Научная статья на тему 'Особенности модернизации высшего профессионального образования в РФ в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства'

Особенности модернизации высшего профессионального образования в РФ в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / MODERNIZATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каптерев Сергей Евгеньевич, Бугров Роман Владимирович, Квашенников Александр Сергеевич

Рассматриваются особенности, проблемы и перспективы модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации, а также основные тенденции в сфере высшего профессионального образования, связанные с процессами глобализации и формирования общеевропейского образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND CREATION OF COMMON EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

The focus of the article is on the prospects of modernization of higher education in Russia. In particular, we discuss the role of globalization and construction of the common European educational space.

Текст научной работы на тему «Особенности модернизации высшего профессионального образования в РФ в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, №3 (1), с. 297-302

УДК 32

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2011 г. С.Е. Каптерев, Р.В. Бугров, А.С. Квашенников

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Ьо^шу@таП. т

Пиступола ириОакцою 11.04.2011

Рассматриваются особенности, проблемы и перспективы модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации, а также основные тенденции в сфере высшего профессионального образования, связанные с процессами глобализации и формирования общеевропейского образовательного пространства.

Ключииые слииа: модернизация, высшее профессиональное образование, Российская Федерация.

Стратегической целью для современного этапа развития российского государства является повышение его статуса в мировой политической и экономической жизни. Именно поэтому высшее политическое руководство РФ активно продвигает идеи инновации и модернизации практически всех государственных функций. Образование является важной сферой, которая хотя и нуждается в модернизации, однако одновременно несет огромный потенциал, способный обеспечить необходимый «инновационный рывок» для современной России.

Образование - один из базовых социальных институтов, который выполняет функцию социализации молодого поколения и способствует массовой занятости значительной части населения.

В высшем руководстве РФ, как нам представляется, существует понимание значения образования для современной России. В послании Федеральному собранию президент Д.А. Медведев цитировал В. Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений» [1].

Тенденции в сфере образования в развитых странах

Специалисты Центра ОЭСР-ВШЭ выделяют в развитых странах три тенденции, связанные с образованием [2].

Первая тенденция - возросший спрос на высшее образование. Современная экономика все больше нуждается в высококвалифицированных специалистах: сегодня в странах Западной Европы доля таких рабочих мест достигает 30-40 процентов. По данным экспертов, высшее образование поднимает уровень доходов дипломированных специалистов не менее чем в 1,5-2 раза [3].

Вторая тенденция - это повышение конкуренции в сфере высшего образования, в том числе через интернационализацию высшего образования.

Во многих странах Европы к концу 1990-х гг. наблюдалось повышение статуса учебных заведений, имеющих учебные программы для молодых людей со средним образованием. Например, колледжи и «политехи» в Англии, институты во Франции, школы профессионального обучения в Германии и Швейцарии были приравнены по статусу к вузам, а их выпускники стали называться специалистами с высшим образованием.

Причина этого процесса носит двоякий характер. Во-первых, это явление подпитывается уже упоминавшимся ростом спроса на высшее образование, который необходимо удовлетворять. Во-вторых, современные темпы появления и внедрения новых технологий требуют от специалиста постоянного приобретения и обновления навыков, при этом глубокое освоение фундаментальных научных дисциплин становится слишком затратным предприятием, как по затратам времени, так и по средствам. Соответственно, вузы, предлагающие более краткие и практически ориентированные курсы, имеют массовый интерес со стороны студентов.

Дополнительный рост возможностей получения высшего образования обеспечивает повышение мобильности студентов, которое поддерживается различными правительственными и неправительственными программами (особенно между США и Великобританией), а в Западной Европе усиливается в рамках Болонского процесса.

В то же время необходимо отметить, что, несмотря на увеличение количества вариантов получения высшего образования, многие сектора высшего образования сохранили элитарность и, как правило, неравенство доступа в виде институциональных и социальных барьеров: дифференциации в школе и социального статуса семьи.

