9. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала: науч. доклад. М.: Институт экономики РАН, 2009.50 с.
10. Стратегии, которые работают: Подход BCG: сб. ст. пер. с англ. / сост. К. Штерн и Дж. Сток-мл.; под общ. ред. И.В. Лазуновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. 496 с.
11. Шараев Ю.В. Теория экономического роста: учеб. пособие для вузов / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 254 с.
12. Энтов P.M., Синельников-Мурылев С.Г., Дашкеев В.В. и др. Долгосрочный сценарный анализ развития российской экономики на основе межстрановых сопоставлений. 1-й этап - Институт экономики переходного периода. М., 2006. 82 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iet.ru/files/text/usaid/2006_LR_growth_draft2_sent.pdf.
13. Lucas R.E., Jr. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22. P. 3-42.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ТАРАСОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TARASOV VLADIMIR TIMOFEEVICH - candidate of economics sciences, assistant professor, Cheboksary branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, Russia, Cheboksary.
УДК 330.1
H.B. ДЕДУШКИНА ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ключевые слова: модернизация, экономика, демография, инфляция, финансово-экономический кризис, инновация, инвестиции, интеллект, человеческий капитал, индекс развития человеческого потенциала, культура.
Выделены причины демографического и финансово-экономического кризиса, низкого жизненного уровня населения в дотационном регионе и необходимость развития экономики в благоприятном культурном пространстве. На основе анализа проблем российской экономики выявлены возможности её модернизации.
N.V. DEDUSHKINA FEATURES THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF RUSSIA
Key words: modernization, economics, demographics, inflation, financial and economic crisis, innovation, investments, intelligence, human capital, human development index, culture.
Highlighted reasons demographic and financial and economic crisis, the low standard of living of the population in the dotacionnom region and the need to develop the economy in favourable cultural space. Based on analysis of the problems of the Russian economy explored opportunities her modernization.
Модернизация, по мнению большинства исследователей, подразумевает рациональный контроль над природным и социальным окружением человека, тесную интеграцию в мировую культуру, осуществление научной революции, распространение рационального взгляда на жизнь, строительство либеральнодемократического государства. Модернизация - это не просто призыв осовременить наше общество, в котором все еще проявляются черты прошлого века, но и гарантия, что в скором будущем мы не потеряем зримые экономические позиции. В Послании Президента РФ в его речи на съезде говорилось о масштабной программе модернизации всех сфер жизни России, всех институтов, всех видов деятельности и жизнеобеспечения на основе как вертикальной модернизации, т.е. прорыва в конкретных отраслях, так и горизонтальной - снятие административных барьеров, улучшение условий для развития всего бизнеса. Но выполнимы ли поставленные задачи в современных условиях? Анализ состояния российской экономики и стоящих перед ней проблем позволили сделать следующие выводы:
1. Россия переживает исторические изменения: из супердержавы с населением почти в 300 млн человек она трансформировалась в региональную державу с
населением в 140 млн. На сегодняшний день численность населения России на 5 млн меньше численности 1993 г. В докладе Всемирного банка 2005 г. Dying Too Young прогнозируется снижение численности населения на 30% в течение следующих 50 лет. Было объявлено, что в августе 2009 г. впервые за последние 15 лет в России число родившихся превысило число умерших на одну тыс. человек [4]. Однако по данным, размещенным на сайте Росстата, естественная убыль населения в стране за восемь месяцев 2009 г. составила почти 183 тыс. [3].
