Научная статья на тему 'Особенности модели подсолевой структуры во внутренней части Прикаспийской впадины саратовской области(Озинская площадь)'

Особенности модели подсолевой структуры во внутренней части Прикаспийской впадины саратовской области(Озинская площадь) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Зуб Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности модели подсолевой структуры во внутренней части Прикаспийской впадины саратовской области(Озинская площадь)»

Л и т е р а т у р а

1. Микулаш Р., Дронов А. Палеоихнология - введение в изучение ископаемых следов жизнедеятельности. - Прага: Геологический институт АН Чешской республики, 2006. - 122 с.

2. Староверов В. Н., Щеглов В. Б. Основные разновидности терригенных шельфов юго-востока ВЕП в живетское и раннефранское время // Недропользование XXI век. - 2014. - № 4 (48). -С. 32-38.

3. Седиментационные модели живетских и нижнефранских отложений юго-западной части Бузулукской впадины / С. В. Яцкевич, В. Д. Мамулина, Л. Н. Умнова, В. П. Климашин // Недра Поволжья и Прикаспия. - 2007. - Вып. 50. - С. 16-34.

УДК550.834.53.05:553.98 (470.44)

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ПОДСОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТИ ПРИКАСПИЙСКОЙ ВПАДИНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ОЗИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ)

© 2017 г. Е. А. Зуб

АО "Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики"

В пределах саратовской части Прикаспийской впадины на Озинской площади в 2006-2007 гг. выполнены сейсмические работы методом ВП ОГТ (высоконаправленная поляризационная модификация ОГТ), которые позволили выделить подсолевую Озинскую структуру предположительно рифоподобного типа по девонско-башкир-ским отложениям и надверейской толще. Однако из-за недостаточной плотности сети профилей (8 профилей ВП ОГТ и 6 профилей ОГТ 1986 г.), а также недостаточной протяженности меридиональных профилей в северном направлении требовалось уточнение конфигурации структуры, характера ее северного погружения. Сейсмоэлектро-разведочные работы на данной территории продолжены в 2009-2011 гг. Плотность сети профилей была увеличена (26 новых профилей), как и протяженность меридиональных профилей в северном направлении, что позволило уточнить строение Озинской структуры, подтвердить наличие ее северного погружения, выделить региональное широтное разрывное нарушение на северном окончании структуры.

Интерес к Озинской зоне вызван данными, полученными по саратовскому участку регионального профиля Оренбург-Маныч (пр. 04901-1У), отработанного в 2001 г. во внутренней части Прикаспийской впадины, проходящего вдоль ее северного борта. На рисунке 1 А представлен фрагмент временного разреза ОГТ по профилю 04901-1У

Так, обнаруженное локальное увеличение мощности подсолевых карбонатных комплексов (П1-П2) и (П2-П3) и сокращение разделяющего их терригенного комплекса позволило предположить присутствие рифогенных тел. Сомнение вызывала корреляция горизонта П1 (подошва соли) под соляным куполом и возможность его приуроченности к внутрисолевому отражению. Решению этой задачи и оценке модели строения подсолевых отложений в данной зоне были посвящены работы 2006-2007 гг. При работах дополнительно привлечены наиболее информативные профили МОГТ 1986 г. и профиль Оренбург-Маныч.

Применение ВП ОГТ позволило получить более качественные временные разрезы и составить надежный «каркас» для

Рис. 1. Сравнительная оценка времен регистрации подошвы соли П1 по временным разрезам взаимно пересекающихся профилей

А - временной разрез по профилю Оренбург-Маныч; Б - временной разрез по профилю 006/1-0605-5 ВП ОГТ; В - временной разрез по профилю 006/1-0605-6 ВП ОГТ; Г - карта-схема расположения взаимно пересекающихся профилей по горизонту П1

