектива для проведения субботника. Производится уборка внутреннего убранства офисов, а также прилегающей территории, что положительно влияет на

городскую среду нахождения компании, поскольку офисы находятся в наиболее людных местах (центр города, парки, остановки общественного транспорта).

В аспекте формирования мотивации компания уделяет внимание не только сотрудникам, но их детям. В перечень данных мероприятий входит проведение конкурсов рисунков, стихотворений, интересных видео по праздничным датам. За участие в конкурсах выдаются призы, сладкие подарки, грамоты. На Новый год всем детям сотрудников дарят подарки, также на 8 марта и 23 февраля девочкам и мальчикам соответственно предоставляются сувениры от компании. Кроме того, 2 раза в год для семей работников организуются выезды на природу либо походы в развлекательные центры (планетарий, батутные парки, кинотеатры), в таком случае компания берет на себя 50% расходов.

Из всего вышеперечисленного следует вывод, что компания "РосДеньги" использует в своей деятельности разнообразные способы мотивации персонала, учитывая особенности и образ жизни каждого сотрудника, давая возможности неограниченного заработка, работы в режиме многозадачности в дружной, сплочённой команде единомышленников. Сотрудники могут планировать свою работу без ущерба семейным ценностям и личным планам. Помимо всего прочего, компания также заботится о досуге своих работников вне рабочего времени, организовывая различные мероприятия, конкурсы, повышая качество жизни сотрудников.

Использованные источники:

1. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 г. (ред. от 31.07.2020).— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd14cccf0a1f074ef 104e82522f7e2dea04d651f/ (Дата обращения 07.09.2020).

2. Мотивация МПФП «РосДеньги» Россия от 09.04.2018. — Москва: Инструкции по работе с персоналом «РосДеньги», 2018. — 11 с.

3. Федосеева В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие /В.Н. Федосеева. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2016 г. — 528с.

4. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс в компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. — Москва: ИНФРА-М, 2008 г. — 282 с.

5. Чередниченко А.А. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C47/V2/101.pdf (дата обращения 07.09.2020).

6. Федосеева В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие /В.Н. Федосеева. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2016 г. — 528с.

7. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс в компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. — Москва: ИНФРА-М, 2008 г. — 282 с.

8. Чередниченко А.А. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C47/V2/101.pdf (дата обращения 07.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.