Научная статья на тему 'Особенности мотивационного компонента профессионализма в профессиях типа «человек человек» и «человек техника»'

Особенности мотивационного компонента профессионализма в профессиях типа «человек человек» и «человек техника» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1049
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / РЕГУЛЯЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПРОФЕССИИ ТИПА "ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК" / "ЧЕЛОВЕК ТЕХНИКА" / ПРОФЕССИИ ТИПА "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войлокова Е. Е.

Анализируется понятие профессионализма в контексте субъектно-деятельностного подхода. Предлагается модель компонентного состава профессионализма, включающая в себя мотивационную, операциональную и регуляционную составляющие. Проводится сравнительный анализ особенностей содержания мотивационного компонента у представителей профессий типа «человек человек» и «человек техника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of professionalism is analysed in the paper in the context of the subjectactivity approach. The model of the component structure of professionalism, including motivational, operational and regulation constituents, is proposed. The author carries out a comparative analysis of features of the motivational component's content among representatives of professions of the types «man-man» and «man-technology».

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационного компонента профессионализма в профессиях типа «человек человек» и «человек техника»»

Е. Е. Войлокова

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОФЕССИЯХ ТИПА «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

И «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Работа представлена кафедрой психологии управления Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Г. А. Мкртычян

Анализируется понятие профессионализма в контексте субъектно-деятельностного подхода. Предлагается модель компонентного состава профессионализма, включающая в себя мотивационную, операциональную и регуляционную составляющие. Проводится сравнительный анализ особенностей содержания мотивационного компонента у представителей профессий типа «человек-человек» и «человек-техника».

Ключевые слова: профессионализм; мотивационный, операциональный, регуляционный компоненты профессионализма; профессии типа «человек-человек», «человек-техника».

The notion of professionalism is analysed in the paper in the context of the subject-activity approach. The model of the component structure of professionalism, including motivational, operational and regulation constituents, is proposed. The author carries out a comparative analysis of features of the motivational component’s content among representatives of professions of the types «man-man» and «man-technology».

Key words: professionalism, motivational, operational and regulation components of professionalism, professions of the types «man-man» and «man-technology».

Особенности социально-экономического и технического развития всех сфер нашей жизни, увеличение сложности, ответственности и опасности многих видов труда обусловливают повышение требовательности к уровню профессионализма работников. В последнее время возрастает интерес к теоретическим и прикладным аспектам проблемы «профессионализма». Как отмечает А. А. Бодалев, «... постиже-

ние сущности профессионализма, видение и постижение путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые продвигаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова» [1 с. 8].

В отечественной психологии труда сложился подход, который можно определить как субъектно-деятельностный: психология труда понимается как система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как субъекте. Труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др., посвященные рассмотрению общепсихологических проблем деятельности, заложили основы и развили представления о психологическом строении деятельности, ее морфологии, структуре, механизмах регуляции и принципах изучения. Б. Ф. Ломов обращает внимание на то, что в психологии при изучении деятельности исследование ее предмета, средств, условий следует проводить лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы понять процессы, состояния и свойства субъекта. Психология изучает роль и место системы субъективного отражения действительности в деятельности индивида. «С одной стороны, она рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, то есть рассматривает психическое как фактор деятельности» [3, с. 203]. Общепсихологическая теория деятельности получила свою конкретизацию и дальнейшее развитие в исследованиях трудовой деятельности (В. А. Бодров, Е. А. Климов, С. А. Конопкин, В. Д. Шадриков и др.).

Исходя из субъектно-деятельностного подхода, профессионализм можно рассматривать как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его

способность достичь заданных нормативов деятельности. Поэтому изучение закономерностей психической детерминации процесса формирования и проявления профессионализма должно основываться на результатах исследований и анализа самой деятельности и ее субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, формах проявления этой связи, характере развития, методах диагностики и прогнозирования успешности их взаимной адаптации.

