Научная статья на тему 'Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов'

Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1429
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитина О. В., Багдасарян Л. М.

Рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы межэтнических стереотипов: понятие, функции, структурные компоненты, факторы формирования, свойства. Анализируются результаты эмпирического исследования стереотипов представителей армянской и русской этнических групп. Раскрывается содержание автои гетеро стереотипов, определяется степень их соответствия, выделяются специфические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic theoretical aspects of the problem of interethnic stereotypes are considered: concept, functions, structural components, factors of formation, properties. Results of empirical research of stereotypes of representatives of the Armenian and Russian ethnic groups are analyzed. The content of auto-and heterostereotypes is revealed, the degree of their conformity is defined, specific characteristics are allocated.

Текст научной работы на тему «Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов»

О.В. РАКИТИНА, Л.М. БАГДАСАРЯН Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов

Рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы межэтнических стереотипов: понятие, функции, структурные компоненты, факторы формирования, свойства. Анализируются результаты эмпирического исследования стереотипов представителей армянской и русской этнических групп. Раскрывается содержание авто- и гетеро стереотипов, определяется степень их соответствия, выделяются специфические характеристики.

The basic theoretical aspects of the problem of interethnic stereotypes are considered: concept, functions, structural components, factors of formation, properties. Results of empirical research of stereotypes of representatives of the Armenian and Russian ethnic groups are analyzed. The content of auto-and hetero- stereotypes is revealed, the degree of their conformity is defined, specific characteristics are allocated.

Одной из характерных черт современного общества является усиление кросс-культурного взаимодействия, осуществляемого через процессы ассимиляции, интеграции и другие механизмы. При этом межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и взаимодействия представителей различных культур. Этнические стереотипы являются важной составляющей межэтнического восприятия. Целью нашего исследования являлось изучение особенностей аутостереотипов и гетеро-стереотипов восприятия представителей русской и армянской этнических групп. Обозначим основные теоретические аспекты изучаемой проблемы.

Образы типичных представителей той или иной нации в стереотипной форме присутствуют в этническом сознании каждого народа. С точки зрения А.А. Бодалева этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей [1].

Существенными компонентами этнических стереотипов являются национальный характер, ценностные ориентации, типичные черты внешнего облика.

Национальный характер - совокупность наиболее устойчивых психологических

качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития [5].

Определение ценностных ориентаций во многих теоретических и практических кросс-культурных исследованиях часто дается в рамках теории Ф. Клакхона и Ф. Стродбека. Согласно их подходу, ценностные ориентации - это сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем. Их теория ценностных ориентаций основана на трех положениях:

1. Люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы.

2. Набор доступных решений ограничен, каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора.

3. Хотя одно из решений предпочитается чаще членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре [2].

Основными характеристиками этнического стереотипа являются повышенная эмоциональность и устойчивость в отражении черт стереотипизируемой группы (Ю.П. Платонов, 2003). С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Н.М. Лебедева отмечает, что при определении этнического

стереотипа часто подчеркивается, с одной стороны, его целостность, а с другой, наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и выступающего в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже собственного этноса [3].

Изменение национальных и этнических стереотипов происходит очень медленно и обусловлено взаимоотношением национальных и этнических групп.

На содержание этнических стереотипов оказывают влияние три группы факторов:

- специфика стереотипизируемой группы (ее этническая психология, система ценностей, закрепленная в культуре и в обыденном сознании, общественно-историческое развитие);

- социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

- длительность и глубина исторического контакта.

В отношении третьей группы факторов необходимо отметить, что далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают:

- признание безусловного равенства сторон;

- наличие обстановки открытости и доверия;

- принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

- уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, не дискриминационных стратегий.

Этнический стереотип, как и любой другой социальный стереотип, может быть автостереотипом, то есть описывающим собственную этническую группу, и гетеро-стереотипом, то есть описывающим другую этническую группу. На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

- Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

- Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.

- Индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.

Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера. Например, установлено, что группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой группе экономическое превосходство, - деловитости, предприимчивости.

В работе Н.М. Лебедевой выделяются две функции, которые несет в себе этнический стереотип на социальном уровне. Во-первых, идеологизирующая, которая реализуется через формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы. Во-вторых, идентифицирующая, проявляющаяся в создании и сохранении положительного образа «мы» через использование ритуалов и невербальных средств [3].

