Особенности международной экономической
интеграции
УДК 339.7 ББК 65.268 З-668
Улугбек Саидкаримович ЗИЯДУЛЛАЕВ,
кандидат экономических наук, докторант, Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ), (100138, Республика Узбекистан, Ташкент, ул. Ислама Каримова, 49) -старший преподаватель, E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрыты преимущества открытой государственной политики по интеграции национальных банковских систем в мировой рынок капитала, позволяющей на глобальном уровне перераспределять кредитные и инвестиционные ресурсы. Выделены риски, возникающие при интеграции национальных банковских систем. Показано, что открытость национальных банковских систем и допуск иностранных финансовых институтов, согласованный с приоритетами обеспечения финансово-экономической безопасности, позволяют повысить уровень жизни населения и обеспечить экономическую устойчивость.
Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, национальная банковская система, интеграция, мировой рынок капитала.
Features of international economic integration
Ulugbek Saidkarimovich ZIYADULLAEV,
Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate, Tashkent State University of Economics (100138, Republic of Uzbekistan, Tashkent, ul. Islama
Karimova, 49) - senior lecturer, e-mail: [email protected]
The article reveals the advantages of an open government policy on the international integration of individual countries into the world economy. The author highlights the risks arising from the economic integration of national banking systems. It is noted that the openness of national banking systems and admission of foreign institutions to the national capital markets, consistent with the priorities of the financial and economic security, could improve the standards of living and ensure the economic sustainability.
Keywords: foreign economic policy, national economy, integration, development trends of world markets.
Abstract
5 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
Внешнеэкономическая политика развитых стран на сегодняшний день построена преимущественно на базе принципов «открытой экономики», означающей тесные взаимосвязи в рамках мировой экономической системы и снятие ограничений на движение информационных ресурсов. Такой подход во внешнеэкономической политике в полной мере реализует преимущества международного разделения труда и активно использует различные формы мирохозяйственных связей, что несет в себе целый ряд преимуществ [3-4]. С позиции инвестора выход на новые рынки сопровождается ростом доходности создаваемых предприятий и диверсификацией рисков. Реципиенту использование внешнего заимствования позволяет расширить возможности реализации новых инвестиционных проектов, что, в конечном счете, способствует повышению нормы накопления и фондовооруженности, обеспечению макроэкономической стабильности в периоды спадов и кризисов, возврату ресурсов во время экономического подъема.
Следует отметить, что интеграция национальной экономики систем происходит не изолированно, а как составная часть внешнеэкономической политики, процесса экономического, демографического и социокультурного вхождения стран в мировое сообщество [5-7], при котором партнерские отношения, реализуемые регулирующими институтами, выполняют объединяющую и регулирующую функцию. Главная цель такой интеграции заключается в поэтапном формировании институциональных, организационных и функциональных элементов единого рынка банковских услуг.
Под воздействием интеграционных процессов международная предпринимательская деятельность приобрела следующие характерные черты:
□ концентрация капитала и формирование транснациональных корпораций, размеры активов которых позволяют выйти за пределы национальных экономик;
□ рост рыночной стоимости предприятий в целом обеспечивают реализацию ими общественно значимых функций, что способствует устойчивому экономическому росту;
□ процесс экономической глобализации способствует стандартизации национальных экономических систем;
□ повышение роли международных портфельных инвестиций, обуславливающих усиление предпринимательских банковских операций;
По данным МВФ глобальная система экономической безопасности состоит из четырех основных уровней [1, с.7]:
□ собственные резервы стран возросли почти с 2 трлн долл. США в 2000 г. приблизительно до 11 трлн долл. США в 2017 г., а ресурсы по квотам МВФ удвоились и составляют примерно 670 млрд долл. США;
□ двусторонние соглашения о свопах между двумя странами, представляющие собой неограниченные постоянные своповые механизмы;
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2019
□ региональные механизмы финансирования, включающие Европейский механизм стабильности с потенциалом кредитования 500 млрд евро, Чиангмайскую многостороннюю инициативу с 240 млрд долл. США и совместный Резервный фонд стран-членов БРИКС в размере 100 млрд долл. США;
□ кредиты по линии МВФ, которые могут предоставляться в превентивном порядке, странам с устойчивыми показателями экономического развития.
Для разработки инструментария, обеспечивающего динамичность интеграционных процессов, необходима оценка предпосылок интеграции национальной экономики при ее интеграции в мировую, факторов и условий, позитивно влияющих на ее ход. При этом немаловажная роль должна отводится минимизации и компенсации потенциальных рисков и угроз путем вычленения причин, затрудняющих или сдерживающих процесс интеграции, а также прогнозу возможных отрицательных последствий, снижающих эффект интеграции.
