Научная статья на тему 'ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ / ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ / СФЕРЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишкова Екатерина Валерьевна

Обоснование. Активизация волонтерского движения в России и мире в целом и связанная с ней интенсификация психологических исследований специфической альтруистической деятельности личности обусловливают необходимость всестороннего изучения данного психологического феномена, выявления его психологической сущности во всей своей многогранности и многоаспектности, включая типологические различия в общей характеристике направленности личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность. Цель: выявление типов направленности личности на волонтерскую деятельность. Материалы и методы. Проведено поперечное одномоментное исследование, в котором опрошены 492 волонтера в возрасте от 18 до 62 лет, участвующие в разных волонтерских проектах и имеющие разный стаж добровольческой деятельности. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, отобранных в соответствии с уточненной структурой волонтерской деятельности: методики социально-психологических установок (О.Ф. Потемкина), «Списка личностных предпочтений» (Э. Эдвардс), методики «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков), методики диагностики направленности личности (Б. Басс), методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), а также авторской анкеты, позволяющей выявить мотивы волонтерской деятельности, ожидания волонтеров и их оценку разных ее сфер и видов. Опрошены 66 экспертов-психологов. Математическая обработка данных включала в себя факторный (метод главных компонент, критерий Кайзера) и кластерный (анализ K-средних) анализы. Результаты. Выявлены четыре основных типа направленности личности на волонтерскую деятельность: личностно-ориентированная, объектно-ориентированная, гражданско-ориентированная и профессионально-ориентированная. Установлены различия между волонтерами разного возраста и с разным стажем волонтерской деятельности в показателях степени выраженности типов направленности их личности на осуществляемую ими деятельность. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности разработки и реализации специальных программ психологической поддержки волонтеров, ориентированных на формирование у них конструктивных типов направленности личности на волонтерскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ишкова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PERSONALITY ORIENTATION TOWARDS VOLUNTEERING

Background. The rise of volunteer movements in Russia and abroad and the associated development of psychological studies of specific altruistic activities make relevant a comprehensive study of this psychological phenomenon and its essence, including typological differences. Aims: the purpose of this paper is to identify the different types of personality orientations toward volunteer activities. Materials and methods. A cross-sectional study involved 492 volunteers aged 18 to 62 years. All participants took part in different volunteer projects and had different volunteer experiences. The study was carried out using a battery of psychodiagnostic methods selected with respect to the structure of volunteering: the assessment of social and psychological attitudes (O. Potemkina), the Edwards personal preference schedule (A. Edwards), the “System of Life Meanings” method (V. Kotlyakov), the Bass orientation inventory (B. Bass), the ratio between value and accessibility in various spheres of life method (E. Fantalova), as well as the author’s questionnaire for identifying motives for volunteering, the expectations of volunteers, and their assessment of different aspects of volunteering. The data obtained were processed with factorial (principal component analysis, Kaiser criterion) and cluster (K-means analysis) analyses. Results. Four main types of personality orientation towards volunteering have been identified: personality-oriented, object-oriented, public-oriented, and professionally-oriented. Differences were found between volunteers of different ages and with different volunteer experiences in terms of the intensity of their orientation to volunteering. Conclusion. The results of the study show the need for special programs for the psychological support of volunteers, which will be focused on the formation of constructive types of personality orientation towards volunteering.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Научная статья УДК 159.99