Для эмпирического исследования ауто-и гетеростереотипов армян и русских нами были использован комплекс психодиагностических методик: методика ценностных ориен-таций М. Рокича, модификация методики незаконченных предложений и методика Т.Лири «Исследование представлений человека о себе

и о других людях». Исследование осуществлялось на двух подвыборках: в первую вошли представители армянской этнической группы, а во вторую представители русской этнической группы. В исследовании принимали участие представители обоих полов в возрасте от 17 до 30 лет.

Особенности аутостереотипов армянской этнической группы

Исследование терминальных ценностей армянской группы показало, что к числу наиболее значимых относятся самостоятельность, т.е. независимость в суждениях и оценках; приятное проведение времени, удовольствия, развлечения; равные возможности для всех. Наименее значимыми являются жизненная мудрость, основанная на зрелости суждений и здравом смысле, достигаемая жизненным опытом; здоровье; переживание прекрасного в природе и искусстве; интересная работа.

К числу приоритетных инструментальных ценностей армяне относят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; эффективность в делах, основанную на трудолюбии и продуктивной работе. Исходя из самооценки армян, следует считать: наиболее важными для них качествами являются самоконтроль, то есть сдержанность поступков и действий; заботливость по отношению к окружающим, к своей семье; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; правдивость, искренность; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; твердая воля, так как достижение жизненных целей реализуется через трудолюбие, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями; независимость, которая характеризуется способностью действовать самостоятельно и решительно.

Самооценка национальных, общих для армян качеств, характеризующих их отношение к другим людям, позволила составить социально-психологический портрет типичного представителя армянской группы. Это человек, склонный к лидерству, энергичный, компетентный, авторитетный и успешный в делах, он любит давать советы, требует уважи-

тельного отношения к себе; по отношению к окружающим отзывчив, дружелюбен и любезен со всеми, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, при этом, стремясь удовлетворить требования всех, бывает навязчивым в своей помощи и слишком активным по отношению к окружающим. Наряду с этим обладает эгоистическими чертами, требовательностью, откровенностью, прямолинейностью, строгостью и резкостью в оценке других, некоторой раздражительностью, подозрительностью, склонностью к критике социальных явлений и некоторых людей, негативизмом, проявляющемся в вербальной агрессии.

К собственным самобытным качествам армяне относят способность подчиняться, зависимость, мягкость, доверчивость, склонность к ожиданию помощи и советов от окружающих; дружелюбие и любезность со всеми; отзывчивость, стремление помочь и сострадание.

Исследование, проведенное нами с использованием методики незаконченных предложений, и последующий качественный анализ результатов позволили выявить, что армяне характеризуют себя как представителей древней нации, отличающихся приверженностью своей национальной культуре, традициям, обладающих острым умом и высокой образованностью.

Основной традицией армян является уважительное отношение к старшему поколению: когда в дом входит пожилой человек, молодые люди встают и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать.

Основными чертами характера является гостеприимство - встреча гостей с открытой душой, изобилием национальных блюд, приготовлением домашних спиртных напитков. В профессиональных и личных отношениях армяне отличаются коммуникабельностью, большим дружелюбием и доброжелательностью. От представителей других этнических групп их отличает трудолюбие, которое предполагает ответственное отношение к работе,

эффективность в делах, способность не отступать перед трудностями.

По отношению к другим национальностям армяне проявляют терпимость, добродушие, проявляют уважение к традициям и культуре других народов, способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любых национальностей.

Внешний облик типичного представителя своей национальности армяне описывают так: средний рост, смуглый тип кожи, крупные карие глаза, темные густые волосы, выделяющийся нос.

Особенности гетеростереотипов русских относительно армян

Рассматривая ценности армян как компонент гетеростереотипа русских, необходимо в качестве приоритетных отметить следующие терминальные ценности: творчество, познание, удовольствие, приятное проведение времени, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь. Эти суждения практически полностью совпадает с представлением армян о себе.

Анализируя результаты исследования инструментальных ценностей, нужно отметить, что наиболее приоритетными для армянской этнической группы в восприятии русских являются образованность, то есть широта знаний, высокая общая культура, с помощью образования армяне стремятся добиться высокого материального положения, имеют активные социальные контакты, стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем отмечается, что для армянского этноса свойственно умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.

