Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седых Нина В., Зинина Наталья Ю.

Актуальность. Реабилитация детей с ДЦП является одной из наиболее значимых задач современной неврологии. Вследствие поражения центральной нервной системы у больных ДЦП нарушена работа схем произвольных движений, что и определяет сложность формирования двигательных навыков.Цель исследования: разработать методику занятий, направленную на коррекцию двигательных навыков дошкольников с диагнозом ДЦП. Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет с диагнозом ДЦП. В процессе исследования разработана методика, основанная на использовании упражнений, выполняемых на тренажерных устройствах Гросса и MOTOmed, фитбол-гимнастики, упражнений на растягивание, на развитие мелкой моторики, а также навыков самообслуживания, реализуемых в процессе занятий в режиме дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Седых Нина В., Зинина Наталья Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF MOTOR SKILLS OF PRESCHOOLERS 6-7 YEARS OLD WITH CEREBRAL PALSY IN THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Rehabilitation of children with cerebral palsy is one of the most significant tasks of modern neurology. Due to the defeat of the central nervous system in patients with cerebral palsy, the work of voluntary movement schemes is disrupted, which determines the complexity of the formation of motor skills.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-3-3-45-48 Оригинальные статьи / Original Articles

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 615.825

Нина В. Седых, Наталья Ю. Зинина

Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия.

Аннотация

Актуальность. Реабилитация детей с ДЦП является одной из наиболее значимых задач современной неврологии. Вследствие поражения центральной нервной системы у больных ДЦП нарушена работа схем произвольных движений, что и определяет сложность формирования двигательных навыков.

Цель исследования: разработать методику занятий, направленную на коррекцию двигательных навыков дошкольников с диагнозом ДЦП.

Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет с диагнозом ДЦП. В процессе исследования разработана методика, основанная на использовании упражнений, выполняемых на тренажерных устройствах Гросса и MOTOmed, фитбол-гимнастики, упражнений на растягивание, на развитие мелкой моторики, а также навыков самообслуживания, реализуемых в процессе занятий в режиме дня.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, адаптивная физическая культура, дети дошкольного возраста. Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Для цитирования: Седых Н.В., Зинина Н.Ю. Коррекция двигательных навыков дошкольников 67 лет с детским церебральным параличом в процессе адаптивного физического воспитания // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021 -3-3-45-48

Статья поступила: 06.11.2021 Статья принята в печать: 06.12.2021 Статья опубликована: 18.12.2021

Информация для связи с автором: ivanovin1953@mail.ru

CORRECTION OF MOTOR SKILLS OF PRESCHOOLERS 6-7 YEARS OLD WITH CEREBRAL PALSY IN THE PROCESS OF ADAPTIVE

PHYSICAL EDUCATION

Nina V. Sedykh Natalya Y. Zinina

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia Abstract

Rehabilitation of children with cerebral palsy is one of the most significant tasks of modern neurology. Due to the defeat of the central nervous system in patients with cerebral palsy, the work of voluntary movement schemes is disrupted, which determines the complexity of the formation of motor skills. Keywords: cerebral palsy, adaptive physical education, preschool children. Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Sedykh N.V., Zinina N.Yu. Correction of motor skills of preschoolers 6-7 years old with cerebral palsy in the process of adaptive physical education // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №3 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-3-3-45-48

Введение. Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира и составляет от 1 до 5,8 на 1000 новорожденных. В структуре заболеваний нервной системы детский церебральный паралич занимает 1-е место среди детей-инвалидов. За последние 10 лет число детей, страдающих данным заболеванием, увеличилось более чем в 2 раза [3].

По данным Л.О. Бадалян, детский церебральный паралич обусловлен органическим поражением мозга, возникающим в период внутриутробного развития, в родах или в период новорожденности и сопровождается двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений [2].

Согласно А.М. Быковской, поражение центральной нервной системы при детском церебральном параличе нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков (удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, предметно-практической деятельности, самообслуживания) [1].

В свою очередь, В.С. Васильева отмечает, что процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка [2].

Вместе с тем, существует противоречие между разнообразием имеющихся на сегодняшнее время методик адаптивного физического воспитания для дошкольников с детским церебральным параличом, и отсутствием методик, предназначенных для работы в условиях специального дошкольного учреждения, разработанных с учётом степени тяжести и формы патологии занимающихся.

Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания, разработанной с учётом степени тяжести и формы детского церебрального паралича, направленной на коррекцию двигательных навыков старших дошкольников с указанной патологией.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику занятий, направленную на коррекцию двигательных навыков дошкольников 6-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич.

Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие дошкольников 6-7 лет с диагнозом ДЦП. В процессе исследования разработана методика АФВ, основанная на использовании упражнений, выполняемых на тренажерных устройствах Гросса и МОТОтеЬ, фитбол-гимнастики, упражнений на растягивание, на развитие мелкой моторики, а также навыков самообслуживания, методов строго-регламентированного упражнения и игрового метода, реализуемых в процессе занятий в режиме дня.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопрос коррекции двигательных навыков представляет одну из наиболее актуальных проблем здоровья старших дошкольников с ДЦП, так как сформирован-ность навыков рассматривается не только как фактор состояния здоровья, но и как необходимое условие для социальной адаптации.

Проведённые исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и доказать, что в занятиях с дошкольниками 6-7 лет, имеющих диагноз ДЦП, целесообразно использование указанных средств, методов и форм организации занятий АФВ, применяемых поэтапно.

Применение разработанной методики позволяет создать оптимальные условия для ускорения развития и коррекции двигательных навыков, повышать уровень физического развития, физической подготовленности, улучшать функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей с ДЦП в условиях специального дошкольного учреждения.

