Научная статья на тему 'Особенности методики подготовки юных конькобежцев в условиях искусственного льда'

Особенности методики подготовки юных конькобежцев в условиях искусственного льда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / КРЫТЫЕ КАТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартыненко И.В.

SPECIFIC FEATURES OF TECHNIQUE OF TRAINING JUNIOR SPEED SKATERS IN CONDITIONS OF ARTIFICIAL ICE I.V. Martynenko Ural state university of physical culture, Chelyabinsk Key words: child speed skating, training technique, specialized training, indoor ice rink. The purpose of the present research was experimental substantiation of effectiveness of technique of training junior speed skaters in conditions of artificial ice rink with increased volume of specialized training. The experimental technique was assumed to improve the process of perfection of motor coordination of 11-12-aged speed skaters while forming elements of technique of speed skating and not to influence decrease of the level of development of general physical training and coaching of junior speed skaters for the result. Methods and organization of the research. The study was based on speed skating sports school of Olympic reserve of Chelyabinsk in 2007-2008. There were formed three groups of initial training of speed skating, similar by age, functional and physical development with boys in the age of 11-12. Educational-training classes, conducted in conditions of indoor ice rink with increased part of special training in a year cycle, promoted improvement of parameters of technical preparedness of junior speed skaters in the experimental and control group 1. Nevertheless positive changes were more marked in the experimental group. In view of thw use in the experimental technique of means, purposed at formation of motor stereotype, as well as development of skill of plasticity and combination of motions. Less expressed changes were fixed in the control group 2, as far as the given group trained on the outdoor skating rink in vivo. The experimental technique can be recommended for introduction to practice of trainers-teachers of sports childrens schools of Olympic reserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартыненко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики подготовки юных конькобежцев в условиях искусственного льда»

УДК: 796.034-053.6

особенности методики

подготовки юных конькобежцев в условиях искусственного льда

и.в. Мартыненко

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

S

Abstract

SPECIFIC FEATURES OF TECHNIQUE OF TRAINING JUNIOR SPEED SKATERS IN CONDITIONS OF ARTIFICIAL ICE

I.V. Martynenko

Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: child speed skating, training technique, specialized training, indoor ice rink.

The purpose of the present research was experimental substantiation of effectiveness of technique of training junior speed skaters in conditions of artificial ice rink with increased volume of specialized training. The experimental technique was assumed to improve the process of perfection of motor coordination of 11-12-aged speed skaters while forming elements of technique of speed skating and not to influence decrease of the level of development of general physical training and coaching of junior speed skaters for the result.

Methods and organization of the research.

The study was based on speed skating sports school of Olympic reserve of Chelyabinsk in 2007-2008. There were formed three groups of initial training of speed skating, similar by age, functional and physical development with boys in the age of 11-12.

Educational-training classes, conducted in conditions of indoor ice rink with increased part of special training in a year cycle, promoted improvement of parameters of technical preparedness of junior speed skaters in the experimental and control group 1.

Nevertheless positive changes were more marked in the experimental group. In view of thw use in the experimental technique of means, purposed at formation of motor stereotype, as well as development of skill of plasticity and combination of motions. Less expressed changes were fixed in the control group 2, as far as the given group trained on the outdoor skating rink in vivo. The experimental technique can be recommended for introduction to practice of trainers-teachers of sports children's schools of Olympic reserve.

Ключевые слова: детско-юношеский конькобежный спорт, методика подготовки, специальная тренировка, крытые катки.

Введение. Современный конькобежный спорт характеризуется высоким уровнем технических результатов. Формирование основы для достижения вершин спортивного мастерства - процесс длительный, трудоемкий, как правило, не имеющий срочной информации об истинности или ложности выбранного пути подготовки. Поэтому важной задачей обеспечения дальнейшего прироста спортивных результатов является совершенствование методов и средств тренировки юных конькобежцев в самом начале их спортивного пути [1, 4].

В настоящее время быстрый рост спортивных достижений и обострившаяся на международной спортивной арене конкуренция заставляют ученых, специалистов и тренеров-преподавателей вести поиск наиболее эффективных методик подготовки в условиях крытых катков как взрослых, так и юных конькобежцев. Высокие достижения спортсменов - реальный фактор отражения возросших физических нагрузок, увеличения интенсивности средств общефизической и специальной подготовки в многолетнем построении учебно-тренировочного процесса [3, 6, 7, 10].

