_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.922+338.2
Плехова Юлия Олеговна
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и организациями Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, yplehova@mail.ru; Нижний Новгород
Прохорова Мария Вячеславовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, personalgerente@mail.ru; Нижний Новгород
особенности мотивационной сферы участников университетского проекта «школа молодого
предпринимателя»
Аннотация. Авторы изучают особенности мотивации участников университетского проекта, направленного на подготовку будущих предпринимателей. Выборку исследования составили 36 слушателей школы молодого предпринимателя ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Для сбора данных использовалось ситуационное интервью; обработка данных проводилась с помощью контент-анализа, а также методами описательной статистики, также применялись таблицы сопряжённости 2х2. В ходе исследования определена готовность и структура мотивации участников университетского проекта к труду на разных этапах организационного развития, соотношение положительных и отрицательных, внешних и внутренних мотивов. Особое внимание уделено изучению специфики мотивации на этапе формирования бизнеса, который является определяющим для становления будущих предпринимателей.
Ключевые слова: школа молодого предпринимателя, мотивационная сфера, мотивация трудовой деятельности, положительные мотивы, отрицательные мотивы, организационное развитие, формирование бизнеса.
Plekhova Julia Olegovna
Doctor of Economical Sciences, Professor, Professor of the Chair of Economics and Management of Enterprises and Organizations of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, yplehova@mail.ru; Nizhny Novgorod
Prokhorova Maria Vyacheslavovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Managerial Psychology, Chair of the Social Sciences Department of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, personalgerente@mail.ru, Nizhny Novgorod
the pecularities of motivational sphere of the university project participants
«the young entrepreneur training school»
Abstract. The authors investigate motivational peculiarities of the participants of the university project targeted to train future entrepreneurs. The sampling group includes 36 students of the young entrepreneur school of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. At the data acquisition stage a situational interview was utilized, the data processing was carried out by means of content-analysis as well as descriptive statistics, cross-tables 2x2. The investigation results revealed the willingness and motivational structure of the university project participants to work on different stages of organizational development, correlation of positive and negative as well as intrinsic and extrinsic motives. Special attention is devoted to studying motivational peculiarities at the business forming stage which is the first key for future entrepreneurs.
Keywords: young entrepreneur training school, motivational sphere, work motivation, positive motivation, negative motivation, , organizational development, forming stage.
Развитие предпринимательства является стратегической задачей России: «Переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека» [2]. Эффективными провайдерами институциональной среды развития предпринимательства являются федеральные образовательные учреждения, которые в рамках специальных проектов развивают предпринимательские компетенции у молодёжи. Одним из ключевых проектов по развитию предпринимательского духа нижегородской молодёжи в 2013 году стала школа молодого предпринимателя, обучение в которой проводилось на базе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского [3]. Изучение моти-вационной сферы слушателей и особенностей её проявления на разных этапах бизнеса послужило целью данного исследования.
Мотивация выступает одной из важнейших психических детерминант успеха в предпринимательской деятельности [10, с. 400]. Внутренняя мотивация и настойчивость в достижении цели выступает теми особенностями мотивационно-регуляторной сферы, которые оказывают сильное влияние на эффективность предпринимательской деятельности [Там же]. Заинтересованность и готовность к созданию собственного бизнеса является отправной точкой в развитии предпринимательства. 23 мая 2013 года на рабочей встрече с российскими предпринимателями Президент России В. В. Путин обозначил важную проблему предпринимательства страны: «У нас, к сожалению, желающих заняться собственным делом в разы меньше, чем в других странах» [1]. Из перечисленных выше условий вытекает актуальность исследования особенностей мотивационной сферы, которые побуждают к созданию своего бизнеса и последовательному прохождению следующих этапов организационного развития.
Методологической основой данного исследования послужили концепция иерархии потребностей А. Маслоу [3], двухфакторная теория мотивации трудовой деятельности Ф. Херцберга [12], идеи о многокомпонентной
структуре и динамики мотивации трудовой деятельности на разных этапах организационного развития М. В. Прохоровой [5-8; 11].
