Научная статья на тему 'Особенности мотивации волонтеров разного возраста'

Особенности мотивации волонтеров разного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
мотив / особенности мотивации / волонтерство / юношеский возраст / пожилой возраст / «серебряные волонтеры» / социально-значимая деятельность / мотивационный профиль личности / альтруизм / эмпатия / motive / specifics of motivation / volunteering / adolescence / old age / “silver volunteers” / socially significant activity / motivational personality profile / altruism / empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Екатерина Анатольевна, Потапова Екатерина Вадимовна

Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей мотивации волонтеров разного возраста (на примере юношеского и пожилого возраста). Подробно рассматриваются основные отечественные и зарубежные работы, посвященные изучению мотивации волонтеров пожилого возраста. Выявлено, что для пожилых людей волонтерство является значимой деятельностью, способствующей их включению в изменившееся общество и развитию коммуникации. Данная тема является актуальной, так как в отечественной социальной психологии мало работ, посвященных волонтерам пожилого возраста, и большинство из них выполнены в рамках социологического исследования. В исследовании приняли участие 40 респондентов, среди них 20 волонтеров юношеского возраста и 20 волонтеров пожилого возраста. Исследование реализовано с помощью методик: мотивационный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина; тест О.Ф. Потемкиной (альтруизм/эгоизм, ориентация на процесс/результат); диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов); также была разработана авторская анкета для понимания деятельности и волонтерского стажа. В ходе исследования было установлено, что мотивация волонтеров юношеского возраста имеет эгоистическую ориентацию и выражена на высоком уровне следующими мотивами: материальное поощрение, разнообразие и перемены, креативность. Мотивация волонтеров пожилого возраста имеет альтруистичесую ориентацию. Выражена на высоком уровне следующими мотивами: эмпатия, полезная и интересная работа. Данный вывод был подтвержден с помощью статистической обработки данных U-критерием Манна–Уитни. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом сопровождении волонтерской деятельности людей пожилого возраста, а также для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific motivation among volunteers of different ages

The aim of presented empirical research is the revealing specifics of volunteers' motivation of different age (on the example of young and old age). We consider the main national and foreign works devoted to the study of volunteers' motivation of the elderly in detail. For older people volunteering is a significant activity, contributing to their inclusion in the changed society and development of communication. This topic is relevant, as there are few works devoted to elderly volunteers in national psychology and most of them are made within the framework of sociological research. In research was attended by 40 respondents, including 20 volunteers of young age and 20 older volunteers. Methods of the study: motivational personality profile by S. Ritchie and P. Martin; O.F. Potemkina's test (altruism/egoism, process orientation/result); diagnostics of level of polycommunicative empathy (I.M. Yusupov); also the author's questionnaire for understanding activity and volunteering experience was developed. As research suggests motivation of volunteers of young age has an egoistic orientation and the following motives: material encouragement, variety and change, creativity. Motivation of elderly volunteers has altruistic orientation with following motives: empathy, useful and interesting work. This conclusion was confirmed by means of statistical processing of data by Mann–Whitney Ucriterion. The results of the study can be used in psychological support of elderly volunteer activities, as well as for the involvement of young people in volunteer activities.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации волонтеров разного возраста»

УДК 316.62

DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-62-71

Поступила в редакцию / Received 26.07.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Особенности мотивации волонтеров разного возраста

Иванова Екатерина Анатольевна е , Потапова Екатерина Вадимовна2 Н О

:ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-т Ленина, 36 2ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 660041, Российская Федерация, г. Красноярск, пр-т Свободный, 79