РСН: 10.14529/]ррэ220402

Типы направленности личности на волонтерскую деятельность Е.В. Ишковав

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия я уе!ба 77@уапбех. ги

Аннотация

Обоснование. Активизация волонтерского движения в России и мире в целом и связанная с ней интенсификация психологических исследований специфической альтруистической деятельности личности обусловливают необходимость всестороннего изучения данного психологического феномена, выявления его психологической сущности во всей своей многогранности и многоаспектности, включая типологические различия в общей характеристике направленности личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность. Цель: выявление типов направленности личности на волонтерскую деятельность. Материалы и методы. Проведено поперечное одномоментное исследование, в котором опрошены 492 волонтера в возрасте от 18 до 62 лет, участвующие в разных волонтерских проектах и имеющие разный стаж добровольческой деятельности. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, отобранных в соответствии с уточненной структурой волонтерской деятельности: методики социально-психологических установок (О.Ф. Потемкина), «Списка личностных предпочтений» (Э. Эдвардс), методики «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков), методики диагностики направленности личности (Б. Басс), методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), а также авторской анкеты, позволяющей выявить мотивы волонтерской деятельности, ожидания волонтеров и их оценку разных ее сфер и видов. Опрошены 66 экспертов-психологов. Математическая обработка данных включала в себя факторный (метод главных компонент, критерий Кайзера) и кластерный (анализ К-средних) анализы. Результаты. Выявлены четыре основных типа направленности личности на волонтерскую деятельность: личностно-ориентированная, объектно-ориентированная, гражданско-ориентированная и профессионально-ориентированная. Установлены различия между волонтерами разного возраста и с разным стажем волонтерской деятельности в показателях степени выраженности типов направленности их личности на осуществляемую ими деятельность. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности разработки и реализации специальных программ психологической поддержки волонтеров, ориентированных на формирование у них конструктивных типов направленности личности на волонтерскую деятельность.

Ключевые слова: направленность личности на волонтерскую деятельность, структура направленности, типы направленности, сферы волонтерской деятельности

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ишкова Е.В. Типы направленности личности на волонтерскую деятельность // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 15-24. БО!: 10.14529^ррз220402

© Ишкова Е.В., 2022.

Original article

DOI: 10.14529/jpps220402

Types of personality orientation towards volunteering

E.V. ishkovaF

Kuban State University, Krasnodar, Russia

B velda 77@yandex.ru

Abstract

Background. The rise of volunteer movements in Russia and abroad and the associated development of psychological studies of specific altruistic activities make relevant a comprehensive study of this psychological phenomenon and its essence, including typological differences. Aims: the purpose of this paper is to identify the different types of personality orientations toward volunteer activities. Materials and methods. A cross-sectional study involved 492 volunteers aged 18 to 62 years. All participants took part in different volunteer projects and had different volunteer experiences. The study was carried out using a battery of psychodiagnostic methods selected with respect to the structure of volunteering: the assessment of social and psychological attitudes (O. Potemkina), the Edwards personal preference schedule (A. Edwards), the "System of Life Meanings" method (V. Kotlyakov), the Bass orientation inventory (B. Bass), the ratio between value and accessibility in various spheres of life method (E. Fantalova), as well as the author's questionnaire for identifying motives for volunteering, the expectations of volunteers, and their assessment of different aspects of volunteering. The data obtained were processed with factorial (principal component analysis, Kaiser criterion) and cluster (K-means analysis) analyses. Results. Four main types of personality orientation towards volunteering have been identified: personality-oriented, object-oriented, public-oriented, and professionally-oriented. Differences were found between volunteers of different ages and with different volunteer experiences in terms of the intensity of their orientation to volunteering. Conclusion. The results of the study show the need for special programs for the psychological support of volunteers, which will be focused on the formation of constructive types of personality orientation towards volunteering.

Keywords: orientation to volunteering, structure of orientation, types of orientation, areas of volunteer activity

The authors declare no conflict of interest.

For citation. Ishkova E.V. Types of personality orientation towards volunteering. Psikhologiya. Psik-hofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2022;15(4):15-24. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps220402

Введение

В настоящее время актуализируются проблемы психологического обеспечения деятельности волонтеров. Актуализация обозначенной проблемы обусловлена факторами теоретического и практического характера.

Развитие волонтерского движения в России связывается с решением многих социальных проблем, а само волонтерство (или добро-вольничество) рассматривается, как правило, в качестве средства формирования гармоничной личности [1], условия ее самореализации и саморазвития [2], карьерного роста [3], возможности развития альтруистических ценностей [4], нравственных убеждений и чувств [5].

Вместе с тем практический опыт управления волонтерскими проектами позволяет констатировать тот факт, что мотивы участия в них, например, студенческой молодежи в достаточной степени многообразны и не все-

гда отражают альтруистические установки их личности.