Описание выборки исследования. Исследование проводилось на базе школы молодого предпринимателя ННГУ им. Н.И. Лобачевского, занятия в которой проходили осенью 2013 года [4]. В число испытуемых вошли 18 мужчин и 18 женщин в возрасте от 16 лет до 41 года, занимающиеся предпринимательством, работающие по найму, обучающиеся в нижегородских вузах, включая ННГУ им. Н. И. Лобачевского, школьники. Все испытуемые записались на бесплатные занятия школы молодого предпринимателя после её рекламы в СМИ и Интернете.
На этапе сбора данных использовалась методика ситуационного интервью М. В. Прохоровой [9]. Данная методика позволяет провести диагностику мотиваци-онной сферы личности. В основу каждого вопроса положено описание ситуации, которое отражает основные аспекты развития организации на одном из четырёх этапов: формирование, интенсивный рост, стабильность, спад. Например, стадия формирования бизнеса описана следующим образом: «Бизнес компании только начинается. Состав работников нестабилен. Основная цель компании: перейти от идей собственника, который руководит бизнесом, к их практическому воплощению. Планы компании амбициозны, но пока ей необходимо найти и занять своё место на рынке, завоевать доверие первых клиентов» [Там же. С. 53]. После ознакомления с ситуацией испытуемого просят определить свою готовность работать в организации, обладающей такими характеристиками, или отказаться от работы в описанной организации. Далее испытуемому предлагается обосновать готовность или отказ от работы в организации, находящейся на определённом этапе бизнеса. Все ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Выявленные у испытуемого на каждом этапе организационного развития мотивы кодируются в соответствии с ключом, отражающем разные группы потребностей, которые можно реализовать в ходе работы. Описанная методика позволяет определить готовность испытуемых работать на разных этапах бизнеса, а также виды трудовой моти-
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
Таблица — Готовность слушателей школы молодого предпринимателя работать на разных этапах организационного развития
Этап развития бизнеса Число положительных выборов Доля положительных выборов, % Число отрицательных выборов Доля отрицательных выборов, % Ранг этапа
Формирование 30 83.3% 6 16.7% 2
Интенсивный рост 33 91.6% 3 8.40% 1
Стабилизация 24 66.6% 12 33.4% 4
Спад 25 69.4% 11 30.6% 3
вации, побуждающие к работе или отказу от неё. При проведении первичной обработки данных использовался метод контент-анализа, что позволило перевести качественные результаты в количественные показатели. Для определения различий между полученными в номинативной шкале данными использовались таблицы сопряжённости 2х2, с помощью которых рассчитывался критерий х2 Пирсона.
На основе анализа положительных и отрицательных выборов были определены предпочитаемые слушателями школы молодого предпринимателя этапы организационного развития (Таблица).
Предпочтение слушателями организаций, находящихся на разных этапах развития бизнеса, наглядно представлено на графике (рисунок 1). Слушатели школы молодого предпринимателя готовы рисковать и работать в
организациях, развивающихся быстро, бурно, переживающих ситуации неопределённости и активных изменений. Испытуемых привлекают перспективы, открывающиеся на этапах интенсивного роста и формирования бизнеса. Значимых различий между этими этапами не выявлено (х2=0.04; р=0.84). Готовность работать в бизнесе на более поздних этапах, когда уже большой отрезок жизни организацией пройден, у испытуемых имеет высокие показатели. Полученные результаты ниже данных первых двух этапов, но значимо не различаются с данными первого этапа. При сравнении мотивации этапов формирования и спада организационного развития, когда происходит снижение эффективности бизнеса, поиск новой ниши на рынке, получены не значимые различия: х2=0.55; р=0.462. Наименьший показатель получила мотивация к труду слушателей
Рисунок 1 — Мотивационная готовность к труду на разных этапах бизнеса слушателей школы молодого предпринимателя
на этапе стабильности, когда бизнес достигает своих максимальных показателей и используются инструменты регулярного менеджмента, но и в этом случае различия с мотивацией этапа формирования бизнеса не выражены:
Таким образом можно говорить о высоком мотивационном потенциале к труду слушателей школы молодого предпринимателя на разных этапах организационного развития. При этом наблюдается тенденция, в соответствии с которой ранние этапы бизнеса слушатели предпочитают его продолжению.
На каждом этапе организационного развития была определена иерархия положительны и отрицательных мотивов. Для каждого мотива рассчитывалась частота упоминания и удельный вес в общей структуре.