Практика показывает, что в подготовке юных конькобежцев тренеры применяют те же средства и методы, что и для спортсменов высокой квалификации [2, 5, 11, 12]. Такой подход, естественно, дает свои положительные результаты уже в первые годы занятий, однако не гарантирует дальнейшего успешного выступления в соревнованиях в период взросления. Это приводит к тому, что занятия скоростным бегом на коньках в 10-11-летнем возрасте оказываются недостаточно эффективными, нанося непоправимый вред формированию двигательного стереотипа, развитию навыка пластичности и слитности движений, невозможности устранения и «утилизации»

у юных спортсменов приобретенных технических ошибок, поскольку методика тренировки не в полной мере отвечает современным принципам подготовки юных конькобежцев в условиях крытых катков [6, 9].

Проблема детско-юношеского конькобежного спорта продолжает оставаться одной из важнейших в воспитании скороходов международного класса и создании полноценного резерва для пополнения сборной команды страны [9]. На сегодняшний день многие вопросы требуют разрешения, и в частности методика подготовки скороходов 11-12 лет в условиях крытых катков, которая еще не нашла своего отражения в научной и методической литературе.

Целью настоящего исследования было экспериментальное обоснование эффективности методики подготовки юных конькобежцев с увеличенными объемами специальной тренировки в условиях крытого катка. По нашему мнению, экспериментальная методика может существенно улучшить процесс совершенствования координации движений скороходов 11-12 лет при формировании элементов техники бега на коньках и при этом не скажется на снижении уровня развития общей физической подготовленности и «натаскивании» юных конькобежцев на результат.

Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе МУДОД СДЮШОР по конькобежному спорту им. Л.П. Скобликовой и ледового дворца «Уральская Молния» г. Челябинска в 2007-2008 гг. Были сформированы три одинаковые по возрасту, функциональному и физическому развитию группы начальной подготовки по скоростному бегу на коньках - две контрольные (КГ1 и КГ2) и экспериментальная (ЭГ). В них вошли мальчики 11-12 лет (по 13 человек в каждой). КГ занимались в соответствии с рекомендациями, изложенными в отечественных методических пособиях, программных документах для ДЮСШ, то есть по классической методике обучения для открытых катков. Отличие КГ1 от КГ2 состояло в том, что учебно-тренировочные занятия в КГ2 проводили на крытом катке. Подготовка третьей - ЭГ осуществлялась по новой, разработанной нами методике, учитывающей современные условия. В нее были внесены изменения в соотношении общей и специальной подготовки [8]. Увеличена доля специальных нагрузок игровой направленности за счет снижения удельного веса общефизической тренировки. Кроме того, количество ледовых тренировок с октября по апрель было увеличено. Данный период делился на 7 мезоциклов, каждый из которых состоял из 8 учебно-тренировочных занятий на льду и 4 - в «зале» с последующим чередованием 2:1. Экспериментальная методика предусматривала подбор специальных упражнений на технику, при выполнении которых требуется умение коорди-нированно выполнять специфические действия,

характерные для скоростного бега на коньках. В данной методике применялись следующие специальные упражнения:

- скольжение по прямой на двух ногах стоя и опускаясь в глубокий присед;

- «Пистолетик» - скольжение на предельно согнутой ноге, руки и свободная нога вытянуты вперед;

- повороты кругом в левую и правую стороны в движении (упражнение выполняется со страховкой тренера);

- «Волчок» - бег по кругу малого радиуса;

- скольжение на одном коньке по дуге вперед-наружу;

- скольжение на одном коньке «Змейкой»;

- скольжение на одном коньке в посадке конькобежца - свободная нога отведена назад или в сторону;

- скольжение на одном коньке с закрытыми глазами (упражнение выполняется со страховкой тренером).

На протяжении всего исследования данные упражнения применялись 2 раза в неделю по 20 мин исключительно в начале основной части учебно-тренировочных занятий.

Для определения уровня общей физической подготовленности использовали пробу Бонда-ревского - удержание позы «Аист» на одной ноге (левой или правой) на время с закрытыми глазами; легкоатлетический бег на 60 м со старта; челночный бег 3х10 м; прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; прыжок вверх с места со взмахом руками.