Н epotapova@sfu-kras.ru

Аннотация. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей мотивации волонтеров разного возраста (на примере юношеского и пожилого возраста). Подробно рассматриваются основные отечественные и зарубежные работы, посвященные изучению мотивации волонтеров пожилого возраста. Выявлено, что для пожилых людей во-лонтерство является значимой деятельностью, способствующей их включению в изменившееся общество и развитию коммуникации. Данная тема является актуальной, так как в отечественной социальной психологии мало работ, посвященных волонтерам пожилого возраста, и большинство из них выполнены в рамках социологического исследования. В исследовании приняли участие 40 респондентов, среди них 20 волонтеров юношеского возраста и 20 волонтеров пожилого возраста. Исследование реализовано с помощью методик: мотивационный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина; тест О.Ф. Потемкиной (альтруизм/эгоизм, ориентация на процесс/результат); диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов); также была разработана авторская анкета для понимания деятельности и волонтерского стажа. В ходе исследования было установлено, что мотивация волонтеров юношеского возраста имеет эгоистическую ориентацию и выражена на высоком уровне следующими мотивами: материальное поощрение, разнообразие и перемены, креативность. Мотивация волонтеров пожилого возраста имеет альтруистичесую ориентацию. Выражена на высоком уровне следующими мотивами: эмпатия, полезная и интересная работа. Данный вывод был подтвержден с помощью статистической обработки данных ^/-критерием Манна-Уитни. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом сопровождении волонтерской деятельности людей пожилого возраста, а также для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность.

Ключевые слова: мотив; особенности мотивации; волонтерство; юношеский возраст; пожилой возраст; «серебряные волонтеры»; социально-значимая деятельность; мотивационный профиль личности; альтруизм; эмпатия

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Иванова Е.А., Потапова Е.В. Особенности мотивации волонтеров разного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 62-71. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-62-71

© Иванова Е.А., Потапова Е.В., 2023

original article

Specific motivation among volunteers of different ages

Ekaterina A. Ivanova © , Ekaterina V. Potapova2 H

©

National Research Tomsk State University 36 Lenina Ave., Tomsk 634050, Russian Federation 2Siberian Federal University 79 Svobodny Ave., Krasnoyarsk 660041, Russian Federation

H epotapova@sfu-kras.ru

Abstract. The aim of presented empirical research is the revealing specifics of volunteers' motivation of different age (on the example of young and old age). We consider the main national and foreign works devoted to the study of volunteers' motivation of the elderly in detail. For older people volunteering is a significant activity, contributing to their inclusion in the changed society and development of communication. This topic is relevant, as there are few works devoted to elderly volunteers in national psychology and most of them are made within the framework of sociological research. In research was attended by 40 respondents, including 20 volunteers of young age and 20 older volunteers. Methods of the study: motivational personality profile by S. Ritchie and P. Martin; O.F. Potemkina's test (altruism/egoism, process orientation/result); diagnostics of level of polycommunicative empathy (I.M. Yusupov); also the author's questionnaire for understanding activity and volunteering experience was developed. As research suggests motivation of volunteers of young age has an egoistic orientation and the following motives: material encouragement, variety and change, creativity. Motivation of elderly volunteers has altruistic orientation with following motives: empathy, useful and interesting work. This conclusion was confirmed by means of statistical processing of data by Mann-Whitney U-criterion. The results of the study can be used in psychological support of elderly volunteer activities, as well as for the involvement of young people in volunteer activities.

Keywords: motive; specifics of motivation; volunteering; adolescence; old age; "silver volunteers"; socially significant activity; motivational personality profile; altruism; empathy

There is no conflict of interest

For citation: Ivanova E.A., Potapova E.V. Specific motivation among volunteers of different ages. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 62-71. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023 -22-3-62-71

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается активное развитие добровольчества в России. Согласно данным Росстата 2019 г., численность добровольцев, участвующих в деятельности социально ориентированных НКО, составила более 4 млн человек1. Волонтер (в переводе с англ. "Volunteer" - «доброволец») - человек, который добровольно делится своим временем и своим трудом, чтобы помочь другим людям, в своей деятельности руководствую-

1 Число волонтеров в России увеличилось более чем

в пять раз за 8 лет. URL: https://clck.ru/34rBBp (дата обращения: 29.06.2023).

щийся идеями общих для всего человечества ценностями и благом всех людей [1].

Добровольческая деятельность способствует социальной адаптации пожилых людей, улучшает их способность решать личные проблемы и оказывать помощь окружающим. Более активное участие пожилых людей в волонтерском движении ведет к повышению их уровня удовлетворенности жизнью [2]. Одновременно с этим волонтерская деятельность - это особый вид социальной практики, который помогает молодым людям решать различные проблемы, связанные с общественной жизнью. С помощью волонтерства молодые люди могут быть вовлечены в активную общественную деятель-

ность, получить возможность проявить свой потенциал и реализовать свои цели [3].