увязки временных разрезов прошлых лет. При выполнении корреляции подсолевых горизонтов на временных разрезах учитывались выявленные тенденции в их поведении по ряду профилей. Установлено, что горизонт П1 в пределах выделяемой структуры на субширотном профиле Оренбург-Маныч (профиль 04901-1У) действительно соответствует подошве соли. На субмеридиональных профилях, проходящих через сводовую часть прогнозируемой структуры, 006/1-0605-5 (рис. 1 Б) и 006/1-0605-6 (рис. 1 В), на которых сейсмический горизонт П1 по динамическим признакам и коррелируемости однозначно отнесен к подошве соли и четко увязывается по временам с горизонтом П1 профиля 04901-^ (Оренбург-Маныч, рис. 1 А) на пересечениях (рис. 1 Г), для наглядности приведен участок структурной карты по горизонту П1, на которой нанесены рассматриваемые профили.

По работам 2006-2007 гг. на базе глубинных разрезов построена структурная карта по горизонту П по которому выделена наиболее крупная структура № 1 (рис. 2) -Озинская структура. В результате выполненных работ 2009-2011 гг. получена уточненная структурная карта по горизонту П1, связываемому с поверхностью нижнепермских отложений (рис. 3).

Сравнение структурных карт, представленных на рисунках 2 и 3, показывает, что значительных расхождений на них не наблюдается. На уточненной структурной карте более четко обособлены вершины Озинской структуры: восточной А и западной Б. Не вызывает сомнения существование северного погружения, которое на уточненной карте ограничивается с севера региональным нарушением и приподнятым блоком по подсолевым горизонтам. В целом достоверность структуры достаточно высокая. Она вытянута в широтном

Рис. 2. Структурная карта по горизонту П1 по Озинскому участку

(данные работ 2006-2007 гг.)

Рис. 3. Структурная карта по сейсмическому горизонту П1

(по подошве соли)

направлении, то есть подобна конфигурации бортового уступа Прикаспийской впадины.

Площадь по изолинии - 5400 м, контролирующей основное ядро структуры, составляет около 70 км 2 с амплитудой 300 м. Выделенные вершины А и Б представляют интерес с позиции поиска ловушек УВ в нижнепермских отложениях.

Структурные карты по горизонтам П21 и П2 близки. Поскольку в основу модели распространения терригенных отложений верейско-мелекесской толщи положено резкое сокращение мощности в северном и восточном направлениях, вплоть до ее возможного выклинивания, поверхность отложений по горизонту П21 выделяется с юга примерно до профиля 085 Ф/09-07-18 (рис. 4). Севернее горизонт П21 отсутствует, и на картах по П^ и П2 отображается одна и та же поверхность П2 - кровля башкирских карбонатных отложений.

В сравнении с картой по горизонту П1 Озинская структура на карте по П2 сохранила свое положение с некоторым видоизменением своей конфигурации. Вершины А и Б имеют то же самое положение, что и на карте по П1 Последней замкнутой изолинией, объединяющей обе вершины, является изолиния - 6100 м. По этой изолинии площадь структуры оценивается в 60 км 2, амплитуда структуры по П2 составляет 200 м.

Структурная карта по горизонту П3 (поверхность терригенного девона) отличается от вышеописанных карт (рис. 5). Здесь отмечается единая приподнятая зона широтного простирания. Вершины А и Б соответствуют по положению одноименным вершинам на структурных картах по горизонтам П1 и П2, но отмечается некоторая обособленность друг от друга. Площадь самой структуры оценить сложно. Наименьшая глубина залегания по верши-

Рис. 4. Структурная карта по поверхности сейсмического горизонта П2

(по поверхности девонско-башкирского карбонатного комплекса отложений)

Рис. 5. Структурная карта по поверхности сейсмического горизонта П3

(по поверхности терригенных девонских отложений)

нам А и Б составляет - 6700 м, амплитуда этих вершин 100 м.

Карта мощности по надверейской толще П1-П2 (П^) (рис. 6) характеризуется локальным разрастанием мощности в пределах Озинской структуры по горизонту П Наибольшую площадь охватывает изопахита 800 м, в которую попадают вершины А и Б по горизонту П1.