Следует отметить, что в детородный возраст входит поколение «реформ» начала 1990-х, когда будущая рабочая сила недополучала витаминизированной пищи, что, по мнению В.П. Эфроимсона, отрицательно сказывается в дальнейшем на генетическом уровне. Не удивительно, что количество новорожденных с патологическими болезнями из года в год увеличивается. Демографическую ситуацию в России можно охарактеризовать как демографический кризис, так как, по нашему мнению, демография - это не только количественный, но и качественный фактор. Особенно тяжелыми уже в ближайшие несколько лет последствия демографического кризиса окажутся для работающего населения. Работоспособное население России составляет 87 млн человек, из них, по официальным данным, работают 67 млн. Средняя продолжительность жизни в России составляет 65 лет, в то время как в Европе - 78 лет. Смертность среди мужского населения - одна из самых больших проблем. Средний возраст, до которого доживают мужчины, в 1980 г. составлял 59 лет (в 1960-х годах - 65 лет). Сегодня мужчины в России живут в среднем 60 лет [5]. Таким образом, главной причиной снижения численности населения является не столько низкая рождаемость, сколько высокая смертность. Поэтому повышение заработной платы и пенсий, снижение цен на лекарства, повышение качества системы здравоохранения, антиинфляционные меры, т.е. меры по повышению жизненного уровня населения, как никогда актуальны и необходимы.
2. Экономический рост 2010 г. на уровне 6,5% зависим от нефтедолларов. По словам вице-премьера, министра финансов РФ А.Л. Кудрина, на экономике России сказалось «ресурсное проклятие страны». Термин «ресурсное проклятие» в 1993 г. ввел в оборот географ-экономист М. Ричард из Университета Ланкастера. Он обратил внимание на то, что во время ценового пика на нефть 1970-х годов и в последующие годы валовой внутренний продукт на душу населения в странах ОПЕК снижался на 1,3% в год, тогда как остальные развивающиеся страны росли более чем на 2% в год. Однако следует отметить, что далеко не все либеральные экономисты относятся к модной «теории ресурсного проклятия» серьезно. Считается, что для опровержения любой «теории» достаточно одного отрицательного примера. Возглавляют список «исключений» США, которые в первой половине XX в. были страной, богатой ресурсами, - экспорт нефти тогда являлся крупнейшей статьей их экспорта и источником «валютных поступлений». Также эффективно распорядились ресурсами Австралия и Норвегия. В настоящее время в России не существует неоспоримых доказательств того, что ресурсы стали барьером на пути экономического развития и роста страны. Стабилизационный фонд, сдерживающая укрепление рубля валютная политика, ограничения в бюджетной сфере позволяли России до настоящего времени достаточно успешно бороться с соблазнами ресурсного изобилия. Однако проблемы неустроенности социальной сферы, необходимость финансирования национальных проектов и другие устремления с целью развития национального производства делают вопросы антимонопольной и протекционистской политики приоритетными.
3. История неоднократно доказывала, что субъективный фактор играет решающую роль в развитии общества. Отрадно отметить, что два энергичных руководителя нашей страны, президент Д.А. Медведев и премьер-министр В.В. Путин, активно работают в одном направлении по обеспечению внешнеполитической и экономической безопасности России.
4. Стабилизационные цели России расходятся с экономической ситуацией в мире, где рыночный проект, построенный на основе монетаристской политики, постепенно рушится. Рубль, как региональная валюта, привязан к доллару, поэтому Россия очень восприимчива к факторам мирового финансово-экономического кризиса. Думается, что новые дипломатические, политические, экономические и финансовые связи со странами Востока и СНГ предвещают создание положительных условий для укрепления курса рубля.
