Научная статья на тему 'Особенности международного взаимодействия Республики Карелия по вопросам развития Севера и Арктики'

Особенности международного взаимодействия Республики Карелия по вопросам развития Севера и Арктики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип / Республика Карелия / Арктическая зона Российской Федерации / пригранично-муниципальные связи / побратимские связи / international cooperation / world politics approach / water basin principle / Republic of Karelia / Arctic zone of the Russian Federation / border-municipal relations / twinning relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексенко Валерия Андреевна

Выявление особенностей перспектив международного сотрудничества Республики Карелия (2014–2022) после включения её шести муниципальных районов в состав Арктической зоны РФ изучено с помощью мирополитического подхода и водно-бассейнового принципа. Исследование показало: во-первых, положительные практики международного взаимодействия на местном уровне по вопросам развития инфраструктуры приграничных территорий по рыболовству и туризму; во-вторых, пригранично-муниципальную форму сотрудничества с Финляндией, программно-проектную деятельность с северными муниципальными образованиями Швеции и Норвегии в рамках регионального взаимодействия, а также налаживание побратимских связей с провинцией Фуцзянь (КНР) в рамках двусторонних отношений Российской Федерации и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексенко Валерия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic features of the Republic of Karelia international cooperation in the field of development of the North and the Arctic

The identification of the characteristic features of the prospects for international cooperation of the Republic of Karelia (2014–2022) after the inclusion of its 6 municipal districts in the Arctic zone of the Russian Federation has been studied using the world politics approach and the water basin principle. The study has shown the following: firstly, positive practices of international cooperation at the local level on the development of infrastructure of border areas for fishing and tourism; secondly, the cross-border municipal form of cooperation with Finland, program and project activities with the northern municipalities of Sweden and Norway within the framework of regional cooperation, as well as the establishment of twinning relations with Fujian Province (PRC) within the framework of bilateral relations between the Russian Federation and China.

Текст научной работы на тему «Особенности международного взаимодействия Республики Карелия по вопросам развития Севера и Арктики»

АЛЕКСЕНКО В.А.

Особенности международного взаимодействия Республики Карелия по вопросам развития Севера и Арктики

V. ALEKSENKO

Characteristic features of the Republic of Karelia international cooperation in the field of development of the North and the Arctic

Сведения об авторе:

Алексенко Валерия Андреевна, кафедра мировой политики, факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) aleksenkovaleria@mail.ru

Author:

Valeriia Andreevna Aleksenko, Department of World Politics, Faculty of International

Relations, St. Petersburg State University (St. Petersburg)

aleksenkovaleria@mail.ru

Аннотация

Выявление особенностей перспектив международного сотрудничества Республики Карелия (2014-2022) после включения её шести муниципальных районов в состав Арктической зоны РФ изучено с помощью мирополитического подхода и водно-бассейнового принципа. Исследование показало: во-первых, положительные практики международного взаимодействия на местном уровне по вопросам развития инфраструктуры приграничных территорий по рыболовству и туризму; во-вторых, пригранично-муниципальную форму сотрудничества с Финляндией, программно-проектную деятельность с северными муниципальными образованиями Швеции и Норвегии в рамках регионального взаимодействия, а также налаживание побратимских связей с провинцией Фуцзянь (КНР) в рамках двусторонних отношений Российской Федерации и Китая.

Abstract

The identification of the characteristic features of the prospects for international cooperation of the Republic of Karelia (2014-2022) after the inclusion of its 6 municipal districts in the Arctic zone of the Russian Federation has been studied using the world politics approach and the water basin principle. The study has shown the following: firstly, positive practices of international cooperation at the local level on the development of infrastructure of border areas for fishing and tourism; secondly, the cross-border municipal form of cooperation with Finland, program and project activities with the northern municipalities of Sweden and Norway within the framework of regional cooperation, as well as the establishment of twinning relations with Fujian Province (PRC) within the framework of bilateral relations between the Russian Federation and China.

Ключевые слова:

международное взаимодействие, мирополитический подход, водно-бассейновый принцип, Республика Карелия, Арктическая зона Российской Федерации, при-гранично-муниципальные связи, побратимские связи.

Keywords:

international cooperation, world politics approach, water basin principle, Republic of Karelia, Arctic zone of the Russian Federation, border-municipal relations, twinning relations.

