Научная статья на тему 'Особенности методики развития специальной выносливости у лыжниц-гонщиц в подготовительный период'

Особенности методики развития специальной выносливости у лыжниц-гонщиц в подготовительный период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
379
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНИЦЫ-ГОНЩИЦЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / SKIER-RACERS / OPTIMIZATION OF THE TRAINING PROCESS / SPECIAL ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов Иван Фёдорович, Ярушин Сергей Алексеевич, Смирнова Венера Зайнуловна, Айткулов Саит Ахметканович

Описываются разработка, внедрение и анализ методики распределения тренировочных нагрузок различной интенсивности лыжниц-гонщиц в подготовительный период, эффективно влияющий на развитие специальной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черкасов Иван Фёдорович, Ярушин Сергей Алексеевич, Смирнова Венера Зайнуловна, Айткулов Саит Ахметканович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of a Technique of Development of Special Endurance Skiers-Racers in the Preparatory Period

Development, implementation and analysis of the methodology of distribution of training loads of different intensity skiers-racers in the preparatory period, effectively influencing the development of special endurance.

Текст научной работы на тему «Особенности методики развития специальной выносливости у лыжниц-гонщиц в подготовительный период»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 83-86.

УДК 796/799 ББК 75.1

особенности методики развития специальной выносливости у лыжниц-гонщиц

в подготовительный период

И. Ф. Черкасов, С. А. Ярушин, В. З. Смирнова, С. А. Айткулов*

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия *ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия

Описываются разработка, внедрение и анализ методики распределения тренировочных нагрузок различной интенсивности лыжниц-гонщиц в подготовительный период, эффективно влияющий на развитие специальной выносливости.

Ключевые слова: лыжницы-гонщицы, оптимизация тренировочного процесса, специальная выносливость.

Лыжный спорт является одним из популярнейших видов спорта в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Проблема структуры построения тренировочного процесса является одной из центральных в научных исследованиях по теории спортивной тренировки [3; 4]. До настоящего времени этой, безусловно, важной проблеме уделялось недостаточно внимания. В последние годы интерес к поиску рациональных путей построения тренировки заметно возрастает [1]. Проблема оптимизации структуры тренировки приобретает особую актуальность по мере нарастания абсолютной величины тренировочных нагрузок и выравнивания уровня подготовленности сильнейших спортсменов. Одним из наиболее проблематичных вопросов, связанных с построением спортивной тренировки в подготовительном периоде лыжниц-гонщиц, следует считать последовательность распределения нагрузок различной интенсивности, направленных на развитие специальной выносливости, в связи с тем, что выносливость — качество, которое в наибольшей степени предопределяет динамику спортивных результатов в лыжных гонках [2]. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, как для практики лыжного, так и для тренеров-преподавателей других циклических видов спорта, мы решили исследовать эффективность некоторых вариантов распределения тренировочных нагрузок различной интенсивности, направленных на развитие специальной выносливости в подготовительном периоде тренировки лыжниц-гонщиц старших разрядов.

Цель исследования — теоретически разработать новое содержание методики тренировочных нагрузок лыжниц-гонщиц в подготовительный период, эффективно влияющий на развитие специальной выносливости.

Задачи исследования: 1. Разработать методику с использованием правильного и оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц (с применением интегральной направленности тренировки и раздельного метода тренировочного процесса).

2. Экспериментально обосновать эффективность применения интегрального метода тренировки в подготовительном периоде лыжниц-гон-щиц.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач на базе СДЮСШОР № 1 г. Златоуста и № 5 г. Челябинска были сформированы контрольная и экспериментальная группа. В нашем исследовании приняли участие 24 человека, все они — лыжницы-гонщицы, возраст которых 18-20 лет. Все участницы примерно одинаково физически развиты, контрольная и экспериментальная группы сформированы по принципу идентичности состава участников. До начала эксперимента было проведено тестирование. Следует отметить, что тестирование проводилось в подготовительный период втягивающего этапа, где тренировочные нагрузки лыжниц-гонщиц носили в основном аэробный характер.

Результаты исследования и их обсуждение.

Тестирование проводилось в процессе прохождения учебно-тренировочных сборов периода вкатывания по первому снегу. Результаты те-

стов показали незначительное различие в физической подготовленности спортсменов (табл. 1-3). При проведении эксперимента контрольная группа занималась по общей принятой методики «Постепенное увеличение объёма нагрузки, увеличение тренировочных занятий, увеличение километража».

