Научная статья на тему 'Особенности модели мироздания в религиозной культуре'

Особенности модели мироздания в религиозной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
529
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ / СИСТЕМА КООРДИНАТ ЗЕМНОГО УРОВНЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА / THE UNIVERSE MODEL / SYSTEM OF COORDINATES OF TERRESTRIAL LEVEL IN RELIGIOUS REPRESENTATIONS OF THE HUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

Статья посвящена раскрытию понятия «модель мироздания» в религиозном аспекте. Научный интерес сосредоточен на исследовании свойств модели мироздания как системы, в которой определяется местоположение земного уровня относительно других уровней бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF MODEL OF THE UNIVERSE IN RELIGIOUS CULTURE

Article is devoted concept disclosing to «universe model» from the new party attention concentration on properties of model as systems in which there are coordinates, that is a site of terrestrial level concerning other fantastic levels. Illumination of this aspect expands culturological knowledge.

Текст научной работы на тему «Особенности модели мироздания в религиозной культуре»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 7-10.

ФИЛОСОФИЯ,

РЕЛИГИЯ,

МИФ

3

И. А. Ибрагимов

особенности модели мироздания в религиозной культуре

Статья посвящена раскрытию понятия «модель мироздания» в религиозном аспекте. Научный интерес сосредоточен на исследовании свойств модели мироздания как системы, в которой определяется местоположение земного уровня относительно других уровней бытия.

Ключевые слова: модель мироздания, система координат земного уровня в религиозных представлениях человека.

Любая религия, а также мифология апеллируют к понятию «модель вселенной», или «модель мироздания». Вселенная (мироздание) для древнего человека являлась системой, с помощью которой он находил координаты места, где он жил, а следовательно, и свои координаты в пространстве бытия. Новые интерпретации «модели вселенной» способствуют приращению знания в культурологию.

Изучению моделей мироздания посвящены работы таких исследователей, как В. Бауэр, И. А. Бондаренко, В. В. Евсюков, Б. Г. Иэрхарт, К. Ф. Огородников, Н. Л. Павлов, Д. Б. Пюрвеев, В. Н. Топоров, А. Я. Флиер и др.

«Модель мира» в самом общем виде, согласно В. Н. Топорову, определяется как «сокращенное и упрощенное отображение суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах»1. Это своего рода арена жизнедеятельности человека. В любой религии существует миф о том, как появилась земля. В связи с чем можно утверждать, что этот вопрос является очень волнующим и важным для людей. Человека всегда заботило, каково устройство мира и какое место в нем занимает земная поверхность. Модель Вселенной обладает главным свойством - вселенским порядком, то есть имеет структуру, состоящую из элементов и связей между ними, и является пространственной системой. Само понятие

«миро-здание» немыслимо без понятия «миропредставление». Н. Л. Павлов отмечает, что миро-представление - создание человеком в своем сознании образа (образной картины) мира, вселенной; миро-здание - миро-представление, оформившееся как пространственная архитектоническая система, реализующаяся в первую очередь в архитектуре2. Примеров религиозных моделей мироздания существует большое количество. Рассмотрим кратко некоторые из них.

По представлениям древних вавилонян, весь мир окружен безбрежным космическим океаном. Кроме него существует и земной океан, в центре которого помещается населенная людьми земля, имеющая вид круглой горы с семью уступами. Под земным океаном располагаются два подземных царства. В первом из них владычествует бог Эа, а второе, нижнее, представляет собой преисподнюю, куда после смерти отправляются умершие. Здесь в огромном дворце, окруженном семью толстыми стенами, правит царица Эрешкигаль, возглавляющая сонм подземных богов Ануннаков. Наконец, небеса, густо населенные богами и всевозможными духами, простираются над землей людей наподобие свода и состоят из трех (по другому варианту - из семи) слоев3.

Древние индийцы верили, что земля - это плоскость, которая лежит на спинах слонов4. В древнеиндийской мифологии присутствует «космическая змея», которая символизирует

круговорот вселенной или времени. Змея кусает собственный хвост, то есть бесконечна. Она окружает землю, которая, подобно цветку лотоса, находится в центре океана5.

Другое представление о модели мироздания имели древние евреи. Они жили на равнине, и земля казалась им равниной с редкими горами. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под землей находились воды, от которых кверху шли каналы, питающие моря и реки6.

Имеется еще один фантастический, мифологический пример модели вселенной, составленной по литературным источникам и мотивам паганских росписей. Гору Мьинмо (Меру) окружают семь горных хребтов, разделенных реками. Четыре острова населены различными существами и имеют различную форму: Отаякуру - квадратный, Апарагавьян - круглый, Пьопповидеха - лунообразно полукруглый, Замбудипа, на котором живут люди - треугольный7. Отметим особенность: земля в данной модели вселенной находится не в центре, то есть система не геоцентрична. Однако земля, на которой живут люди, является элементом системы и имеет связи с остальными островами, фиксируя этим самым свое место во вселенной.