Предисловие

Продолжающиеся с 24 февраля 2022 г. события не могли не оказать влияния на международные связи Республики Карелия. Многие традиционные направления сотрудничества Карелии по вопросам развития Севера и Арктики, характерные для периода с 2014 по февраль 2022 г., были пересмотрены. В связи с этим автором будет дополнительно представлено описание взаимодействий Республики Карелия с Финляндией, Швецией и Норвегией, а также Китаем на ноябрь 2022 г.

Введение

Указом Президента РФ от 2 мая 2014 г. был принят закон «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»1. В 2017 г.

Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Часть 1. Ст. 2136.

Арктическая зона Российской Федерации (далее - АЗРФ) расширилась за счёт вхождения в неё трёх муниципальных районов Карелии - Беломорского, Кемского и Лоухского1, в 2020 г. ещё за счёт трёх территорий - Костомукшского городского округа, Калевальского национального и Сегежского муниципальных районов2. Все территории были включены в Арктическую зону Российской Федерации в связи с тем, что районы полностью соответствовали критериям, которые были определены на тот момент в «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года»3. К тому же Лоухский, Кемский и Беломорский муниципальные районы Республики Карелия непосредственно прилегают к побережью Белого моря.

Согласно заявлению главы региона Артура Парфенчикова4, продолжается обсуждение возможности включения Муезерского района Республики Карелия в состав АЗРФ в целях оживления предпринимательской деятельности на северных территориях Республики Карелия.

Общая характеристика Арктической зоны Республики Карелия

Благодаря тому, что Карелия на северо-востоке омывается Белым морем, она обладает потенциальной возможностью прямого выхода к Мировому океану при условии соответствующего развития портовой инфраструктуры. Неметаллическое сырьё (мусковит, кварц, кианит, гранат, апатиты, алмазы и др.) составляет основную часть минерально-сырьевой базы Карелии. Помимо этого она богата молибденом, золотом и металлами платиновой группы5.

1 Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 287 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 27. Ст. 4021.

2 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 29. Ст. 4503.

3 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008. Пр-1969) // Кодекс: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/902149373 (дата обращения: 10.01.2022).

4 Глава Карелии полагает возможным включение Муезерского района в состав Арктической зоны РФ // ТАСС. 9 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://tass. ru/obschestvo/12337865 (дата обращения: 20.02.2022).

5 Иващенко В.И., Щипцов В.В. Минерально-сырьевая база карельской Арктики -перспективы развития и освоения // Арктика: экология и экономика. 2019. № 3. С. 123-134.

Административно-территориальное устройство Республики Карелия регулируется Законом РК № 871-3РК от 29.04.2005 «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия»1. Республика Карелия состоит из 18 административно-территориальных единиц: трёх городов республиканского значения и 15 районов. Из них на февраль 2022 г. в Арктическую зону Республики Карелия входят Костомукшский городской округ, Лоухский, Кемский, Беломорский, Калевальский национальный и Сегежский муниципальный районы.

Арктические территории Карелии разнообразны по площади, численности и плотности населения. Общей характеристикой для них является достаточная удалённость от центра Карелии - г. Петрозаводска. В среднем расстояние до столицы составляет 460 км (Таблица 1)2. Можно отметить отрицательную тенденцию в сторону сокращения численности населения вместе с увеличением доли лиц пенсионного возраста. Снижение численности населения происходит во многом из-за миграционного оттока, который связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья, проблемой трудоустройства. На 2019 г. миграционная убыль составляла 708 человек3. Включение территорий Карелии в Арктическую зону позволит повысить экономическую активность в регионе и приведёт к созданию новых рабочих мест.

Закон Республики Карелия от 29 апреля 2005 г. №871-3РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» (с изменениями на 2 июня 2015 года) // Кодекс: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/ document/919319309 (дата обращения: 05.03.2022).

Справочник административно-территориального устройства Республики Карелия, 2015 // Администрация Главы Республики Карелия: официальный интернет-портал Республики Карелия. [Электронный ресурс] URL: https://gov.karelia.ru/upload/iblock/ d91/RK_Admin_ter_ustr.pdf (дата обращения: 06.03.2022).

Республика Карелия в цифрах'2020: краткий статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). Петрозаводск, 2020. 67 с.