Структура положительных мотивов слушателей школы молодого предпринимателя образуются 15 факторами (Рисунок 2). При этом восемь мотивов представлены у испытуемых на всех этапах организационного развития, а семь упоминаются единично (желание стоять у истоков бизнеса, хорошие условия труда), применительно к двум (карьерный рост, престиж организации, хорошие условия труда) или трём (помощь организации, высокая заработная плата) этапам бизнеса. Специфичность этих мотивов и
обусловила большое (формирование, интенсивный рост) или меньшее (стабильность, спад) желание работать на определённых этапах развития бизнеса (Рисунок 1).
Структуру положительных мотивов по уровню выраженности можно условно разделить на четыре основные группы (Рисунок 2). Первую группу образуют два внутренних мотива трудовой деятельности: потребность в самореализации и желание иметь интересную работу, которые не имеют достоверных различий по уровню выраженности между собой (х2=1.59; р=0.021), но значимо различаются со второй группой. Вторую группу образуют мотивы профессионального роста, новизны, желание видеть перспективы и помогать организации, продвигаться по карьерной лестнице, достигать результатов, зарабатывать высокий доход, быть занятым на работе. Различия между потребностью в самореализации и потребностью в профессиональном росте достоверно значимы (х2=3.67; р=0.05). Вторая группа является самой большой по численности и разнообразной по содержанию мотивов. Преобладающими по силе своего влияния во второй группе также являются внутренние мотивы (профессиональный рост, новизна). Далее следуют мотивы, которые стоят на пересечении внешних и внутренних ценностей (ви-
Рисунок 2 — Структура положительных мотивов трудовой деятельности слушателей школы молодого предпринимателя
дение перспектив бизнеса, помощь организации). Внешние мотивы замыкают вторую группу (потребность в карьерном росте и достижениях, высокой заработной плате, работе как таковой). Третья группа образована специальными, связанными лишь с частью этапов бизнеса, мотивами: желание стоять у истоков бизнеса, работать в престижной компании, иметь стабильную и надёжную работу, хорошие условия труда и отношения с коллегами. Различия между потребностью в профессиональном росте и желанием стоять у истоков бизнеса / иметь надёжную и стабильную работу/ трудиться в престижной организации достоверно значимы (х2=5.68; р=0.02).
Особое внимание следует уделить структуре мотивации на первом этапе развития — его формировании, который играет главенствующий роль для молодого предпринимателя. Рассматриваемая подсистема образована двенадцатью мотивами. Наряду с наиболее важными для всех этапов бизнеса потребностями в самореализации и интересной работе лидирующими факторами становятся желание стоять у истоков бизнеса, потребность в новизне, наличие перспектив. Эти три мотива можно подвести под общее основание — профессиональные ожидания или профессиональные вызовы. Далее следуют мотивы: карьерный рост, высокая заработная плата, профессиональный рост и достижения. Достоверно различия проявляются между доминирующими на этапе
формирования бизнеса и завершающими список факторами: стабильная и надёжная работа, хороший коллектив, работа как таковая (х2=4.12; р=0.04).
В структуре отрицательных мотивов на разных этапах развития бизнеса можно выделить 9 показателей. Максимальная частота упоминания отрицательных мотивов существенно ниже, чем положительных факторов. Испытуемые рассматривают всего лишь один мотив как причину отказа от работы на всех этапах организационного развития (отсутствие возможностей для самореализации). Остальные мотивы упоминаются выборочно: на трёх (снижение заработной платы, нестабильная ситуация), двух (боязнь увольнения, неинтересная и рутинная работа, нездоровая психологическая атмосфера, отсутствие необходимых компетенций) или одном (отсутствие карьерного роста и перспектив) этапе развития бизнеса. Перечисленные отрицательные мотивы, как и в случае с положительными факторами, отражают особенности восприятия того или иного этапа бизнеса, неужели устойчивые жизненные ценности испытуемых. Специфичность этих мотивов обусловливает отказ от работы на определённых этапах организационного развития.
Структуру отрицательных мотивов по уровню выраженности можно весьма условно разделить на три неравномерно распределённые группы (Рисунок 3). Первая группа образована одним, наиболее выра-
Рисунок 3 — Структура отрицательных мотивов слушателей школы молодого предпринимателя
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2014
182
женным мотивом: отсутствие возможности в самореализации. Данный отрицательный мотив достоверно различается только с одним, упомянутым всего один раз фактором, — отсутствием перспектив (х2=3.97; р=0.05). Последний из указанных мотивов самостоятельно образует отдельную группу. Других достоверно значимых различий при сравнении отрицательных мотивом с использованием таблиц сопряжённости 2х2 не обнаружено. Остальные семь отрицательных мотивов могут быть выделены в промежуточную по уровню выраженности группу.