Уровень технической подготовленности определяли с помощью следующих тестов: бег «Змейкой» на 50 м с возвращением к месту старта, обегая кубики через каждые 5 м; скольжение на одной ноге (сумма проката на двух ногах) с предварительным разгоном 10 м; скольжение на двух ногах в посадке новичка с предварительным разгоном 10 м; бег на коньках на 100, 300 и 500 м.

Результаты и их обсуждение. Педагогический эксперимент выявил, что в ЭГ учебно-тренировочные занятия, проводимые по новой методике в условиях крытого катка со стандартной 400-метровой ледовой дорожкой, оказали положительное влияние на совершенствование двигательных умений и навыков при формировании элементов техники бега на коньках у юных скороходов. Почти во всех двигательных тестах, оценивающих уровень физической подготовленности конькобежцев 10-11 лет, результаты по сравнению с контрольными группами находятся в одних нормативных границах (табл. 1). Из табл. 1 видно, что все тесты статистически достоверны (р<0,05). Наибольшие изменения зафиксированы в тесте, направленном на выявление координационных способностей (проба Бондаревского). Эта положительная динамика объясняется целе-

Таблица 1. Показатели физической подготовленности конькобежцев 11-12лет экспериментальной и контрольных групп, Х±т

Двигательные тесты Группа До эксперимента После эксперимента р

Легкоатлетический бег на 60 м со старта, с ЭГ 10,04 ± 0,12 9,66 ± 0,11 < 0,05

КГ1 10,02 ± 0,16 9,64 ± 0,09 < 0,05

КГ2 9,97 ± 0,18 9,39 ± 0,26 < 0,05

Челночный бег 3х10 м, с ЭГ 8,57 ± 0,14 8,44 ± 0,13 < 0,05

КГ1 8,54 ± 0,15 8,40 ± 0,11 < 0,05

КГ2 8,52 ± 0,13 8,39 ± 0,10 < 0,05

Прыжок в длину с места, м ЭГ 174,23 ± 2,80 181,07 ± 2,28 < 0,05

КГ1 180,23 ± 3,04 183,38 ± 2,09 < 0,05

КГ2 177,53 ± 2,82 183,46 ± 2,36 < 0,05

Тройной прыжок в длину с места, м ЭГ 531,76 ± 8,89 541,23 ± 9,65 < 0,05

КГ1 536,53 ± 8,72 540,30 ± 5,56 < 0,05

КГ2 537,38 ± 6,63 547,0 ± 6,18 < 0,05

Прыжок вверх с места со взмахом руками, см ЭГ 20,0 ± 1,11 22,23 ± 1,11 < 0,05

КГ1 19,30 ± 1,33 21,61 ± 0,95 < 0,05

КГ2 20,38 ± 0,97 22,07 ± 1,19 < 0,05

Проба Бондаревского - удержание позы «Аист», с ЭГ 185,12 ± 23,22 241,12 ± 20,48 < 0,05

КГ1 212,39 ± 21,05 215,77 ± 16,48 < 0,05

КГ2 211,83 ± 25,58 213,03 ± 21,19 < 0,05

направленной работой с юными конькобежцами на льду, а именно комплексным воздействием средств специальной подготовки с включением в методику элементов координационной направленности.

В двигательных тестах, направленных на оценку специальной подготовленности у конькобежцев 11-12 лет, произошли следующие изменения: в беге на коньках на 100 м в ЭГ прирост составил в среднем 15,22 %, в КГ1 - соответственно 6,89 %, в КГ2 улучшение произошло на 3,64 %. В беге на коньках на 300 м прирост результатов составил 15,41 %, в КГ1 - 5,94 %, в КГ2 - 4,48 %. В беге на коньках на 500 м в ЭГ прирост результатов оказался не так существен - в среднем 11,07 %, в КГ1 - 7,33 %, в КГ2 - 4,74 %. В беге «Змейкой» на коньках на 50 м с возвращением к месту старта уровень технической подготовленности у юных скороходов ЭГ улучшился на 21,61 %, в КГ1 - на 5,53 %, в КГ2 - на 6,07 %. В контрольном упражнении - скольжении на коньках на одной ноге (оценивалась сумма проката на левой и правой ногах) прирост результатов оказался самым значительным в ЭГ, составив 83,62 %, в КГ1 - 40,83 %, в КГ2 - 35,75%. В заключительном тесте - скольжении на коньках на двух ногах в посадке новичка прирост в ЭГ также существенным оказался, составив 79,08 %, в КГ1 - 46,61 %, а в КГ2 - всего 32,59 %.

