УДК 37.037.1.
Мингалимова Альбина Рауфовна,
Елабужский институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Республика Татарстан,г. Елабуга e-mail : albinausmanova@rambler.ru
Особенности методики развития общей и специальной выносливости посредством степ-аэробики у девушек 13-15 лет
Аннотация. Данная статья посвящена современному направлению в фитнесе - степ аэробике. Дано описание разработанной нами методики развития общей и специальной выносливости посредством степ аэробики для девушек 13-15 лет.
Ключевые слова: степ-аэробика, музыкальное сопровождение, упражнения, выносливость
Mingalimova Albina Raufovna,
Yelabuga Institute (branch) Federal state Autonomous educational higher education institutions "Kazan (Volga region) Federal University", Republic of Tatarstan, Elabuga e-mail : albinausmanova@rambler.ru
Features of the development of general and special endurance through step aerobics in girls 13-15 years old
Annotation. This article is devoted to the modern direction in fitness - step aerobics. A description is given of the method developed by us for the development of general and special endurance through the step of aerobics for girls 13-15 years old.
Keywords: step aerobics, musical accompaniment, exercises, endurance
Сегодня новый век - век новых отношений. Нашими предшественниками сделано много открытий, много изучено. И нам, современникам, остаётся лишь анализировать, изучать и внедрять. Современные школьники нуждаться в таком физическом воспитании , которое способствовало бы благоприятному развитию таких качеств как
память, внимание, работоспособность. Уменьшение и снижение двигательной активности обучающихся отрицательно влияет на период роста и период формирования организма, так как именно школьный возраст наиболее благоприятен для развития двигательной функции, физических качеств, приобретения жизненных умений и навыков. Занятия, умения и навыки, включающие в себя комплекс физических упражнений, помогают усвоению рациональных действий, правил личной и общественной гигиены, закаливанию и т.п., что благоприятно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект. При выполнении любой физической деятельности и физических упражнений необходима выносливость в той или иной мере. [2,3,5]
Анализируя и изучая научно-методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что данная проблема мало изучена и не выявили сведений о наиболее рациональном построении занятий оздоровительной аэробикой, степ-аэробикой с девушками 13-15 лет. Между тем мы разработали комплекс тренировок, которые должны способствовать обеспечению наилучшей возможности для эффективного решения задач физического воспитания. При разработке комплекса тренировок мы основывались знаниями закономерностей обучения, воспитания и влияния физических упражнений на организм.
Одной из основополагающих целей занятий степ -аэробики является положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса. К таким компонентам можно отнесите: кардиораспираторную выносливость (кардиотренировки), мышечную силу и выносливость, гибкость, координацию, коррекцию фигуры, регуляцию психофизического состояния. Степ-аэробика способствует улучшению сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сгоранию жира. Хочется отметить, что возможности
данного направления фитнеса позволяют увлекать обучающихся занятиями физической культурой. [1]
Опираясь на все вышесказанное, нами было принято решение разработать методику развития общей и специальной выносливости посредствам степ-аэробика для девушек 13- 15 лет.
Основная часть включает в себя танцевальные элементы, укрепляющие мышечный аппарат, увеличивающий аэробные и анаэробные возможности для повышения показателей физической работоспособности и координационные способности.
Внедрение систематических занятий по степ-аэробике среди девушек 10-11 классов позволит сформировать у обучающихся: интерес к занятиям физической культурой; правильную осанку; интерес к собственным достижениям; мотивацию здорового образа жизни, а также развить чувство ритма, темпа. [4]
Программа тренировок степ-аэробики решает следующие задачи:
1. Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
2. Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнений на степ - платформах;
3. Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
4. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
6. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Схема построения оздоровительного урока предполагает три главные позиции:
1. Психологические и морфофункциональные особенности развития подросткового организма.
2. Специфика мотивации к занятиям
физической культурой.
3. Подбор специальных средств и методов урока.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут и состоит
из трех главных частей:
1. Разминка (5-7 минут).
2. Основная часть.(30-35мин)
3. Заключительная часть (4-8 минут).
Основной формой организации деятельности является занятие в группе. Группа включает в себя 10-13человек. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками: тематическая, индивидуальная, круговая тренировка, показательные выступления
Материально-техническое оснащение: физкультурный зал; гантели; коврики; жгутики для растяжки; палки деревянные; степ - платформы4 магнитофон; CD и аудио материал.