Анализ психологической литературы, посвященной вопросам профессионализма, позволяет выделить в его составе три основных компонента, которые, на наш взгляд, достаточно полно отражают содержание этого психологического конструкта. Мотивационный компонент создает у человека готовность к деятельности, поддерживает интерес к ней в ходе ее выполнения, направляет и регулирует профессиональную активность человека. Операциональный компонент осуществляет исполнительную часть профессиональной деятельности, обеспечивает получение необходимого результата и включает в себя знания, умения, навыки, способности и опыт субъекта деятельности. Регуляционный компонент включает в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивает способность субъекта к саморегуляции деятельности и поведения. В связи с этим можно предложить следующее рабочее определение профессионализма: «Профессионализм - интегральная характеристика личности и деятельности, включающая особенности мотивационной и операциональной сферы специалиста, а также особенности его саморегуляции».

Несмотря на существование общих закономерностей, касающихся профессионализма и профессионализации человека, очевидно, что существует специфи-

ка их проявления в конкретной профессиональной деятельности, поскольку профессиональная успешность и удовлетворенность трудом обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии. А профессиональная деятельность реализуется в различных типах профессиях, в рамках которых и происходит спецификация деятельности.

Сравнительное эмпирическое исследование особенностей содержания профессионализма в разных типах профессий было проведено на профессиях типа «человек - человек» и «человек -техника». В качестве представителей этих типов профессий были изучены менеджеры по продажам салонов сотовой связи и автомеханики центров технического обслуживания Нижнего Новгорода. Методом случайного выбора нами были сформированы две экспериментальные группы примерно равного состава: первая - менеджеры по продажам сотовых телефонов -

61 человек, вторая - автомеханики - 60 человек. Кроме того, в исследовании принимали участие группы экспертов, в состав которых входило от 3 до 5 опытных профессионалов и менеджеров от каждой профессиональной группы, хорошо знающих и саму деятельность, и испытуемых.

Далее в статье представлены результаты эмпирического исследования одного из трех компонентов профессионализма - мотивационного компонента. В табл. 1 показаны усредненные значения самооценки и экспертной оценки профессиональной мотивации менеджеров по продаже сотовых телефонов и автомехаников. Самооценка и экспертная оценка профессиональной мотивации осуществлялась по 7-балльной шкале, при этом оценивалась общая степень выраженности мотивации, соединяющая в себе желание и интерес, усердие и настойчивость испытуемого в работе.

Таблица 1

Средние значения экспертной оценки и самооценки профессиональной мотивации менеджеров по продажам и автомехаников

Оценка Менеджеры по продажам Автомеханики и Манна-Уитни икр ={1486(р < 0,05; 1356 (р < 0,01)}

Ср. знач. Станд. откл. Ср. знач. Станд. откл.

Экспертная 4,29 1,057 5,60 0,998 иэмп = 742 иэмп < икр

*

Самооценка 6,26 0,814 6,25 0,985 иэмп = 1766 иэмп > икр

икр = {1486ф < 0,05; 1356ф < 0,01)} ю 1, р 31 к со 3 = < п п мм о о иэмп = 1080 иэмп < икр

* *

Примечания: и - статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни; * р < 0,01; **р < 0,05.

Полученные данные свидетельствуют о том, что экспертная оценка выраженности профессиональной мотивации у автомехаников выше, чем у менеджеров по продажам сотовых телефонов. При этом самооценка профессиональной мо-

тивации представителями обеих групп практически совпадает по своему численному значению. Статистически значимые различия обнаруживает сравнение экспертной оценки и самооценки профессиональной мотивации испытуемых. По-ви-

димому, это обусловлено, с одной стороны, стремлением испытуемых давать социально желаемые ответы, а с другой -ролевой «строгостью» экспертов, склонных к занижению оценок трудовой мотивации у своих работников.

Для более детального изучения трудовой мотивации нами использовалась

методика П. Мартина и Ш. Ричи «Мотивационный профиль» [4]. Данная методика позволяет построить мотивационный профиль для каждого работника по 12 факторам. Усредненные значения факторов трудовой мотивации у менеджеров по продажам салонов сотовой связи и автомехаников показаны в табл. 2.

