Научная статья на тему 'Особенности многолетней динамики спортивных достижений прыгунов в воду экстра класса'

Особенности многолетней динамики спортивных достижений прыгунов в воду экстра класса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прыжки в воду / сложность прыжков / многолетняя динамика спортивных достижений / diving / the complexity jumps / long-term dynamics of sports achievements

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Распопова Евгения Андреевна

Статья посвящена изучению динамики роста спортивных достижений спортсменов достигших высоких результатов в прыжках в воду, что позволяет вносить коррекции в учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки. Многолетнее исследование проводилось на основе многолетнего анализа спортивных достижений, опроса и педагогических наблюдений. В результате определены особенности динамики роста спортивных достижений спортсменов экстра класса, что позволяет вносить коррекции в многолетний процесс подготовки прыгунов в воду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Распопова Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of growth dynamics of sports achievements of athletes who have achieved high results in diving that allows you to make corrections in the training process years of training. A multiyear study was conducted based on years of analysis of sporting achievements, interviews and teaching observations. As a result the features of growth dynamics of sports achievements of sportsmen that allows you to make correction in a multi-year process of preparation of the divers.

Текст научной работы на тему «Особенности многолетней динамики спортивных достижений прыгунов в воду экстра класса»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

109

деле. По-видимому, это связано с нагрузкой на позвоночник при наземной подготовке, где спортсмены испытывают большие напряжения на мышцы и кости спины при выполнении упражнений на батуте и на акробатике, а также при выполнении силовых упражнений с отягощениями.

Растяжения связок в различных суставах встречается достаточно часто, и происходит также при наземной подготовке. Исключение составляют травмы плечевого сустава, которые происходят при прыжках в основном с вышки 10 метров.

Переломы являются следствием ударов о снаряды, в результате нарушения техники выполнения прыжка.

Для выявления взаимосвязи между спортивно-технической подготовленностью и травматизмом при выполнении прыжков был проведён корреляционный анализ. Все спортсмены, участвующие в опросе, были проранжи-рованы по результатам выступления в соревнованиях. Количество травм полученными спортсменами во время занятий прыжками в воду было выявлено в результате анкетного опроса.

В результате корреляционного анализа не было выявлено достоверных взаимосвязей показателей спортивных достижений и травматизма.

В результате проведённых бесед с тренерами обследованных спортсменов было выявлено, что спортсмены практически не имеющие травм имели контакт со своими тренерами и тренер доверял спортсмену, когда тот жаловался на усталость. То есть эти спортсмены, никогда не имели состояния перетренировки. Наоборот, тренеры спортсменов, имеющие большое количество травм, всегда добивались неукоснительного выполнения тренировочных заданий, что приводило к травматизму. Спортсмены мужчины, выступающие с трамплина, имели наименьшее количество травм, чем те, кто выступал с двух снарядов.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между здоровьем спортсменов и возможностью получения травм. Проведённый корреляционный анализ между этими показателями показал наличие достоверной взаимосвязи между травматизмом и заболеваемостью спортсменов. Это ещё раз подтверждает положение о том, что в

основе травматизма лежит состояние соматического здоровья спортсменов, наряду с их двигательными способностями.

Список литературы

1. Макарова Г. А. Спортивна медицина: Учебник. М.: Советский спорт, 2003. - 480с.

2. Петерсон Л., Ренстрём П. Травмы в спорте: Сокр. пер. со швед. /Предисловие С. Н. Попова. - М.; Физкультура и спорт, 1981. -271с.

3. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Платонов В. Н. Травматизм в спорте: проблемы и перспективы их решения. // Спортивна медицина N° 1, 2006. - С. 54 - 77

5. Распопова Е.А. Причины травматизма и заболева-

ний опорно-двигательного аппарата у прыгунов в воду. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве, 30-31 июля

2014года, г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во "КультИнформПресс", 2014 - с. 107 -109.

6. Распопова Е.А. Прыжки в воду: Учебник для вузов физической культуры / Е.А. Распопова. - М.: ФОН, 2000. - 302с.

7. Ренстрём П.А. Спортивные травмы: Клиническая практика предупреждения и лечения / Под общей редакцией П. А. Ф. Х. Ренстрёма- К.: Олимпийская литература, 2003. - 470 с.

8. Шовгеня Н.Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2004. - С.25.

ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ПРЫГУНОВ В ВОДУ ЭКСТРА КЛАССА

Распопова Евгения Андреевна

Док.пед. наук, профессор кафедры теории и методики базовых видов физического воспитания МГПУ ПИФКиС

г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению динамики роста спортивных достижений спортсменов достигших высоких результатов в прыжках в воду, что позволяет вносить коррекции в учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки. Многолетнее исследование проводилось на основе многолетнего анализа спортивных достижений, опроса и педагогических наблюдений. В результате определены особенности динамики роста спортивных достижений спортсменов экстра класса, что позволяет вносить коррекции в многолетний процесс подготовки прыгунов в воду.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of growth dynamics ofsports achievements of athletes who have achieved high results in diving that allows you to make corrections in the training process years of training. A multiyear study was conducted based on years of analysis of sporting achievements, interviews and teaching observations. As a result the features of growth dynamics of sports achievements of sportsmen that allows you to make correction in a multi-year process ofpreparation of the divers.

Ключевые слова: прыжки в воду, сложность прыжков, многолетняя динамика спортивных достижений.

Keywords: diving, the complexity jumps, long-term dynamics of sports achievements.

Цель. Многолетние исследования и наблюдения за не всегда занимали ведущие позиции, а по результатам ростом спортивных достижений прыгунов в воду пока- находились в первой шестерке сильнейших. Как показы-зали, что наивысших результатов в прыжках в воду дости- вает практика и проведенные ранее исследования, отсев гают спортсмены, которые в детском и юношеском спорте

110

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

наиболее, на первый взгляд, перспективных юных спортсменов происходит в период пубертатного развития организма [1, 2]. Поэтому, целью настоящего исследования явилось определение особенностей роста спортивных достижений спортсменов, достигших результатов экстракласса.

Ранее проведенные исследования установили, что рост спортивных достижений юных прыгунов в воду в значительной степени обусловлен рядом факторов, из которых наиболее значимыми являются физическое развитие и техническая подготовленность. Известны работы, определяющие рост спортивных достижений прыгунов в воду 13 -18 лет в период пубертатного периода, однако таких работ крайне мало [3, 4]. Поэтому выявление закономерностей становления спортивного мастерства спортсменов высокой квалификации остается в настоящее время актуальным.

Исследование проводилось на основе многолетнего динамического наблюдения за прыгунами в воду, выступающими в соревнованиях всероссийского масштаба и спортсменами экстра-класса с 13 летнего возраста и до завершения их спортивной карьеры. Общая масса спортсменов имели квалификацию от I разряда (13 лет) до МСМК и ЗМС. Всего было проведено 163 человеко-измерений.

Была проанализирована динамика роста сложности соревновательных программ 2-х спортсменов экстра-

класса поколения конца 1990-х - начала 2000 гг., имеющих высокие результаты в прыжках с трамплина и вышки, и 4х сильнейших спортсмена современности. Все спортсмены являлись членами сборной команды страны, достигли звания ЗМС, являются чемпионами, призерами и победителями многих международных соревнований, в том числе Чемпионатов Мира и Европы, а также Олимпийских Игр.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; ретроспективный анализ результатов соревнований, беседы и опросы ведущих тренеров по прыжкам в воду, методы математической статистики.

Результаты исследований. Одним из основных показателей спортивно-технической подготовленности прыгунов в воду является сложность соревновательных программ, которая определяется суммой коэффициентов трудности прыжков или средним коэффициентом трудности (ср.КТ).

Нами была проанализирована динамика роста ср.КТ прыжков прыгунов в воду с 13 летнего возраста до завершения спортивной карьеры спортсменов за последние 25 лет. Анализ динамики сложности прыжков за последние 25 лет показал, что в прыжках с вышки средний КТ прыжков выше, чем с трамплина, что наблюдается на протяжении всего исследуемого периода и эти различия достоверны.

3,4

3,2

2,8

2,6

2,4

2,2

Ср. КТ

illlll

13

14

15

16

17

18

I трамплин

I вышка

возраст

Рисунок 1. Динамика показателей сложности программ юношей 13 - 18 лет специализирующихся в прыжках в воду

с трамплина и вышки.

3

2

Исследования показали, что сложность соревновательных программ юношей в прыжках в воду с трамплина в период 13 -18 лет увеличивается равномерно, в то время как в прыжках с вышки рост сложности происходит скачкообразно. Причем в прыжках с вышки первый скачек сложности прыжков происходит в 13 лет, а второй в 16 -17 лет, после чего сложность растет постепенно (рис.1).

