УДК 796:61
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ МЕТАТЕЛЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
PECULIARITIES OF METHODOLOGY IN TRAINING THROWERS WITH LOKOMOTIVE DISABILITY
© М.И. Вострикова, В.Н. Беленов Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© M.I. Vostrikova, V.N. Belenov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), приводится анализ динамики результатов, показанных в соревнованиях с 2010-го по 2014 год в связи с изменением правил соревнований; рекомендуются средства подготовки, способные привести к дальнейшему росту результатов метателей-паралимпийцев.
The article presents the issues dealing with methodology of training throwers with lokomotive disability, gives the analysis of the results dynamics in 2010-2014 when the regulations were changed; the authors share the ideas that can lead to improvement of paralympic throwers' achievements.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; адаптивный спорт; паралимпийские игры; методика подготовки метателей-паралимпийцев.
Keywords: adaptive physical education, adaptive sport, Paralympic Games, methodology of training para-lympic throwers.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения земного шара. В России в настоящее время насчитывается 15 млн инвалидов. В высокоразвитых странах (США, Англия, Великобритания, Россия) вопросам социального обеспечения инвалидов уделяется большое внимание. В 2000 году в Российской Федерации были разработаны Концепция и Программа физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов, в которых важная роль отводится физической культуре и спорту.
Приоритетными направлениями деятельности по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта обозначены следующие:
- вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
- физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и спорта среди инвалидов;
- обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
- подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для
физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами.
В целях реализации данной концепции в ПГСГА в 2011 году был открыт прием абитуриентов на образовательную программу по специальности 034400.65 Адаптивная физическая культура. В этом же году на I курс на данную специальность было зачислено 10 инвалидов.
В 2012 году были разработаны две программы повышения квалификации для лиц, работающих с инвалидами: «Организационные и содержательные основы адаптивной физической культуры» и «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре». По представленным программам курсы повышения квалификации прошли 80 человек. В 2012 году была открыта подготовка по магистерской программе «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», в рамках которой профильную профессиональную подготовку получили возможность пройти и специалисты по адаптивному спорту.
В данной статье представлен материал по методике подготовки спортсменов-метателей в адаптивном спорте заслуженного тренера РФ М.И. Востриковой, воспитавшей чемпионку паралимпийских игр в Лондоне Николь Радомакину.
Особенности методики подготовки метателей с поражением опорно-двигательного аппарата
В адаптивной легкой атлетике для сохранения спортивного принципа борьбы атлетов-паралимпийцев, имеющих различные особенности нозологии, разделяют на классы в соответствии с их функциональными возможностями, поэтому в каждом из видов легкой атлетики, в том числе и в метаниях, разыгрывается несколько комплектов медалей. В зависимости от особенностей нозологии, атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата разделяют на три категории: спортсмены с ДЦП (детский церебральный паралич) (классы Б 31-38); спортсмены с ампутациями и прочими двигательными нарушениями (классы Б 40-47); спортсмены на «колясках» (классы Б 51-58).
Среди атлетов с ДЦП со станка метают спортсмены классов Б 32-34. ДЦП характеризуется разнообразными нервно-мышечными патологиями, проявляющимися в нарушении функций мышц и координации движений. Проблема совершенствования технического мастерства, методики подготовки в метаниях среди спортсменов-инвалидов освещается в ограниченном объеме.
Содержание специальной технической подготовки метателей-инвалидов составляют комплексы специально-подводящих и специально-подготовительных упражнений, направленных, соответственно, на формирование двигательного навыка и специфических силовых и скоростно-силовых способностей [1].
До 2010 года разрешалось метание и толкание со станка с использованием поддерживающе-амортизирующего шеста и элементов на сидении станка. Данные элементы за счет своей эластичности и упругих свойств материалов позволяли спортсменам добиваться значительной прибавки в результате соревновательного упражнения.
С 2011 года были внесены новые поправки в правила соревнований по метанию среди паралимпийцев. Основные изменения связаны с увеличением уровня регламентации параметров метательных станков: шест не должен гнуться, все части станка должны быть неподвижны.