По карте мощности П2-П3 девонско-башкирских отложений также отмечается локальное разрастание мощности, соответствующее местоположению Озинской структуры по горизонту П2 (рис. 4). Изопа-хита, которая охватывает площадь, включающую обе вершины А и Б, составляет 800 м.

Карта мощности по верейско-мелекес-ской толще П21-П2 характеризуется значительным разрастанием мощности на южном окончании площади исследований, которые составляют в среднем 400-500 м. К северу

до уровня профиля 085 Ф/09-07-18 мощности сокращаются до 100-50 м и выклиниваются. Можно предположить, что девон-ско-башкирский карбонатный объект окон-туривается толщей компенсации, в данном случае верейско-мелекесскими терригенны-ми отложениями. Однако следует отметить, что по данным сейсморазведки на северных окончаниях профилей, в виду малой мощности терригенных отложений, выделить их не представлялось возможным.

По горизонтам П П2 выделены структуры и локально приподнятая поверхность по горизонту П3, которая по местоположению совпадает с Озинской структурой по горизонтам П П2. Амплитуда структуры снизу-вверх возрастает от 100 м по П3 до 200 м по П2 и 300 м по П Толщины де-вонско-башкирского и надверейского комплексов в пределах структур локально возрастают от 500 м на периферии до 800 м в пределах структур. Данные признаки ука-

Рис. 6. Карта мощности П1—П^

(надверейского комплекса отложений)

зывают на рифогенный характер образования структур по двум карбонатным комплексам. Можно предположить, что в нижнефранское время по горизонту П3 приподнятая зона являлась цоколем для рифо-образования в девонско-башкирское время, а структура по П2 служила цоколем для рифообразования в нижнепермское время.

Специфика геологического строения подсолевого осадочного чехла Озинского участка заключается и в том, что на территории последнего выделена высокоамплитудная подсолевая структура по горизонту П1 амплитудой до 300 м, в пределах которой отмечается разрастание мощности надве-рейского карбонатного комплекса с 550600 м на склонах до 780-900 м в пределах самой структуры (рис. 6). Это дает основание предполагать, что увеличение мощности связано с присутствием нижнепермской рифогенной постройки.

Резкое сокращение в районе выделенной Озинской структуры среднекаменноуголь-ного терригенного комплекса отложений свидетельствует о существовании перед терригенной седиментацией положительного палеорельефа. В пользу этого свидетельствует тот факт, что в районе структуры мощность девонско-каменноугольного карбонатного сейсмокомплекса увеличена. В пределах структуры мощность карбонатного комплекса составляет 950 м, за ее пределами - 650-700 м. При этом разрастание мощности соответствует структуре амплитудой в 200 м (рис. 4).

По кровле терригенного девона амплитуда структуры несколько сокращается до 100 м, и ее контуры приобретают более сложную конфигурацию (рис. 5). В целом увеличение амплитуды выделенной структуры вверх по разрезу обусловлено раз-

растанием в ее сводовой части мощности карбонатных комплексов, выклиниванием среднекаменноугольного терригенного интервала разреза. Отмечаемое некоторое смещение апикальных частей структуры и наибольших величин мощности карбонатных комплексов объясняется формированием регионального наклона в сторону центральной части Прикаспийской впадины.

На картах мощности линия тектонического нарушения не находит своего отражения в перепаде толщин на границе блоков, что может говорить о формировании тектонического сброса (или о возобновлении по нему подвижек) после раннепермского этапа карбонатного осадконакопления.

Подводя итоги выполненного анализа, можно выделить ряд особенностей, характерных для Озинской зоны, таких как сокращение мощности терригенных верей-ско-мелекесских отложений в направлении с запада на восток (№ 1 Черная падина ~ 1500 м - Озинская зона ~ 200 м); увеличение амплитуды структур снизу-вверх (П3-100 м, П2-200 м, П1-300 м); четкая локализация увеличенных мощностей карбонатных отложений по интервалам П2-П3 и П1-П2'; соответствие вершинам А и Б приподнятых блоков по фундаменту (данные МТЗ). Вышеперечисленное свидетельствует о приподнятой части рельефа дна в палеовремя в пределах Озинской структуры, поэтому при формировании карбонатных комплексов, наиболее вероятно, преобладал седи-ментационный характер осадконакопле-ния в условиях мелководья и образование рифоподобных объектов. Все это позволяет рассматривать прогнозируемый объект как перспективный на наличие углеводородов.