Серебряные волонтеры - это добровольцы в возрасте от 55 до 70 лет, принимающие участие на бескорыстной основе в деятельности, направленной на решение актуальных социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе и применяющие собственные знания и умения в осуществлении этой деятельности [4]. Актуальная статистика говорит о том, что в России на данный момент более трети жителей, относящихся к серебряному возрасту (старше 56 лет), занимаются волонтерской деятельностью. Они помогают в работе некоммерческих организаций, участвуют в мероприятиях и массовых событиях. Большая вовлеченность серебряных волонтеров в добровольческую деятельность способствует росту их удовлетворенности жизнью. Привлечение большего количества людей пожилого возраста в волонтерское дело можно считать одной из актуальных задач для развития современного во-лонтерства в Российской Федерации [3].

Мотивационная сфера является одной из главенствующих в личности человека. Она отвечает за целенаправленность деятельности человека, ее устойчивость и организованность [5]. Этот аспект является одним из наиболее трудных в измерении, изучении и диагностике, потому что мотивы деятельности всегда индивидуальны и часто не осознаваемы, но при этом они являются предельно важными в жизни каждого человека [6].

В работах отечественных и зарубежных ученых широко представлены исследования феномена добровольческой деятельности за период от 1998 по 2022 гг. Посвящены они в основном волонтерам юношеского возраста. Социально-психологические характеристики, а также иные важные моменты волонтерства рассматривались E. Clary (1998), Е.С. Азаровой (2008), С.Г. Екимовой (2010), У.П. Кре-товой (2015) и др. Однако особенности мотивации волонтерской деятельности «серебряных» волонтеров изучены недостаточно в отечественной психологии: современное состояние исследований «серебряного» волон-терства имеет в основном не психологическую, а социологическую направленность.

Цель данного исследования - выявить специфику мотивов добровольческой дея-

тельности волонтеров пожилого возраста и волонтеров юношеского возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В основе гипотезы лежит предположение о том, что мотивация волонтеров юношеского возраста имеет эгоистическую ориентацию и выражена на высоком уровне следующими мотивами: материальное поощрение, разнообразие и перемены, креативность. Мотивация волонтеров пожилого возраста имеет альтруистичесую ориентацию. Выражена на высоком уровне следующими мотивами: эмпатия, полезная и интересная работа. Гипотеза основана на анализе исследований, посвященных изучению мотивации волонтерской деятельности.

Для изучения особенностей мотивации в разных видах волонтерской деятельности были выбраны следующие методики: мотивацион-ный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина; тест ОФ. Потемкиной (альтруизм/эгоизм, ориентация на процесс/результат); диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов). Также была разработана авторская анкета для понимания деятельности волонтера. Статистическая обработка данных проводилась методами математической статистики с применением непараметрического критерия «^-критерий Манна-Уитни». Расчеты производились с использованием электронного ресурса для автоматических расчетов2.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основополагающей характеристикой пожилых волонтеров является накопленный жизненный опыт, что обеспечивает им преимущественное понимание и глубокую осведомленность в отношении разнообразных видов деятельности, связанных с оказанием помощи другим людям, предоставлением социальной поддержки и реализацией социальных проектов. В этой связи старшее поколение волонтеров представляет собой уникальный ресурс для всего общества. Участие пожилых лиц в волонтерской деятельности

2 Автоматический расчет С-критерия Манна-Уитни // Профессиональный интернет-ресурс для психологов PSYCHOL-OK. URL: https://www.psychol-ok.ru/ statistics/mann-whitney/ (дата обращения: 10.06.2023).

прямо влияет не только на качество их индивидуальной жизни, но также оказывает воздействие на развитие прогресса и повышение общего уровня благосостояния в стране [7].