До 2014 года существовали правила соревнований, при которых атлеты классов 32-34 могли использовать ногу или ноги для раскручивающих движений и могли выполнять метания в вертикальном поло-
жении, если при этом ими выполнялся ряд требований:
- сохранялось сидячее положение на станке до начала финального усилия (не допускался отрыв туловища от сидения станка при замахе и прочих подготовительных движениях);
- контактная нога должна была соприкасаться с поверхностью станка до момента выпуска снаряда;
- не контактирующую со станком ногу спортсмен мог перемещать в радиусе сектора, ограниченного правилами.
С 2014 года в силу вступили новые поправки для «сидячих» классов к правилам соревнований по метаниям в легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Теперь нельзя перемещать ногу в радиусе сектора, ноги должны стоять ровно и неподвижно. Не допускается отрыв туловища от станка с момента начала и до конца выполнения соревновательной попытки.
В связи со всеми вышеперечисленными изменениями в правилах соревнований поменялась и методика подготовки спортсмена к соревнованиям [2].
Покажем влияние правил соревнований на спортивный результат на примере подготовки Вероники Дорониной, мастера спорта, участницы 14 летних Паралимпий-ских игр 2012 года в Лондоне.
До 2014 года (до ужесточения правил соревнований) результаты спортсменки в метании копья и толкании ядра неуклонно росли. В методике подготовки использовались следующие упражнения: подтягивания, висы, отжимания от пола, от стены, с выталкиванием, броски набивного мяча, жимы лежа, тренажер «качели», упражнения на мышцы пресса, спины, ног, работа над техникой толкания ядра, метания копья, упражнения с отягощениями (гантели), метание кеглей, теннисных мячей из различных исходных положений вверх и в стену и других упражнения. Спортсменка на летнем чемпионате России 2013 года в г. Чебоксары установила личные рекорды в метании копья - 20 м 52 см и в толкании ядра - 7 м 86 см.
После внесения поправок в правила соревнований акцент в подготовке делался на многократное повторение метания копья и толкания ядра для того, чтобы добиться правильного положения на станке и избежать отрыва от станка во время ме-
М.И. Вострикова, В.Н. Беленов
тания. Результаты в толкании ядра и метании копья соответственно снизились. На зимнем чемпионате России 2014 года Вероника Доронина показала результаты в толкании ядра 6 м 28 см, а в марте 2014 года в метании копья - 15 м 88 см.
После того, как цель по предотвращению отрыва от станка была достигнута, необходимо было найти пути для повышения результата. Эта цель могла быть достигнута за счет увеличения количества тренировочных занятий в неделю, увеличения тренировочных средств в одном трени-
25
£
н сЗ н
ровочном занятии, введения в тренировку новых упражнений. Также после обследования спортсменки, проведенного комплексной научной группой (КНГ), были даны рекомендации по повышению эффективности тренировочного процесса. По этим рекомендациям в разминке стал использоваться велотренажер. В основной части тренировочного занятия стало больше применяться упражнений на различные группы мышц, в том числе и не задействованных при метании копья и толкании ядра.
после
Рис. 1. Динамика результатов в толкании ядра и метании копья до и после изменений правил соревнований
Таким образом, мы видим, что ужесточение правил привело к временному снижению результатов, но при правильно организованной подготовке, а также при правиль-
ном подборе средств и методов тренировки можно достигнуть улучшения спортивного результата [3].
Литература
1. Ворошин И.Н., Донец А.В. Техника толкания ядра атлетами-паралимпийцами с поражением опорно-двигательного аппарата с метательного станка без использования опорного шеста // Адаптивная физическая культура. 2011. № 1(45). С. 37-40.
2. Ворошин И.Н. Особенности соревновательной деятельности спортсменов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата при метании и толкании со станка // Адаптивная физическая культура. 2010. № 2(42). С. 14-16.
3. Брискин Ю.А., Евсеев С.П., Передерий А.В. Адаптивный спорт. М. : Советский спорт, 2010. 316 с.
Сведения об авторах
Марина Ивановна Вострикова, магистрант кафедры спортивных дисциплин Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Marina Ivanovna Vostrikova, master's degree student of Department of Sport Courses, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
E-mail: [email protected]
Валерий Николаевич Беленов, кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Valeriy Nikolayevich Belenov, Candidate of Pedagogical Sciences, dean of Faculty of Physical Education and Sport, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
E-mail: [email protected]