Об этом свидетельствуют и результаты ряда исследований, проведенных в последние годы, в связи с возросшим интересом к психологии волонтерской деятельности.

Обзор литературы

Наряду с альтруистическими мотивами и мотивами самореализации выделяют эгоистические мотивы добровольческой деятельности [6], мотивы материального и социального вознаграждения [7], мотивы компенсаторного характера, к которым относится и желание повысить свою самооценку, и получить «власть над другими», и преодолеть чувство одиночества [8].

Необходимо также отметить, что традиционно исследования мотивов волонтерской деятельности, а также установок и ценностей

волонтеров, направленности их личности осуществляются с помощью сравнительного анализа соответствующих среднегрупповых показателей в группе волонтеров и неволонтеров, вследствие чего выделяются их индивидуально-психологические особенности, специфика развития ценностно-смысловой и потребностно-мотивационных сфер их личности. Однако даже в таких, достаточно популярных и многочисленных исследованиях приводятся факты, подтверждающие неоднородность состава групп самих волонтеров, где помимо лиц, ориентированных на служение и альтруизм, определенный процент составляют те молодые люди, которые через осуществление добровольческой деятельности добиваются выгоды для себя, достигают личностных, в том числе и компенсаторных целей [9, 10].

В исследовании Б. Хоула отмечаются различия между самими волонтерами, которые, следуя своим потребностям и мотивам, выбирают разные сферы волонтерской деятельности [11].

Теоретический анализ современных исследований феномена волонтерства показал, что направленность личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность имеет вариативный характер. Однако в современной психологии отсутствуют как научно обоснованные сведения о типологии такой направленности, так и диагностический инструментарий для определения степени их выраженности у лиц, участвующих в волонтерском движении.

Понятие же направленности личности является одним из центральных в психологической науке. За годы его изучения сложились несколько подходов, в рамках которых направленность личности трактуется как характеристика ценностной и мотивационной структур личности, ее внутреннее побуждение к определенному виду деятельности [12], как характеристика личности, детерминирующая особенности ее отношения к себе, другим людям, к обществу и миру в целом [13] и, наконец, как системное личностное образование, охватывающее не только мотивационную составляющую, но и весь внутренний мир человека, что определяет его поведение в конкретных жизненных ситуациях [14, 15].

Вне зависимости от особенностей рассмотрения направленности личности - или как узкого понятия, отражающего особенности ее мотивационной сферы, или как более

широкого его осмысления, включающего в себя помимо мотивов и ценностей еще и убеждения личности, ее мировоззрение и идеалы, способности и задатки, склонности и притязания, - большинство исследователей сходятся во мнении о том, что направленность личности обусловливает ее поступки и поведение, систему ее отношений к миру и с миром, оценку его отдельных сторон, отношений к себе, другим людям, социуму и определенному виду деятельности и специфических сфер психической активности [16].

В настоящее время достаточно дискуссионным является и вопрос о структуре направленности личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, направленность личности как источник ее психической активности имеет внешнюю (социально значимые ценности) и внутреннюю (их принятие) структуры, находящиеся в иерархических отношениях [17]. Гармоничное развитие личности возможно только тогда, когда «должное» и «желаемое» совпадают, в противном случае - возникает напряжение, чувство беспокойства, тревоги, дискомфорта, обусловливающие формирование деструктивной направленности личности.

Опираясь на учение С.Л. Рубинштейна о направленности личности, можно предположить, что человек, участвующий в социально значимой добровольческой деятельности, может испытывать как позитивные, так и негативные чувства в случае внутреннего неприятия ее истинных целей.

В связи с этим необходимо исследование типов направленности личности на волонтерскую деятельность.

Следует уточнить, что под направленностью личности на волонтерскую деятельность мы понимаем системное динамическое ее образование, включающее в себя убеждения, установки, систему ценностей и личностных смыслов, внутренних потребностей и мотивов, что и определяет цели участия личности в определенных волонтерских проектах. Структура такой направленности, таким образом, представляет собой взаимосвязь когнитивно-установочного, мотивационно-потребностного, ценностно-смыслового, перцептивно-оценочного и опера-ционально-деятельностного компонентов, особенности которых и составляют суть определенного типа направленности личности на волонтерскую деятельность [18].