Африканское племя зулу имеет свое представление о структуре вселенной. Зулусы верят в то, что существует небесный бог Инкоси Йезулу (букв. «вождь неба»), второе имя - Умвелинканги, что означает «тот, кто появился первым»; его также называют «первый из близнецов». Вероятно, вторым близнецом является Земля - женщина и мать. После смерти предки возвращаются к матери. Лишь при особых обстоятельствах человек может присоединиться к Умвелинканги. Взаимодействие религиозных сил и людей чрезвычайно велико. Существуют небесный мир (небо - изулу), мир человека и подземный мир (мир предков - амалози, амакхози, аматхонга). Роль Верховного Бога - наблюдение и, в общем, невмешивание в дела людей8.

Представляет интерес еще одно африканское племя - йоруба,- живущее в Центральной Африке. У йоруба религиозная система предполагала существование одного главного центра и множества местных «участков». Олорун, или Олодумаре - священное высшее божество (букв.

«владыка неба»). Олорун - изначальная космическая сила. Все остальные силы, такие как ориша, предки и вообще все проявления жизни, обязаны ему своей формой и бытием. Однако он передает большую часть своей силы другим божествам. Между ним и миром людей существует сложная система посредников. Ориша - название остальных богов, ядро йорубской религии. Ориша-нла и Одудува - творцы, Орунмила - божество, ассоциирующееся с практикой гадания (ифа), Эшу - частичное олицетворение сил зла, но не полное их воплощение, Огун и другие (около 400 богов) составляют ориша, Айе - земля, то есть мир, где живут люди, животные и, кроме того, «дети мира», называемые оморайе и отвечающие за чародейство и колдовство. Ифе - центр религиозной деятельности. Согласно представлениям йоруба, каждый правитель ведет свое происхождение из Ифе, потому что именно там богами было основано первое, самое древнее королевство. Ифе - источник жизненной силы, ума и прочих благ для всех йоруба9.

Интерес представляет также религиозное мировоззрение коренных народов Северной Америки, в частности племени зуни. Макрокосмос зуни состоит из четырех подземных миров, среднего мира (человеческого дома) и четырех небесных миров. Внимание, естественно, притягивают нижние миры, определяющие в этом аграрном обществе начала человеческой жизни. По горизонтали земля окружена океаном, или, точнее, четырьмя океанами, связанными с четырьмя сторонами света. У отца-Солнца один дом в восточном океане и один - в западном. Небо твердое и имеет форму кубка. Звезды прикреплены к небесному своду. Очевидно, индейцы не наблюдали движение звезд.

Число шесть повторяется в этой космографии вновь и вновь: есть шесть направлений, с ними связаны сверхъестественные существа. Таким образом, существует шесть священных мест для богов дождя, молний, грома, звериных богов, духов копытных животных. Ориентация в священной географии строится вокруг зуни, или, скорее, центра зуни (итиуана, «центральное место»). В комнате одного из домов находится «сердце мира» в виде алтаря с двумя каменными колоннами - одна из бирюзы, другая из хрусталя. Только верховный жрец главного жреческого «союза дождя» имеет доступ к этому центру9.

Мусульманский вариант модели сотворения мира и формирующих его элементов сводится

к следующему. Разделение неба и земли произошло по Божественному глаголу «Будь!». В последующие четыре дня Аллах создал горы, реки, озера и др. В хадисах есть упоминания о том, что земля окружена горным хребтом, к которому невозможно подступиться. Существует несколько преданий о земле, стоящей на опоре. Один вариант гласит, что земля покоится на плечах ангела, который попирает ногами скалу, поддерживаемую быком, стоящим на плачущей рыбе, рыба плавает в воде, вода покоится на воздухе, а воздух - на влажности. Когда бык перебрасывает землю с одного рога на другой, происходят землетрясения. После обустройства земли Аллах сотворил «семь небес» рядами и сделал месяц на них светом, а солнце светильником. На самом верхнем из семи небес находится трон Аллаха и хранится «небесный Коран», на нижнем, ближайшем к земле, расположены солнце, луна, звезды и знаки зодиака. Ближе к верхнему небу исламские предания помещают рай (джан-на), а под первым небом - преисподнюю (джа-ханнам)10.

Исследователь В. В. Евсюков утверждает, что трехуровневая модель вселенной характерна в той или иной мере для религий очень многих народов мира разных эпох. Это универсальная модель мира. Картина мира современных конфессий отличается от древних, архаичных степенью осмысленности, но принципиального различия нет. Автор обращает внимание на то, что структура вселенной обладает как бы двумя мирами: реальным и фантастичным11.