Третья тенденция заключается в снижении роли государства в сфере образования. Авторы одного из аналитических обзоров мировых реформ образования выделяют три основные составляющие в данной тенденции: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии учебных заведений с одновременным усилением их подотчётности обществу; переход к рыночным моделям организации, управления и финансирования образования [4]. Данные явления вызваны прежде всего ограниченностью государственных ресурсов для обеспечения массовости образования. В то же время в большинстве стран Западной Европы государство продолжает финансировать не менее 70% затрат на образование, понимая, что государственное участие не только гарантирует качество, но и увеличивает доступность образования, без которого невозможно построить «общество знания» [5, с. 28]. Чтобы разрешить данное противоречие, развитые страны ищут механизмы повышения эффективности финансирования вузов и делятся частью своих функций по контролю над качеством с международными агентствами и ассоциациями.

Кроме указанных тенденций, авторы, особенно европейские, отмечают заметное изменение отношения к образованию на уровне парадигмы восприятия самого общества. Современный этап развития человеческой цивилизации часто связывают с такими понятиями, как «постиндустриальный», «информационный», а общество называют «обществом профессионалов», «обществом знаний». С конца 1970-х гг. в научных кругах понятие «знания» трактуется как основа формирования общественных отношений в противовес обществам традиционного и индустриального типа [6].

На пороге XXI столетия парадигма нового общества - «общества знания», основанного на развитии образования и науки, прочно завоевы-

вает позиции в документах международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк, ЕС. В докладе, подготовленном коллективом Всемирного банка, указано, что «темпы базового долгосрочного роста экономики в странах ОЭСР зависят от поддержания и расширения базы знаний... Сравнительные преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше - техническими инновациями и конкурентным применением знаний... Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала» [7].

Кроме обеспечения экономического благосостояния образование и наука несут в себе также важную политическую миссию. Доклад ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище», опубликованный в 1996 году, содержит следующий постулат: «перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Таким образом, Комиссия хотела подчеркнуть решающую роль образования в деле развития личности на протяжении всей ее жизни, а также развития всего общества» [8]. Кроме этого образование, по мнению Комиссии, должно способствовать преодолению растущих противоречий, которые несут с собой глобализация и расслоение общества [8]. В 2005 г. ЮНЕСКО был выпущен новый доклад, где «общество знания» представлено как цель и источник развития человечества на длительную перспективу. Общество, основанное на знаниях, должно, по мнению экспертов ЮНЕСКО, открыть «поистине широкие перспективы для устойчивого развития человека и построения более демократических обществ» [5, с. 19].

Центральная роль в процессе формирования общества знания предоставляется высшей школе как институту, генерирующему знания и «обеспечивающему общество картами и компасом, пригодными для плавания в бурном и постоянно меняющемся мире» [9]. Высшая школа, как центральное звено и институт высшего образования, реализуют свою роль через следующие функции:

- создание знания;

- распространение знания, а не просто информации;

- формирование гражданского общества, то есть воспитание молодежи.

Роль Болонского процесса в модернизации образования

Одним из наиболее известных процессов, связанных с модернизацией образования, является Болонский процесс. Начало данному процессу положено в 1999 году, когда министры образования 29 европейских государств подписали так называемую Болонскую декларацию, преследующую следующие цели:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научнотехнического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания [10].

Более конкретно Болонский процесс направлен на реализацию следующих задач:

- принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней «бакалавр», «магистр», «доктор» (PhD);

- внедрение системы, основанной в основном на двух циклах: бакалавриат, магистратура;

- внедрение единой системы зачётных единиц;

- развитие мобильности за счет признания дипломов и зачетных единиц;

- развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества;

- развитие европейского пространства высшего образования;

- способствование обучению в течение всей жизни;

- участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса;

- повышение привлекательности европейского пространства высшего образования;

- объединение европейского пространства высшего образования и европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях [11].

Указанные задачи выглядят вполне привлекательно, особенно для обучающейся молодежи.

В то же время со стороны европейского, да впрочем, и российского экспертного сообщества при взгляде на формирование общеевропейского образовательного пространства как элемента модернизации возникает больше сомнений, чем энтузиазма [12].

Например, переход к системе легко понимаемых и сопоставимых степеней, цель которой

- повышение мобильности, основанной на двух базовых циклах, приводит в странах Европы к общему снижению уровня и качества высшего образования и усложнению процесса трудоустройства. Этому способствуют следующие факторы. Во-первых, введение бакалавриата означает сокращение общих сроков обучения, необходимых для получения высшего образования. Во-вторых, разрушается система обучения, которая в рамках квалификации «дипломированный специалист» предполагает раннюю специализацию, что делает образование более фундаментальным. В-третьих, магистратура осуществляется практически полностью на платной основе, что делает ее малодоступной.