Таблица 2

Средние значения факторов трудовой мотивации у представителей профессий типа «человек-человек» и «человек-техника»

Мотивы профессиональной деятельности Средние значения показателей и Манна-Уитни икр ={1486 (р < 0,05; 1356 (р < 0,01)}

Менеджеры по продажам Автомеханики

Высокая заработная плата 36,23 43,37 иэмп = 1442 иэмп < икр **

Хорошие условия работы 28,95 36,65 иэмп = 1264 иэмп < икр *

Четкое структурирование работы 31,02 36,05 иэмп = 1553 иэмп > икр

Социальные контакты 27,84 19,62 иэмп = 1004 иэмп < икр *

Стабильные взаимоотношения 22,57 23,67 иэмп=1702 иэмп>икр

Признание со стороны других людей 36,56 36,03 иэмп = 1731 иэмп > икр

Сложные цели 29,36 29,25 иэмп = 1779 иэмп > икр

Влиятельность и власть 22,36 14,63 иэмп = 1051 иэмп < икр *

Разнообразие и перемены 31,49 25,10 иэмп = 1148 иэмп < икр *

Креативность 30,28 25,38 иэмп = 1308 иэмп < икр *

Рост и развитие 31,56 31,15 иэмп = 1764 иэмп > икр

Ощущение востребованности 33,21 38,38 иэмп = 1125 иэмп < икр *

Примечания: и - статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни; * р < 0,01; ** р < 0,05.

Анализ статистических различий по отдельным факторам мотивации у представителей двух типов профессий выявил существование небольших различий по фактору высокой заработной платы. Не-

смотря на высокую значимость этого фактора для обоих типов профессий, для автомехаников он является несколько более весомым, что, на наш взгляд, отражает высокую значимость так называемых внеш-

них факторов для представителей профессии типа «человек - техника». Это же подтверждает существование статистически значимых различий по фактору хороших условий работы и комфортной окружающей обстановке.

Вероятно, потребность в хороших условиях работы для представителей профессии типа «человек - техника» является одной из ведущих в силу «дефицита» именно этого фактора в реальных условиях профессиональной действительности. Существенно большее значение придают представители профессии типа «человек - человек» потребности в социальных контактах, чем представители профессии «человек - техника», что обусловлено именно содержанием профессиональной деятельности. Кроме того, существование статистически значимых различий по таким позициям, как потребность во власти и влиянии, потребность в разнообразии и переменах, потребность в креативности, также, на наш взгляд, обусловлено особенностями содержания профессиональной деятельности. Так, для менеджеров по продажам, например, от способности оказывать влияние на других людей, в нашем случае клиентов-поку-пателей, напрямую зависит увеличение объема продаж, что и является ключевой целью их деятельности.

Более высокое значение потребности в разнообразии и потребности быть креативным для менеджеров по продажам характеризует представителей профессии типа «человек - человек» как людей более динамичных, нацеленных на изменения и собственную активность в профессиональной деятельности по сравнению с представителями профессии типа «человек - техника». В свою очередь, последние имеют более высокую потребность в ощущении востребованности и значимо-

сти своей профессиональной деятельности, что может быть связано с отсутствием взаимодействия с клиентами и, как следствие, слабой обратной связью относительно оценки результатов деятельности автомехаников.

В целом же сравнение мотивационных профилей менеджеров и автомехаников выявляет значительные совпадения, о чем свидетельствует высокое значение коэффициента корреляции между профилями гц = 0,71. Таким образом, несмотря на имеющиеся различия по отдельным факторам, мотивационные профили у представителей профессий «человек - человек» и «человек - техника» имеют общий «рисунок», что можно интерпретировать как относительную независимость этого профиля от объекта профессиональной деятельности.

Графическое отображение результатов диагностики факторов трудовой мотивации у представителей профессий типа «человек - человек» и «человек - техника» представлено на рис. 1.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 1. Факторы трудовой мотивации у представителей профессий «человек -человек» и «человек - техника»

□менеджеры по продажам □автомеханики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 336 с.

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

444 с.

4. Ричи Ш, Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ.; Под ред. проф. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 399 с. (Серия «Зарубежный учебник».)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.