Во всех показателях специальной подготовленности в ЭГ произошла положительная динамика (табл. 2). Из таблицы видно, что более достоверные изменения зафиксированы в следующих тестах: бег «Змейкой», скольжение на одной ноге, скольжение на двух ногах в посадке «новичка».

Таким образом, учебно-тренировочные занятия, проводимые в условиях крытого катка с увеличенным объемом специальной тренировки в годичном цикле, улучшили показатели технической подготовленности юных конькобежцев в ЭГ и КГ1. Однако положительные изменения оказались более выраженными в ЭГ в связи с использованием в экспериментальной методике средств, направленных на формирование двигательного стереотипа, а также развитием навыка пластичности и слитности движений. Менее выраженные изменения зафиксированы в КГ2, поскольку данная группа тренировалась на открытом катке, в естественных условиях.

Выводы. Разработанная экспериментальная методика тренировки конькобежцев групп начальной подготовки в условиях крытого катка включает в себя следующие особенности:

- продолжительность периода ледовой подготовки с октября по апрель;

- увеличение объемов средств специальной направленности на 12,2%, что составило 56 ч в год;

- количество учебно-тренировочных занятий на льду и в «зале» составило в среднем 70 и 30 %.

Экспериментальная проверка данной методики подтвердила, что:

- увеличение средств ледовой подготовки значительно улучшает технические результаты юных конькобежцев;

- повышается эффективность разучивания и закрепления необходимых технических элементов;

- уровень развития физических качеств скороходов соответствует программно-нормативным

Таблица 2. Показатели специальной подготовленности конькобежцев 11-12 лет экспериментальной и контрольных групп, Х±т

Двигательные тесты, выполняемые на льду Группа До эксперимента После эксперимента р

Бег на 100 м, с ЭГ 15,27 ± 0,27 13,11 ± 0,16 < 0,05

КГ1 15,46 ± 0,30 14,43 ± 0,26 < 0,05

КГ2 15,20 ± 0,29 14,62 ± 0,28 < 0,05

Бег на 300 м, с ЭГ 41,44 ± 0,48 35,51 ± 0,64 < 0,05

КГ1 41,23 ± 0,61 38,85 ± 0,44 < 0,05

КГ2 41,91 ± 0,44 40,07 ± 0,57 < 0,05

Бег на 500 м, с ЭГ 63,21 ± 1,13 56,58 ± 0,54 < 0,05

КГ1 63,07 ± 1,20 58,61 ± 0,78 < 0,05

КГ2 62,16 ± 1,01 59,27 ± 0,46 < 0,05

Бег «Змейкой» на 50 м с возвращением к месту старта, с ЭГ 24,56± 0,23 19,77 ± 0,29 < 0,05

КГ1 24,36 ± 0,18 23,05 ± 0,23 < 0,05

КГ2 24,77 ± 0,31 23,31 ± 0,24 < 0,05

Скольжение на одной ноге (сумма проката на двух ногах), м ЭГ 20,29 ± 1,03 49,45 ± 1,44 < 0,05

КГ1 20,48 ± 0,85 30,99 ± 1,09 < 0,05

КГ2 20,31 ± 0,69 29,15 ± 0,74 < 0,05

Скольжение на двух ногах в посадке новичка, м ЭГ 42,69 ± 2,96 98,53 ± 2,83 < 0,05

КГ1 43,61 ± 2,80 69,38 ± 2,55 < 0,05

КГ2 43,07 ± 2,39 59,84 ± 1,83 < 0,05

требованиям без снижения показателей общей подготовки.

Следовательно, экспериментальная методика может быть рекомендована для внедрения в практическую работу тренеров-преподавателей СДЮСШОР.

Литература

1. Альшевский, АА. Исследование методики начальной спортивной подготовки конькобежцев 10-12-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Альшевский. - М., 1976. - 24 с.

2. Барышников, Ю.А. Конькобежный спорт: поурочная программа для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и детско-юношеских школ / Ю.А. Барышников, Г.К. Подарь. - М.: Союзспортобеспечение, 1983. - 83 с.

3. Богданова, ПА. Соотношение тренировочных нагрузок юных конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Богданова; РГАФК.

- М., 1994. - 24 с.