Современные модели интеграции предприятий в мировую экономику или выхода на зарубежные рынки условно подразделяются на четыре типа:
□ учреждение нового предприятия за рубежом;
□ открытие представительства, филиала или дочерней компании;
□ приобретение существующей компании или контрольного пакета ее акций;
□ кластерная модель, в основу которой положено использование синергети-ческих факторов интегрированных структур рынка для обеспечения устойчивого характера их функционирования.
Так, по данным Центрального банка Республики Узбекистан по состоянию на 1 января 2018 г. количество коммерческих банков достигло 28, из них 11 являются банками с государственной долей, а 17 - коммерческими банками с иностранным и частным капиталом [2, с. 30-32]. Кроме того, для укрепления всестороннего сотрудничества с коммерческими банками республики в стране действует 6 представительств крупных иностранных банков. На долю акционерно-коммерческих банков приходилось 56% действующих кредитных сделок, государственных банков - 26%, банков с участием иностранного капитала - 15%, частных банков - 3%.
На процессы развития и результирующие индикаторы состояния национальной экономики действует совокупность условий и факторов, определяемых особенностями той или иной страны, а именно ее ресурсным потенциалом, уровнем промышленного производства и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, сотрудничества с международными организациями и зарубежными государствами. Следовательно, оценка условий и факторов, характеризующих этапы формирования и функционирования отдельных составляющих национальной экономической системы, необходима при разработке приоритетов и сценариев, которые зачастую предопределяют возможность реального достижения целей и задач интеграции, а также эффективность их взаимодействия.
5 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
111 ^
Среди факторов, определяющих параметры развития национальной экономики и специфику функционирования ее институтов, возникновения рисков и предпочтений, необходимо, наряду с прямыми индикаторами, выделить также косвенные, а именно демографические и социокультурные факторы. Их необходимо принимать во внимание при выработке, принятии и реализации решений при разработке банковской политики, управлении персоналом, активами и пассивами, ликвидностью и банковскими рисками. Без них невозможно осуществлять менеджмент национальных банков и органов банковского надзора, установить деловые контакты отечественных банков с зарубежными банками, определить условия и ограничения функционирования в стране иностранных банков, их филиалов и представительств, наметить пути интеграции национальной и зарубежных предприятий.
Интеграция национальной экономики в международную представляет собой неоднозначный, вариативный и сегментированный процесс, имеющий множество сценариев реализации, отличающихся разнообразием рисков и возможностей. При этом эффективность менеджмента рисков ликвидности, определяется возможностью увеличения ресурсной базы в процессе интеграции, улучшения структуры и инструментария привлекаемых ресурсов, диверсификации кредитов. Следует учитывать, что факторы и условия интеграции могут сильно повысить как отдельные риски для национальных банковских систем, так и суммарный результат от их воздействия. Именно поэтому усилия риск-менеджмента должны быть максимально ориентированы на их предупреждение, минимизацию или компенсацию. Среди возможных рисков следует выделить:
□ протекционизм государственных структур, препятствующих функционированию зарубежных предприятий в стране;
□ угрозы национальной безопасности вследствие утраты права собственности на часть национального богатства (природные ресурсы, интеллектуальные ценности, произведения искусства, недвижимость и др.) через залоги, заклады и компенсации в кредитах и займах иностранных банков;
□ появление на внутреннем рынке более конкурентоспособных и обеспеченных экономическими ресурсами зарубежных предприятий, сдерживающих деятельность национальных кредитных организаций, вытесняя их из наиболее выгодных вложений средств;
□ отток из страны капитала, вследствие лучшего качества и большей надежности зарубежных предприятий, сокращающий ресурсный потенциал национальной экономической системы;
□ отбор и как следствие дефицит наиболее квалифицированных кадров, необходимых для реализации национальных проектов, кредитуемых отечественными банками.
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2019
Кроме того, интеграция зачастую сопровождается целым рядом дополнительных рисков. Во-первых, чрезмерный приток капитала вызывает серьезные макроэкономические проблемы. Это, прежде всего, избыточная денежная экспансия из-за сложности стерилизации, перегрев экономики, усиление инфляционных процессов, укрепление национальной валюты и ухудшение счета текущих операций. При этом сохранение фиксированного обменного курса национальной валюты может привести дестабилизации, а затем и к валютному кризису. Одним из негативных последствий процесса либерализации движения капитала является невозможность в условиях открытости экономики контролировать одновременно и обменный курс и процентные ставки. Необходимо сделать выбор цели, т.е. или формирование гибкого обменного курса, или неизбежность возникновения сложностей при реализации независимой монетарной политики. В зависимости от уровня экономического развития, государства по разному преодолевают эту проблему. Так, развитые страны с начала 90-х годов ХХ столетия на фоне проводимой либерализации ослабили монетарную независимость, уделив основное внимание росту стабильности обменного курса. Государства с формирующимся рынком придерживались принципа стабильности обменного курса до конца 80-х годов, после чего стали проводить компромиссную политику управляемой гибкости, основанную на открытости счёта операций с капиталом, контроля обменного курса и монетарной независимости. Необходимым ее элементом является накопление адекватных валютных резервов.
