психологические науки
Г.П. Ординарцева
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ...
УДК 159.9.019.43
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
© 2015
Г.П. Ординарцева, аспирант
Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, Москва (Россия)
Аннотация. Статья посвящена вопросам мотивации военнослужащих в период финансового кризиса, с учетом нематериального стимулирования. В настоящее время у государства нет достаточных ресурсов обеспечивать высокой заработной платой (денежным довольствием) государственных служащих. Происходит сокращения сотрудников, уменьшаются выплаты и премии. В этих условиях актуальность приобретают иные, нематериальные методы вовлечения подчиненных в рабочие процессы, а также повышения их уверенности в стабильности и надежности. Особо это важно на военной службе. Автором предлагается ряд методов нематериального поощрения военнослужащих, которые могут повысить их эффективность при исполнении должностных обязанностей.
Ключевые слова: военная служба, мотивация, нематериальная мотивация.
Сегодня сложно спорить с тем фактом, что в настоящее время период для экономики России можно охарактеризовать как сложный. Не вдаваясь в причины длящегося кризиса, мы сразу перейдем к последствиям. Не секрет, что ухудшение экономической обстановки в России повлекло за собой значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики, и, что очевидно, серьезные изменения на рынке труда.
Общее число безработных в России, по предварительным данным, в ноябре 2015 года составило 4,4 млн человек. Это 5,8% экономически активного населения страны, сообщается в данных, опубликованных на сайте Росстата. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безработица в России выросла - на 8,7%.[1].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на сегодняшний день увольнение считает вполне вероятным немногим более четверти опрошенных (29%).[2]
В условиях кризиса изменились возможности компаний: многие из них больше не могут платить неоправданно высокие зарплаты, предлагать обширные социальные пакеты, регулярно индексировать зарплату, продвигая сотрудников по карьерной лестнице. За годы благополучия и постоянного роста компании привыкли думать об одном-единственном способе мотивировать сотрудников - повышать зарплату и платить бонусы. На ближайшее время эти методы, видимо, совсем будет невозможно использовать - повышение зарплаты на 5, 10 и даже 20% не сможет компенсировать реальное падение дохода сотрудников. Практически любое повышение будет восприниматься сейчас скорее как насмешка - падение реального дохода в любом случае будет невозможно перекрыть. [3]
В этих условиях приоритет набирает поддержка государственных служащих, задействованных в обеспечении безопасности и правопорядка. Несмотря на экономически и политические процессы, военная стабильность России может обеспечить неприкосновенность своих граждан, а также пресечь навязывания невыгодных, губительных для страны интересов других государства. Военная операция Воздушно-космических сил МО России в Сирии, результаты борьбы с терроризмом на территории России, другие достижения военной сферы показали, что военнослужащие эффективно справляются со своими обязанностями.
Вместе с тем кризис сказался на всех сферах общественных отношений без исключения, в том числе на военной службе. Проходят сокращения, проводятся реорганизации подразделений на уменьшение численности личного состава, происходит постепенно, но постоянное снижение надбавок и премий. При этом прогнозы остаются неутешительны.
В этой связи на первый план выходит необходимость
повысить нематериальную мотивацию сотрудников, например, через обеспечение значимости, престижности военной службы и т.п.
Рассмотрим ряд способов нематериальной мотивации военнослужащих, которые помогут повысить уровень вовлеченности сотрудников в процесс преодоления трудностей.
Регулярное информирование военнослужащих о текущей ситуации через финансовые подразделения, выделенных лимитах, открытость всей подобной информации. Честная информация, распространяемая среди сотрудников, повышает степень лояльности работников. Кроме того, часто лимиты являются неизвестными и могут распределяться среди круга руководства военного подразделения. В большинстве случаев этого не происходит, но незнание военнослужащими имеющихся лимитов позволяет им додумывать и негативно относится к руководству.
Равное распределение всех надбавок и премий. В условиях, когда премии платятся неравнозначно, создается напряженность среди сотрудников. Да, действительно оплата дифференцированной премии позволяет повысить качество деятельности отдельных сотрудников. Но в условиях кризиса, неравнозначные выплаты лишь усугубляют отношения в коллективе, что на военной службе неприемлемо. Необходимо проработать комплекс мер, направленных на сплочение, коллективизацию.