Анализ динамики роста спортивных достижений с трамплина спортсменов экстра-класса в период с 13 до18 лет несколько отличается от общей тенденции роста достижений спортсменов. Так рассмотрение динамики роста среднего КТ прыжков программы в прыжках с трамплина спортсмена экстра-класса С-на в 1990-х - начала 2000 гг. (рис. 2) свидетельствует о ступенчатом повышении сложности программ. Причем в возрасте 13 - 15 лет сложность его программ соответствовала среднему уровню сложности спортсменов его возраста. В то время были юные спортсмены, которые существенно опережали его по сложности программ. Динамика роста сложности прыжков с трамплина сильнейшего спортсмена прошлых лет Сна (рис.2), характеризовалась постепенным увеличением сложности до 18 летнего возраста с периодами стабилизации программ в течение полутора - двух лет. Необходимо,

отметить, что спортсмен усложнял свою программу до 25 лет, успешно выступая в соревнованиях различного ранга.

В настоящее время сложность соревновательных программ мужчин значительно увеличилась. При сравнении сложности прыжков программы С-на и современных сильнейших спортсменов (рис.3) видно, что средний коэффициент сложности прыжков современных спортсменов вырос на 1,5 у.е.

Таким образом, сложность прыжков у современных спортсменов экстра класса значительно выше, чем в период 1990 - 2000 гг., хотя динамика сложности прыжков до 15 -16 летнего возраста идентична у представителей обоих поколений спортсменов.

Спортсмен К-ов выбивается из общей тенденции роста сложности программ. Сложность его программы в 15 лет соответствовала высшей сложности С-на. Из бесед с тренером К-ва выяснилось, что в период 13 - 14 лет спортсмен прервал занятия прыжками в воду и занимался другими сложно координационными видами спорта и силовой подготовкой, а когда вернулся в прыжки, то смог быстро освоить прыжки наивысшей сложности. Таким образом, в период 13 - 15 лет у него была создана сильная

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

111

двигательная база, которая позволила усложнить программу и успешно выступать в соревнованиях. Необходимо отметить, что спортсмен К-ов обладает выдающимися данными и всего один раз выступал в юношеских

Рисунок 2. Динамика среднего КТ спортсмена экстракласса (С-на) с трамплина

Рисунок 4. Динамика спортивных результатов спортсменов экстра-класса (С-на и Т-на) в прыжках с вышки.

Таким образом, сравнение динамики роста сложности программ спортсменов экстра класса предыдущего и настоящего поколения идентична, и характеризуется периодами стабилизации сложности программ в течение 1,5 - 2 лет.

В прыжках в вышки спортсмены экстра-класса прошлых лет, т.е. конца 1990-х - начала 2000 гг. (рис. 4 -спортсмены Т и С) достигали базовой сложности прыжков с вышки уже к 14 - 15 годам, после чего следовал период стабилизации программы. Следующее усложнение программ наблюдалось лишь в возрасте 20-25 лет.

В прыжках с вышки спортсмены (Т. и С.) в возрасте 13-15 лет имели наиболее сложные программы, чем их сверстники с более низкой квалификаций (рис. 4). Надо отметить, что у С. также как у Т. с 15 летнего возраста произошла стабилизация сложности соревновательных программ с вышки и долгое время они оставались неизменными. Новый, наиболее существенный прирост сложности прыжков у них отмечается в возрасте 20, 22 и 24 лет, в дальнейшем их программы оставались стабильны.

Динамика роста сложности прыжков у сильнейших прыгунов в воду с вышки настоящего времени происходила несколько иначе. Так у спортсменов З-ва и М-ва (рис.

международных соревнованиях, после чего вошел в основной состав сборной команды России по прыжкам в воду с трамплина.

— 111-

Рисунок 3. - Динамика сложности программ (среднего коэффициента трудности) сильнейших прыгунов в воду с трамплина 3 метра разных поколений в возрастной период с 13 до 18 лет. (Спортсмен С-н член сборной СНГ и России в 1988-х - 2004 гг., спортсмены З и К в настоящее время являющиеся основным составом сборной команды России).

Рисунок 5. Динамика сложности программ (среднего коэффициента трудности) сильнейших прыгунов в воду с вышки разных поколений в возрастной период с 13 до 18 лет. (Спортсмены Т и С члены сборной СНГ и России в 1988-х - 2004 гг., спортсмены З и М в настоящее время

являются членами сборной команды России).

5) основное усложнение программ происходило равномерно до 16 летнего возраста. После чего следовал период стабилизации сложности, причем средний КТ прыжков у них несколько выше, чем был у спортсменов предыдущего поколения.

Отличительной чертой технической подготовленности прыгунов в воду экстра-класса является качество исполнения прыжков. Рассматривая среднюю оценку за исполнение прыжков программы спортсменов экстракласса в возрасте 13 -18 лет необходимо отметить, что качество исполнения ими прыжков всегда было на очень высоком уровне, как на трамплине, так и на вышке.

