Научная статья на тему 'Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов'

Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1630
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ТРАДИЦИОННОЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Маргарита Викторовна, Хлызова Евгения Владимировна

В статье представлены результаты исследования учебной мотивации школьников, обучающихся в рамках традиционного, развивающего и профильного обучения. Получено, что, познавательная мотивация менее всего выражена в «обычных» классах, школьная мотивация снижается у всех, независимо от особенностей обучения, у школьников из развивающих классов увеличивается познавательная, эмоциональная и внешняя мотивация, а у учащихся из классов с углубленным изучением предметов эмоциональная мотивация неустойчива, а познавательная стабильно повышается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Маргарита Викторовна, Хлызова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов»

УДК 159. 9:37. 015. 3

Сафронова Маргарита Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета, [email protected]. . Новосибирск

Хлызова Евгения Владимировна

Преподаватель кафедры практической психологии Новосибирского гуманитарного института, [email protected], Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ школьников, обучающихся в условиях различных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования учебной мотивации школьников, обучающихся в рамках традиционного, развивающего и профильного обучения. Получено, что, познавательная мотивация менее всего выражена в «обычных» классах, школьная мотивация снижается у всех, независимо от особенностей обучения, у школьников из развивающих классов увеличивается познавательная, эмоциональная и внешняя мотивация, а у учащихся из классов с углубленным изучением предметов эмоциональная мотивация неустойчива, а познавательная стабильно повышается.

Ключевые слова: познавательная мотивация, внешняя мотивация, школьная мотивация, эмоциональная мотивация, учащиеся, традиционное, развивающее, профильное обучение.

Safronova Margarita Viktorovna

Candidate of Psychology Science, Associate Professor of Deportament of social work and Social Anthropology, at the Novosibirsk State Technical University, E-mail [email protected]. Novosibirsk

Hlyzova Evgenia Vladimirovna

Lecturer of the Department of Applied Psychology of the Novosibirsk Institute of Humanities, [email protected], Novosibirsk

FEATURES OF LEARNING AKTIVITY MOTIVATION IN STUDENTS ENROLLEND IN DIFFERENT EDUCATIONAL APPROACHES

Abstract. The paper presents the results of a study of educational motivation of students enrolled in the traditional, evolving, and school education. It is found that cognitive motivation is least expressed in the “regular” classes, the school’s motivation is reduced in all, regardless of the features of training, the students from the developing class increase the cognitive, emotional, and extrinsic motivation, and in the students from classes with specialized subjects, emotional motivation is unstable and informative one increases.

Keywords: cognitive motivation, extrinsic motivation, school motivation, emotional motivation, students, traditional, developing, specialized education.

Успех любой деятельности обусловлен сформированной мотивацией, именно поэтому мотивация - один из главных факторов, выступающий предпосылкой успешного обучения. Поскольку учебная деятельность занимает все годы наиболее активного становления личности, следовательно, проблема учебной мотивации является центральной проблемой в психолого-педагогических исследованиях и практике.

В современных образовательных условиях складывается тенденция снижения уровня учебной мотивации. И, несомненно, такая проблема затрагивает всех участников образовательного процесса - педагогов, учащихся и их родителей. Такая ситуация четко прослеживается в традиционной системе образования, где учащиеся находятся в ситуации репродуктивной схемы обучения: учитель - знание - ученик [1].

Одним из решений, направленных на развитие учебной мотивации было введение профильного образования, и обучение в классах с углубленным изучением предметов. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования [2].

Предполагается, что в рамках системнодеятельностного подхода, можно говорить о воспитании и развитии качеств личности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, что может обеспечить рост творческого потенциала и познавательных мотивов учащихся [3].

Цель нашего исследования: показать особенности мотивации школьников, обучающихся в рамках традиционного и системно-деятельностного подходов и в классах с углубленным изучением предметов (профильных).

В исследовании принимали участие 621 школьников с 6 по 10 классы. Учащиеся общеобразовательных школ, обучающиеся в рамках традиционного подхода составили 424 человека, учащиеся развивающей школы (обучение по Д. Б. Эльконину -В. В. Давыдову) - 90 человек, учащиеся профильных классов и школьники из классов с углубленным изучением предметов -107 человек.

Использовался тест «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М. В. Матюхиной [4]. Тест позволяет измерить познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, саморазвития, позицию школьника, достижения и внешние учебные мотивы (поощрения, наказания). Статистический анализ проводился с помощью F- критерия Фишера и выявления корреляционных связей по Пирсону.

Сравнительный анализ показал, что существуют достоверные различия в выраженности познавательной (Т=0,11; при

р<0,05), школьной (Б=0,19; при р<0,001) мотивации, мотивации саморазвития (Б=0,25; при р<0,001) и достижения (Б=0,36; при р<0,001). Коммуникативная, эмоциональная и внешняя мотивация учащихся, обучающихся в рамках различных подходов в целом, не различалась. Интересно отметить, что познавательная мотивация была достоверно ниже у учащихся обычных классов, по сравнению с учащимися из развивающих и профильных классов, максимальная школьная мотивация и мотивация саморазвития была в профильных классах и классах с углубленным изучением предметов.

