новится возможным только впоследствии, когда эти тенденции находят формы явного, эмпирического выражения. С учетом того, что модернизация экономики проводится в определенном культурном пространстве, необходимо, чтобы оно благоприятно способствовало развитию этого процесса.
9. Развитие сельского хозяйства требует глубокой модернизации на основе внедрения элементов био- и нанотехнологии и соблюдения сбалансированного роста цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.
Таким образом, в условиях низкой производительности труда и неблагоприятной внешней обстановки, модернизация, как средство перехода к инновационной экономике, требует решения задач повышенного уровня: разработки индикативного плана модернизации экономики России, проведения активной антиинфляционной (с учетом действия кривой Филлипса), антимонопольной и антикоррупционной политики, создания рынка совершенной конкуренции, развития отечественного инновационного производства, привлечения иностранных инвестиций и повышения жизненного уровня населения.
Литература и источники
1. http://kprf.ru/dep/72897.html.
2. http://www.cap.ru.
3. http://www.pnme-tass.rU/news/0/%7B5C353091-BE23-434A-ABCC-4C9312524015%7D.uif.
4. http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/09/29/174656.html.
5. http://www.vesti.ru/doc.html7ich344951.
6. http://hdr.undp.org/presskit/hdr2005/russian/pdf/hdr05_ru_complete.pdf.
7. http://www.un.org/ru/development/hdr/2009/.
8. Квитанции по сбору платежей за ЖКУ МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарска», № лицевого счета 22533.
ДЕДУШКИНА НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DEDUSHKINA NELLI VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 336.145:004.738
A.H. ЕРМОЛАЕВ
WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Ключевые слова: иформационные технологии, Web-твхнологии, автоматизация бюджетного процесса, сбор финансовой отчетности.
Рассмотрены Web-технологии как средство обеспечения эффективной работы финансовых органов и государственных структур. Наиболее подробно проанализированы вопросы усовершенствования текущего процесса сбора отчетности, повышения прозрачности и управляемости бюджетного процесса на основе Web-технологий.
A.N. ERMOLAEV
WEB-TECHNOLOGIES AS MEANS OF PERFECTION OF BUDGETARY PROCESS
Key words: Information technologies, information society. Web-technologles, automation of budgetary process, gathering of the financial reporting.
In article Web-technologles is considered, as means of maintenance of effective work of financial bodies and the state structures. Improvement of the current process of gathering of the reporting, Increasing of a transparency and controllability of budgetary process on the basis of Web-technologles are In detail analyzed.
Структурные изменения, происходящие в российской экономике, возрастание ценности информации и информационных технологий говорит о вступлении России в информационное общество. Благодаря поддержке государством развития компьютерной грамотности, становлению информационного порядка в государственной сфере тема создания информационного общества становится наиболее приоритетной.
Развитие информационного общества возможно при активном развитии информационных технологий во всех сферах российского общества, особенно в сфере его взаимодействия с государством, активной автоматизации процесса функционирования государственных органов.
Принцип автоматизации деятельности органов местного самоуправления подразумевает комплексную автоматизацию бизнес-процессов, обеспечивая их интеграцию в единое информационное пространство региона. В настоящее время в органах местного самоуправления используются информационные технологии, носящие локальный характер, автоматизирующие отдельные, зачастую разрозненные функциональные задачи деятельности администраций. Вследствие этого исходные данные, которые хранятся и используются в базах данных администраций, нередко бывают избыточными или противоречащими друг другу. Также сохраняется существенная разница в уровнях информатизации и использовании информационных технологий между центральной властью и органами местного самоуправления. Кроме того, существенными и зачастую неоправданными остаются затраты на закупку, установку и сопровождение лицензионного программно-операционного обеспечения.
На сегодняшний день для обеспечения эффективной работы, в частности, финансовых органов и государственных структур в целом необходимо обеспечить доступ пользователей в любое время из любого места к информационной системе государственной структуры. Это касается доступа работников к общим данным органа государственной власти, а также к информационной системе для проведения расчетов, просмотра и ввода данных.
Используя \Л/еЬ-базированную систему, сотрудник может работать с ней с любого компьютера. Для этого ему нужен только \Л/еЬ-браузер, который входит в состав стандартного ПО любого современного компьютера. При этом передаваемые данные шифруются стандартными средствами, обеспечивающими надежную защиту вводимых данных от перехвата, взлома или другого несанкционированного доступа (рисунок).