В Болонской декларации говорится, что «степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня» [11]. Как утверждает Бернд Шнайдер, эксперт Европейского парламента, в Германии выяснилось, что бакалавры, необходимость подготовки которых объяснялась потребностью рынка труда, оказались малопривлекательными для работодателя, и предприниматели предпочитают брать на работу специалистов с дипломом старого образца.

В то же время в Западной Европе один из наиболее оптимальных вариантов участия в Болонском процессе выражается в стремительном развитии альтернативных сегментов рынка образовательных услуг, рассчитанных «на экспорт», при сохранении традиционных институтов образования. Примером может послужить развитие «международных вузов» и специализированных «международных университетских программ» в Нидерландах и других странах Европы.

Тем не менее Болонский процесс имеет вполне конкретные преимущества. Он во многом ориентирован на общие потребности Европы, и его задачи относятся далеко не к сути образования. Для Европы, и прежде всего ЕС, интеграция в сфере образования имеет геополитический смысл, будучи направлена против доминирования американских образовательных услуг и стандартов и на «продвижение европейской системы высшего образования по всему миру» [11]. Центральной же задачей европей-

ской модернизации образования является социализация молодежи, которая сможет жить в единой Европе.

Учитывая указанные выше тенденции развития образования в развитых странах, прежде всего Западной Европы, необходимо обозначить и проблемы модернизации образования в России.

Перспективы модернизации образования в России

Российское правительство достаточно давно пытается проводить различного рода реформы в сфере образования. По мнению депутата Государственной думы О.Н. Смолина, за годы после распада СССР в России нет ни одного учащегося, который не попал бы под очередную реформу образования [13].

В настоящее время относительно высшего образования наиболее актуальным является процесс реализации в РФ Болонских принципов. Россия, присоединившись к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., приняла на себя определённые обязательства, а именно к 2010 году реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса. Что же дает России присоединение к Болонскому процессу? Ответ большинства экспертов сводится к тому, что правительством слишком буквально были восприняты болонские принципы, и курс на унификацию взят без учета нашего опыта и национальных особенностей [14]. В целом критика российских экспертов согласуется с мнением их европейских коллег, однако есть необходимость указать на некоторые специфичные моменты. Например, при введении единых систем оценок повышается вероятность интенсификации «утечки мозгов» - людям, имеющим хорошие знания, будет легче уехать за рубеж, о чем в нынешней ситуации мечтает большинство молодых специалистов в России. С другой стороны, вряд ли ведущие вузы России и Западной Европы будут признавать кредитные единицы малоизвестных региональных (провинциальных) вузов, где высока вероятность коррупции. Еще один принцип - мобильность студентов, он должен подразумевать наличие дополнительных соглашений по значительному облегчению визового режима. Однако вряд ли Европа готова впустить всех желающих россиян, при этом есть сомнения, что и Россия готова выйти на европейский рынок образовательных услуг с качественным сервисом (в том числе и бытовым) за приемлемые деньги.

Исходя из многочисленных критических высказываний часто делается вывод о том, что управленческая элита России, в том числе в сфере образования, до сих пор не нашла лучшего варианта, чем стратегия начала 1990-х: «применить в России то, что уже открыто цивилизованным миром» [15], то есть пойти путем догоняющей конвергенции/модернизации [16], что по сути означает «вестернизацию», т.е. копирование норм, технологий и т.д. с наиболее успешных стран Западной Европы и США [17].

Данные замечания имеют важные основания, так как ситуация в сфере образования в России вызывает опасения.

Например, в количественном выражении Россия сохраняет один из самых высоких уровней образования в мире. Грамотность взрослого населения составляет 99,5%, среднее число лет обучения - почти 11 лет, численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек -480 [18].

Долгое время в России наблюдался рост числа вузов и увеличение количества студентов. По сравнению с 1995 г. количество выпускников вузов увеличилось в 3 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования поднялся с 23% до 43%. Например, с 2000-го по 2005 г. число вузов увеличилось на 10%. Сегодня высших учебных заведений насчитывается более 1000 (вместе с филиалами 3000). Для сравнения: в СССР действовало около 700 вузов [19]. По словам министра образования А.А. Фурсен-ко, конкурентноспособными из них являются только 150-200 вузов [20].