Наиболее типичными свойствами армян, по мнению русских, считаются склонность к лидерству, предполагающее энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах, любовь давать советы, требование уважительного отношения к себе (см. рис. 1.). По отношению к окружающим армяне дружелюбны и отзывчивы, но в то же время обладают эгоистическими чертами, требователь-

ны, прямолинейны, резки в оценке других, немного раздражительны. Вместе с тем, по мнению русских и самооценке армян, весьма ярко проявляются способность сострадать, подчиняться; зависимость, доверчивость, ожидание помощи.

Качественный анализ результатов исследования с использованием методики незаконченных предложений показал, что армяне в восприятии русских - это нация, народ со своими традициями, глубокой исторической культурой, обрядами; это люди, которые знают и уважают старшее поколение, свои традиции и обычаи. Данные представления практически полностью совпадают с соответствующим компонентом аутостереотипа самих армян.

По мнению русских, для армянской этнической группы свойственны такие традиции, как гостеприимство, - это говорит о том, что армяне уважительно и с большой радостью относятся к каждому человеку, находящемуся у него дома. Важной составляющей традиций отмечается особенность национальной кухни: острота вкуса, добавление в пищу специфических приправ, употребление большого количества зелени; хорошо приготовленный шашлык как украшение армянского стола. В качестве древнейшей армянской традиции упоминается похищение невест.

К самобытным чертам характера армян, по мнению русских, относятся доброжелательность, которая проявляется по отношению к друзьям, родным, знакомым; вспыльчивость как проявление темперамента, уважительное отношение к старшему поколению; дружелюбие и терпимость к представителям других национальностей. Последний компонент соответствует аутостереотипу армян.

В качестве характерных черт внешнего облика армян русские отмечают карие глаза, темные волосы, характерную форму носа, то есть компоненты гетеростереотипа русских и аутостереотипа армян также полностью совпадают.

12л

10,

10,

(7,3-

1,9 9,7

7

3

|_""А"" Армяне об армянах_^^^ Русские об армянах_|

Рис. 1. Показатели выраженности типичных свойств представителей армянской этнической группы (с точки зрения армян и русских). Условные обозначения: 1 - тенденция к лидерству; 2 - уверенность в себе; 3 - требовательность; 4 - скептицизм; 5 - уступчивость; 6 - доверчивость; 7 - добросердечность; 8 - отзывчивость.

Особенности аутостереотипов русской этнической группы

Наиболее значимыми терминальными ценностями, входящими в аутостереотипы русских, являются возможность творческой деятельности; удовольствия, развлечения, приятное проведение времени; общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами как условие благополучия каждого; счастливая семейная жизнь.

Наиболее приоритетными инструментальными ценностями оказались ответственность, основанная на чувстве долга и умении держать слово; самоконтроль, характеризующийся самодисциплиной, сдержанностью; рационализм, предполагающий способность здраво и логично мыслить, принимать рациональные решения; честность, правдивость, искренность, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

В результате самооценки национальных, типичных для русских качеств, характеризующих их отношение к другим людям, выявились следующие: склонность к лидерству, предполагающая энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах;

склонность к соперничеству; требовательность, прямолинейность, откровенность, ирония. Вместе с тем русские ответственны по отношению к людям, проявляет деликатность, доброту, заботу, ласку; они также склонны к сотрудничеству, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремятся помогать в трудных ситуациях, но, помогая всем, русские стремятся быть в центре внимания, заслужить любовь и признание окружающих; им не чужды эгоистические черты, авторитарность, подозрительность, они критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Самостоятельность сочетается с зависимостью, ожиданием помощи и советов от других, доверчивостью, скромностью, робостью, уступчивостью.

Исследование, проведенное нами с использованием методики незаконченных предложений и последующий качественный анализ результатов позволили выявить, что русские позиционируют себя как народ, проживающий на территории РФ, как представителей самой древней и многочисленной славянской нации.

Основными традициями русского этноса являются народные гуляния, песни, что, по мнению респондентов, говорит о жизнерадо-

стности как характерной черте русского народа. К основной традиции была отнесена также русская баня, которая, по выражению опрашиваемых, «закаляет русский дух».

Основными чертами характера русских является жизнерадостность, открытость, что говорит о простоте русской души, оптими-стичность, способность не падать духом, преодолевать все жизненные трудности, встречающиеся на жизненном пути. Отмечается, что испокон веков русский народ славился своим гостеприимством. В любой семье с уважением принимают гостей и «встречают их хлебом и солью».

По отношению к другим национальностям русские терпимы, доброжелательны, готовы прийти на помощь всем нуждающимся людям.

Основными особенностями внешнего облика являются славянская красота, светлая кожа, голубые глаза, русые волосы.