Финансовым ор<ан
ПБС или ГРБС (РБС)
ПБС или ГРБС (РБС)
ПБС или ГРБС (РБС) ^
Примерная схема \Л/еЬ-технологий
Стандартные клиент-серверные решения предлагают доступ к данным системы только с фиксированных компьютеров с установленным специали-
зированным программным обеспечением. Проблемы переносимости и обновления версий системы успешно решаются при помощи \Л/еЬ-технологий
При работе с клиент-серверными системами каждое изменение версии операционной системы или другого сопутствующего программного обеспечения может поставить под угрозу работоспособность системы за счет возможных конфликтов с новым программным обеспечением. В \Л/еЬ-системах за счет того, что программное обеспечение устанавливается только на сервере, работает на любой операционной системе и не зависит от ее типа и версии, данная проблема не существенна.
Применение \Л/еЬ-технологий упрощает установку обновлений самой системы. Если, в случае использования традиционных систем, любые обновления необходимо установить на каждый клиентский компьютер, то \Л/еЬ-систему достаточно обновить только на сервере. Так как вся функциональность системы находится именно там, на клиентских машинах она лишь отображается в виде \Л/еЬ-страниц в браузере.
Как правило, внедрение новой информационной системы требует существенных затрат на обучение персонала. Традиционные системы с оконным интерфейсом \Л/тс1о\л/5 содержат большое количество различных полей на нескольких закладках, для работы требуется запомнить последовательность ввода в них данных и выбора пунктов разветвленного меню системы. Интерфейс \Л/еЬ-систем максимально прост и дружествен к пользователю. Для осуществления какой-либо операции необходимо пройти по предложенной системой последовательности страниц, на каждой из которых вводятся логически структурированные данные. В случае ошибочного ввода или несоблюдения других условий система просто не пропустит пользователя на следующий шаг, таким образом минимизируя возможность ошибки или ввода неполных данных. Такой подход в несколько раз увеличивает эффективность обучения и снижает предубеждение пользователей против использования компьютерных технологий.
Также положительным фактором в использовании \Л/еЬ-технологий является такой немаловажный показатель, особенно в условиях кризиса, как стоимость внедрения, который состоит не только из стоимости системы, но и стоимости дополнительного программного обеспечения (операционной системы, системы управления базами данных и др.), а также стоимости технического обеспечения (серверов, рабочих станций, каналов доступа в Интернет) и стоимости обучения персонала.
Одним из основных условий конкурсов в автоматизации финансового управления является минимизация цены решения. И в этом отношении возможность работы через \Л/еЬ-браузер без необходимости установки на рабочем месте какого-либо платного программного обеспечения оказалась вне конкуренции. Более того, снижение цены на программное обеспечение позволило в этот же бюджет заложить работы по установке системы и обучению сотрудников государственных финансовых органов.
Как уже отмечалось ранее, \Л/еЬ-системы могут работать под управлением любой операционной системы как на сервере, так и на клиентских компьютерах, что позволяет снизить стоимость программного обеспечения.
Перенос всех вычислений на сторону сервера и использование на клиентских компьютерах только браузера для отображения информации позволяют существенно снизить стоимость технического обеспечения клиентских рабочих станций. А использование сжатия данных минимизирует требования к пропускной способности каналов Интернет.
Все вышесказанное делает \Л/еЬ-технологии наиболее применимыми для компаний, которые идут в ногу со временем и стремятся получить максимальную прибыль от использования современных компьютерных технологий.
Оценив эффективность \Л/еЬ-технологий, финансовые органы субъектов РФ начали их использование в финансовой деятельности. Так, в августе 2007 г. в Министерстве финансов Удмуртской Республики был внедрен программный продукт «Свод-\Л/еЬ» компании «Кейсистемс» в целях сбора месячной и квартальной отчетности со всех территориальных финансовых органов; Управление финансов администрации Липецкой области в 2006 г. приступило к внедрению; Финансовое управление правительства Еврейской автономной области внедрило программный комплекс «Свод-\Л/еЬ» в январе 2009 г.; в 2006 г. в Чувашской Республике подключены к данной технологии все отделы министерства в районах и городах, финансовые отделы администраций районов и городов и главные распорядители бюджетных средств. Использование «Свод-\Л/еЬ» также позволило всем финансовым органам муниципальных районов и сельских поселений Калининградской области, получателям бюджетных средств без установки какого-либо программного обеспечения подключиться к единой базе данных Министерства финансов Калининградской области и использовать полный комплекс отчетных форм.
\Л/еЬ-технологии в финансовых органах облегчают контроль и ускоряют проверку собранных отчетов. Применение выборок позволяет «непродвинутому» пользователю анализировать сведенные отчеты в разрезе подведомственных организаций, что важно для всего министерства.
