Научная статья на тему 'Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата'

Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1353
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МЕТАТЕЛЕЙ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / ADAPTIVE SPORT / PARALYMPIC GAMES / METHODOLOGY OF TRAINING PARA-LYMPIC THROWERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вострикова Марина Ивановна, Беленов Валерий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), приводится анализ динамики результатов, показанных в соревнованиях с 2010-го по 2014 год в связи с изменением правил соревнований; рекомендуются средства подготовки, способные привести к дальнейшему росту результатов метателей-паралимпийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вострикова Марина Ивановна, Беленов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF METHODOLOGY IN TRAINING THROWERS WITH LOKOMOTIVE DISABILITY

The article presents the issues dealing with methodology of training throwers with lokomotive disability, gives the analysis of the results dynamics in 2010-2014 when the regulations were changed; the authors share the ideas that can lead to improvement of paralympic throwers’ achievements.

Текст научной работы на тему «Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата»

УДК 796:61

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ МЕТАТЕЛЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

PECULIARITIES OF METHODOLOGY IN TRAINING THROWERS WITH LOKOMOTIVE DISABILITY

© М.И. Вострикова, В.Н. Беленов Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© M.I. Vostrikova, V.N. Belenov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), приводится анализ динамики результатов, показанных в соревнованиях с 2010-го по 2014 год в связи с изменением правил соревнований; рекомендуются средства подготовки, способные привести к дальнейшему росту результатов метателей-паралимпийцев.

The article presents the issues dealing with methodology of training throwers with lokomotive disability, gives the analysis of the results dynamics in 2010-2014 when the regulations were changed; the authors share the ideas that can lead to improvement of paralympic throwers' achievements.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура; адаптивный спорт; паралимпийские игры; методика подготовки метателей-паралимпийцев.

Keywords: adaptive physical education, adaptive sport, Paralympic Games, methodology of training para-lympic throwers.

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения земного шара. В России в настоящее время насчитывается 15 млн инвалидов. В высокоразвитых странах (США, Англия, Великобритания, Россия) вопросам социального обеспечения инвалидов уделяется большое внимание. В 2000 году в Российской Федерации были разработаны Концепция и Программа физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов, в которых важная роль отводится физической культуре и спорту.

Приоритетными направлениями деятельности по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта обозначены следующие:

- вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

- физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и спорта среди инвалидов;

- обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;

- подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для

физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами.

В целях реализации данной концепции в ПГСГА в 2011 году был открыт прием абитуриентов на образовательную программу по специальности 034400.65 Адаптивная физическая культура. В этом же году на I курс на данную специальность было зачислено 10 инвалидов.

В 2012 году были разработаны две программы повышения квалификации для лиц, работающих с инвалидами: «Организационные и содержательные основы адаптивной физической культуры» и «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре». По представленным программам курсы повышения квалификации прошли 80 человек. В 2012 году была открыта подготовка по магистерской программе «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», в рамках которой профильную профессиональную подготовку получили возможность пройти и специалисты по адаптивному спорту.

В данной статье представлен материал по методике подготовки спортсменов-метателей в адаптивном спорте заслуженного тренера РФ М.И. Востриковой, воспитавшей чемпионку паралимпийских игр в Лондоне Николь Радомакину.

Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата

В адаптивной легкой атлетике для сохранения спортивного принципа борьбы атлетов-паралимпийцев, имеющих различные особенности нозологии, разделяют на классы в соответствии с их функциональными возможностями, поэтому в каждом из видов легкой атлетики, в том числе и в метаниях, разыгрывается несколько комплектов медалей. В зависимости от особенностей нозологии, атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата разделяют на три категории: спортсмены с ДЦП (детский церебральный паралич) (классы Б 31-38); спортсмены с ампутациями и прочими двигательными нарушениями (классы Б 40-47); спортсмены на «колясках» (классы Б 51-58).

Среди атлетов с ДЦП со станка метают спортсмены классов Б 32-34. ДЦП характеризуется разнообразными нервно-мышечными патологиями, проявляющимися в нарушении функций мышц и координации движений. Проблема совершенствования технического мастерства, методики подготовки в метаниях среди спортсменов-инвалидов освещается в ограниченном объеме.

Содержание специальной технической подготовки метателей-инвалидов составляют комплексы специально-подводящих и специально-подготовительных упражнений, направленных, соответственно, на формирование двигательного навыка и специфических силовых и скоростно-силовых способностей [1].

До 2010 года разрешалось метание и толкание со станка с использованием поддерживающе-амортизирующего шеста и элементов на сидении станка. Данные элементы за счет своей эластичности и упругих свойств материалов позволяли спортсменам добиваться значительной прибавки в результате соревновательного упражнения.