5. В своем послании Д.А. Медведев выдвинул лозунг «четырёх "И"» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновация, позже добавил и пятую составляющую - интеллект. В качестве ключевых направлений были названы энергетика, ядерные технологии, информационная техника, наземная и космическая инфраструктура, медицинская технология. Однако не были обозначены конкретные механизмы для реализации выдвинутых приоритетов. «Институты» - здесь особенно настораживает нерешенность вопросов стимулирования труда творческого работника в сфере науки и образования, которые из-за низкой заработной платы вынуждены ориентироваться не на качество, а на количество проводимых занятий в разных вузах, многие из которых готовят новых специалистов без учета спроса и предложения внутреннего и внешнего рынка труда. Открывая II Международный форум по нанотехнологиям (октябрь 2009 г.) Президент РФ назвал цифру, которая характеризует кадровую потребность рынка нанотехнологий в 2015 г.: 150 тыс. человек. Однако бизнес слабо принимает участие в производстве квалифицированной рабочей силы. «Инновация» - российская экономика слабовосприимчива к инновациям по нескольким причинам: а) не решены проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности; б) выделенные финансовые средства в науке распределяются неэффективно; в) высокие кредитные и налоговые ставки не стимулируют внедрение инновационных моделей в промышленное производство; г) Россия сильно отстает по уровню внедрения инновационной техники и технологии от развитых стран, поэтому во многих сферах экономики выгодна имитация, а не инновация; д) технологический прогресс в экономике не соответствует новому технологическому укладу (ТУ) мировой экономики. Для инновационной модернизации российской экономики с целью масштабного воспроизводства и коммерческого использования качественных ресурсов, необходимо наиболее полное освоение накопленных в стране и в мире научно-производственного потенциала и фундаментальных инноваций пятого ТУ, который, в данном контексте, может выступать носителем как компенсирующей, так и замещающей функции. Он будет выполнять компенсирующие функции по отношению к некоторым элементам шестого ТУ и замещающие - по отношению к ряду элементов четвертого ТУ. Насыщение российской экономики технологическими нововведениями пятого ТУ позволит в дальнейшем сформировать гибкую, более однородную и технологически сбалансированную структуру, способную за короткий период эффективно воспринять и адаптировать базисные технологии шестого ТУ.
В условиях недостаточных инвестиционных ресурсов в реальном секторе российской экономики, слабой банковской системы кредитования, а также утраты возможностей прямого управленческого воздействия на воспроизводственные процессы задачей государства должна стать селективная поддержка техни-ко-технологического обновления приоритетных несущих секторов пятого ТУ, имеющих высокий научно-производственный потенциал и значительные резервы для инновационной эволюции. Их интенсивное развитие будет способствовать росту инновационной активности в национальной экономике в целом благодаря мультипликативному эффекту по всей технологической цепочке сопряженных производств, формированию платежеспособного инновационного спроса на сложную наукоемкую продукцию и содействию последовательной модернизации всего комплекса конечных отраслей. «Интеллект» - интеллектуальный капитал
фирмы и региона станет основой развития экономики только в условиях совершенного рынка, когда производительный труд и интеллект станут в России востребованы, что возможно лишь в условиях повышения роли культуры и нравственного аспекта развития общества. В условиях же несовершенного рынка и разгула коррупции наблюдаются противоположные тенденции.
6. ДА Медведев заявил, что социальные обязательства государства выполнены полностью и так будет дальше. Но, тем не менее, расходы федерального бюджета в 2010 г. на социальные нужды сокращены на 45 миллиардов рублей, с нового года отменены доплаты аспирантам, докторантам на приобретение научной литературы [1], сокращены расходы на организацию детского летнего отдыха, выросли тарифы для населения на природный газ, электроэнергию и тепловую энергию, в результате чего резко упала реальная заработная плата жителей России, особенно тех, кто проживает в дотационных регионах и честно зарабатывает свой кусок хлеба. Например, рост тарифов в системе ЖКХ Чувашской Республики привел к снижению реальных доходов и росту социальной незащищенности населения. По официальным данным, рост тарифов в 2009 г. в ЧР к 2008 г. на 1 кв.м составил в среднем 23,8%. Наши исследования и анализ квитанций по услугам ЖКХ в г. Новочебоксарске ЧР за декабрь 2008 г. - февраль 2009 г. выявили необоснованный, не привязанный к росту доходов населения рост тарифов на: отопление - 54,35%; холодную воду - 22,0%; канализацию -59,9%; электроэнергию - 24,3%, содержание жилья + ремонт жилья - 50,0% (ремонт жилья не проводился в течение 25 лет.). В то же время среднемесячная заработная плата в ЧР за январь-март 2009 г. снизилась на 17% по сравнению с аналогичным показателем за январь-ноябрь 2008 г., составив 10 956,5 руб. [2].
