Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седых Нина В., Зубарева Анастасия В.

Актуальность. Организация процесса физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет свои противоречия в отношении применения средств АФК и теоретической и методической их обоснованностью. Недостаточно полно раскрыты вопросы использования в процессе адаптивного физического воспитания современных оздоровительных технологий, адаптированных видов двигательной активности для обучающихся среднего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Седых Нина В., Зубарева Анастасия В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE METHODOLOGY IN THE COURSE OF CLASSES WITH STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL AGE WHO HAVE DEVIATIONS IN THE INTELLECTUAL SPHERE

The organization of the process of physical education of students of special (correctional) educational institutions of the VIII type has its own contradictions in relation to the use of adaptive physical culture tools and their theoretical and methodological validity. The issues of using modern health-improving technologies and adapted types of motor activity for students of secondary school age with intellectual disabilities in the process of adaptive physical education are not fully disclosed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-49-52 Оригинальные статьи / Original Articles

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

УДК 376

Нина В. Седых, Анастасия В. Зубарева

Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия. Аннотация

Актуальность. Организация процесса физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет свои противоречия в отношении применения средств АФК и теоретической и методической их обоснованностью. Недостаточно полно раскрыты вопросы использования в процессе адаптивного физического воспитания современных оздоровительных технологий, адаптированных видов двигательной активности для обучающихся среднего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения. Цель исследования Методы и организация исследования.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, инвалидность, психические расстройства. Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Седых Н.В., Зубарева А.В. Особенности методики в процессе занятий с учащимися среднего школьного возраста, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №1. С.50-53. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-49-52

Статья поступила: 06.07.2021 Статья принята в печать: 26.09.2021 Статья опубликована: 09.10.2021

Информация для связи с авторами: ivanovin1953@mail.ru

FEATURES OF THE METHODOLOGY IN THE COURSE OF CLASSES WITH STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL AGE WHO HAVE DEVIATIONS IN THE INTELLECTUAL SPHERE

Nina V. Sedykh Anastasia V. Zubareva

Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Russia Abstract

The organization of the process of physical education of students of special (correctional) educational institutions of the VIII type has its own contradictions in relation to the use of adaptive physical culture tools and their theoretical and methodological validity. The issues of using modern health-improving technologies and adapted types of motor activity for students of secondary school age with intellectual disabilities in the process of adaptive physical education are not fully disclosed. Keywords: intellectual disabilities, disability, mental disorders. Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Sedykh N. V., Zubareva A. V. Features of the methodology in the course of classes with students of secondary school age who have deviations in the intellectual sphere // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-1-1-49-52

Введение. За последние десятилетия наблюдается тенденция роста числа

во всем мире, также, как и России детей инвалидов. По данным Всемирной

49

Vol. 1 (№1), 2021

организации здравоохранения (ВОЗ) за 2018-2020г. во всем мире количество детей от рождения до 18 лет, имеющих инвалидность, составляет более 43% от общего числа инвалидов в целом. В Российской федерации на конец 2019 года общее количество детей инвалидов составило 670 тысяч, при этом за последний год их количество выросло на 19 тысяч.

В целом по стране динамика увеличения инвалидности за последние 15 лет, свидетельствует о неутешительном прогнозе в дальнейшем.

В отчетах Россатата за 2015-2018 года отмечается, что в структуре болезней детей с инвалидностью 24,3% случаев составляют психические расстройства и расстройства поведения, 23,2% - болезни нервной системы, 17,7% - врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Также отметаются болезни эндокринной системы (7,8%), болезни уха (4,7%), болезни глаза и его придаточного аппарата (4,6%), болезни костно-мышечной системы (3,7%), болезни органов дыхания (3,7%), на долю других болезней приходилось не более 10,3%. В Волгоградской области на 2018-2019 г. общее количество детей, которым поставлен диагноз нарушения в интеллектуальном развитии составляет более 3500 тысяч, что составляет 25,3% в общей структуре заболеваемости.

Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с учащимися, имеющими отклонения в

интеллектуальной сфере является коррекция нарушений психофизического развития средствами адаптивной физической культуры [1].

Физическое развитие детей с отставанием в интеллектуальном развитии зависит от целой совокупности факторов, как социальных, так и биологических (степени основного дефекта, сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических [2].

При вовлечении детей с отставанием в интеллектуальном развитии в ежедневные занятия физической культурой предпринимаются попытки использовать для этих целей традиционные и не традиционные оздоровительные технологии. Проблема состоит в том, чтобы найти виды

двигательной активности, формы ее организации, которые были бы пригодны для школьников с нарушениями интеллекта, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный двигательный потенциал [3, 4].

Цель исследования. Целью данного исследования является разработка и экспериментальное обоснование

эффективности применения

коррекционно-развивающей методики, включающей современные средства адаптивной физической культуры с учетом психофизических особенностей учащихся среднего школьного возраста специальных коррекционных

образовательных учреждений VIII вида.