В последние годы в свете повышенного внимания к проблеме активного старения населения, волонтерское движение признается одной из форм социальной мобилизации пожилых граждан. Одним из эффективных направлений государственного воздействия на данную группу населения является их привлечение к добровольческой деятельности, известной как «серебряное» волонтерст-во, которое предоставляет возможность удовлетворить одну из важнейших социальных потребностей, возникающих у пожилых людей при выходе на пенсию - потребность в общении. Пожилому человеку легче найти понимание, сочувствие и поддержку в общении со своими сверстниками, которые сталкиваются с аналогичными проблемами, обладают схожим опытом и разделяют общие интересы. Расширение и углубление коммуникации являются неотъемлемыми условиями психологического комфорта пожилых людей и стимулом для их самореализации. Способность и навыки общения оказывают влияние на жизнь пожилого человека не только в домашней обстановке и в кругу семьи, но и в общественной среде [8].

В исследовании, проведенном З.А. Троска в 2017 г. среди пожилых волонтеров, принимавших участие в проекте «Сочи - 2014», были выделены основные мотивы, которые вызывают положительную реакцию в данной демографической группе. Среди них автор отмечает желание познакомиться с новыми людьми, быть связанным с историческим событием и наблюдать международные соревнования собственными глазами. Кроме того, в мотивационные факторы, побуждающие участие в добровольческой деятельности, включены: уклонение от одиночества, общение и стремление быть социально полезными для других людей, применение профессионального и жизненного опыта, участие в социальных изменениях, желание реализовать себя и свои инициативы, рост и развитие, обретение новых смыслов жизни, потребность в проявлении милосердия, доброты и стремление решать проблемы других

людей, а также потребность в признании собственной значимости и уважении [9].

П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский (2017) в своей работе разделяют «серебряное сообщество» на две группы. Первую образуют пожилые волонтеры, которые всю свою сознательную жизнь выступали в роли «социальных интеграторов». Это люди с активной жизненной позицией, всегда принимавшие активное участие в общественной жизни и с выходом на пенсию сохранившие эти жизненные установки и ориентации. Вторую группу «серебряных волонтеров» составляют те, кто впервые, выйдя на пенсию, включился в волонтерские практики. Представители второй группы волонтеров мало чем отличаются от «социальных интеграторов», разве что временем «волонтерского дебюта». Мо-тивационный же профиль и тех, и других практически идентичен: в нем преобладают желание регулярно участвовать в волонтерских проектах, альтруистическая направленность и коллективистские установки, обусловленные темпоральной ориентацией на советское прошлое [10].

Тема мотивации волонтерской деятельности людей в пожилом возрасте также является актуальной и в зарубежном научном сообществе. Исследователи J. Wilson и M. Musick (1997) изучали мотивы волонтерской детальности пожилых людей. Ученые создали концептуальную схему, согласно которой три типа капитала - человеческий, социальный и культурный - влияют на решение заняться волонтерской работой. Культурный капитал влечет за собой ресурсы, полученные из ценностей, моральных предпочтений и религиозных убеждений, которые направляют действия человека на выполнение добрых дел. Данное исследование было посвящено взаимодействию переменных, объединенных в рамках культурного капитала - религиозности, духовности и ценностно-выразительной мотивации волонтеров [11].

Исследователи A. Okun Morris (2015) и его коллеги изучали взаимосвязь между религиозностью, духовностью и ценностно-экспрессивной мотивацией волонтеров пожилого возраста, опираясь на схему J. Wilson и M. Musick [12]. Ценностно-экспрессивные мотивы связаны с утверждением ценностей, основанных на заботе, необходимых для

добровольной помощи другим людям. Ценностно-экспрессивная мотивация может обеспечить желание заниматься добровольческой деятельностью. Однако, поскольку церковь предоставляет своим членам многочисленные возможности для участия в волонтерской работе, религиозность может обеспечить путь к этому. Таким образом, связь между ценностно-экспрессивной мотивацией добровольчества и добровольчеством может быть сильнее среди людей с высокой и низкой религиозностью.

В эмпирическом исследовании приняли участие 40 человек: 20 человек волонтеры пожилого возраста (АНО ДПО «Институт образования взрослых региональный центр «серебряного» волонтерства; региональная общественная организация «Красволонтер») и 20 - волонтеры юношеского возраста (Регио-

нальная общественная организация «Красволонтер»; ММАУ «Красноярский волонтерский центр «Доброе дело»).

В результате использования методики «Мотивационный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина» были получены результаты, представленные в табл. 1 и на рис. 1.