Темп музыкальных произведений составляет 135-140 акцентов в минуту, высота степ-платформы - 15 см. Основная часть представлена двумя вариантами:
1) «аэробная»: состоит только из аэробных (танцевальных) упражнений (таблица 1);
2) «интервальным»: аэробный(танцевальный) комплекс упражнений чередуется с силовыми упражнениями (таблица 2)
Таблица 1. - Примерная структура аэробного(танцевального) варианта занятия степ-аэробике для девушек 13-15 лет
Части занятий Задачи Содержание Длитель ность(ми н)
Подготовитель ная 1) Активизация занимающихся, включение их внимания, создание положительной психологической обстановки и эмоционального состояния; 2) Включение функций мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем организма 1) Дыхательные упражнения; 2) Несложные по координации танцевальные 'движения низкой ударности, выполняемые с невысокой амплитудой; 3) Предстрейчинг 6-7мин
Основная 1) Разучивание базовых и модификационных танцевальных связок 2) Формирование двигательных умений и навыков; 3 )Улучшение деятельности сердечнососудистой и 1) Базовые упражнения 2) модификация базовых упражнений 3) танцевальная связка 3-4 блока 33- 34мин
Части занятий Задачи Содержание Длитель ность(ми н)
дыхательной систем организма; 4) Повышение уровня развития общей выносливости
Заключительн ая. 1) Восстановление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма после физических нагрузок; 2) Снижение возбуждения нервной системы; 3) Развитие гибкости 1) Дыхательные упражнения; 2)Медленные хореографические движения; 3)Постстретчинг 5-6мин
Данный комплекс тренировки включает себя элементы танцевальных упражнений- танцевальные связки. Урок строиться от простого к сложному. Вначале изучаются базовые движения, а затем применяется модификация базовых движений. К концу тренировку получается танцевальный элемент из 3-4х блоков и прогоняется 3-4 раза с инструктором, затем группа выполняет комплекс самостоятельно без подсказок тренера. Это дает возможность тренировать двигательную память, координационные способности.
Таблица 2. - Примерная структура «интервального» варианта занятия по степ-аэробике для девушек 13-15 лет.
Части занятий Задачи Содержание Длительн ость(мин)
1) Активизация
занимающихся,
включение их 1)Относительно
внимания, создание простые
положительной Танцевальные
Подготовитель ная психологической обстановки и эмоционального упражнения; 2) упражнения общего воздействия 6-7мин
состояния; на основные группы
2) Активизация мышц;
функций мышечной, 3) упражнения на
сердечнососудистой, растягивание
дыхательной систем
организма
1) Обучение технике
выполнения основных
базовых шагов; 1 блок
Основная Аэроб ная 2) разучивание новых и закрепление ранее освоенных комплексов упражнений; 3)совершенствование двигательных умений и навыков; 1) Базовые аэробные упражнения 7мин 2 блок 7 мин 3 блок 2 мин
Части занятий Задачи Содержание Длительн ость(мин)
4) увеличение функциональных Возможностей организма; 5) развитие координационных способностей
Сило вая 1)Закрепление техники выполнения силовых упражнений ранее изученных комплексов; 2)совершенствование двигательных умений и навыков; 3) формирование правильной осанки; 4) развитие и поддержание силовых способностей. 1) Комплексы силовых упражнений; 1 блок 7 мин 2 блок 7 мин 3 блок 5 мин
Заключительная 1) Восстановление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма после физических нагрузок; 2) Снижение 1) упражнение на расслабление 2)Постстретчинг 5-6мин
Части занятий Задачи Содержание Длительн ость(мин)
возбуждения нервной системы; 3) Развитие гибкости
Данный комплекс тренировки включает в себя элементы аэробных (танцевальных) и силовых упражнений. Танцевальные элементы - это базовые движения степ-аэробики. В данном комплексе модификации не применяться. Чередуется комплекс аэробики и силы.
Таким образом, в данной работе нами была изучена и проанализирована научно-методическая литература по исследованию проблемы развития общей и специальной выносливости с помощью использования занятий степ-аэробики среди девушек 13-15 лет. Нами предложена методика совершенствования выносливости в той или иной мере. Использование различных вариативных занятий (аэробных, интервальных) дает разнообразие тренировочному процессу и позволяет исключить монотонности тренировок.
Список литературы.
1. Казанцева, Н. В. Аэробика : учебное пособие / Н. В. Казанцева, В. С. Казанцев. - Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - 107 с.
2. Матвеев Л.И. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для институтов физической культуры / Л.И. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
3. Развитие выносливости у спортсменов [Электронный ресурс] / Николаев А. А.-М.: Спорт, 2017 -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839725.html
4. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-уе изд., перераб. / под ред. В.Д. Дашинорбаева -Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ 2007. - 229 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 4S0 с.