2

Таблица 1

Характеристика территорий Республики Карелия, входящих в Арктическую зону Российской Федерации

Муниципалитет Площадь, тыс. км2 Население на 01.01.2020 (тыс. чел.) Динамика населения с 2016-2020 гг., % Расстояние до г. Петрозаводска в км

Лоухский р-он 22,552 10,8 -10 571

Калевальский р-он 13,260 6,6 -7 557

Костомукшский городской округ 4,046 30,1 0 560

Кемский район 8,029 14,3 -9,5 415

Беломорский район 12,797 15,4 -9,4 372

Сегежский район 10,723 35,3 -6,9 287

В среднем -7,1 460

Формирование внутренней политики Республики Карелия по арктическим вопросам

Цели комплексного развития республики закреплены в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»1. К ключевым аспектам отнесены транспортно-логистическое направление, рыбоводство, развитие арктического и экологического туризма.

В первую очередь власти Карелии намерены модернизировать Бело-морско-Балтийский канал. Порт в Беломорске играет роль базы для перевалки грузов из Арктики в бассейн Балтики и Волги, организации пассажирских перевозок по маршруту «Беломорск - Соловки». На данный момент транспортные возможности Беломорканала исчерпали себя. Власти Карелии намерены увеличить его пропускную способность для судов 8 тыс. т и больше.

Важную роль в развитии Карелии играет рыбоводство. Ввиду наличия большого количества глубоководных водоёмов с чистой, высокого

Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Администрация Президента России: сайт [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 04.04.2022).

качества водой Карелия является одним из самых благоприятных мест для выращивания товарной форели. Также в небольших количествах выращиваются сиг, осётр, а на Белом море - мидии. В качестве приоритетных задач развития отрасли выделены: создание селекционно-племенного центра рыбоводства в Беломорском районе, развитие производства кормов для товарного рыбоводства, строительство рыбоперерабатывающих предприятий1.

Одно из важнейших мест занимает арктический туризм. Внимание уделяется потенциалу водного туризма, а именно туристическим маршрутам, проходящим из Балтийского моря в Белое море через Бело-морско-Балтийский канал, а также водным маршрутам из Архангельска по Белому морю с посещением Соловков. Большую роль в повышении привлекательности Беломорского и Кемского арктических районов играет то, что республике удалось добиться перевода в федеральную собственность подъездов к Кеми и Беломорску. Также с 1 июня 2021 г. дорога Р-21 «Кола» - Пяозёрский - граница с Финляндской Республикой (МАПП «Суоперя») протяжённостью 157 км получила федеральный статус. Это позволит её благоустроить и увеличить поток туристов в национальный парк «Паанаярви», расположенный в Лоухском районе.

Особенности международного взаимодействия Республики Карелия по вопросам развития Российской Арктики

Развитие международного сотрудничества Карелии осуществляется по традиционным направлениям с учётом особенностей географического положения: наличия самой протяжённой границы с Евросоюзом (798 км), наработанных отношений с сопредельными регионами. Основным партнёром многие годы является Финляндия. Активно развивались взаимоотношения с губерниями Швеции (Вестерботтен) и Норвегии (Нурланн, Тромс и Финмарк).

Перечень имеющихся на февраль 2022 г. соглашений и международных договоров, заключённых органами государственной власти Республики Карелия, представлены в таблице 22.

Концепция развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Карелия до 2025 года (в рамках актуализации «Стратегии социально- экономического развития Республики Карелия до 2020 года») [Электронный ресурс] URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/rus204846.pdf (дата обращения: 03.04.2022). Перечень международных соглашений и договоров Республики Карелия // Представительство МИД РФ в Петрозаводске: сайт [Электронный ресурс] URL https:// petrozavodsk.mid.ru/ru/international/соглашения%20и%20договоры%20республи-ки%20карелия/ (дата обращения: 01.03.2022).

2

Таблица 2

Международные соглашения Республики Карелия

Год заключения Наименование документа

1994 Договор о сотрудничестве между Республикой Карелия (Российская Федерация) и губернией Вестерботтен (Королевство Швеция)

2000 Соглашение между правительством Республики Карелия Российской Федерации и Союзами Коммун Северной Карелии, Северной Остерботнии, Кайнуу Финляндии о создании Еврорегиона «Карелия»

2017 Соглашение об установлении породнённых отношений между Республикой Карелия (Российская Федерация) и провинцией Фуц-зянь (Китайская народная Республика) (2017-01.11.2022)

2017 План мероприятий по реализации Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве между правительством Республики Карелия (Российская Федерация) и Народным Правительством провинции Фуцзянь (Китайская Народная Республика) (2017-01.11.2022)

