Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЭВЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЭВЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эвены / пословицы / поговорки / загадки / мировоззрение / Evens / proverbs / sayings / riddles / worldview

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Мария Дмитриевна

В данной статье дано описание поговорок, пословиц, загадок, слов-заклинаний в эвенском языке. Че-рез них эвены передают свое мировоззрение, свое мироощущение, свои национальные особенности. Эвены обожествляли стихийные силы природы, к ней они обращаются через заклинания-благопожелания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EVENS' WORLDVIEW

This article contains a description of sayings, proverbs, riddles, words-spells in the Even language. Through them, the Evens convey their worldview, their attitude, their national characteristics. The Evens deified the ele-mental forces of nature, they turn to her through spells of good will.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЭВЕНОВ»

PHILOLOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#24176)),2©2©

PHILOLOGICAL SCIENCES

Попова Мария Дмитриевна

Соискатель, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

в г. Якутске

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12160 ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЭВЕНОВ

Popova Maria Dmitrievna

Applicant, Institute for Humanitarian Studies and the problems of small peoples of the North of the SB RAS

in Yakutsk

FEATURES OF THE EVENS' WORLDVIEW

Аннотация.

В данной статье дано описание поговорок, пословиц, загадок, слов-заклинаний в эвенском языке. Через них эвены передают свое мировоззрение, свое мироощущение, свои национальные особенности. Эвены обожествляли стихийные силы природы, к ней они обращаются через заклинания-благопожелания. Abstract.

This article contains a description of sayings, proverbs, riddles, words-spells in the Even language. Through them, the Evens convey their worldview, their attitude, their national characteristics. The Evens deified the elemental forces of nature, they turn to her through spells of good will.

Ключевые слова. Эвены, пословицы, поговорки, загадки, мировоззрение. Keywords. Evens, proverbs, sayings, riddles, worldview.

Малые жанры в эвенском языке детально рассмотрены в исследованиях В. А. Роббека, А. А. Бу-рыкина, К. Новиковой, Х. И. Дуткина и др. [1, 3, 4, 8] Но с точки зрения мировоззрения эвенского народа изучено мало. В этом актуальность нашей статьи.

Через пословицы и поговорки, как и все народы мира, эвены передают свое мировоззрение, свое мироощущение, мораль, свои национальные особенности. Суровые климатические условия выковали особенный характер, который мы наблюдаем в отношениях между людьми, в трудолюбии, потому что без него на севере не выжить, терпеливости и бережном отношении к природе.

В эвенских пословицах и поговорках широко используются образы животных, окружающей природы и предметов быта. В эвенских поговорках и пословицах главными героями являются такие животные как: олень, медведь, горный баран, собака, различные птицы. Это обусловлено тем, что в эвенском языке наблюдения над повадками животных по своему преломляются в сознании определённого этноса.

Запреты - поговорки:

Ач тврэнэв уину эди всэйкир - ниуичивдикэс! 'Собаку, которая не может говорить, не дразни -проклянет';

Нубав энмэй улрэ, дептэ - оран тануян куга-нра 'Нельзя копать и есть нубу (дикий овощ) - рога оленей не облезут';

Ач дюгулэч эди малинкир - делгэнкэ манудик 'Без надобности не убивай животных - они исчезнут';

Орам-да, уину-да тадук-та хвнтэлбу ач тврэнэлбу ок-та эди хилгиткир - хинтэки ноуар-тан мурантан набутчик 'Оленей, собак и всех бессловесных не мучай - на тебя обидится их душа';

Хэвэки орми квкэрэкэн, уямкам-ул бакми, накату-вул урэвми икирилбутэн гулиннэй эрэгэр дёучили 'Если умрет священный олень, если найдёшь горного барана, если добудешь медведя, то их кости схорони и помни об этом всегда' [8, с. 291].

Пословицы и поговорки:

Оран кокчинни калтарча 'У оленя копыта сломались, телята перестали рождаться';

Хэвэку орму хогдин няланни (хан орарни бу-юндулэ хврувэннэн бисэкэн) 'У священного оленя хвост вылинял';

Нямичандула хекэн таунян хечэ 'У важенки выросли рога (О шустрой женщине)';

Уин ок-та этэн хину влэкчир 'Собака никогда тебя не обманет';

Нвригэ мов аявран, хайта - нвлтэм 'Хариус любит воду, трава - солнце';

Хякитанюн гяматча, ночэнюн укчэнмэтчэ 'С деревом дружил, с травой беседовал' (Об общительном человеке) [8, с. 296].

В старинных эвенских пословицах и поговорках отражаются определенные качества, характеризующие эвенского человека. Например, это сдержанность, добросовестность, уважение к старшим, к людям в почтенном возрасте. Так как эвены жили охотой, рыбалкой, надеясь только на себя, большое значение уделяется еде, культуре пищи. Голод был частым гостем у эвенов.

<<шушетим~^©и©мак>>#24176)),2©2© / PHILOLOGICAL SCIENCES

Няним вгэски кветми, авми эди тикукэкир. Хагдыв бэю хэрли 'Когда на небо смотришь, шапку не урони, старого человека уважай';

Би дюллэ нвлтэм иттив, би хиндук хояв харам 'Я раньше увидел солнце, я больше тебя знаю';

Хагды бэй тврэмэн долчили, таракам несэлкэн бидинри 'Слушай старого человека, будешь счастливым и удачливым';

Дялучивми-гэл имсэ-дэ нюбукэмдэс бивэттэн 'Если сытый, то даже жир становится невкусным';

Екэнуркэли хеттэн 'Котел виднеется со двора (О гостеприимной женщине с вкусной едой)';

Гуркати-ткан далран 'Бороду только облизал (О человеке, опоздавшем на обед)' [6, c. 297].

