УДК 338.45:553(571.56)
ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. И. КРИВОШАПКИН, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тел. : 8 (4112) 44-60-35
В. В. НИКИФОРОВА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
Экономика Республики Саха (Якутия) в основном ориентирована на добычу и поставку сырьевых ресурсов. В валовом региональном продукте добыча полезных ископаемых занимает до 50 %. Значительную долю в доходной части бюджета составляют налоги, платежи и другие косвенные поступления от разработки месторождений полезных ископаемых. В статье исследуются особенности минерально-сырьевой безопасности.
Ключевые слова: полезное ископаемое, топливно-энергетический ресурс, налоговое поступление, угроза, безопасность.
В системе экономической безопасности Республики Саха (Якутия) (РС (Я)) особое место занимают проблемы ее минерально-сырьевой безопасности, так как она является крупнейшим регионом России, у которой экономика все еще ориентирована в основном на добычу и поставку сырьевых ресурсов. Исходя из природно-экономи-ческих факторов, можно говорить об особенностях минерально-сырьевой безопасности РС (Я).
В Республике Саха (Якутия) добываются порядка 20 видов полезных ископаемых: алмазы, золото, сурьма, олово, уголь, нефть, природный газ и др. В ближайшие годы планируются разведка и вовлечение в освоение месторождений урана, свинца, цинка, апатита и железных руд, предполагается доразведка и разработка месторождений меди и вольфрама. Большинство этих месторождений имеют крупные запасы, некоторые из которых относятся к уникальным не только в России, но и в мире, например, алмазные трубки
«Удачная», «Мир», «Юбилейная», золоторудное месторождение «Нежданинское», редкоземельное «Томторское» и др.
Налоги, платежи и другие косвенные финансовые поступления от разработки месторождений полезных ископаемых составляют значительную долю в доходной части бюджета. Так, в 2009 г. от минерально-сырьевого комплекса (МСК) РС (Я) поступило 30,21 млрд руб. налоговых платежей, что на 18,5% больше, чем в 2005г. (рис. 1).
Объемы произведенной продукции МСК РС (Я) неуклонно растут. Если в 2005 г. они составляли 112,3 млрдруб., то в 2008 г. возросли до 136,0 млрд руб. (заисключением кризисного 2009 г.) (рис. 2).
По прогнозу в 2015 г. объем продукции МСК составит 337,3 млрд руб., а в 2020г. — 564,8 млрд руб. Доля минерально-сырьевой продукции в ВРП РС (Я) в 2020г. составит 50,6% [3]. Приведенные цифры показывают важнейшее значение МСКдля социально-экономического благополучия РС (Я).
Развитие МСК РС (Я) зависит от наличия основной производственной инфраструктуры — разветвленной транспортной сети и энергетической системы, которые более-менее развиты в Западной, Центральной, Северо-Восточной, Восточной и Южной Якутии. Лишь в последние годы приняты конкретные правительственные решения, подкрепленные реальным федеральным и республиканским финансированием, по формированию в Республике Саха (Якутия) опорной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичное железнодорожное и автомобильное сообщение с
Рис. 1.
Поступления налоговых платежей от МСКРС(Я) за 2005— 2009 гг., млн руб. [1]
250 200 150 100 50
304,99
206,84
112,3 119>'
I I
116,08
I
136,02
1
109,23
I
Рис. 2. Динамика показателей ВРП РС (Я) и объема продукции МСК за 2005— 2009 гг., млрдруб. [2]
□ ВРП
□ Объем продукции МОК
центральными районами страны и отдаленными регионами внутри РС (Я). Это Федеральная целевая программа «Развитие транспортного комплекса России на 2010—2015 годы», республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса РС (Я) Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления развития до 2015 года» и Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия).
В настоящее время ведутся работы по продлению однопутной железной дороги от Томмота до Якутска протяженностью около 350 км, а также строительство железнодорожного ответвления Улак—Эльга протяженностью 320 км. Ведется строительство не достроенных в прежние годы участков и реконструкция федеральных автотрасс и региональных автодорог.
В Республике Саха (Якутия) осуществляется строительство магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и природного газа, добываемых на месторождениях Якутии, в том
числе здесь проходит 1 458 км магистрального трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВС - ТО).
Планируется значительное улучшение энергообеспечения Якутии как на основе новых вводимых мощностей, реконструкции и расширения крупных гидроэлектростанций и ГРЭС, строительства новых электросетей, так и за счет развития малой энергетики для локально расположенных промышленных и сельскохозяйственных потребителей.
В мегапроекте по комплексному развитию Южной Якутии предусмотрено строительство Кан-кунской ГЭС нар. Тимптон мощностью в 1 200 мГв, что более чем вдвое превышает мощность Нерюн-гринской ГРЭС. В Схеме-2020 предусматривается техническое перевооружение и модернизация действующих электростанций АК «Якутэнерго» и ОАО «Сахаэнерго», развитие малой энергетики [2].