Анализ данных табл. 1 показывает, что рост тарифов по видам услуг за 3 рассматриваемых месяца составил: содержание жилья (по кв.м) + 5%; ремонт МОП +10,3%; отопление + 88,8% при незначительном снижении в марте на 16,8%; электроэнергия (по счетчику) + 9,2% и + 29,9% по домовому прибору учета (ДПУ); холодная вода + 6%; горячая вода +15,6%.
Таблица 1
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги по г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Услуги (ноябрь, декабрь 2009 г., январь 2010 г., март по отоплению) Разм. платы, руб. Потребление Начислено Увеличение, %
общее или чел. по ДПУ по тарифу (руб.) по ДПУ
ЖИЛИЩНЫЕ, м2
Содержание 65,1
ноябрь 2009 г. 11,03 718,05 15
декабрь 2009 г. 11,03
январь 2010 г. 11,59 754,51
РЕМОНТ МОП, м2 65,1
ноябрь 2009 г. 1,85 120,44 1П я
декабрь 2009 г. 1,85
январь 2010 г. 2,04 132,80
КОММУНАЛЬНЫЕ, м2
Отопление 65,1
ноябрь 2009 г. 18,00 1171,80 1
декабрь 2009 г. 26,70 1738,17 88,8
январь 2010 г. 33,98 2212,10 J
март 2010 г. 28,27 1840,38 -16,8%
Электроэнергия, КВт ч
ноябрь 2009 г. 200 44,0 348 76 9,2
декабрь 2009 г. 197 16,3 342 28
январь 2010 г. 187 56,1 355 106 29,9%
Холодная вода, чел. ноябрь 2009 г. декабрь 2009 г. январь 2010 г. 49,94 52,99 6,0
Окончание табл. 1
Услуги (ноябрь, декабрь 2009 г., январь 2010 г., март по отоплению) Разм. платы, руб. Потребление Начислено Увеличение, %
общее или чел. по ДПУ по тарифу (руб.) по ДПУ
Горячая вода, м3
ноябрь 2009 г. 49,93 10
декабрь 2009 г. 6 15,6
январь 2010 г. 57,73 8
Источник: [8].
7. В 2003 г. Россия относилась к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,500-0,799) - 0,795 и среди 177 стран и территорий по рейтингу ИРЧП занимала 62-е место; в 2007 г. она перешла в разряд стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,800 и выше) - 0,817 (табл. 2), однако по рейтингу ИРЧП среди 182 стран и территорий переместилась на 71-е место (за 4 года рейтинг снизился на 9 пунктов). Если же рассматривать рейтинг России по ИРЧП начиная с 1990 г., то он по годам составлял: 1990 - 0,821; 1995 - 0,777; 2005 - 0,804; 2006 - 0,811; 2007 - 0,817.
Таблица 2
Показатели развития человека (2003, 2007 гг.)
Страны Значение ИРЧП Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Уровень грамотности взрослого населения (15 лет и старше, %) ВВП на душу населения (ППС в долл. США) Индекс ожидаемой продол- житель- ности жизни Индекс уровня образо- вания Индекс ВВП
Россия (2003 г.) 0,795 65,3 99,4 9230 0,67 0,96 0,76
Россия (2007 г.) 0,817 66,2 99,5 14690 0,686 0,93 0,83
США (2003 г.) 0,944 77,4 - 37562 0,87 0,97 0,99
США (2007 г.) 0,956 79,1 - 45592 0,902 0,968 1,00
Страны Центральной и Восточной Европы,
СНГ (2003 г.) 0,802 68,1 99,2 7939 0,72 0,94 0,75
Страны Центральной и Восточной Европы,
СНГ (2007 г.) 0,821 69,7 97,6 12185 0,745 0,916 0,802
ОЭСР (2007 г.) 0,932 0,79 32647 0,900 - 0,966
Весь мир (2007 г.) 0,753 67,5 83,9 9972 0,708 0,784 0,768
Источники: [6], [7]; сост. автор.
Примечание. ППС - паритет покупательной способности.