Создание банка идей, в котором будут фиксироваться идеи сотрудников, которые часто оказываются действительно актуальными, полезными и эффективными, так как исходят от непосредственных участников производственного процесса. Сотрудники должны видеть заинтересованность в них. Это могут быть идеи об оптимизации процессов на работе, либо оплаты труда, либо других, связанных с военной службой направлений.
Использование в подразделениях мотивационной доски, которая фактически является стандартной маркерной доской, представляющей собой схему наглядных динамических показателей уровня результатов деятельности на текущую дату у каждого исполнителя, и становится отражением личного вклада сотрудника в общее дело. [4] Опыт подтверждает, что эффект заметен уже спустя неделю использования. Плохие результаты не могут остаться незамеченными. Начинается, с одной стороны, увлекательная игра, соревнования, ведь никто не желает оставаться последним, а с другой стороны срабатывает командный дух, когда очевиден результат, появляется возможность «подгонять» и отстающих военнослужащих.
Публичное признание заслуг повышает заинтересованность военнослужащего, так как позволяет сотрудникам чувствовать свою ценность для государства как профессионала. При этом именно на военной службе есть целый арсенал нематериальных поощрений - благодарности, сутки к отпуску и т.п.
Доска почета. Мотивация предполагает признание
Г.П. Ординарцева
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ..
психологические науки
результатов и достижений военнослужащего за определенный период.
Личный контакт с руководством. К такому подходу прибегают многие известные предприниматели, успешные бизнесмены. К примеру, легенда мирового бизнеса Ричард Брэнсон всегда отвечает на письма своих сотрудников лично. В своей работе Стив Джобс приглашал подчиненных на продолжительные пешие прогулки, во время которых у него была возможность обсудить возникшие вопросы или проблемы в непринужденной обстановке. Предлагается такой метод использовать и на военной службе. К сожалению, есть случаи самоустранения руководства военного управления от проблем и потребностей подчиненных.
Предоставление дополнительного отдыха в виде предоставления отгулов, возможности приходить попозже либо уходить с работы пораньше. Подобные привилегии предлагаются не всегда и не каждому - нужно заслужить такое право.
Повышение уровня жилищных условий, в том числе участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Например, предоставлять дополнительный накопительный взнос участникам НИС (в сумме годового накопления), особо отличившимся при исполнении служебных обязанностей, что будет являться несомненным мотивирующим фактором добросовестного исполнении служебных обязанностей. Дополнительный накопительный взнос предусматривается выплачивать за счет дохода от инвестирования, подлежащего возврату в федеральный бюджет, и
доходов уполномоченного федерального органа от разрешенных видов деятельности в части функционирования накопительно-ипотечной системы. Таким образом, дополнительных затрат из бюджета не требуется.
Перечисленные способы нематериальной мотивации не являются исчерпывающими. Каждое военное подразделение может использовать и другие способы в зависимости от выбранной антикризисной стратегии и кадровой политики. В любом случае, в условиях тяжёлого финансового положения страны руководство не должно абстрагироваться от подчиненных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Официальная статистика. Трудовые ресурсы // На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в отчете за январь-ноябрь 2015 года, [Электронный ресурс], http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/261.htm.
2. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28-29 марта 2015 года. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
3. Дьяконова Н. «Советы консультанта: Деньги отменяются», «Ведомости» № 3743 от 23 декабря 2014 года
4. «Мотивация персонала. 24 «вечных» способа, которые работают всегда», «Генеральный директор», 24 ноября 2014 года, [Электронный ресурс], http://www.gd.ru/articles/3723-motivatsiya-personala/#ixzz3XmopKQWi
FEATURES OF MOTIVATION OF THE PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS ON THE EXAMPLE OF MILITARY SERVICE
© 2015
G.P. Ordinarceva, post-graduate
Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automation, Moscow (Russia)
Abstract. Article is devoted to questions of motivation of the military personnel during financial crisis, taking into account non-material stimulation. Now the state has no sufficient resources to provide with a high salary (a monetary allowance) of public servants. There are reductions of employees, payments and awards decrease. In these conditions relevance is gained by other, non-material methods of involvement of subordinates in working processes, and also increases of their confidence in stability and reliability. Especially it is important on military service. The author offers a number of methods of non-material encouragement of the military personnel which can increase their efficiency at execution of functions.
Keywords: military service, motivation, non-material motivation.