2019 Меморандум о сотрудничестве между Республикой Карелия Российской Федерации и Северной Финляндией (2019-2021)

2019 Меморандум между руководством Республики Карелия (РФ) и Региональным агентством государственного управления Восточной Финляндии, включая территории Северной Карелии, Южного и Северного Саво (Финляндия) (2019-2021)

2020 «Дорожная карта» по развитию сотрудничества в сфере туризма между Республикой Карелия (Российская Федерация), Северной Карелией (Финляндия) и Южной Карелией (Финляндия) (20212023)

Внешнеторговое партнёрство Карелии развивалось на основе соглашения между Россией и Финляндией, подписанного в 2012 г. Многие проекты осуществлялись в рамках Программы приграничного сотрудничества «Карелия». С 2014-2020 гг. были одобрены 66 проектов развития с общим объёмом финансирования программы в 43 млн евро. Велась работа над крупными инфраструктурными проектами, 6 млн евро было запрошено на реконструкцию Международного авто-пешеходного перехода (МАПП) «Вяртсиля», 8 млн — на МАПП «Вартиус», 3,7 млн — на дорогу к госгранице через Костомукшу. На данный момент в принятой Стратегии Еврорегиона «Карелия» на 2021-2027 гг. основными направлениями деятельности заявлены: развитие инфраструктуры, в т. ч. открытие воздушного сообщения по маршруту Петрозаводск - Хельсинки, строительство причала в Беломорске и морского порта в Кеми;

конкурентоспособный и обновляющийся бизнес, в т. ч. С1еаП:есЬ (возобновляемые источники энергии, биоэкономика, водные ноу-хау, эко-туризм), разработка совместных туристических продуктов, развитие сотрудничества в лесном секторе; проекты, направленные на охрану природы, в т. ч. сотрудничество между заповедниками и развитие природного туризма; расширение контактов между гражданами, в т. ч. осуществление активного приграничного культурного обмена, приграничное производство фильмов, музыки, сотрудничество между школами (примеры из прошлого: Йоэнсуу - Сортавала, Йоэнсуу - Петрозаводск, научно-популярное мероприятие 8е1£е$1)1.

В период с 2020-2021 гг. ограничения значительно ослабили культурный аспект международного сотрудничества Карелии. Однако в этот период продолжилась реализация культурных проектов по ППС «Карелия», в т. ч. следующих: «Театральный перекрёсток»; «Большая музыка для малых городов»2.

Как уже было упомянуто, Еврорегион «Карелия» является частью Ев-роарктического Баренц-региона. Целью Баренцева сотрудничества является поддержка и развитие регионального сотрудничества самых северных регионов Финляндии, Швеции, Норвегии и Северо-Запада России. Сотрудничество ведётся на двух уровнях: национальном и региональном. Карелия является участником Совета Баренцева/Евроарктического региона и полноправным членом Регионального Совета Баренцева региона.

В рамках Баренцева сотрудничества Карелия взаимодействует с норвежскими губерниями - Нурланн, Тромс и Финмарк в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, изучения природного и культурного наследия, поддержки коренных народов. Основной формой сотрудничества являются малые проекты, финансируемые по линии Норвежского Баренцева секретариата. Примером сотрудничества в сфере культуры является сохранение и популяризация петроглифов3. В качестве сфер сотрудничества между губернией Тромс и Финмарк и Карелией также

1 Стратегия Еврорегиона «Карелия» на 2021-2027 гг. // Еврорегион Карелия: сайт [Электронный ресурс] URL: https://www.euregiokarelia.com/ru/strategiya2021-2027 (дата обращения 10.04.2022).

2 О международных и внешнеэкономических связях Республики Карелия // Министерство иностранных дел Российской Федерации: сайт [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-kr/1451040/?TSPD_101_R0=08765fb817ab20008d4e ed2ceaef0f1fc1da0d41ca30934f0db971ed86b3d4c6834a513f6ef4ae0508f57cc0cc14300062 02351b7f7a2ea7aa3deb448f8057288ac323f465b0e6ec41d8922cc7678ec04a703d9b74c14db a00e5ad051cb9e611#sel=8:1:DiV,22:4:GCj (дата обращения: 15.04.2022).