Данные табл. 1 и рис. 1 показывают высокие результаты респондентов по средним значениям у волонтеров юношеского возраста в мотивах: материальное поощрение (в виде сувениров, грамот и т. д.) - 28,3; потребность в социальных контактах - 30,9; разнообразие и перемены - 39,6; креативность - 42,5.

Высокие результаты по средним значениям у волонтеров пожилого возраста в мотивах: структурирование - 50,5; интересная и полезная работа - 51,2.

Таблица 1

Результаты методики «Мотивационный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина»

(средние значения)

Table 1

Results of methodology "Motivational profile by S. Ritchie and P. Martin"

(average values)

Исследуемые мотивы Studied motives Среднее значение выраженности мотивов Average value of motives intensity

юношеский возраст youth age пожилой возраст old age

Материальное поощрение Financial incentives 28,30 12,20

Потребность в хороших условиях работы Need for good working conditions 22,70 20

Структурирование Structuring 35,50 50,50

Потребность в социальных контактах Need for social contacts 30,90 20

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения Need to form and maintain long-term stable relationships 29,70 27,75

Признание Confession 26,80 27,40

Стремление к достижениям Striving for achievements 28,80 30,65

Власть и влиятельность Power and influence 21,05 18,70

Разнообразие и перемены Diversity and change 39,65 26,60

Креативность Creativity 42,50 33,50

Самосовершенствование Self-improvement 35,35 36,65

Интересная и полезная работа Interesting and useful work 38,10 51,20

Рис. 1. Результаты по методике «Мотивационный профиль личности Ш. Ричи и П. Мартина» (средние значения) Fig. 1. Results of methodology "Motivational profile by S. Ritchie and P. Martin" (average values)

Результаты методики «Тест О.Ф. Потемкиной» (средние значения)

Results of methodology "O.F. Potemkina's Test" (average values)

Таблица 2

Table 2

Исследуемые мотивы Среднее значение выраженности мотивов Average value of motives intensity

Studied motives юношеский возраст youth age пожилой возраст old age

Ориентация на процесс Process orientation 6,95 6,55

Ориентация на результат Result orientation 5,50 5,45

Альтруизм Altruism 5,65 7,45

Эгоизм Selfishness 6,25 2,50

тест О.Ф. Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Mil

Ориентация на процесс Ориентация на результат Альтруизм Эгоизм

■ юноши ■ пожилые

Рис. 2. Результаты методики «Тест О.Ф. Потемкиной» (средние значения) Fig. 2. Results of methodology "O.F. Potemkina's Test" (average values)

В результате диагностики испытуемых по методике О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (альтруизм/эгоизм, ориентация на процесс/ результат)» были выявлены результаты, представленные в табл. 2 и на рис. 2. Данные табл. 2 и рис. 2 позволяют говорить о высоких результатах в установке на эгоизм у волонтеров юношеского возраста - 6,25 и высоких результатах у волонтеров пожилого возраста в установке на альтруизм - 7,45.

Результаты, полученные в процессе реализации методики «Диагностике уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов)», представлены в табл. 3 и на рис. 3. Данные табл. 3 и рис. 3 показывают средний уровень эмпатии у волонтеров юношеского возраста и высокий уровень эмпатии у волонтеров пожилого возраста.

Таким образом, данные, представленные в таблицах и на рисунках, дают нам основание полагать, что у волонтеров юношеского возраста более выражены следующие мотивы участия в волонтерской деятельности: потребность в материальном поощрении, потребность в разнообразии и переменах, потребность в креативности, при этом мотивация имеет в значительной степени эгоистическую направленность. У волонтеров пожилого возраста более выражены следующие

Таблица 3 Результаты методики «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова» (средние значения)

Table 3

Results of methodology "I.M. Yusupov's Diagnostics on polycommunicative empathy level" (average values)

Среднее значение уровня эмпатии Average value of empathy level

юношескии возраст пожилои возраст

youth age old age

44,95 64,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов)

юноши пожилые

Рис. 3. Результаты методики «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова» (средние значения) Fig. 3. Results of methodology "I.M. Yusupov's Diagnostics on polycommunicative empathy level" (average values)

мотивы участия в волонтерской деятельности: потребность в интересной и полезной работе, эмпатия, при этом мотивация имеет преобладающую альруистическую направленность.