Таким образом, мы подтвердили предположение, что подход в обучении обуславливает различные виды мотивации учащихся.

Далее мы проанализировали динамику изменения мотивации от 6 до 10 класса в обследуемых группах и провели сравнительный анализ.

Как показано на рисунке, независимо от подхода в обучении, школьная мотивация стремительно снижается. Это связано с тем, меняется позиция школьника, постепенно пропадает интерес к усвоению способов добывания знаний, рациональной организации своего учебного труда, так как это становится не актуальным для учащихся более старших классов.

В профильных классах и классах с углубленным изучением предметов только лишь в 9 классе школьная мотивация несколько возрастает, что объясняется переходом в новый статус школьников и возникновение потребности в освоении новых методов познания.

Познавательная мотивация в школе с развивающей системой обучения имеет тенденцию к росту, только лишь в 9 классе она несколько падает. В школе с традиционной системой обучения познавательная мотивация от 6 к 10 почти не изменяется. В профильных классах и классах с углубленным изучение предметов она определенно возрастает, особенно проявляясь в 9 классе. Это можно объяснить появлением новых интересов к различным свойствам явлений, занимательным фактам, идеям и теориям и процессом попыткой осознания и проявления своих индивидуальных способностей в сфере этих идей в период перехода от подросткового к юношескому возрасту.

Внешняя

5,5

3,5

Рис. Тенденции изменения мотивации учащихся 6 -10 классов, обучающихся в условиях разных образовательных подходов

Эмоциональная мотивация, связанная с пониманием собственной социальной ответственности в традиционной школе имеет волнообразный характер, так в 8 классе наблюдается минимум эмоциональной мотивации. Это объясняется обострением противоречия - возрастанием сложности учебного процесса и требований и перемещением интереса в область межличностного общения, что является одной из задач подросткового развития. К 10 классу она вновь возрастает,

когда это противоречие преодолено. В классах с углубленным изучением предметов эмоциональная мотивация имеет самые высокие значения в 8 классе - когда у школьников повышается интерес к определенной области науки, проявляется любознательность, осознание собственных возможностей. В развивающей школе эмоциональная мотивация от класса к классу возрастает - это можно объяснить спецификой обучения в рамках системно-деятельностного подхода,

6

5

4,5

4

где обучение направлено в большей степени не на результат, а на процесс и самореализацию.

Внешняя мотивация в традиционной школе с 6 по 9 класс подает, а в 10 классе вновь возрастает. В профильных классах и классах с углубленным изучением предметов этот тип мотивации также снижается к 10 классу, так как у школьников сохраняется высокий уровень познавательного интереса. В развивающей школе напротив, внешняя мотивация стремительно возрастает к концу школьного обучения. Внешние мотивы этих школьников проявляются так как обучение осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления учителей и родителей. Школьники стремятся выполнять задания, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого. Это вероятно связано с тем, что познавательной активностью, формируется и остается актуальной соревновательная активность, которая предполагает внешние стимулы поощрения и наказания.

Совершенно естественно, что значение поощрения и наказания могут снижаться к 9 классу, поскольку возрастает самосознание и ответственность школьников. Не удивительно, что в 10 классе вновь возрастает внешняя мотивация, поскольку у учащихся присутствует ощущение преодоления барьера и потребность «расслабиться», кроме этого, юноши переходят на новый уровень межличностного общения, а до момента завершения школьного образования и поступления в другие учебные заведения еще далеко.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать ряд выводов. Во-первых, особенности системы обучения обуславливают специфику учебной мотивации школьников. Во-вторых, в развивающих классах и классах с углубленным изучением предметов познавательная мотивация выше, чем в у учащихся из традиционной школы. В-третьих, независимо от системы обучения, школьная мотивация снижается

к старшим классам. В-четвертых, особенностью структуры мотивации учащихся из развивающих классов является тенденция к увеличению познавательной, эмоциональной и к старшим классам - внешней мотивации, особенностью мотивации учащихся из классов с углубленным изучением предметов кроме повышения познавательной мотивации является колебание эмоциональных мотивов обучения.

Нами подтвердилось, что учебная мотивация большинства учащихся из «обычных» школ и классов падает. Особенности образовательного подхода и, соответственно школы, которую выбирают родители для своего ребенка, формируют совершенно уникальную, учебную мотивацию школьников. Дифференциация образования предполагает расширение образовательных предложений и системно-деятельностного подхода. Однако, сделанная нами попытка изучения особенностей мотивации учащихся из развивающих и профильных классов не разрешает многих вопросов и проблем (например, оснований для выбора школы родителями), в связи с чем, вопрос изучения особенностей мотивации школьников в новых условиях требует своего продолжения.

Библиографический список

1. История отечественного образования: конец ХХ века. [Электронный ресурс] Режим доступа http://club.mon.gov.ru/articles/48. (дата обращения 17.06.2012).

2. Каримуллина Р. Современное состояние, проблемы и перспективы школьного математического образования в условиях профильного обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа http://rezeda-karimuUina.ru/vistupl/prof-obuchenie. (дата обращения 25.07.2012).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. Проект. - 2010. [Электронный ресурс] URL: http // standart. edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588 файл: Proekt FGOS[1].pdf (дата обращение 15.06.2012).

4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.