Анализ, осуществленный Всемирным банком, свидетельствует, что потоки краткосрочного капитала носят проциклический характер. Его приток возрастает в процессе ускорения экономического роста и сокращается в период его спада [8]. Данная закономерность может вызывать опасение, если она обусловлена не столько с изменениями внутреннего спроса, сколько с внешними факторами, такими, например, как падением мировых цен на основные статьи экспортируемой продукции.
Опыт многих стран, наиболее интегрированных в мировой рынок капитала, испытавших определенные трудности вследствие накопления внешнего долга, свидетельствует о росте рисков низкой бюджетной дисциплины в условиях открытого счёта движения капитала, которые резко возрастают в случае, если национальные надзорные и регулятивные органы функционируют недостаточно эффективно.
Глобализация рынка предпринимательской деятельности не создает условия для выравнивания уровней развития институтов национальных банковских систем. Поэтому каждой стране необходимо максимально использовать свои конкурентные преимущества при формировании собственной модели развития экономики и обеспечить инвестиционную привлекательность национальных предприятий. При этом в условиях глобальных рисков системная зависимость между
5 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
113 ^
финансовыми институтами усложняется и возрастает, а экономическая активность глобальных агентов воздействует на процесс формирования данной модели развития на основе информационных систем и инструментария оценки рисков и обеспечения финансовой устойчивости и поведения заемщиков. Таким образом, открытость национальных предприятий, выход на глобальные рынки капитала и допуск иностранных финансовых институтов, согласованные со стратегиями обеспечения финансовой и экономической безопасности государств, необходимо рассматривать как фактор инновационного развития, способствующий обеспечению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня жизни населения.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Годовой отчет МВФ 2018. - www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2018/ eng/assets/pdf/ imf-annual-report-2018-ru.pdf
2. Годовой отчет Центрального Банка Республики Узбекистан за 2017 год. - Ташкент, 2018. - 119 с.
3. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. Экспертная оценка уровня экономической безопасности национальной экономики //Проблемы рыночной экономики. - 2017. - № 3. - С. 30-35.
4. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. 25 лет СНГ и евразийские интеграционные проекты: ожидания, разочарования и перспективы //Экономическая наука современной России. 2017. № 2 (77). С. 123-136
5. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Экологическая политика постиндустриального развития. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - 81 с.
6. Тулупов А.С. Экономика ущерба: проблемы и решения // Экономическая наука современной России. №1, 2008, с. 209-210.
7. Тулупов А.С. Классификационные аспекты негативных экстерналий экономического развития // Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2012, с. 228237.
8. Classens S., Van Horen N. Monetary Policy Coordination and the Role of Central Banks [Электронный ресурс]: IMF Working paper. URL: http://imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/ wp1470.pdf
BIBLIOGRAFIYA:
1. Godovoj otchet MVF 2018. - www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2018/ eng/assets/pdf/imf-annual-report-2018-ru.pdf
2. Godovoj otchet Central'nogo Banka Respubliki Uzbekistan za 2017 god. - Tashkent, 2018. - 119 s.
3. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. Ekspertnaya ocenka urovnya ekonomicheskoj bezopasnosti nacional'noj ekonomiki //Problemy rynochnoj ekonomiki. - 2017. - № 3. - S. 3035.
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2019
4. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. 25 let SNG i evrazijskie integracionnye proekty: ozhidaniya, razocharovaniya i perspektivy //Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2017. № 2 (77). S. 123-136
5. Mudrecov A.F., Tulupov A.S. Ekologicheskaya politika postindustrial'nogo razvitiya. -M.: CEMI RAN, 2009. - 81 s.
6. Tulupov A.S. Ekonomika ushcherba: problemy i resheniya // Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. №1, 2008, s. 209-210.
7. Tulupov A.S. Klassifikacionnye aspekty negativnyh eksternalij ekonomicheskogo razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, №4, 2012, s. 228-237.
8. Classens S., Van Horen N. Monetary Policy Coordination and the Role of Central Banks [Elektronnyj resurs] : IMF Working paper. URL: http://imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/ wp1470.pdf
5 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
115 Q