3 Карелия и Норвегия обсудили перспективы взаимодействия // Администрация Главы Республики Карелия: официальный интернет-портал Республики Карелия [Электронный ресурс] URL: https://gov.karelia.ru/news/07-12-2021-kareliya-i-norvegiya-obsudili-perspektivy-vzaimodeystviya/ (дата обращения: 12.04.2022).

выступает сотрудничество в рыбной отрасли. Оно происходит по линии обновления карельского рыболовного флота, а также поставок рыбных кормов и оборудования из Норвегии для товарного выращивания рыбы. В качестве перспективной области выделяется взаимодействие в сфере рыборазведения, в первую очередь в развитии аквакультуры на внутренних водоёмах и на карельском побережье Белого моря1.

В Карелии свою деятельность ведут Общества дружбы «Швеция-Карелия», «Карелия-Финляндия», «Карелия-Норвегия», которые вносят значимый вклад как инструменты народной дипломатии. Деятельность общественного движения «Карелия-Норвегия» привела к налаживанию более тесного сотрудничества с молодёжью Баренцрегиона, реализации совместных проектов, в т. ч. Баренц экологического кинофестиваля.

Баренцрегион способствовал успешному созданию Шведско-Карельского информационного бизнес-центра в Петрозаводске. Изначально в качестве ключевых задач Центра ставились организация семинаров, содействие проектам производственной кооперации для предприятий Карелии и Швеции. На данный момент Центр осуществляет свою деятельность в рамках Протокола о сотрудничестве на 2021-2027 гг., в котором к приоритетным сферам отнесено экономическое сотрудничество, взаимодействие в области науки и образования, обмен опытом в сфере сохранения историко-культурного наследия. В протокол была включена новая статья о поддержке побратимских связей между муниципалитетами Республики Карелия и Вестерботтена. Предполагалось провести Дни Карелии в Вестерботтене2. Центр также занимается координацией работы между регионами в рамках Баренцева Региона и региона Балтийского моря по вопросам экологии, городского планирования и общественного участия.

За последние годы наметилось новое направление сотрудничества для Карелии - восточное. Одной из сфер сотрудничества была выделена совместная работа над строительством ветроэлектростанций на территориях Кемского и Беломорского районов. Особое место отводится развитию туризма. Для китайских туристов привлекательным может стать «красный туризм», включающий в себя посещение мест, связанных

Щебарова Н.Н. Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества России с североевропейскими и скандинавскими странами // Управление в современных системах. 2017. № 1 (12). С. 45-53.

Соглашения и договоры Республики Карелия // Представительство МИД России в Петрозаводске: сайт [Электронный ресурс] URL: https://petrozavodsk.mid.ru/ru/ international/соглашения%20и%20договоры%20республики%20карелия/ (дата обращения: 13.04.2022).

с революционными событиями, боевой славой, а также посещение мест съёмок знаменитого в Китае фильма «А зори здесь тихие»1.

Заключение

Республика Карелия является перспективной территорией для развития ввиду наличия существенной минерально-сырьевой базы, водных и земельных ресурсов, туристического потенциала, а также выгодного экономико-географического положения, находясь в непосредственной близости к центральным высокоразвитым районам Российской Федерации и Западной Европы. Однако в Карелии существуют общие проблемы, к которым относятся плохие дороги, низкое качество и доступность жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, нехватка рабочих мест. Все это приводит к оттоку населения из республики. Расширение АЗРФ за счёт территорий Костомукшского городского округа, Лоухского, Кемского, Беломорского, Калевальского национального и Сегежского муниципальных районов позволит распространить на них действие особого экономического режима, что положительно повлияет на экономическую активность в регионе и, соответственно, приведёт к созданию новых рабочих мест в Республике Карелия.

Власти Республики Карелия рассчитывают, что включение указанных выше территорий в АЗРФ приведёт к комплексному развитию региона благодаря увеличению налоговых поступлений в бюджет ввиду привлечения новых инвесторов и открытия новых производств. Полученные средства от налогов планируется использовать на социальное развитие арктических территорий.

Цели комплексного развития Республики Карелия закреплены в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». К ключевым аспектам развития были отнесены транспортно-логистическое направление, рыбоводство, развитие арктического и экологического туризма. Важную роль в достижении поставленных задач играет государственно-частное партнёрство.

