Научная статья на тему 'Особенности морфологического строения плаценты при гестационном сахарном диабете'

Особенности морфологического строения плаценты при гестационном сахарном диабете Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
557
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Косякова О. В., Назарова Е. О., Капустин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности морфологического строения плаценты при гестационном сахарном диабете»

Международная конференция «Репродуктивная медицина: взгляд молодых — 2016» International conference "Reproductive medicine: young scientists' overlook — 2016"

длина плаценты. В контрольной группе А были отмечены: слабая прямая корреляционная зависимость между БПР и окружностью головы (Лу = 0,2, р < 0,5); средняя прямая корреляционная зависимость между окружностью головы и сердечной активностью сердца (Лу = 0,46, р< 0,5); слабая прямая корреляционная зависимость между ЛЗР и ТВР (Лу = 0,26, р < 0,5). В опытной группе Б была отмечена слабая обратная зависимость между БПР и КТР (Лу = -0,2, р < 0,5). В контрольной группе Б была отмечена слабая прямая зависимость между БПР и ТВР (Лу = 0,2, р < 0,5).

Во II триместре были проанализированы БПР, ЛЗР, длина бедренной кости, сердечная активность плода, толщина плаценты, индекс амниоти-ческой жидкости. Отмечено, что в опытной группе А индекс амниотической жидкости имеет значение в 1,1 раза больше, чем в контрольной группе, а в опытной группе Б — в 1,2 раза. В опытной группе А многоводие встречалось в 39 % случаев, в опытной группе Б — в 42 %. В опытной группе А отмечены: слабая обратная корреляционная зависимость между БПР и ЛЗР (Лу = -0,2, р < 0,5); слабая прямая корреляционная зависимость между ЛЗР и сердечной активностью плода (Лу = 0,24, р < 0,5); слабая прямая корреляционная зависимость между длиной бедренной кости и толщиной плаценты (Лу = 0,2, р< 0,5). В контрольной А группе отмечена слабая прямая корреляционная зависимость между сердечной активностью плода и толщиной плаценты (Лу = 0,26, р < 0,5). В опытной группе Б корреляционных зависимостей не было. В контрольной группе Б отмечена средняя обратная зависимость между БПР и ЛЗР (Лу=-0,5, р < 0,5).

В третьем триместре были проанализированы БПР, окружность головы, ЛЗР, диаметр живота, длина бедренной кости, сердечная активность плода, толщина плаценты, индекс амниотиче-

ской жидкости. У 30 женщин в опытной группе А и у 35 женщин в опытной группе Б отмечается диспропорция между размерами живота и головы. В опытной группе А отмечаются: слабая обратная корреляционная зависимость между БПР и диаметром живота (Rs = -0,22, р < 0,5); слабая обратная корреляционная зависимость между диаметром живота и сердечной активностью сердца (Rs=-0,23, р < 0,5). В контрольной группе А отмечаются: слабая корреляционная зависимость между ЛЗР и диаметром живота (Rs=-0,31, р < 0,5); слабая обратная корреляционная зависимость между длиной бедренной кости и толщиной плаценты (Rs = -0,22, р < 0,5). В опытной группе Б отмечаются: слабая обратная корреляционная зависимость между диаметром живота и сердечной активностью сердца (Rs = -0,22, р < 0,5); слабая прямая корреляционная зависимость между длиной бедренной кости и толщиной плаценты (Rs = 0,21, p< 0,5). В контрольной группе Б отмечается слабая прямая зависимость между диаметром живота и сердечной активностью плода (Rs = 0,22, р < 0,5).

Выводы

1. Во II триместре беременности в 39 % случаев в опытной группе А и в 42 % случаев в опытной группе Б отмечается развитие многоводия.

2. Отмечается развитие макросомии и диспропорции между размерами живота и головы в опытных группах в III триместре беременности.

3. В III триместре беременности в опытной группе А размеры живота зависят от БПР, а в контрольной — от ЛЗР. У женщин старше 35 лет данная зависимость не найдена.

4. Дальнейшее изучение детей с особенностями в развитии по УЗИ позволит выявить закономерности развития различных заболеваний.

ОСОБЕННОСТМ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ПЛАЦЕНТЫ ПРИ ГЕСТАЦИОННОМ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

© О.В. Косякова 1, кл. орд., Е.О. Назарова 2,кл. орд., Р.В. Капустин 1, к. м. н.

'ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», г. Санкт-Петербург, Россия; 2Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский, факультет, кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии, г. Санкт-Петербург, Россия

Актуальность проблемы

Высокий риск развития перинатальных осложнений при гестационном сахарном диабете (ГСД) обусловливает актуальность исследований, связанных с данной патологией. В связи с этим изучение строения плаценты при ГСД позволит более детально уточнить патогенетические механизмы формирования данных осложнений.