Цель: выявить типы направленности личности на волонтерскую деятельность.

Материалы и методы

Был выбран дизайн поперечного одномоментного исследования, для которого сформированы несколько групп волонтеров (исследовательские группы уравнивались по количеству респондентов - п = 82): студенты-волонтеры в возрасте от 18 до 23 лет, организующие социально значимые мероприятия в вузе; студенты-волонтеры того же возраста, принявшие участие только в крупных (на уровне страны) мероприятиях; молодые волонтеры и волонтеры в возрасте от 42 до 58 лет, оказывающие безвозмездную помощь социально уязвимым слоям населения (детям-сиротам, престарелым людям, людям в трудной жизненной ситуации); молодые волонтеры и волонтеры от 47 до 62 лет, занятые в волонтерских экологических проектах.

Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, отобранных в соответствии с уточненной структурой направленности на волонтерскую деятельность: содержание когнитивно-установочного компонента определялось с помощью методики социально-психологических установок ОФ. Потемкиной1; мотивационно-потребностного - «Списка личностных предпочтений» (Э. Эдвардс) [19], а также авторской анкеты, разработанной для настоящего исследования; ценностно-смыслового - авторской анкеты и методики «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова [20]; опе-рационально-деятельностный компонент, отражающий особенности интереса к волонтерской деятельности, ее объекту, изучался с помощью методики диагностики направленности личности (Б. Басс) [21], а перцептивно-оценочный компонент - методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) [22]. Общий психодиагностический комплекс включал в себя также авторскую анкету, позволяющую выявить мотивы волонтерской деятельности, ожидания волонтеров и их оценку разных ее сфер и видов.

Также опрошены 66 экспертов-психологов, которым предлагалось дать характеристику личности современных волонтеров.

1 Методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребност-ной сфере О.Ф. Потемкиной. URL: http://psy-resultat.ru/page176_

Полученный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office Excel 2016 и IBM SPSS v. 22. Основными статистическими методами стали сравнительный (h-критерий Крускала - Уоллиса), факторный (метод главных компонент, критерий Кайзера) и кластерный (анализ K-средних) анализы.

Результаты

Выявлены значимые различия между исследовательскими группами в среднегруппо-вых показателях каждого компонента направленности личности на волонтерскую деятельность, что подтверждает гипотезу о ее вариативности.

Для изучения взаимосвязи содержания и характеристик направленности личности волонтеров использовалась процедура факторного анализа. Факторизации были подвергнуты результаты применения всех психодиагностических опросников. Использовался метод главных компонент, вращение Varimax normalized. Найденное решение содержит восемь факторов. В целях более компактного представления данных и ввиду невысокого (0,6-0,9) процента объясненной дисперсии для каждого фактора была выполнена повторная факторизация полученной матрицы. Использовался также метод главных компонент, вращение Varimax normalized. Итоговое факторное решение содержит четыре фактора, объясняющих 68,4 % исходной дисперсии, при таком решении каждый фактор объяснил приблизительно одинаковое (0,13-0,15) количество процентов дисперсии исходной матрицы. Результаты повторной факторизации представлены в табл. 1.

При анализе матрицы интеркорреляций в качестве достаточной для вхождения в фактор была обозначена корреляционная нагрузка переменной по фактору более 0,50. Дальнейший выбор, касающийся принадлежности шкалы к тому или иному фактору, делался на основании сопоставления модульного значения факторных нагрузок: предпочтение отдавалось большему значению. По результатам факторизации переменные, обладающие нагрузкой менее 0,50, обозначались как «буферные», неинформативные. По результатам первичной факторизации в качестве буферной были выделены несколько шкал отобранных опросников.