Отдельный вклад в развитие региона вносят осуществляемые Республикой Карелия международные и внешнеэкономические связи. Для ведения международных взаимоотношений Карелия использует ряд мер,

Залазаева А. Дни Китая в Карелии: всё по теме // Республика: информационно-аналитический портал Карелии [Электронный ресурс] URL: http://rk.karelia.ru/social/ dni-kitaya-v-karelii-vse-po-teme/ (дата обращения: 09.04.2022).

включая проведение выставок, дней культур, международных конференций, однако проектная деятельность имеет первостепенное значение. Наиболее интенсивно международные и внешнеэкономические связи Республики Карелия по вопросам развития Российской Арктики ведутся со странами Северной Европы. Взаимодействие происходит по внешнеэкономическому, культурному, научно-техническому и иным направлениям. Основным партнёром, с которым у Республики Карелия налажено многостороннее сотрудничество, является Финляндия. Большую роль в реализации сотрудничества между Карелией и Финляндией играет ППС «Карелия». Республика осуществляет международные и внешнеэкономические связи со Швецией и Норвегией, которые также являются участниками БЕАР. Сотрудничество между Швецией и Карелией ведётся более активно по сравнению с осуществляемым взаимодействием между Карелией и Норвегией. Одной из причин этого является отсутствие постоянно действующей организации Норвегии в республике. В последние годы для Республики Карелия наметилось ещё одно перспективное направление для сотрудничества - восточное. На данный момент контакты между республикой и Китаем находятся на этапе становления.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. В Арктическую зону РФ включены шесть муниципальных районов Республики Карелия, находящихся в пределах водосборного бассейна Белого моря Северного Ледовитого океана.

2. Стратегические документы показывают ожидания Правительства от включения муниципалитетов Карелии в АЗРФ. Так, комплексное развитие предполагается за счёт увеличения налоговых поступлений, которые могут быть направлены на улучшение качества жизни и рост занятости населения.

3. Эволюция подписанных соглашений с 1994 по 2020 гг. показывает заинтересованность муниципальных образований Швеции, Северной Финляндии в реализации проектов Еврорегиона «Карелия», с одной стороны, а также в развитии отношений Республики Карелия с провинцией Фуцзянь КНР в рамках породнённых городов, с другой стороны.

4. Приоритетными направлениями взаимодействия являются: развитие инфраструктуры приграничных территорий для рыболовства и туризма.

5. К особенностям взаимодействия можно отнести пригранично-му-ниципальные связи с Финляндией, а также Швецией и Норвегией в рамках многостороннего регионального взаимодействия, наличие побратим-ских связей с провинцией Фуцзянь (КНР) в двусторонних отношениях России и Китая.

В целом, арктические преференции, государственно-частное партнёрство, а также успешное осуществление международных и внешнеэкономических связей позволят Республике Карелия достичь необходимого комплексного развития региона.

Как отмечалось в предисловии к статье, описанные выше важные для Карелии направления взаимодействия не могли быть не затронуты событиями от 24 февраля 2022 г. Последствия принятых решений внесли свои правки в осуществляемые Карелией международные связи, а именно:

- взаимодействие Карелии с Норвегией (Нурланн, Тромсё и Финмарк) было приостановлено, т. к. оно осуществлялось в рамках Баренцева/Ев-роарктического региона, страны-участницы которого объявили о приостановке сотрудничества с Россией. Аналогичная ситуация наблюдается в отношениях со Швецией. Шведско-Карельский информационный бизнес-центр не прекратил свою деятельность, однако за этот промежуток времени новых проектов осуществлено практически не было. Можно лишь отметить проект «Люди озера», осуществляемый с октября 2022 г. совместно с комиссией по побратимским связям Дулута;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ключевое направление сотрудничества с Финляндией также претерпело изменения. Текущую ситуацию, а также некоторые перспективы можно проследить, обратившись к выступлениям главы Карелии. По словам А.О. Парфёнчикова, Республике Карелия не следует обращать внимание на планы соседнего государства, а необходимо нацелиться на собственное развитие. Кроме того, глава Республики упомянул, что в том случае, если финские компании, которые сейчас отказались от многолетнего сотрудничества с карельскими предприятиями, решат возобновить рабочие контакты, к ним необходимо подойти более «прагматично»1;

- намеченные перспективы сотрудничества с Китаем, в т. ч. с китайской провинцией Фуцзянь, не претерпели существенных изменений.

Глава Карелии предложил водить туристов к забору, если Финляндия построит его у границ РФ // ТАСС. 26 августа 2022 г. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ politika/15574307 (дата обращения: 02.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.