Выводы. В результате проведённого тестирования выявлено, что у дошкольников 6-7 лет с диагнозом ДЦП нарушены следующие двигательные навыки: способность сопоставлять большой палец руки с остальными пальцами, способность находиться в сидячем положении без спинки, способность ходить в полной координации (на фоне способности к самостоятельной ходьбе), самостоятельно спускаться по лестнице с опорой и без опоры. Отмечено,

что показатели физического развития соответствуют возрасту, при этом снижены функциональные возможности систем сердечно-сосудистой систем организма и показатели физической подготовленности (показатели силовых способностей мышц шеи, живота и спины).

Подобраны средства - упражнения на тренажерных устройствах Гросса и МО-TOmed, упражнения фитбол-гимнастики, на растягивание, на развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания. Использовались методы строго-регламентированного упражнения и игровой метод. Занятия реализовывались в режиме дня в специальном дошкольном учреждении и в домашних условиях. Данные средства, методы и формы адекватны состоянию здоровья занимающихся, соответствуют степени тяжести (лёгкой) и форме ДЦП (спастическая ди-плегия).

Разработана методика адаптивного физического воспитания для старших дошкольников с ДЦП. Компонентами её являются указанные средства, методы и формы организации, реализуемые в 3 этапа. Первый этап заключался в нормализации произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей, а также стимуляции функций ослабленных мышц, второй - в непосредственном развитии и коррекции двигательных навыков, третий - в развитии двигательных навыков, навыков самообслуживания и развитие физических качеств. Содержание 30-минутного занятия, состоявшего из трёх частей (подготовительной, основной и заключительной), варьировалось в зависимости от этапа реализации методики.

4. По данным конечного тестирования отмечены достоверные приросты занимающихся ЭГ. Наибольшие приросты выявлены

© Нина Викторовна Седых, 2021 © Наталья Юрьевна Зинина, 2021

по показателям манипулятивной деятельности рук - «Сбор пирамиды» и «Колечко» у девочек 34,42% ф<0,05) и 83,82% ф<0,05), а у мальчиков на 34,22% ф<0,05) и 70,77% ф<0,05) соответственно. Улучшились показатели функций нижних конечностей. В тестах «Цапелька» и «Приседание возле опоры» у девочек ЭГ - 32,15% ф<0,001) и 24,91% ф<0,01), у мальчиков ЭГ - на 30,41% ф<0,01) и 21,41% ф<0,05). Отмечено, что девочек КГ время «Сбора пирамиды» уменьшилось на 24,67% ф<0,05), а у мальчиков КГ достоверные изменения выявлены по результатам теста «Колечко» -68,06% ф<0,05). Вместе с тем, данные проценты ниже, чем у занимающихся ЭГ. Итоговый балл по результатам оценки сформи-рованности двигательных навыков у девочек ЭГ увеличился на 22,61% ф<0,05), у мальчиков - 3,90% ф<0,001). В КГ изменения недостоверны ф>0,05).

Улучшились показатели силы мышц шеи, живота, спины: в тесте «Поднимание головы и плеч в положении лежа на животе, руки вдоль туловища» у девочек ЭГ прирост составил 78,39% ф<0,05), в тесте «Подъем туловища из положения лежа на животе и на спине» показатели увеличились на 19,38% ф<0,001) и 40,59% ф<0,01), у мальчиков - на 68,63% ф<0,05), 32,58% и 34,62% ф<0,05) соответственно. Показатели силовых способностей мышц шеи, живота и спины КГ девочек и мальчиков также увеличились, но они ниже, чем в ЭГ.

В ЭГ И КГ отмечено достоверное изменение показателей физического развития (ОГК и ЖИ) у мальчиков и у девочек, в КГ приросты ниже. Выявлена положительная динамика показателей функционального состояния ССС и ДС у занимающихся ЭГ. Изменения КГ не являются достоверными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимо-нина. - М., 2013. - 325 с.

2. Байбуза, И.В. Оценка двигательных возможностей и манипулятивной деятельности детей с церебральным параличом спастической формы 3-5 лет [Текст] / И.В. Байбуза // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - № 3. - 2012. - С. 12-15.

3. Власенко С.В. Мышечный критерий выбора оптимального вида восстановительного лечения двигательных нарушений у больных детским церебральным параличом [Текст] / С.В. Власенко,

Vol.3 (№3) 2021

Г.М. Кушнир // Актуальные вопросы перинатальной неврологии: матер. I нац. науч.-практ. конф. с международ. участием, 21-22 ноября, Киев 2013. - К., 2013. - С.16-18.

REFERENCES

1. Badalyan, L.O. Cerebral palsy [Text] / L.O. Badalyan, L.T. Zhurba, O.V. Timonin. - M., 2013. - 325 p.

2. Baibuza, I.V. Evaluation of motor abilities and manipulative activity of children with spastic cerebral palsy aged 3-5 years [Text] / I.V. Baibuza // Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports. - No. 3. - 2012. - S. 12-15.

3. Vlasenko S.V. Muscular criterion for choosing the optimal type of restorative treatment of motor disorders in patients with cerebral palsy [Text] / S.V. Vlasenko, G.M. Kushnir // Topical issues of perinatal neurology: mater. I nat. scientific-practical. conf. with international participation, November 21-22, Kyiv 2013. - K., 2013. - P.16-18.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Седых Нина Викторовна, доктор педагогических наук, доцент. Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия.

Ответственный за переписку автор

Зинина Наталья Юрьевна. Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия.

Sedykh Nina Viktorovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor. Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia.

The author responsible for the correspondence.

Zinina Natalya Yurievna, graduate. Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.