Особенности гетеростереотипов армян относительно русских

К числу приоритетных терминальных ценностей русских, с точки зрения армян, относятся хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами как условие благополучие каждого (то есть русская этническая группа воспринимается армянами как дружелюбная и миролюбивая к другим народам); общественное признание, потребность в уважении окружающих; счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что гетеростерео-типы армян достаточно адекватны аутостере-отипам русских.

Наиболее приоритетными инструментальными ценностями для русского человека, по мнению армян, являются терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; эффективность в делах, этот показатель (характерный и для самих армян) говорит о таких качествах, как трудолюбие и продуктивность; честность, открытость, искренность. Русские, с точки зрения армян, в большей степени склонны самостоятельно действовать и принимать решения, чем сами армяне, которые считают представителей своего народа более зависимыми, привязанными к своим традициям, обычаям. Русские, по их мнению, принимают обдуманные и правильные решения, умеют здраво и логично мыслить. Эти представления

армян о русских совпали с мнением русских о себе.

По мнению армян, наиболее типичными качествами русских являются склонность к лидерству, предполагающая энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах, добросердечность. Эти представления армян совпали с мнением русских при оценивании самих себя (см. рис. 2.).

Наряду с этим русские, по мнению армян, обладают эгоистическими чертами, ориентированы на себя, склонны к непримиримости, настойчивы, упрямы, энергичны и вместе с тем доверчивы, ожидают помощи и советов от других.

Проведенный нами качественный анализ результатов исследования гетеростерео-типов армян с использованием методики незаконченных предложений позволил выявить следующие самобытные черты русского человека.

В представлениях армян русские - это многочисленный народ со славянской внешностью, с высокоинтеллектуальными способностями, принадлежащие к христианской вере, свободолюбивая нация.

В качестве основных традиций русских армянами отмечался обычай встречать гостей караваем, что, по их мнению, свидетельствует о русском гостеприимстве. В любом доме и семье русские радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Интересно отметить, что к числу основных традиций русских армяне очень часто относили также охоту и рыбалку.

Армяне считают, что основными чертами характера русского этноса являются дружелюбие, жизнерадостность, коммуникабельность, раскрепощенность, что дает возможность легко находить общий язык с окружающими. Также им присуще такие качества, как простота души, трудолюбие, выносливость, что говорит о воспитании своих детей к стремлению жить в мире, дружбе, любви к труду. Русские также считают, что им присуще простодушие и жизнерадостность.

По отношению к другим национальностям русские терпимы, доброжелательны, готовы прийти на помощь. Напомним, что русские, оценивая себя, выделили те же самые характеристики.

12^

111

7

3

|_—А— Армяне о русских_Русские о русских_|

Рис. 2. Показатели выраженности типичных свойств представителей русской этнической группы

(с точки зрения армян и русских). Условные обозначения: 1 - тенденция к лидерству; 2 - уверенность в себе;3 - требовательность; 4 - скептицизм; 5 - уступчивость;6 - доверчивость;7 - добросердечность; 8 -отзывчивость.

При описании типичных черт внешности русских армяне отмечают славянскую красоту, белую кожу, голубые глаза, русые волосы. Эти характеристики также полностью совпадают с аутостереотипными представлениями русских.

Таким образом, осуществленное нами исследование межэтнических авто- и гетеро-стереотипов позволило сформулировать следующие выводы:

- Аутостереотипы армян и русских характеризуются своей спецификой, проявляющейся в различных приоритетных ценностях, в своеобразии типичных качеств, проявляющихся в отношениях с другими людьми и в деятельности, в чертах национального характера, в описании внешности.

- Отдельные компоненты гетеростереоти-пов и русских и армян достаточно сходны с компонентами аутостереотипов воспринимаемой этнической группы, при этом

гетеростереотипы представителей армянской этнической группы характеризуются большей степенью соответствия автостереотипам русских.

- В целом межэтнические стереотипы восприятия армян и русских характеризуются общей позитивностью и толерантностью.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А., Васина, Н. В. Познание человека человеком [Текст]. - СПб.: Речь, 2005.

2. Зотова, О. И., Бобнева, М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения [Текст] // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лебедева, Н. М. Введение в этническую кросс-культурную психологию [Текст]. - М.: Изд-во Ключ, 1999.

4. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии [Текст]: учебное пособие. - СПб, 2003.

5. Социологическая психология [Текст] // Новый мир. - 1966. - № 6. - С. 187-205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.