Из представленных данных видно, что качество исполнения прыжков, как с трамплина, так и с вышки с возрастом у спортсменов оставалось на высоком уровне, на протяжении всего исследуемого периода.

Выводы

Сложность соревновательных программ с вышки у юношей повышается скачкообразно, первый скачок сложности происходит в 13 лет, а второй в период 16 - 17 лет. КТ прыжков с трамплина увеличивается постепенно.

Наиболее сложным возрастом для усложнения соревновательных программ для юношей - прыгунов в воду,

112

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

как с вышки, так и с трамплина можно считать период 15 - 16 лет, когда снижаются оценки за качество исполнения произвольных прыжков, а увеличение сложности программ незначительно.

Основным отличием динамики спортивных достижений сильнейших прыгунов в воду с вышки от общей масса спортсменов является то, что процесс освоения сложных прыжков происходит у них ступенчато, а не скачкообразно. За увеличением сложности следует этап стабилизации программы, после чего происходит новое увеличение сложности.

Периоды стабилизации программы, как с трамплина, так и с вышки используются для совершенствования качества исполнения программ. Что позже реализуется высокие спортивные достижения.

Спортсмены экстра-класса существенно отличаются от общей массы спортсменов, в первую очередь, качеством выполнения прыжков, что объясняется их высокими координационными способностями, оптимальными морфофункциональными особенностями и психологической устойчивостью.

Спортсменов экстра класса отличает от просто сильных и имеющих сложные программы спортсменов качество освоения сложных прыжков.

Можно предположить, что в связи с современными тенденциями развития спорта, направленного на усложне-

ние соревновательных программ практически во всех видах спорта со сложной координацией движений, для освоения программ высокой сложности потребуется, не только более высокий уровень физической подготовленности спортсменов, но больше времени на освоение сложных элементов. В связи с этим освоение программ наивысшей сложности будет происходит несколько позже, чем это было прежде.

Список литературы

1. Панасюк Т.В., Распопова Е.А. Темпы роста как критерий прогноза спортивного совершенствования юных прыгунов воду // Научно-теорет. и организ.-метод. аспекты систем отбора перспективных спортсменов. - М., 1988. - С. 182 - 187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Распопова Е.А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: Автореф. дис...д-ра пед. наук. - М.: 2000. - 77 с.

3. Тимакова Т. С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): автореферат дисс.на соиск. уч. степ. д.п.н.: специальность 13.00.04 /; ВНИИ физ. культуры и спорта. - Москва: Б.и.: 1998. - 65 с.

4. Шовгеня Н.Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2004. - 25с.

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Решетникова Валентина Валентиновна

старший преподаватель кафедры Иностранные языки-4, Московский государственный университет путей сообщения МИИТ г.Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обучению иностранных студентов коммуникативному поведению на занятиях по РКИ. Основной задачей преподавателя является максимальное развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием ролевых игр в обучении русскому языку как иностранному. Ролевая игра позволяет реализовать такие требования современной лингводидактики, как интерактивность и создание коммуникативно-значимых контекстов общения.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, коммуникативные способности, ролевая игра, ситуативно-тематический блок, фрейм.

ABSTRACT

The article is devoted to the training communicative behaviour to foreign students in RFL classroom. The main task of a teacher is to maximize the development of communicative abilities of students with role-playing games in teaching Russian as a foreign language. Role play allows you to realize such demands of modern linguistics as interactivity and the creation of meaningful communicative contexts of communication.

Keywords: communicative behaviour, communication skills, role play, situational-themed block, frame.

В настоящее время все большее внимание методистов и преподавателей - практиков привлекает понятие коммуникативное поведение. Ю.Сорокин определяет коммуникативное поведение как «реализуемые в коммуникации традиции и нормы той или иной лингвокультурной общности, под которой разумеется единство народа, языка и культуры» [Сорокин 1988: 3]. Теория коммуникативного поведения наиболее подробно разработана в работах И. Стернина, создавшего терминологический аппарат теории коммуникативного поведения и предложившего систему моделей описания последнего. Под национальным коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения определённой лингвокулътурной общности, реализуемая в двух аспектах: вербальном и невербальном [Стернин 2000: 4-20].

Вербальное коммуникативное поведение рассматривается как «совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях» [Стернин 2000: 12].

Целью коммуникации является обмен информацией, представляющий собой активный и двусторонний процесс, в ходе которого информация не только передается, но также уточняется и формируется. Участники общения вырабатывают некий общий смысл, происходит совместное постижение ими предмета общения как результат единства коммуникативной и когнитивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.