Данные результаты были подтверждены в ходе статистического анализа с помощью Ц-критерия Манна-Уитни. В результате статистического анализа компонентов методики «Мотивационный профиль личности Ш. Ри-чи и П. Мартина» были получены следующие результаты. Значения рассматриваемых нами мотивов: материальное поощрение (Цэмп = 83,5); креативность (Цэмп = 112); разнообразие и перемены (иэмп = 79); интересная и полезная работа (Цэмп =110,5) меньше критических значений, значит, они находятся в зоне значимости, из этого следует, что различия в значениях этих мотивов среди волонтеров юношеского возраста и волонтеров серебряного возраста статистически значимы. Критические значения ЦКр для р < 0,01 = 114, дляр < 0,05 = 138.

В результате статистического анализа компонентов методики теста О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (альтруизм/эгоизм, ориентация на процесс/результат)» были получены следующие результаты. Значения рассматриваемых нами мотивов: альтруизм (Цэмп = 97); и эгоизм (Цэмп = 24,5) меньше критических значений, значит, они находятся в зоне значимости, из этого следует, что различия в значениях этих мотивов среди волонтеров юношеского возраста и волонтеров серебряного возраста статистически значимы. Критические значения ЦКр для р < 0,01 = 114, дляр < 0,05 = 138.

В результате статистического анализа компонентов методики «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов)» были получены следующие результа-

ты. Уровень эмпатии Цэмп = 4,5 меньше критических значений, значит, они находятся в зоне значимости, из этого следует, что различия в значениях этих мотивов среди волонтеров юношеского возраста и волонтеров серебряного возраста статистически значимы. Критические значения ЦКр для р < 0,01=114, дляр < 0,05 = 138.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного эмпирического исследования было установлено, что мотивация волонтеров юношеского возраста имеет эгоистическую ориентацию и выражена на высоком уровне следующими мотивами: материальное поощрение, разнообразие и перемены, креативность. Мотивация волонтеров пожилого возраста имеет альтруистическую ориентацию и выражена на высоком следующими мотивами: эмпатия, полезная и интересная работа.

Обработка полученных данных с использованием Ц-критерия Манна-Уитни позволила установить различия результатов между двумя выборками. Было выявлено, что различия в мотивах: эгоизм, материальное поощрение, разнообразие и перемены, креативность, альтруизм, эмпатия, полезная и интересная работа, при ЦКр для р < 0,01=38, для р < 0,05 = 51 находятся в зоне значимости. Из этого следует, что различия в значениях этих мотивов среди волонтеров юношеского возраста и волонтеров «серебряного» возраста статистически значимы и носят не случайный характер. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.

Результаты исследования могут быть использованы в психологическом сопровождении волонтерской деятельности и как ориентиры для разработки программ личностного роста волонтеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организацию и развитию волонтерства в вузе. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 104 с.

2. Серебряные волонтеры / под ред. Т.Н. Арсеньевой. Тверь: Полиграф. компания «Печатня», 2016. 60 с. EDN: XBCWLP

3. Киселева Т.Г. Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 44-48. EDN: PLXNBX

4. Анисимова М.А. Серебряные волонтеры как феномен волонтерского движения // Вестник современных исследований. 2018. № 5.3 (20). С. 327-329. EDN: XTTWMP

5. Афанасенкова Е.Л. Структура мотивации и мотивационной сферы современных студентов // Интернет-журнал СахГУ: Наука, образование, общество. 2014. № 1 (8). С. 38. EDN: TRVKTD

6. Боброва В.Л., Остапчук Н.В. Психология в образовании: профессиональная и учебная мотивация студентов // Психология в системе образования. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2011. С. 31-34.