Таблица 1 Table 1

Факторная матрица переменных направленности личности на волонтерскую деятельность Factor matrix for personality orientation toward volunteering

Психологические маркеры Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Методика О. Ф. Потемкиной

Ориентация на альтруизм 0,902 (,91)

Ориентация на эгоизм 0,505 (,58) -0,841 (-,84)

Ориентация на власть 0,512 (,59) 0,502 (,53)

Ориентация на деньги 0,517 (,51)

Ориентация на процесс 0,512 (,51)

Ориентация на результат 0,521 (,53)

Список Э. Эдвардса

Потребность быть в центре внимания 0,549 (,61)

Потребность в привязанности 0,533 (,57)

Потребность во власти 0,514 (,51)

Потребность помогать 0,601 (,66)

Потребность в новых впечатлениях 0,611 (,62)

Методика В.Ю. Котлякова

Альтруистические смыслы 0,803 (,84)

Статусные смыслы 0,661 (,62)

Когнитивные смыслы 0,644 (,64)

Экзистенциальные смыслы 0,519 (,59)

Коммуникативные смыслы 0,555 (,61)

Гедонистические смыслы 0,561 (,59)

Методика Басса

Направленность на себя 0,789 (,79)

Направленность на взаимодействие 0,559 (,52)

Направленность на задачу 0,561 (,59)

Методика Е.Б. Фанталовой

Коэффициент дезинтеграции «Интересная работа» 0,763 (,77)

Коэффициент дезинтеграции «Наличие верных друзей» 0,803 (,82)

Коэффициент дезинтеграции«Активная, деятельная жизнь» 0,688 (,69)

Коэффициент дезинтеграции «Уверенность в себе» 0,620 (,62)

Ответы на вопросы авторской анкеты

Волонтерская деятельность как возможность достичь высокого социального статуса 0,616 (,64)

Волонтерская деятельность как возможность стать полезным государству и обществу 0,719 (,74)

Волонтерская деятельность как возможность заниматься своим хобби 0,589 (,60)

Волонтерская деятельность как средство развития профессиональных навыков 0,633 (,70)

Возможность достичь победы добра над злом 0,718 (,73)

Мотивы помощи другим людям 0,661 (,65)

Возможность реализовать себя 0,702 (,69)

Желание приобрести профессиональный опыт 0,872 (,91)

Компенсаторные мотивы 0,666 (,77)

Мотивы быть полезным обществу и государству 0,841 (,89)

Возможность заниматься своим любимым делом 0,777 (,79)

Патриотические ценности, ценности служения 0,764 (,81)

Возможность разнообразить свой досуг 0,874 (,89)

В результате были выделены 37 переменных, каждая из которых образовывала определенный фактор. В табл. 1 представлено содержательное наполнение факторов. Факторные нагрузки приведены в абсолютном (по модулю) значении дважды: по результатам первичной и вторичной (в скобках) факторизации. Указаны веса только фактор-образующих переменных.

В результате факторизации эмпирических данных выделены четыре фактора, факторные нагрузки которых позволяют выделить четыре основных типа направленности личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность.

В первый фактор вошли такие шкалы опросников, как «ориентация на эгоизм, власть», «потребность быть в центре внимания», «компенсаторные мотивы», оценка волонтерской деятельности как возможности разнообразить свой досуг, реализовать себя, дезинтеграция ценности и доступности «Уверенность в себе»).

Факторные нагрузки второго фактора, напротив, отражают стремление личности к оказанию помощи другим, ее альтруистические склонности, желание заниматься любимым делом, достичь победы добра над злом и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий фактор объединил в себе следующие показатели: ориентация на власть, потребность в ней, ориентация на высокий социальный статус в сочетании с чувством патриотизма и гражданского долга, любви к Родине и желании служить на ее благо.

Четвертый фактор отражает профессиональные идеалы личности, ее стремление достичь профессионализма, обрести профессиональный опыт: в него вошли такие шкалы, как ориентация на результат, стремление к познанию, потребность в интересной работе, оценка волонтерской деятельности как средства приобретения профессионального опыта.

Обращает на себя внимание факт относительно большого количества «буферных шкал» отобранных опросников. Данный факт является основанием для предположения о том, что определенная направленность личности на волонтерскую деятельность детерминирована ее индивидуально-психологическими факторами, отражающими особенности ее психосоциального развития.