В. Н. Топоров употребляет слово «космос» для характеристики модели мироздания и пишет

о космическом законе, которому подчиняется структура модели. Космический закон связывает человека и космос, то есть микрокосм и макрокосм. Образами космоса могут выступать как человек, так и бог. Известны такие формы модели мироздания, как «мировое дерево», «мировая

^ 12 гора», «мировой столп»12.

На этом количество примеров религиозных моделей мироздания не ограничивается. В каждом религиозном вероучении или мифологии есть своя модель мироздания.

Такую систему, имеющую несколько уровней, домысливаемых человеком вокруг земной тверди, можно характеризовать как систему координат земли в религиозных представлениях человека. Как уже было сказано, религия является вероучением и смысловой картиной, в которой

присутствует модель мироздания. Земной уровень (земная плоскость) в такой системе «прижимается» другими духовными (не видимыми глазу) мирами. По существующим рядом с земным уровнем другим мирам исчисляются координаты (местоположение) самой земли. Человек не хочет, чтобы место, где он живет, «проваливалось» -нужна поддержка земного уровня. В. В. Евсюков отмечает, что существование небесных уровней в моделях мироздания народов мира можно объяснить тем, что люди, глядя на небо, представляют его многоуровневость, в то время как подземные уровни только домысливаются.

Путем сравнения местоположения земного уровня с другими определяются координаты самого земного уровня. Если, например, представить с точки зрения древних людей, что помимо земного уровня не существует других, становится очевидным, что земля не зафиксирована в пространстве вселенной, то есть дезориентирована. Ее местоположение не определяемо. Она просто существует в непонятном для человека пространстве - в отсутствие системы. И самой вселенной как таковой тоже нет. С учетом того факта, что наши предки не имели современного представления о том, что Земля имеет форму элипсоида, что помимо нашей планеты существует неопределенное количество других планет, ничего не знали о теории Большого Взрыва, становятся понятными генерация и вера в «обле-пление» земного уровня другими уровнями мироздания и формирование самой модели мироздания такого характера.

В религиозных представлениях людей система координат земли увязывается с тем, что уровни модели мироздания пронизываются «осью мира», которая, в свою очередь, проходит через алтарь. Вокруг алтаря-храма модель Вселенной генерируется как смысл. В представлениях многих народов мира, в их мифологиях фигурирует так называемый «пуп земли», «средокрестие», через которое проходит главная ось мира, на ней и «держится» земля. А. Я. Флиер называет храм «точкой простран-

13

ственного отсчета»13.

Таким образом, рассмотренные модели мироздания в религиозных представлениях разных народов показывают, что система, в которую верят люди, обладает качествами системы координат. Иначе говоря, она дает координаты (местоположение) земли относительно других вымышленных уровней и элементов. Для того чтобы

система сделалась устойчивой, придумываются различные элементы, с помощью которых якобы поддерживается земной уровень (слоны, черепахи, киты и т. д.). Система «облепляется» со всех сторон и больше всего - с нижней стороны, потому что «низ», как фундамент, должен обладать большей устойчивостью в представлениях древнего человека. Особенности данной системы таковы, что земной уровень представляет собой единственный уровень, который люди ощущают реально. Он является точкой отсчета для определения координат других уровней и миров, но в то же время знание о том, что другие миры существуют, дает координаты земного уровня. Такую систему можно назвать двойной системой координат: в ней есть две точки отсчета - одна реальная, другая смысловая.

Примечания

1 Топоров, В. Н. Модель мира // Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Совет. энцикл., 1980. С. 161-166.

2 Павлов, Н. Л. Алтарь. Ступа. Храм: архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М. : ОЛМА-Пресс, 2001. С. 31.

3 Евсюков, В. В. Мифы о мироздании: вселенная в религиозно-мифологических представлениях. М. : Политиздат, 1986. С. 1-10.

4 Евсюков, В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск : Наука, 1988. С. 57-59.

5 Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин ; пер. с нем. Г. Гаева. М. : КРОН-Пресс, 1998. С. 42-43.

6 Топоров, В. Н. Океан мировой // Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Совет. энцикл., 1980. С. 581-582.

7 Пюрвеев, Д. Б. Архитектура Мироздания. М. : Альтекс, 2006. С. 115.

8 Религиозные традиции мира : в 2 т. Т. 1 / авт.-сост. Б. Г. Иэрхарт. М. : КРОН-Пресс, 1996. С. 40-46.

9 Там же. С. 63-78.

10 Ислам классический : энциклопедия / сост. К. М. Королев. М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2005.

С. 83-84.

11 Евсюков, В. В. Мифы о мироздании... С. 39-41.

12 Топоров, В. Н. Космос // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Совет. энцикл., 1980. С. 9-10.

13 Флиер, А. Я. Идея центричности в древнейшей архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 43 / под ред. А. А. Воронова. М. : УРСС, 1999. С. 17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.