По рейтингу ИНН-1 (индекс нищеты населения) для 135 стран и территорий Россия занимала 32-е место; по рейтингу ИРГФ (индекс развития с учетом гендерного фактора) для 155 стран и территорий в 2007 г. Россия была на 59-м месте (данные и прогнозы с 2000 по 2010 г.).
8. Модернизация экономики - это не только конкуренция, рациональное преимущество, расчет, выгода и прибыль, но и духовность и нравственность. Такие важнейшие элементы культуры, как способность к солидарности, дисциплина, целеустремленность, способность и умение ориентироваться на будущее, пожертвование личными интересами ради общих интересов, психическая и эмоциональная гармония человека, его любовь к родине в конечном счете составляют важнейший компонент национальной безопасности. Искусство на протяжении всего своего существования, наряду с наукой, всегда задавало модели всей совокупности ценностных ориентаций, необходимых для решения СЛОЖИВШИХСЯ в обществе проблемных состояний. Современное искусство, на наш взгляд, должно стать предметом осмысления и научного исследования в связи с тем, что оно способно выразить те глубинные сущностные процессы настоящего и самореализующие тенденции будущего, видение которых для науки порой ста-
новится возможным только впоследствии, когда эти тенденции находят формы явного, эмпирического выражения. С учетом того, что модернизация ЭКОНОМИКИ проводится в определенном культурном пространстве, необходимо, чтобы ОНО благоприятно способствовало развитию этого процесса.
9. Развитие сельского хозяйства требует глубокой модернизации на основе внедрения элементов био- и нанотехнологии и соблюдения сбалансированного роста цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.
Таким образом, в условиях низкой производительности труда и неблагоприятной внешней обстановки, модернизация, как средство перехода к инновационной экономике, требует решения задач повышенного уровня: разработки индикативного плана модернизации экономики России, проведения активной антиинфляционной (с учетом действия кривой Филлипса), антимонопольной и антикоррупционной политики, создания рынка совершенной конкуренции, развития отечественного инновационного производства, привлечения иностранных инвестиций и повышения жизненного уровня населения.
Литература и источники
1. http://kprf.ru/dep/72897.html.
2. http://www.cap.ru.
3. http://www.prime-tass.rU/news/0/%7B5C353091-BE23-434A-ABCC-4C9312524015%7D.uif.
4. http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/09/29/174656.html.
5. http://www.vesti.ru/doc.html7ich344951.
6. http://hdr.undp.org/presskit/hdr2005/russian/pdf/hdr05_ru_complete.pdf.
7. http://www.un.org/ru/development/hdr/2009/.
8. Квитанции по сбору платежей за ЖКУ МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарска», № лицевого счета 22533.
ДЕДУШКИНА НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DEDUSHKINA NELLI VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 336.145:004.738
A.H. ЕРМОЛАЕВ
WEB-ТЕХНОЛОГИИ как СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Ключевые слова: иформационные технологии, Web-твхнологии, автоматизация бюджетного процесса, сбор финансовой отчетности.
Рассмотрены Web-технологии как средство обеспечения эффективной работы финансовых органов и государственных структур. Наиболее подробно проанализированы вопросы усовершенствования текущего процесса сбора отчетности, повышения прозрачности и управляемости бюджетного процесса на основе Web-технологий.
A.N. ERMOLAEV
WEB-TECHNOLOGIES AS MEANS OF PERFECTION OF BUDGETARY PROCESS
Key words: Information technologies, information society. Web-technologies, automation of budgetary process, gathering of the financial reporting.
In article Web-technologies is considered, as means of maintenance of effective work of financial bodies and the state structures. Improvement of the current process of gathering of the reporting, increasing of a transparency and controllability of budgetary process on the basis of Web-technologies are in detail analyzed.
Структурные изменения, происходящие в российской экономике, возрастание ценности информации и информационных технологий говорит о вступлении России в информационное общество. Благодаря поддержке государством развития компьютерной грамотности, становлению информационного порядка в государственной сфере тема создания информационного общества становится наиболее приоритетной.