Контрольные соотношения, используемые в \А/еЬ-технологиях для финансовых органов, идентичны тем, которые используются при проверке на принимающей стороне, таким образом, отсутствует необходимость приобретения какого-либо дополнительного программного обеспечения для формирования и проверки итогового консолидированного отчета, сдаваемого в Федеральное казначейство Российской Федерации.
Основными критериями выбора данной технологии, помимо решения ключевых задач управления финансов, являются: 1) гарантия внедрения системы в достаточно короткие сроки; 2) полное соответствие поддерживаемых форм отчетности образцам, утвержденным Министерством финансов России;
3) своевременное автоматическое обновление контрольных соотношений;
4) успешное внедрение системы во многих субъектах Российской Федерации;
5) гибкость системы к модификациям; 6) приемлемая цена.
Внедрение программы привело к сокращению сроков сбора отчетности, позволило оперативно формировать своды отчетности, регулярно доводить до получателей новые формы отчетности, на месте проверять контрольные соотношения. Достоинством программы является конструктор отчетов, который дает возможность создания новых форм отчетности, необходимых для работы министерства, а также производить выборку данных для просмотра и анализа.
Особо следует отметить применение Ехсе1-клиента для удаленных рабочих мест с низкоскоростным подключением к Интернету, что позволяет заполнять отчетные формы в автономном режиме с последующей автоматической передачей данных через кратковременное подсоединение к сети Интернет.
Применение \Л/еЬ-технологий способствует совершенствованию процесса сбора и консолидации отчетности, повышению качества управления бюджетным процессом, сокращению срока сбора отчетности, снижению процента возврата отчетов на доработку, своевременному получению из Минфина РФ и оперативному доведению обновлений отчетных форм, контрольных соотношений и программного обеспечения до финансовых органов муниципальных образований.
В повышении эффективности применения \Л/еЬ-технологий важную роль играет качественная работа служб поддержки, позволяющих обеспечить своевременное устранение ошибок и обновление программного продукта.
Подводя выводы, можно сказать, что использование Web-технологий в финансовых органах было вызвано необходимостью усовершенствования текущего процесса сбора отчетности, повышения прозрачности и управляемости данного процесса. Web-технологии способствуют решению таких задач, как сокращение сроков сбора отчетности, снижение процента возвратов отчетов на доработку и повышение качества работы с подведомственными организациями. Специалисты финансов органов считают, что технология Web-кпиента более удобна и наглядна для ввода и редактирования отчетов. Существующее разделение прав на ввод и редактирование позволяет качественно и оперативно формировать своды отчетов на всех уровнях бюджетов с последующей выборкой данных для просмотра и анализа.
Литература
1. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. М.: Кнорус, 2011.256 с.
2. Кириченко А.А., Максимова Т.Ю., Бовт В.В. Интернет-технологии для бизнеса. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2001,112 с.
3. Новожилова Н.В. Информация, интеллект и знание как важнейшие движущие силы экономики // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 455-463.
4. Румянцева Е.П., Слюсарь В.В. Информационные технологии. М.: ИД-форум; Инфра-М., 2007. 256 с.
5. Сенченко П.В., Павинич ЕС. Web-ориентированные информационные технологии // Доклады ТУСУРа. 2008. № 2(18). Ч. 2, декабрь.
ЕРМОЛАЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ERMOLAEV ALEXANDR NIKOLAEVICH - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 631.11:331
T.B. ИВАНОВА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАДРАМИ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ
Ключевые слова: кадры массовых профессий, изменения в их количественно-качественной структуре, причины и рекомендации.
В целях комплексного исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации осуществлен аналитический обзор их обеспечения кадрами массовых профессий. Выявлены причины сложившейся ситуации и сформулированы рекомендации по преодолению негативных процессов в данной области.
T.V. IVANOVA
ANALYTICAL REVIEW OF SUPPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES PERSONNEL MASS TRADES
Key words: strength training mass professions, changes in its quantitative and qualitative structure, causes and recommendations.
In order to study the complex personnel potential of agricultural enterprises Russia carried out an analytical review of frames mass professions. The causes of the situation and makes recommendations to overcome the negative processes In this area.
Формирование и эффективное функционирование АПК в рыночных условиях как единого целого, оптимизация и сбалансированность всех его звеньев -одна из актуальных задач современного этапа развития сельскохозяйственного производства и смежных отраслей. В условиях реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» на нужды государственной поддержки данной отрасли из федерального бюджета в течение 2008-2012 гг. планируется потратить свыше 551 млрд руб., что в 3 раза больше, чем за предыдущие пять лет. Однако политика, направленная на инновационное развитие АПК страны, требует определенной корректировки, так как в ней отсутствует самый важный стратегический системообразующий элемент - программа развития кадрового потенциала.