Однако при этом тенденция к снижению качества образования стала общепризнанным фактом, так как большинство негосударственных вузов не заинтересованы в развитии образовательных программы, связанных с фундаментальной наукой, и не вкладывают средства в развитие науки. Практически не регулируется открытие специальностей и как следствие, наблюдается неадекватно резкий рост обучающихся по специальностям «экономика», «управление», «юриспруденция». Доминирует тенденция увеличения числа платных специальностей и сокращение бюджетных мест. Ректор МГУ В. Садовничий в одном из последних интервью высказал мнение, что российское образование еще сохраняет свой потенциал на уровне специалистов, но утратило свои позиции относительно мировых лидеров на уровне аспирантуры - а это именно там, где создается научно-образовательный потенциал для инновационной экономики [14].

Данные явления вполне можно соотнести с попытками прозападного реформирования системы образования. Тем не менее в России этот процесс в целом соответствует общим тенденциям роста массового образования. Это достигается за счет снижения сроков, стоимости и фундаментальности, в сочетании с переходом на гибкую систему реагирования на потребности рынка посредством «образования через всю жизнь», то есть высшее образование дает базу, а далее человек может получить дополнительные профессиональные навыки на курсах повышения квалификации. С учетом данных обстоятельств можно отметить, что системы российского образования стремятся идти в ногу со временем, в том числе соответствовать принципам рыночной экономики.

При всем при этом необходимо констатировать, что мировая система образования и науки находятся в системном кризисе, преодолеть который в полной мере не удается ни одной развитой стране.

Кризис связан, на наш взгляд, с проблемой преодоления фрагментарности знания. Возникшая как область целостного знания о Космосе, Природе и Человеке, фундаментальная наука чрезмерно дифференцировалась и продолжает дифференцироваться, оказавшись поделенной на множество узких научных дисциплин, слабо связанных друг с другом. Безусловно, курс на дифференциацию стимулировался ее прагматической ориентацией, однако сегодня он завел человечество в тупик. С одной стороны, возникновение большого числа глобальных проблем угрожает самому существованию человечества и требует для их анализа и разрешения использования интегральных методов и объединенных усилий, а с другой — дальнейший ход развития современной специализированной науки и культуры уже не столько объединяет людей, сколько содействуют их дальнейшему разобщению. Нобелевский лауреат И.Р. Приго-жин пишет, что данное обстоятельство тормозит дальнейшее развитие науки, не позволяя представить целостную, научно обоснованную картину мира [21]. Человечество как никогда нуждается в новом миропонимании и новом мировоззрении, они могут стать основой формирования новой цивилизации, способной противостоять глобальным разрушительным процессам, которые могут привести к самоуничтожению.

Э. Тоффлер, известный эксперт в данной области, в одной из последних работ указал на то, что система образования в странах Запада мало соответствует потребностям растущего общества знания и при этом стоит неоправданно дорого [22].

Таким образом, всем странам мира предстоит решать данные проблемы, но начинать необходимо именно с фундаментальных вопросов науки, так как именно наука вдохновляет многих людей на революционные преобразования.

России в вопросе модернизации образования предстоит решить еще одну важную задачу. Поскольку образование носит и функцию политической социализации, то возникает потребность в определении статуса России в мировой системе: это статус сверхдержавы, влияющей на мировой порядок, или статус государства, занимающего более скромное место?

В политическом дискурсе можно отметить доминирование представлений о сверхдержавном статусе России как неотъемлемой характеристики России, ее самоидентификации. В соответствии с национальной доктриной образования стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества. Эти цели направлены на преодоление социальноэкономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [23].

Статус сверхдержавы подразумевает лидерство в вопросах как науки, так и образования. Именно поэтому вариант догоняющей модернизации, а именно применение, например, Болонских принципов, для России не может являться необходимым и достаточным условием модернизации. России необходимо строить свою систему образования с учетом отечественного опыта модернизационного прорыва прошлых лет.