Отдельное внимание следует уделить роли отрицательных мотивов трудовой деятельности на наиболее важном для начинающего предпринимателя этапе — при формировании бизнеса. Нежелание работать на этом этапе обусловлено пятью мотивами: отсутствием возможности для самореализации, боязнью увольнения, снижением заработной платы, нестабильной ситуацией и отсутствием необходимых компетенций. По своей сути данные мотивы могут быть разделены на две основные группы. Первая отражает невозможность удовлетворить потребности роста по А. Маслоу [3], вторая — потребности дефицита.
Выводы
Слушатели школы молодого предпринимателя готовы трудиться на всех этапах организационного развития, отдавая предпочтение начальным (формирование и интенсивный рост) этапам бизнеса.
Мотивация трудовой деятельности будущих предпринимателей является сложным, многокомпонентным образованием, в котором могут быть выделены положительные и отрицательные факторы, способствующие или препятствующие трудовой активности. Роль и уровень выраженности положительных мотивов трудовой деятельности преобладает над значением и силой влияния отрицательных факторов.
Мотивация трудовой деятельности будущих предпринимателей развивается динамично, изменяясь с учётом организационной среды. В структуре мотивации трудовой деятельности будущих предпринимателей наряду с общими для всех этапов бизнеса можно выделить специальные факторы, проявляющиеся на одном или нескольких этапах организационного развития.
В структуре мотивации слушателей школы молодого предпринимателя внутренние мотивы преобладают над внешними факторами, что позволяет прогнозировать успех в создании и развитии собственного бизнеса участников университетского образовательного проекта. Ключевую роль в мотивации будущих предпринимателей играют потребность в самореализации и желание иметь интересную работу.
На этапе формирования бизнеса, который является определяющим для будущих предпринимателей наряду с наиболее важными для всех этапов бизнеса потребностями в самореализации и интересной работе важную роль играют профессиональные ожидания: желание стоять у истоков бизнеса, потребность в новизне, наличие перспектив. Нежелание работать на этом этапе обусловлено следующими факторами: отсутствием возможности для самореализации, боязнью увольнения, снижением заработной платы, нестабильной ситуацией и отсутствием необходимых компетенций.
Библиографический список
1. Встреча с российскими предпринимателями [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ news/18172 (Дата обращения 22.04.2014).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р. [Электронный ресурс]. URL: zakonprost.ru/content/base/part (дата обращения: 22.04.2014).
3. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
4. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Национальный исследовательский университет [Электронный ресурс]. URL: http://unn.ru (дата обращения: 22.04.2014).
5. Павленкова С. К., Прохорова М. В. Мотивация работы персонала, 2012. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 276 с.
6. Прохорова М. В., Ким В. В. Структура мотивации трудовой деятельности на разных этапах организационного развития //Вестник Нижегородского университета им.Н. И. Лобачевского, 2012. — №1(1). - С. 363—369.
7. Прохорова М. В., Павленкова С. К. Структура мотивации трудовой деятельности на этапе формирования бизнеса // Креативная экономика, 2012. — №2. - С. 98—103.
8. ПрохороваМ. В., Павленкова С. К. Структу-
ра мотивации трудовой деятельности как фактор эффективности взаимодействия работодателя и работника на этапе формирования бизнеса // Креативная экономика, 2012. — №3. - С. 111—116.
9. Прохорова М. В. Психодиагностика в организациях. — Н. Новгород: ННГУ, 2013. — 76 с.
10. Прохорова М. В., Белоконь О. Л. Психические детерминанты эффективной предпринимательской эффективной предпринимательской деятельности //Вестник Нижегородского универ-
ситета им. Н. И. Лобачевского, 2013. — №5 (1). — С. 396—402.
11. Прохорова М. В., Чепьюк О. Р. Структура мотивации трудовой деятельности на этапе спада бизнеса //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология, 2013. — №2 (14). — С.78—91.
12. Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе. — М.: Вершина, 2007. — 240 с.