В связи с выявленным фактом была проведена вторая серия эмпирического исследования, в котором приняли участие 66 экспертов-психологов, давших характеристики со-

временным волонтерам. Был составлен список, содержащий 71 характеристику, которые подверглись кластерному анализу.

В результате кластерного анализа (метод К-средних) с предварительно обоснованным количеством кластеров были выявлены четыре типа направленности личности на волонтерскую деятельность.

Систематизированные результаты кластерного анализа представлены в табл. 2. В ней содержатся только те смысловые единицы, которые вошли в диапазон высоких значений.

Были выделены четыре кластера, содержание которых в целом соотносится с содержанием факторов, выявленных при факторизации эмпирических данных, что подтверждает правомерность рассматривать четыре основных типа направленности личности волонтеров на осуществляемую ими добровольческую деятельность.

Обсуждение

В результате исследования выявлено, что направленность личности на волонтерскую деятельность может иметь разное содержание, что согласуется с результатами ранее проведенных исследований, ориентированных на выявление мотивов волонтерской деятельности [1, 6, 8, 10, 11].

В результате факторного и кластерного анализов, а также качественного анализа эмпирических данных выделены четыре основных типа направленности личности на волонтерскую деятельность.

Личностно-ориентированная направленность представляет собой такую интегратив-ную характеристику личности, которая отражает ее стремление за счет участия в волонтерской деятельности достичь своих личных целей, связанных с личностно значимыми потребностями и приоритетами. Данный тип направленности личности на волонтерскую деятельность имеет достаточно вариативное содержание: здесь и потребности в межличностном общении, и компенсаторные потребности преодолеть свой комплекс неполноценности, повысить свою самооценку личности, и стремление приобрести верных друзей, и выделиться среди своих сверстников, и завоевать у них авторитет, и получить удовольствие от разнообразного досуга.

Объектно-ориентированная направленность личности на волонтерскую деятель-

Таблица 2 Table 2

Систематизированные результаты кластерного анализа и процентного распределения волонтеров по типам направленности их личности на добровольческую деятельность Summary of cluster analysis and percentage distribution of volunteers based on personality types

with respect to volunteering

Название кластера Смысловые единицы и их частотное распределение %

Личностно-ориентированный тип направленности Эгоистический тип личности, сосредоточенность на себе, на своих потребностях и сиюминутных желаниях. Потребность быть замеченным, иметь друзей, стремление к разнообразию своего досуга. Внешняя активность при неуверенности в себе, внутренняя конфликтность, раздражительность, вспыльчивость, обидчивость. Стремление быть в центре внимания. Демонстративность. Истероидность 39,23

Объектно-ориентированный тип направленности Альтруистические ценности. Стремление помочь другим. Желание заниматься любимым делом. Любовь к людям. Любовь к животным. Целостность и гармоничность личности. Эмпатия. Толерантность. Доброта. Отзывчивость. Искренность. Заинтересованность в коллективном успехе 30,89

Гражданско-ориентированный тип направленности Патриотизм. Стремление к высокому социальному статусу. Активная гражданская позиция. Нацеленность на результат. Социально значимые ценности, активный, справедливый, принципиальный, «хваткий», целеустремленный, решительный, непримиримый 16,26

Профессионально-ориентированный тип направленности Профессиональное самоопределение. Увлеченность профессией и профессиональной карьерой, профессиональные интересы и ценности. Познавательные мотивы. Учебная мотивация. Внутренние мотивы учебной деятельности 13,62

ность - это интегративная личностная характеристика, связанная со стремлением волонтера заниматься своим любимым видом деятельности, быть ближе к объекту своих увлечений. Однако и здесь наблюдается определенная вариативность, отражающая содержание внутреннего мира волонтера, - сострадание и милосердие или любовь к своему делу, своему увлечению, преданность несбыточной когда-то мечте, желание закончить начатое.

Гражданско-ориентированная направленность личности на волонтерскую деятельность отражает прежде всего патриотические чувства и убеждения волонтера. Имея активную гражданскую позицию, волонтер с таким типом направленности проявляет ее в конкретной конструктивной деятельности. Однако при определенных обстоятельствах возможны и деструктивные проявления такой направленности личности.