Л и т е р а т у р а

1. Зуб Е. А., Куколенко О. В. Роль скоростного анализа при глубинных и структурных построениях в условиях развитой соляно-купольной тектоники на примере прикаспийской впадины // Тезисы международ. научно-практич. конф.: «Естественные и математические науки: вопросы и тенденции развития». - Красноярск, 2014.

2. Оценка возможности выделения нефтегазоперспективной структуры по подсолевым горизонтам во внутренней части Прикаспийской впадины в Озинской зоне Саратовской области / О. В. Куколенко, В. Я. Воробьёв, Ю. А. Писаренко, И. П. Соколова, Е. А. Зуб // Геология нефти и газа. - 2011.

УДК 551.736.3:565.33

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТИФИКАЦИИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЛОЕВ ВЕРХНЕЙ ПЕРМИ РУССКОЙ ПЛИТЫ

© 2017 г. Д. А. Кухтинов

АО "Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики"

В соответствии со схемой стратиграфии, принятой в общей структурной шкале (ОСШ, 2006), верхняя пермь Русской плиты представлена северодвинским и вятским ярусами. Обнаружение и всестороннее изучение более молодых образований верхней перми позволило не только увеличить стратиграфический объем отдела на один горизонт, но и получить доказательства согласного контакта систем -перми и триаса. Эта непрерывность проявлялась в последовательности напластования без резкого литологического раздела и в наличии остатков жизненных форм, несущих признаки переходности.

На данном этапе терминальные слои обособлены в отдельный - вязниковский горизонт. Имеется предложение изменить его название на жуковский, поскольку ранее вязниковской называлась свита, занимающая более низкое стратиграфическое положение. Кроме того, эту часть разреза предлагалось выделить в качестве самостоятельного яруса, однако это предложение пока не рассматривается.

Характерной особенностью нового стра-тона является его четкая нижняя граница, имеющая эрозионный характер. Именно по этому контакту ранее отбивалась граница перми и триаса. Наиболее полно новый горизонт изучен по обнажениям Жукова оврага (бассейн р. Клязьмы у г. Гороховца),

где были установлены отложения вятского яруса (в первоначальном объеме) и вязниковского горизонта верхней перми, и вохминского горизонта нижнего триаса, обоснованные палеонтологическими данными.

Ранее эти обнажения были изучены И. И. Молостовской [16], которая разделила видимую часть разреза на две пачки - глинисто-алевролитовую и песчаную. Нижняя пачка, сложенная глинами с прослоями мергелей и известняков, охарактеризована остракодами Suchonellina trapezoida (Sharap. in Schn.), Wjatkellina ex gr. fragilina (Bel.), W. cf. vladimirinae (Bel.), Darwinuloides svijazhicus (Sharap. in Schn.), Suchonella typica Spizh., S. circulata Mish., Tatariella libera Mish., T. ex gr. subtilis Mish., датирующими, по ее заключению, поздне-вятский возраст вмещающих пород. Присутствие более высоких слоев перми этими данными не подтверждалось.

В верхней пачке, представленной песчаниками с подчиненными прослоями и линзами глин, встречены остракоды Darwinula sima Mish., D. acuta Mish., D. cara Mish., D. unzhica Mish., D. media Mish., D. regia Mish., D. cf. prisca Mish., D. ex gr. accuminata Bel., Gerdalia clara Mish., G. ex gr. variabilis Mish., G. rixosa Mish., G. dactyla Bel., обычные для вохминского горизонта нижнего триаса Русской плиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.