В то же время необходимо согласиться с тем, что национальные системы образования не могут развиваться, не используя творчески положительного опыта других стран. В этом смысле модернизация образования в России невозможна без интеллектуальных ресурсов постиндустриального общества. Главное, чтобы Россия смогла сама создавать и воспроизводить самый важный ресурс - знание.

При всей важности проблемы массовости образования, инновации осуществляют единицы, которые и представляют элиту общества. Что же необходимо предусмотреть в системе образования для появления людей, способных к инновациям и эффективному предпринимательству?

Ответы на вызовы XXI века связаны с постоянным подъемом обязательного образовательного ценза населения и повышением каче-

ства высшего образования, его доступности, массовости, бесплатности. Иной сценарий развития образования и высшего образования в контексте негативных тенденций социальноэкономического развития ведет к катастрофе бытия России, которая в значительной мере повлияет на геополитическую структуру мира.

Качество высшего образования РФ прямо пропорционально профессионально-интеллектуальному уровню правящих групп в соответствии с требованиями управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией.

Важным моментом является развитие государственных образовательных стандартов как механизма обеспечения качества образования и сохранения единого образовательного пространства.

В то же время необходимо признать, что образовательная реформа требует огромных финансовых вливаний. В условиях ограниченных финансовых возможностей государство должно обеспечить эффективное использование человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов, а главное - гарантировать приоритетную поддержку образования.

Список литературы

1. Текст послания http://www.rg.ru/2009/ll/13/ poslanie-tekst.html

2. Аналитическая справка о государственной политике в сфере управления высшим образованием в странах ОЭСР и ЕС и институциональных моделях управления университетами в новых условиях функционирования высших учебных заведений - М., Центр ОЭСР - ВШЭ [http://www.oecdcentre.hse.ru/ material/opublic/ reference.pdf]

3. Response to the Communication from the Commission. The Role of the Universities in the Europe of Knowledge, 2003. COM(2003) 58 final.

4. Реформы образования: Аналитический обзор. / Под ред. В.М. Филиппова. М.: Центр сравнительной образовательной педагогики. М., 2003. С. 5.

5. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005.

6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

7. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М., 2003. С. 7-8.

8. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Изд-во ЮНЕСКО, 1996.

9. Образование в гражданском обществе: концептуальные подходы и технологии. Н. Новгород, 2008, С. 5.

10. The Bologna Declaration of 19 June 1999 [http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF]

11. The Bologna Declaration of 19 June 1999, Prague Ministerial summit of 2001, Berlin Ministerial summit of 2003.

12. По материалам Международной конференции

«Болонский процесс и национальная образовательная политика». 21.10.2008 г. Омск. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. [http://www.rosalux.ru/main/modules/sections/ in-

dex.php?op=viewarticle&artid=82]

13. Смолин О.Н. Российская концепция модернизации образования в контексте европейского опыта. //Болонский процесс и национальная образовательная политика. М.: Культурная революция, 2009. С. 214.

14. Интервью с ректором МГУ [http://msu.ru/info/ struct/rectintv.html?2010-04-12_14-48.ad5b077]

15. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1997.

16. Смолин О.Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки /О.Н. Смолин //Философские науки. 2006. № 1. С. 5.

17. Eisenstaadt S.N. Modernization: Protest and Change - Englewood Cliffs, 1966, P. 1.

18. Безгласная Е.А. Структурные сдвиги в российском высшем образовании // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Состояние. Проблемы. Перспективы. Аналитический доклад. Под ред. Л.Г. Ионина. М., 2001. С. 38.

19. Миронов В. Реформа системы образования -палка о двух концах // Перспективы. Эл. журнал [http://www.perspektivy.info/rus/nashe/reforma_sistemy _obrazovaniya_palka_o_dvuh_koncah.htm] Опубликовано 04/04/2007.

20. Президент пообещал вузам поддержку, а министр образования - закрытие // Новости NEWSru. com от 24 июля 2008 г. [http://www.newsru.com/russia/ 24jul2008/ vuzy.html]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Пригожин И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.

22. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008. С. 60.

23. Национальная доктрина образования в РФ. Принята Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND CREATION OF COMMON

EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

S.E. Kapterev, R. V. Bugrov, A.S. Krashennikov

The focus of the article is on the prospects of modernization of higher education in Russia. In particular, we discuss the role of globalization and construction of the common European educational space.

Keywords: modernization, higher professional education, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.