С 2011 года были внесены новые поправки в правила соревнований по метанию среди паралимпийцев. Основные изменения связаны с увеличением уровня регламентации параметров метательных станков: шест не должен гнуться, все части станка должны быть неподвижны.

До 2014 года существовали правила соревнований, при которых атлеты классов 32-34 могли использовать ногу или ноги для раскручивающих движений и могли выполнять метания в вертикальном поло-

жении, если при этом ими выполнялся ряд требований:

- сохранялось сидячее положение на станке до начала финального усилия (не допускался отрыв туловища от сидения станка при замахе и прочих подготовительных движениях);

- контактная нога должна была соприкасаться с поверхностью станка до момента выпуска снаряда;

- не контактирующую со станком ногу спортсмен мог перемещать в радиусе сектора, ограниченного правилами.

С 2014 года в силу вступили новые поправки для «сидячих» классов к правилам соревнований по метаниям в легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Теперь нельзя перемещать ногу в радиусе сектора, ноги должны стоять ровно и неподвижно. Не допускается отрыв туловища от станка с момента начала и до конца выполнения соревновательной попытки.

В связи со всеми вышеперечисленными изменениями в правилах соревнований поменялась и методика подготовки спортсмена к соревнованиям [2].

Покажем влияние правил соревнований на спортивный результат на примере подготовки Вероники Дорониной, мастера спорта, участницы 14 летних Паралимпий-ских игр 2012 года в Лондоне.

До 2014 года (до ужесточения правил соревнований) результаты спортсменки в метании копья и толкании ядра неуклонно росли. В методике подготовки использовались следующие упражнения: подтягивания, висы, отжимания от пола, от стены, с выталкиванием, броски набивного мяча, жимы лежа, тренажер «качели», упражнения на мышцы пресса, спины, ног, работа над техникой толкания ядра, метания копья, упражнения с отягощениями (гантели), метание кеглей, теннисных мячей из различных исходных положений вверх и в стену и других упражнения. Спортсменка на летнем чемпионате России 2013 года в г. Чебоксары установила личные рекорды в метании копья - 20 м 52 см и в толкании ядра - 7 м 86 см.

После внесения поправок в правила соревнований акцент в подготовке делался на многократное повторение метания копья и толкания ядра для того, чтобы добиться правильного положения на станке и избежать отрыва от станка во время ме-

М.И. Вострикова, В.Н. Беленов

тания. Результаты в толкании ядра и метании копья соответственно снизились. На зимнем чемпионате России 2014 года Вероника Доронина показала результаты в толкании ядра 6 м 28 см, а в марте 2014 года в метании копья - 15 м 88 см.

После того, как цель по предотвращению отрыва от станка была достигнута, необходимо было найти пути для повышения результата. Эта цель могла быть достигнута за счет увеличения количества тренировочных занятий в неделю, увеличения тренировочных средств в одном трени-

25

£

н сЗ н

ровочном занятии, введения в тренировку новых упражнений. Также после обследования спортсменки, проведенного комплексной научной группой (КНГ), были даны рекомендации по повышению эффективности тренировочного процесса. По этим рекомендациям в разминке стал использоваться велотренажер. В основной части тренировочного занятия стало больше применяться упражнений на различные группы мышц, в том числе и не задействованных при метании копья и толкании ядра.

после

Рис. 1. Динамика результатов в толкании ядра и метании копья до и после изменений правил соревнований

Таким образом, мы видим, что ужесточение правил привело к временному снижению результатов, но при правильно организованной подготовке, а также при правиль-

ном подборе средств и методов тренировки можно достигнуть улучшения спортивного результата [3].

Литература

1. Ворошин И.Н., Донец А.В. Техника толкания ядра атлетами-паралимпийцами с поражением опорно-двигательного аппарата с метательного станка без использования опорного шеста // Адаптивная физическая культура. 2011. № 1(45). С. 37-40.

2. Ворошин И.Н. Особенности соревновательной деятельности спортсменов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата при метании и толкании со станка // Адаптивная физическая культура. 2010. № 2(42). С. 14-16.

3. Брискин Ю.А., Евсеев С.П., Передерий А.В. Адаптивный спорт. М. : Советский спорт, 2010. 316 с.

Сведения об авторах

Марина Ивановна Вострикова, магистрант кафедры спортивных дисциплин Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Marina Ivanovna Vostrikova, master's degree student of Department of Sport Courses, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

E-mail: [email protected]

Валерий Николаевич Беленов, кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Valeriy Nikolayevich Belenov, Candidate of Pedagogical Sciences, dean of Faculty of Physical Education and Sport, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.