Профессионально-ориентированная направленность личности на волонтерскую деятельность характерна в основном для обучающихся в организациях профессионального образования. Она отражает убежденность личности в приоритете профессиональной деятельности, стремление достичь профессиональной компетенции, профессиональной карьеры.

Каждый из типов направленности личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность детерминирован рядом индивидуально-психологических факторов, выявление которых становится актуальным в связи с необходимостью психологического сопровождения волонтерского движения.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности разработки и реализации специальных программ психологической поддержки волонтеров, ориентированных на формирование у них конструктивных типов направленности личности на волонтерскую деятельность.

Следует отметить также, что не менее важным результатом исследования является возможность конструирования психодиагностического инструментария для реализации диагностического этапа психологической поддержки волонтеров. Конструирование соответствующего опросника позволит объективно судить не только о степени выраженности определенного типа направленности его личности на волонтерскую деятельность, но и разработать индивидуально-ориентированную программу, нацеленную на оказание адресной психологической помощи личности в ее жизненном и профессиональном определении и развитии.

Список источников

1. Шульгина Т.А., Кетова Н.А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 116-124. DOI: https://doi.org/10.31992/0S69-3617-2020-29-1-116-124

2. Певная M^. Студенческое волонтерство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. S1-SS.

3. Стародубцев В.А., Родионов П.В Волонтёрские сообщества - школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. S6-92.

4. Горлова Н.И. Современные тенденции развития института волонтёрства в России // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 3. С. 77-S0.

5. Дворникова EÍ., Кошелева А.В. Волонтерская деятельность как важное условие нравственного воспитания современной молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9 (39). С. 207-209.

6. Cnaan R.A., Goldberg-Glen R.S. Measuring Motivation to Volunteer in Human Services // Journal of Applied Behavioral Science. 1991. Vol. 27(3). Р. 269-2S4.

7. Monga M. Measuring Motivation to Volunteer for Special Events // Event Management. 2006. Vol.10. No. 1. Р. 47-61.

S. Азарова EG, Яницкий M.G Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-125.

9. Зинова ИЖ., Краснова С.Н. Особенности направленности личности студентов-волонтеров // Гуманизация образования. 2018. № 3. С. 92-99.

10. Прокопьева Ю.П., Прокопьева M.M. Mотивация волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 31-34. URL: http://e-koncept.ru/2017/770019.htm (дата обращения: 12.05.2022).

11. Houle B.J., Sagarin B.J., Kaplan M.F. A Functional Approach to Volunteerism: Do Volunteer Motives Predict Task Preference? // Basic and Applies Social Psychology. 2005. Vol. 27(4). Р. 337-344.

12. Штерензон В.А., Сажаев А.В. Исследование структуры направленности личности студента профессионально-педагогического вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/0S/5770 (дата обращения: 12.05.2022) (in Russ.).

13. Пец О.П. Профессиональная направленность личности // Современная наука. 2014. № 1. С. 35-41 (in Russ.).

14. Колесов Д.В. Направленность личности // Развитие личности. 2008. № 4. С. S-22.

15. Котухов А.Н., Mоисеев А.А. Профессиональная направленность: сущность и структура // Mолодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 182-190. URL: https://moluch.ru/archive/146/41017/ (дата обращения: 05.05.2022).

16. Веретенникова В.Б. О профессиональной направленности личности студентов - будущих педагогов / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Н.В. Телегина // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31267. (дата обращения: 05.05.2022).

17. Рубинштейн С.Л. Направленность личности // Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 679-699.

1S. Ишкова E^. Структура направленности личности на волонтерскую деятельность // Человеческий капитал. 2021. № 2 (146). С. 208-217. DOI: http://dx.doi.org/10.25629/HC.2021.02.20

19. Корнилова Т.В., Парамей Г.В., Eниколопов С.Н. Апробация методики А. Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 142-151.

20. Котляков В.Ю. Mетодика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1, № 2 (542). С. 14S-153.

21. Никиреев E.M. Направленность личности и методы ее исследования. Воронеж: MOДЭК, 2014. 46 с.

22. Фанталова Eí. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. M.: Берлин, 2015. 141 с.