Методика и организация

исследования. Наше исследование было построено следующим образом:

— изучение и анализ медицинской документации учащихся;

— методы оценки физической подготовленности;

— методы оценки психоэмоционального состояния;

— педагогический эксперимент;

— методы статистической обработки экспериментальных данных.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании проведенного анализа литературных данных была получена информация о современном нормативно-правовом обеспечении и проблемах образовательного процесса, учащихся с нарушениями в интеллектуальной сфере. Адаптивное физическое воспитание школьников должно быть ориентировано не только на прирост показателей темпа его физического развития и на коррекцию его двигательных стереотипов, но и на становление познавательной,

мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сфер. Кроме того, у обучающихся, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере помимо основной патологии отмечаются как сопутствующие соматические

заболевания и вторичные отклонения, проявляющиеся в снижении основных показателей двигательных способностей.

Полученные данные в ходе первоначального изучения уровня физической подготовленности и функционального состояния позволили констатировать факт того, что учащиеся среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий их уровень физической подготовленности, что было выявлено при тестировании основных физических качеств: гибкости, скорости, координации и силовых способностей. При изучении психоэмоционального состояния

отмечается низкий уровень

непродуктивной нервно-психической напряженности, невысокий потенциал целесообразной активности,

преобладает повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. Получены данные о сниженном уровне способности к обобщению и анализу материала, переключаемости мышления,

недостаточном распределении и концентрации внимания, грамотности и употреблении языковой речи.

На основании полученной информации в процессе педагогических исследований была разработана экспериментальная методика, основанная на применении средств адаптивной физической культуры, направленных на коррекцию основной патологии, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений учащихся 16-17 лет с интеллектуальной

© Нина Викторовна Седых, 2021 © Анастасия Владимировна Зубарева, 2021

недостаточностью. В основе

разработанной методики лежит комплексный подход применении средств психогимнастики и адаптированных видов легкой атлетики.

Выводы. В процессе проведенного педагогического эксперимента была выявлена эффективность разработанной методики на основании полученных данных. Выявлена достоверна динамика показателей физической

подготовленности занимающихся ЭГ с интеллектуальной недостаточностью: гибкость увеличилась на 24,1 (р<0,05) у юношей, а у девушек на 30,2%; количество подъемов туловища из положения лежа на спине увеличились у юношей 17,8% (р<0,05), у девушек на 18% (р<0,05); сгибания и разгибания рук в упоре лежа у юношей 16,6% (р<0,05) и на 24,7% (р<0,05) у девушек.

Отмечается значительное улучшение психоэмоционального состояния по тестам Векслера и Кратковременного ориентировочного теста. Правильность ответов теста Векслера имеет тенденцию к увеличению у школьниц ЭГ, на 26,5%, а у юношей на 19,9% (р<0,05). Учащиеся ЭГ приобрели способность к анализу и обобщению материала, улучшилось внимание и его переключении, а также пространственное воображение и владение речью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В.В. Особенности начального обучения игры в баскетбол детей 12-13 лет с умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы [Текст] /В.В. Андреев и др. //Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1(69). - С.20-23.

2. Волгуцкова, Е.И. Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности [Текст] /Е.И. Волгоруцкая //Адаптивная физическая культура. - 2019. - №1(77). - С.45-49.

3. Гудков, Ю.Э. Обсуждение эффективности процесса физического воспитания младших школьников с отклонениями в поведении в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды общеобразовательного учреждения школа-интернат [Текст] /Ю.Э. Гудков //Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 20-23.

4. Дробышева, С.А. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Текст]: учебное пособие /С.А. Дробышева, И.А. Коровина, В.В. Вербина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 196 с.

REFERENCES:

1. Features of primary training in basketball for children aged 12-13 with mental retardation in a secondary school / Andreev V.V. //Adaptive physical culture. - 2017. - No. 1 (69).

2. Formation of health-saving competence among students with intellectual disabilities in extracurricular sports and recreational activities / Volgorutskaya E.I. //Adaptive physical culture. - 2019. - No. 1 (77).

3. Discussion of the effectiveness of the process of physical education of junior schoolchildren with behavioral deviations in the conditions of a formative physical culture and health-improving environment of a general educational institution boarding school / Gudkov Y.E. //Adaptive physical culture. - 2011. - No. 1 (45).

4. Adaptive physical education in the system of preschool and school education of people with health problems [Text]: textbook / Drobysheva S.A., Korovina I.A., Verbina V.V. // Volgograd: FGBOU VPO "VGAFK", 2012. - 196 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Седых Нина Викторовна, доктор Sedykh Nina Viktorovna,

педагогических наук, профессор. Волгоградская государственная академия физической культуры ФГБОУ ВО ВГАФК, г. Волгоград. Россия.

Ответственный за переписку автор

D-r sci., professor.

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd. Russia. The author responsible for the correspondence

Зубарева Анастасия Владимировна. Zubareva Anastasia Vladimirovna,

Волгоградская государственная академия graduate

физической культуры ФГБОУ ВО ВГАФК, г. Volgograd State Academy of Physical

Волгоград. Россия. Culture, Volgograd. Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.