В повседневной жизни эвены полностью зависели от окружающей природы. Поэтому они обращались к хозяевам - Духам местности, реки, озера, чтобы они помогли в удачной рыбалке, охоте. В своих обрядах они пользуются сакральной речью, словами.

Обращение эвенов к реке:

«Всемогущий дух - хозяин всей водной шири, от нас и шума много, и нечистот от нас много. На это ты не обижайся, пожалуйста. Из далёкой земли, о прославленном имени твоём услышав, мы позволили себе приехать сюда. Для того, чтобы не оборвалась нить нашей жизни, мы из последних сил, так что даже нутро наше прозрачным стало, к тебе устремились. Если бы ты из бесчисленного своего богатства уронил хотя бы одного малька нам на маковку, мы бы с превеликой радостью схватили его.

Всемогущий дух - хозяин всей водной шири, ведь ты сам прекрасно видишь нас, мы-то сами можем разве что-либо сказать тебе. Поэтому замолчу (буквально - этим закончу). Мы с большой благодарностью оставим тебя в покое, если ты только примешь. Не выражая своего неудовольствия тем, что мы хотели бы для поднятия своего собственного духа уделить тебе молоко нашей дойной важенки для омовения им твоего солнцем озарённого лица». В. Атласов (консультант) [6, с. 3]

Также большой интерес представляют загадки. В эвенских загадках предметы и явления окружающего мира обычно сравниваются с привычными в быту и хозяйстве эвенов вещами. В загадках отражается мироощущение охотника и оленевода, интересы которого связаны с окружающим миром животных. Таким образом, солнце называется птицей, которая днем летает, а вечером садится на землю, звезды - оленьим стадом, а месяц их пастухом, снежные покровы называются заячьей шкурой, огонь - прожорливым человеком и т. д.

Дюганиду квкэн, туганиду арри бисни (Оси-кат) 'Летом умирает, зимой оживает (Звезда)';

Небати эсни-дэ мунрукан, кабяв бис, тарак як? (Иманра) 'Белый, но не заяц, не куропатка, что это? (Снег)';

Экэдмэр эуэнэкэн, нвдмэр дыкни бисни (Нолтэн нян бяг) 'Когда сестра выглянет, сестрёнка прячется';

Ач иглэч эмриди, мучуми эгден игэлкэн одни (Иманра уми окат) 'Придет без звука, а уйдет громко (Снег, растаяв весной, станет рекой)';

Хисэчин одакан бэрипти уи тарак? (Нвлтэн) 'Кто исчезает с наступлением вечера? (Солнце)'

Уидук-тэ хвкси нян уэрин бисни. Тарак як? (Нвлтэн) 'Что на свете всех горячее и ярче? (Солнце)'.

Муту инилбу тврутти уи? 'Кто оберегает всех нас? (Дух нашей земли)' [8. а 298].

Эвенская мифология включает в себя произведения, относящиеся к различным этапам развития человеческого общества. В глубокой древности человек не выделял себя из окружающей его природы. По поверью эвенов у каждого дерева, у каждой травинки, у каждого животного есть душа. И если эту душу обидеть, то она могла потом отомстить. Эвенские мифы о зверях, о птицах носят тотемистический и анимистический характер. Так, например, в эвенской мифологии люди превращаются в животных, птиц. Это связано с тем, что эвены настолько связаны с Природой, что отделить их друг от друга невозможно. «Из наиболее распространённых обычаев, связанных с анимистическими воззрениями эвенов, особняком стоит и сохраняется до сих пор обычай «кормить» огонь [5, с. 103].

У эвенов имеется много родов, которые считают своим прародителем Медведя. Они очень бережно относились и относятся к медведю и его останкам. Эвены верят, что лапа медведя способна отпугивать злых духов. Поэтому она служит для многих талисманом, которого везде таскают с собой. В литературном языке медведь называется накат, а в диалектах: амика, абага, мэмэчэн, кеганты, утэ, нэгдэкэ, очурхан, гирка [2, с. 39]

Таким образом, каждый язык отражает особую картину мира, увиденную и зафиксированную именно этим народом, особое мировоззрение, выражаемое через язык. В языке эвенов богатая и многообразная лексика, отражающая культуру и душу народа.

Литература

1. Бурыкин А. А. Малые жанры эвенского фольклора. - Спб., 2001. - 288 с.

2. Вопросы эвенской филологии и этнологии. -Якутск, Северовед, 1996. - 48 с.

3. Дуткин Х. И. Эвенский фольклор. - Якутск, Изд-во ЯГУ, 1996. - 66 с.

4. Новикова К. А. Эвенские сказки, предания и легенды. - Магадан, Кн. изд-во, 1987 - 157 с.

5. Петров А. А. Лексика тунгусских языков. -Спб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 199 с.

6. Путешествие в страну рыб. - Петропавловск- Камчатский, Камчатпресс, 2015. - 20 с.

7. Роббек В. А., Роббек М. Е. - Эвенско-рус-ский словарь, Новосибирск, Наука, 2005. - 356 с.

8. Фольклор эвенов Березовки. Якутск, Изд-во ИПМНС СО РАН, 2005. - 362 с.

9. Черканов К. С. Эвенские сказки. - Петропавловск- Камчатский, Изд-во Камч. гос. ун-та, 2006. -46 с.

10. Эпос охотских эвенов. - Якутск, Кн. изд-во, 1986. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.