Поступила 10.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 18.10.2022.

Информация об авторе

Ишкова Екатерина Валерьевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет (Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6224-9384; e-mail: velda77@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Shul'gina T.A., Ketova N.A. "Have You Volunteered?": Or Why Students Become Volunteers. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(1):116-124. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124

2. Pevnaya M.V. Student volunteering: motivation of volunteers and specific features of their activity. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2015;6:81-88. (in Russ.).

3. Starodubtsev V.A., Rodionov P.V. Volunteer organization as a school of students' vocational trials. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(4):86-92. (in Russ.).

4. Gorlova N.I. Modern trends in the development of the Institute of volunteering in Russia. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kostroma State University. 2017;3:77-80. (in Russ.).

5. Dvornikova E.V., Kosheleva A.V. Volunteer activity as an important condition for moral education of modern youth. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of modern science and education. 2015;9(39):207-209. (in Russ.).

6. Cnaan R.A., Goldberg-Glen R.S.Measuring Motivation to Volunteer in Human Services. Journal of Applied Behavioral Science. 1991;27(3):269-284

7. Monga M. Measuring Motivation to Volunteer for Special Events. Event Management. 2006;10(1):47-61.

8. Azarova E.S., Yanitsky M.S. Psychological determinants of volunteer activity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2008;306:120-125. (in Russ.).

9. Zinova I.M., Krasnova S.N. Features of personality orientation of students-volunteers. Gumani-zatsiya obrazovaniya = Humanization of education. 2018;3:92-99. (in Russ.).

10. Prokop'eva Yu.P., Prokop'eva M.M. Motivation of volunteer activity. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Koncept. 2017;6:31-34. URL: http://e-koncept.ru/2017/770019.htm (access: 12.05.2022). (in Russ.).

11. Houle B.J., Sagarin B.J., Kaplan M.F. A Functional Approach to Volunteerism: Do Volunteer Motives Predict Task Preference? Basic and Applies Social Psychology. 2005;27(4):337-344.

12. Shterenzon V.A., Sazhaev A.V. Research in person's orientation structure of professional-pedagogical high school student. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika = Psychology, sociology and pedagogy (access: 12.05.2022). (in Russ.).

13. Petz O.P. Professional orientation of personality. Sovremennaya nauka = Modern science. 2014;1:35-41. (in Russ.).

14. Kolesov D.V. Personality orientation. Razvitie lichnosti = Personality development. 2008;4:8-22 (in Russ.).

15. Kotukhov A.N., Moiseev A.A. Professional orientation: essence and structure. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2017;12(146):182-190. URL: https://moluch.ru/archive/146/41017/ (access: 05.05.2022). (in Russ.).

16. Veretennikova V.B., Shikhova O.F., Telegina N.V. On the professional orientation of the individual students - future teachers. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2021;6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31267. (access: 05.05.2022). (in Russ.).

17. Rubinstein S.L. Napravlennost' lichnosti [Personality orientation]. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Peter, 2002;679-699. (in Russ.).

18. Ishkova E.V. Individual-psychological factors of the personality's focus on volunteering. Chelo-vecheskii capital = Human capital. 2021;2:(146):208-217. (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.25629/HC.2021.02.20

19. Kornilova T.V., Paramey G.V., Enikolopov S.N. Approbation of A. Edwards' methodology "List of personal preferences" on Russian samples. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 1995;16(2):142-151 (in Russ.).

20. Kotlyakov V.Yu. Methodology "System of life meanings". Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2013;1(2): 148-153. (in Russ.).

21. Nikireev E.M. Napravlennost' lichnosti i metody ee issledovaniya [Personality orientation and methods of its research]. Voronezh: MODEK Publ. 2014:46. (in Russ.).

22. Fantalova E.B. Fantalova E.B. Tsennosti i vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnos-tika [Values and internal conflicts: theory, methodology, diagnostics]. Moscow: Berlin Publ. 2015:141. (in Russ.).

Submitted 10.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 18.10.2022.

About the author:

Ekaterina V. Ishkova, Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University (149, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6224-9384; e-mail: velda77@yandex.ru

Author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.