Цель исследования: изучить особенности морфологического строения плаценты при гестацион-ном сахарном диабете.

Материалы и методы исследования

Изучено 160 плацент, которые включены в четыре группы исследования — две основные, и две сравнения. I группу составили последы от ро-

■ журиалъ акпиерсш " женсшхъ болмней

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

ISSN 1684-0461

АКУШЕРСТВО

17

дильниц с ГСД, получавших диетотерапию, — 70 ГСД (д); II — от родильниц с ГСД, получавших инсулинотерапию, — 40 ГСД (и); III — от родильниц с неосложненным течением беременности (контрольная группа) — 20; IV — от родильниц с гестозом тяжелой степени тяжести без нарушения углеводного обмена (группа сравнения) — 30. Морфологические и морфометрическое исследования проводились по стандартной методике с использованием окраски гематоксилином и эозином.

Результаты исследования

При морфометрическом исследовании установлено, что наибольшая масса последов была у родильниц с ГСД: на диете — 631,6 г (95 % ДИ 598,9-664,3); инсулинотерапии — 741,5 г (95 % ДИ 686,6-796,3), а наименьшая — при тяжелом гесто-зе — 509,93 г (95 % ДИ 467,2-552,5). Аналогичная тенденция прослеживалась и при оценке размеров последов.

При гистологическом исследовании плацент установлено, что каждая седьмая у пациенток на диетотерапии (17,4 %) и вторая (40 %) — при применении инсулинотерапии не соответствовала ге-стационному сроку. В группе сравнения при тяжелом гестозе 50 % плацент по своему строению не соответствовали данному гестационному сроку.

Наиболее часто морфологическое несоответствие строения плацент при ГСД проявлялось диссоциированным созреванием ворсин (10-12,5 %), преобладанием склерозированных и промежуточных ворсин (4,29-12,5 %). Менее характерным являлось преждевременное созревание ворсин (1,43-2,5 %). В группе сравнения при гестозе типы незрелости ворсин встречались примерно с одинаковой частотой от 10 до 20 %. В группе контроля 100 % плацент соответствовали своему гестацион-ному сроку.

Инволюционные изменения характеризовались спазмом и облитерацией стволовых артерий и сужением межворсинчатого пространства. При этом установлено, что для беременных с ГСД и гестозом были характерны высокая и умеренная степени изменений, которые определялись в 30-60 % плацент. В группе контроля преобладала низкая степень инволютивно-дистрофических изменений. Компенсаторно-приспособительные реакции в плацентах при ГСД характеризовались увеличением синцитиальных узлов, пролиферацией син-

цитиотрофобласта, уменьшением межворсинчатого пространства, гиперплазией и полнокровием терминальных ворсин. При этом наиболее высокая степень компенсаторно-приспособительных реакций была характерна для ГСД на инсулиноте-рапии и при гестозе тяжелой степени.

При гистологической оценке инфильтратив-но-воспалительных процессов в последах установлено, что в каждой третьей плаценте при ГСД определялись явления мононуклеарного, а в каждой пятой — лимфолейкоцитарного децидуита. В группе контроля данные изменения определялись в 10-15 %, что было достоверно ниже, чем в I и II группе (р=0,042).

Исходя из полученных данных, морфологические признаки плацентарной недостаточности (ПН) были установлены при исследовании 55,7 % плацент при ГСД на диете и у 57,5 % при ГСД на инсулинотерапии. В группе сравнения при тяжелом гестозе элементы ПН установлены в 63,3 %. Напротив, в группе контроля ПН не выявлена ни в одной плаценте по сравнению с женщинами с диабетом беременных.

При оценке степени ПН для плацент при ГСД (д) были характерны признаки острого нарушения кровообращения (ОНК) и компенсированной ПН. В то же время для групп с ГСД на инсули-нотерапии и при тяжелом гестозе были более характерны признаки субкомпенсированной плацентарной недостаточности, которые определялись в 22,5-43,33 %.

Выводы

При морфологическом строении последов у родильниц с ГСД выявлены различные нарушения плацентарного комплекса. Для ГСД (д) были характерны нарушение созревания виллезного дерева с преобладанием диссоциированных ворсин, гиперплазия промежуточных зрелых ворсин с увеличением синцитиальных узлов, пролиферация синцитиотрофобласта, полнокровие сосудов и капилляров терминальных ворсин.

Для ГСД (и) были характерны несоответствие строения плацент с преобладанием промежуточного типа ворсин, склероз и фиброз стромы стволовых ворсин, спазм и облитерация стволовых артерий, сужение и массивное отложение фибри-ноида в межворсинчатом пространстве и более частые признаки субкомпенсированной ПН.

ЖУРНАЛ! АКУШЕРСТВА - ЖЕНСКИХЪ БОЛМНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

КЫ 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.