В тренировочном процессе в экспериментальной группе лыжницы-гонщицы применяли в отдельном занятии одновременно тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование или поддержание аэробного или анаэробного энергообеспечения, такое занятие представляет собой не что иное, как многонаправленную (интегральную) тренировку. Её суть заключается в том, что она может в одном случае иметь аэробную направленность, а в другом анаэробную. В основном это зависит от того, какие компоненты тренировочной нагрузки преобладают в данной тренировке — аэробные или анаэробного

характера. Можно сказать, что отдельные интегральные тренировки не имеют точных границ между аэробной или анаэробной направленностью, всё зависит от принятого плана тренировок. Отдельные интегральные тренировки носили увеличенную долю специфической нагрузки лыжниц-гонщиц в недельном и месячном цикле. Применялось интегральная тренировка не более 2-3 раз в неделю по определённым правилам.

Мы пришли к заключению, что нельзя после разминки ставить прохождение коротких отрезков (400-600 м) с заданием пробежать на максимальный результат, это может привести к тому, что у лыжников образуется большой кислородный долг, а это приводило к сильному перенапряжению. Проведённые исследования показали уровень повышения развития скоростно-си-ловой выносливости у лыжниц-гонщиц в подготовительный период. Результаты эксперимента отражены в табл. 4-6.

Таблица 1

результаты прохождения 1 000 м по равнине до эксперимента

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 мин 11 с±1,32 180,83±1,02 2 мин 10 с ±0,93 180,90±1,02 Р > 0,05 Р > 0,05

Таблица 2 результаты прохождения 1 000 м под уклон до эксперимента

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 мин 07с±0,92 160,92±1,39 2 мин 05с±0,64 160,30±0,65 Р > 0,05 Р > 0,05

Таблица 3

результаты прохождения 1 000 м в подъём до эксперимента

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 м 20 с±1,11 192,17±2,40 2 мин 19 с±0,88 190,42±1,29 Р > 0,05 Р > 0,05

Таблица 4

результаты прохождения 1 000 м по равнине после эксперимента

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 мин 08 с±1,15 177,08±1,76 2 мин 02 с±0,62 173,50±1,02 Р > 0,05 Р > 0,05

Особенности методики развития специальной выносливости у лыжниц-гонщиц в подготовительный период

85

Таблица 5

Результаты прохождения 1 000 м под уклон после эксперимента

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 мин 05 с±0,90 156,92±1,02 2 мин 01 с±0,56 152,42±0,40 Р > 0,05 Р > 0,05

Результаты прохождения 1 000 м в подъём после эксперимента Таблица 6

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Р0

Время Количество толчков 2 мин 15с±1,21 190,83±2,31 2 мин 10с±0,84 180,5 0±1,20 Р > 0,05 Р > 0,05

Проанализировав результаты эксперимента, мы выявили, что показатели времени прохождения контрольных отрезков, количество отталкивания у контрольной и экспериментальной группах улучшались, но результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной оказались выше.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что предложенная нами методика по развитию ско-ростно-силовой выносливости более эффективна и позволяет юным спортсменам достигать высоких показателей в тестировании, а соответственно, и в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт : учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Аграновский. М. : ФиС, 2002. 534 с.

2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И. С. Барчуков. М. : КноРус, 2011. 368 с.

3. Пальчевский, В. Н. Лыжные гонки: новичку, мастеру, тренеру / В. Н. Пальчевский, Н. А. Демко, С. В. Корнюшко. Минск : Полымя, 2007. 542 с.

4. Якимов, А. М. Основы тренерского мастерства / А. М. Якимов. М. : Терра-спорт, 2007. 340 с.

Сведения об авторах

Черкасов Иван Фёдорович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Ярушин Сергей Алексеевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Смирнова Венера Зайнуловна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Айткулов Саит Ахметканович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 83-86.

features of a technique of development of special endurance skiers-racers in the preparatory period

I. F. Cherkasov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru

S. A. Yarushin

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru

R. Z. Smirnova

Senior Teacher of the Department of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

salage@bk.ru

S. A. Aitkulov

Candidate ofPedagogical Sciences, Associate Professor of the Department ofPhysical Education of Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru

Development, implementation and analysis of the methodology of distribution of training loads of different intensity skiers-racers in the preparatory period, effectively influencing the development of special endurance.

Keywords: skier-racers, optimization of the training process, special endurance.

References

1. Agranovskiyj, M. A. Lihzhnihyj sport [Skiing] : ucheb. dlya in-tov fizich. kuljturih / M. A. Agranovskiyj. M. : FiS, 2002. 534 s.

2. Barchukov, I. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport] : uchebnik / I. S. Barchukov. M. : KnoRus, 2011. 368 s.

3. Paljchevskiyj, V. N. Lihzhnihe gonki: novichku, masteru, treneru [Cross-country skiing: beginner, master, trainer] / V. N. Paljchevskiyj, N. A. Demko, S. V. Kornyushko. Minsk : Polihmya, 2007. 542 s.

4. Yakimov, A. M. Osnovih trenerskogo masterstva [Fundamentals of coaching skills] / A. M. Yakimov. M. : Terra-sport, 2007. 340 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.