7. Ахмедова З.М. Обучение волонтеров «серебряного» возраста, как групповая форма работы // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2020. С. 77-79. EDN: GFMJEK

8. Прохорова Л.В. Пожилые люди и «серебряное» волонтерство: реальные кейсы // Вестник НГУЭУ. 2019. № 3. С. 248-259. DOI 10.34020/2073-6495-2019-3-248-259; EDN: VWDCBY

9. Троска З.А. Вовлечение людей пожилого возраста в волонтерскую деятельность в рамках проекта «Сочи 2014» // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 1 (140). С. 167-174. DOI 10.17922/2071-5323-2017-16-1-167-174; EDN: YNFEXZ

10. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Волонтеры «серебряного возраста»: регулирование темпоральнх стратегий поведения возрастной общности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 35-46. DOI 10.15593/2224-9354/2017.4.3; EDN: YNEIJP

11. Wilson J., MusickM. Who cares? Toward an integrated theory of volunteer work // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. P. 694-713.

12. Okun М.А., O'Rourke H.P., Keller B., Johnson K.A. Value-Expressive Volunteer Motivation and Volunteering by Older Adults: Relationships With Religiosity and Spirituality // The Journals of Gerontology: Series B. 2015. Vol. 70 (6). P. 860-870.

REFERENCES

1. Krutitskaya E.V., Ognev A.S. Methodological Recommendations for the Organization and Development of Volunteering at the University. Moscow, Sholokhov Moscow State University for Humanities Publ. Center, 2015, 104 p. (In Russian).

2. Arsenyeva T.N., ed. Silver Volunteers. Tver, Printing Company "Pechatnya", 2016, 60 p. (In Russian).

3. Kiseliova T.G. Research of dominating motivation to participate in the volunteer activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 44-48. (In Russian).

4. Anisimova M.A. Silver volunteers as a phenomenon of the volunteer movement. Vestnik sovremennykh issledovaniy, 2018, no. 5.3 (20), p. 327-329. (In Russian).

5. Afanasenkova E.L. Structure of motivation and motivational sphere of modern students. Internet-zhurnal SahGU: Nauka, obrazovanie, obshhestvo, 2014, no. 1 (8), pp. 38. (In Russian).

6. Bobrova V.L., Ostapchuk N.V. Psychology in education: professional and educational motivation of students. In: Psychology in the Education System. Yekaterinburg, Publ. House of RSPPU, 2011, pp. 31-34. (In Russian).

7. Akhmedova Z.M. Training of "silver" aged volunteers as a group form of work. In: Science of the 21 st Century: Discoveries, Innovations, Technologies. Smolensk, ISRC "Naukosfera" Publ., 2020, pp. 77-79. (In Russian).

8. Prokhorova L.V. Elderly people and silver volunteering: real cases. Vestnik NSUEM, 2019, no. 3, pp. 248259. (In Russian). DOI 10.34020/2073-6495-2019-3-248-259

9. Troska Z.A. Involving Elderly Age's People to Volunteer Activity on «Sochi 2014» Project. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2017, vol. 16, no. 1 (140), pp. 167-174. (In Russian). DOI 10.17922/2071-5323-2017-16-1-167-174

10. Ambarova P.A., Zborovsky G.E. "Silver age" volunteers: regulation of temporal behavior strategies within the age community. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 4, pp. 35-46. (In Russian). DOI 10.15593/2224-9354/2017.4.3

11. Wilson J., Musick M. Who cares? Toward an integrated theory of volunteer work. American Sociological Review, 1997, vol. 62, pp. 694-713.

12. Okun М.А., O'Rourke H.P., Keller B., Johnson K.A. Value-Expressive Volunteer Motivation and Volunteering by Older Adults: Relationships With Religiosity and Spirituality. The Journals of Gerontology: Series B, 2015, vol. 70 (6), pp. 860-870.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Иванова Екатерина Анатольевна - магистрант по направлению подготовки «Психология безопасности и здоровья». Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация.

E-mail: Cathy.novaa@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3036-2809 Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание текста.

Ekaterina A. Ivanova - Masters' Degree Student in "Psychology of Safety and Health". National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation. E-mail: Cathy.novaa@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3036-2809 Contribution: literature analysis and evaluation, article text writing.

Потапова Екатерина Вадимовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и консультирования. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: epotapova@sfu-kras.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9302-5810 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и корректировка текста.

Ekaterina V. Potapova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Developmental and Consulting Psychology Department. Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. E-mail: epotapova@sfu-kras.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9302-5810 Contribution: main study conception, text writing and editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.