Экономическая безопасность РС (Я) как суверенного субъекта Российской Федерации означает реальную возможность и способность обеспечить защиту ее экономической самостоятельности и
24 603
242,66
183,03
экономических интересов в специфических условиях Севера. При этом основополагающими принципами экономической безопасности РС (Я) являются:
• сохранение государственной собственности РС (Я) на землю, недровые и другие природные богатства;
• укрепление национальной государственности и ее правовой основы;
• развитие экономической самостоятельности, экономической структуры, бюджетной и финансовой систем;
• обеспечение политических, экономических и экологических условий устойчивого социально-экономического развития и целостности экономического пространства РС (Я);
• своевременное выявление и устранение внешних и внутренних угроз экономической безопасности;
• соблюдение требований объективных экономических законов рыночной экономики с учетом особенностей их проявления в региональных условиях;
• сочетание экономических интересов РС (Я) с общественными интересами Российской Федерации.
Уровень экономической безопасности РС (Я) определяется наличием и степенью внешних и внутренних угроз для экономической самостоятельности и экономических интересов. Под ними понимаются экстремальные условия и факторы, оказывающие отрицательное влияние на нормальное функционирование социально-экономической системы РС (Я) в целом. Многообразие их проявления характерно для переходного периода от плановой социалистической экономики к рыночной, сопровождавшегося глубоким системным кризисом. Именно в его преодолении в настоящее время заключается обеспечение экономической безопасности РС (Я).
Благоприятное геологическое строение и обширность территории РС (Я) предопределяют наличие многообразия различных видов полезных ископаемых, большого количества месторождений, имеющих крупные запасы минерально-сырьевых ресурсов, что указывает на большие потенциальные возможности укрепления минерально-сырьевой безопасности РС (Я).
Вся территория РС (Я) покрыта съемкой масштаба только 1:1 500 ООО. Геологические исследования более крупного масштаба проводятся по мере необходимости и в наиболее перспективных
районах. Работы по общему геологическому изучению территории Якутии осуществляются за счет федерального финансирования, которое составляет 13 % от общего. Этого явно недостаточно для выполнения необходимых объемов геологических исследований, которые должны выявить новые перспективные площади и месторождения. С учетом того, что вероятность открытия богатых крупных месторождений в промышленно развитых регионах практически исчерпаны, назревает необходимость усилить общие геологические исследования.
Многие месторождения твердых полезных ископаемых, в том числе уникальные, удалены от промышленно развитых регионов и труднодоступны. Отсутствие круглогодичной, устойчивой и экономичной транспортной связи внутри РС (Я), а также с регионами Центральной России, Сибири и Дальнего Востока, с районами расположения месторождений делает экономически невыгодным их освоение и ставит их в разряд неконкурентоспособных. К таким относятся: золоторудное месторождение «Кючюс», полиметаллическое «Сардана», многие оловоносные месторождения депутатской группы, редкоземельное «Томторское» и др. Очевидно, что для освоения таких месторождений необходимо опережающее развитие инфраструктуры в большей своей части за счет государственных инвестиций в государственно-частном партнерстве. В противном случае они в ближайшем будущем потеряют свою инвестиционную привлекательность.
Несмотря на наличие огромных запасов топливно-энергетического сырья, недостаточно и неравномерно развита энергетическая инфраструктура РС (Я).
Дефицит и дороговизна продукции топливно-энергетической отрасли в северных улусах и в районах, где не получили развитие мощные отрасли промышленности и сельского хозяйства, служат наравне с ненадежной транспортной сетью основными тормозящими факторами освоения минерально-сырьевых ресурсов, расположенных в отдаленных территориях. Это обусловлено тем, что по геологическим условиям формирования залежей полезных ископаемых топливно-энергетические ресурсы располагаются вдали от месторождений дефицитных и ценных видов твердых полезных ископаемых, а их разработка бывает весьма энергоемка, особенно когда речь идет о глубокой переработке сырья до конечного продукта. Проблему энергоснабжения в таких районах необходимо решить на основе новейших достижений в этой области.
Горнодобывающая промышленность, как правило, оказывает отрицательное антропогенное и технологическое воздействие на окружающую среду независимо от климатического пояса, где бы она ни развивалась. Разница лишь в степени воздействия и в способности окружающей среды самовосстанавливаться. Окружающая среда практически всей территории Якутии чрезвычайно легкоранима и имеет очень низкую способность самовосстанавливаться, поэтому при освоении месторождений нужно первоначально разработать мероприятия по ее охране. Важным мероприятием является наиболее полное извлечение добываемого полезного ископаемого, а в случае комплексных месторождений — экономически оправданное извлечение основных и сопутствующих компонентов. В этом важную роль должны сыграть нанотехнологии, которые необходимо внедрить при разработке новых месторождений, особенно многокомпонентных.