4. Васильковский, Б.М. Модель годового цикла тренировки конькобежцев / Б.М. Васильковский // Конькобежный спорт.

- 1981.- № 1.- С. 20-27.

5. Ильина, П.Е. Структура и содержание учебно-тренировочного процесса конькобежек групп начальной подготовки спортивных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Е. Ильина; РГАФК. - М., 1990. - 23 с.

6. Конькобежный спорт: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Кубат-кин, Г.М. Панов, Л.Е. Ильина, И.В. Орлова. - М.: Советский спорт, 2006. - 128 с.

7. Конькобежный спорт: учебник / под ред. Е.П. Степаненко. -М.: Физкультура и спорт, 1977. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мелихова, Т.М. Планирование тренировочной программы конькобежцев групп начальной подготовки в годичном цикле / Т.М. Мелихова, И.В. Мартыненко // Организационно-управленческие проблемы физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и основные направления их решения: материалы XII традиционной открытой кафедральной науч.-практ. конф. / УралГУФК. - Челябинск, 2008. - С. 16-18.

9. Основы управления подготовкой юных спортсменов: учебник / под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

- 279 с.

10.Стенин, Б.А. Конькобежный спор: учебник / Б.А. Стенин, В.Г. Половцев. - М.: Просвещение, 1990. - 380 с.

11.Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сборник официальных документов и материалов.

- 2001.- № 5.- С. 27-42.

12.Типовое положение по виду спорта. Конькобежный спорт.

Программа для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1995. - 260 с.

Bibliography

1. Alyshevsky A.A. Study of technique of training of initial sports training of 11-12-aged speed skaters: abstract of Ph.D thesis. (In Russian) / A.A. Alyshevsky. - Moscow, 1976. - 24 P.

2. Baryshnikov YuA. Speed skating: lesson program for specialized children's sports schools of Olympic reserve and children's schools. (In Russian) / Yu.A. Baryshnikov, G.K. Podar'. - Moscow: Soyuzsportobespechenie, 1983. - 83 P.

3. Bogdanova L.A. Correlation of training loads of junior speed skaters

on the stage of initial sports specialization: abstract of Ph.D thesis. (In Russian) / L.A. Bogdanova; RSAPC. - Moscow, 1994. - 24 P.

4. Vasil'kovsky B.M. Model of year training cycle of speed skaters. (In Russian) / B.M. Vasil'kovsky // Kon'kobezhniy sport. - 1981. - № 1. - P. 20-27.

5. Il'ina L.E. Structure and contents of educational-training process of female speed skaters of groups of initial training of sports schools: abstract of Ph.D thesis. (In Russian) / L.E. Il'ina; RSAPC. - Moscow, 1990. - 23 P.

6. Speed skating: Sample program of sport training for children's schools, specialized children's schools of Olympic reserve. (In Russian) / V.P. Kubatkin, G.M. Panov, L.E. Il'ina, I.V. Orlova. -Moscow: Sovetsky sport, 2006. - 128 P.

7. Speed skating: textbook. (In Russian) / Ed. by E.P. Stepanenko.-Moscow: Fizkultura i sport, 1977. - 264 P.

8. Melikhova T.M. Plan of training programs for speed skaters of groups

of initial training in a year cycle. (In Russian) / T.M. Melikhova, I.V Martynenko // Organizational-administrative problems of sport-recreational, sports-mass activity and basic directions of their solution: Proceedings of the XII traditional open department scient.-pract. conf. / UralSAPC. - Chelyabinsk, 2008. - P. 16-18.

9. Basics of management of training of junior athletes: textbook. (In Russian) / Ed. by M.Ya. Nabatnikova. - Moscow: Fizkultura i sport, 1982. - 279 P.

10. Stenin B.A. Speed skating: textbook. (In Russian) / B.A. Stenin, V.G. Polovtsev. - Moscow: Prosveschenie, 1990. - 380 P.

11. Model plan-catalogue of educational program for children's sports schools and children's sports schools of Olympic reserve. (In Russian) // Collected official documents and materials. - 2001. - № 5. - P. 27-42.

12. Model statement on kind of sport. Speed skating. Program for children's sports schools of Olympic reserve. (In Russian) -Moscow, 1995. - 260 P.

Информация для связи с автором:

Тел. 8(3512)370-565

e-mail: uralgufk@mail.ru

Поступила в редакцию 14.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.