Неравномерность и большая разбросанность месторождений по территории Якутии в совокупности с транспортной недоступностью, проблемной энергообеспеченностью, а также сосредоточение большей части разведанных запасов в небольшом количестве крупных месторождений определяют то положение, что при наличии множества месторождений различных полезных ископаемых на самом деле пригодны для рентабельной эксплуатации только единицы. Это уже прямая угроза безопасности минерально-сырьевого комплекса, хотя с позиций чисто минерально-сырьевой безопасности этот фактор можно оценить как положительный. С другой стороны, месторождения полезных ископаемых разведываются не только для балансового учета, а с целью промышленного освоения. Следовательно, приоритетным направлением геологоразведочных работ становится их ведение в экономически освоенных районах.
В идеальном варианте минерально-сырьевой безопасности горнодобывающий комплекс не должен испытывать недостатка в сырьевых ресурсах, но и не должно быть чрезмерно много подготовленных к освоению запасов. В то же время чрезвычайно трудно найти оптимальные параметры этого соотношения. Это усугубляется тем, что в связи с расширением торгово-экономических связей с зарубежными странами возросла зависимость поставки продукции горнодобывающей промышленности от мировой конъюнктуры на минеральное сырье. Мировая конъюнктура выступает определяющим фактором производства минерально-сырьевой продукции, ориентированной на экспорт, тем более,
если эта продукция не имеет достаточно крупного внутреннего рынка сбыта. Совместно с невыгодным расположением месторождения, которое определяет высокую себестоимость выпускаемой продукции, она может выступить причиной банкротства горнодобывающего предприятия. Такой пример имеет место и в РС (Я) — это Депутатский горно-обогатительный комбинат (ГОК), банкротство которого повлекло за собой невостребованность большого количества месторождений депутатского оловоносного узла, и возникла угроза ликвидации уже созданной минерально-сырьевой базы. В 2009 г. мировой глобальный кризис вызвал снижение конъюнктуры на алмазное сырье, и если бы Правительство РФ не выступило в качестве внутреннего потребителя, ОАО АК «АЛРОСА» намного труднее бы пришлось пережить этот кризис.
В целом минерально-сырьевые ресурсы Якутии характеризуются: неравномерностью размещения месторождений по территории РС (Я), слабым развитием инфраструктуры (особенно транспортной) или ее полным отсутствием, отрицательно влияющим на освоение удаленных крупных и богатых месторождений, сосредоточением подавляющей части промышленных запасов в небольшом количестве месторождений.
Исходя из изложенного, основными направлениями укрепления минерально-сырьевой безопасности следует считать:
• усиление общих геологических исследований территории в целях выявления новых перспективных площадей для дальнейшего проведения более детальных геологоразведочных работ;
• повышение уровня добычи запасов из эксплуатируемых месторождений углеводородного сырья и вовлечение новых в разработку в связи с появлением нового мощного потребителя — стран АТР. При этом необходимо своевременно разведать и подготовить к освоению новые месторождения на территориях, близлежащих к трубопроводу ВС — ТО;
• с учетом количества и качества разведанных запасов полезных ископаемых обеспечение опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры в местах возможного развития минерально-сырьевых кластеров на основе государственно-частного партнерства, в котором доля государственных инвестиций должна занимать большую часть;
• достижение наиболее полного извлечения добываемого полезного ископаемого, а в случае комплексных месторождений — экономически
оправданное извлечение основных и сопутствующих компонентов, которое необходимо рассматривать не только как мероприятие по минерально-сырьевой безопасности, но и как мероприятие по охране окружающей среды;
• приоритетность ведения геологоразведочных работ в экономически освоенных районах вблизи горнодобывающих предприятий, что позволит сократить разрыв между разведкой и вводом в эксплуатацию месторождения и избежать длительного замораживания вложенных средств;
• опережающий анализ конъюнктуры спроса, предложения и ценовых колебаний в конкурентной среде по номенклатуре минерально-сырьевой продукции, поставляемой на экспорт;
• своевременная переориентация энергетики, насколько это возможно, на потребление возобновляемых ресурсов, для того чтобы экономно расходовать невозобновляемые
ресурсы и продлить срок их полного исчерпания. Следует подчеркнуть, что в условиях нарастающей интенсификации эксплуатации традиционных невозобновляемых энергетических ресурсов угроза быстрого истощения пригодных к освоению запасов становится реальной и ощутимой.
Список литературы
1. Итоги деятельности отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) за 2009 год, итоги I квартала 2010 года, задачи на 2010 год. Министерство промышленности PC (Я). 2010 // URL: hppt://www.novaPDF. com.
2. Промышленное производство в Республике Саха (Якутия). 2010: стат. сб. / Саха (Якутия) стат. Якутск, 2010. 209 с.
3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Якутск, 2006.