Научная статья на тему 'Особенности методики обучения невербальному деловому общению на русском языке студентов-нефилологов'

Особенности методики обучения невербальному деловому общению на русском языке студентов-нефилологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIAN LANGUAGE / NON-VERBAL TOOLS / COMMUNICATION / TEACHING METHOD / PROFESSIONAL / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капинова Елизавета Самойловна

В настоящей работе представлена специфика методики обучения будущих специалистов в области иностранного туризма (в болгарском профессионально-направленном вузе) средствам невербального делового общения. Особенностью разработанной методики являются: критерии выбора методов, методические принципы, основные и дополнительные (сопутствующие) методы, техника невербальной коммуникации, отвечающие специфике обучения русскому языку студентов. Достижение конечной цели подготовки студентов Колледжа по туризму по профессиональной невербалике основывается на моделировании профессиональной деятельности, и переход этой деятельности из учебной в „профессиональную” с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капинова Елизавета Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the methodology of teaching non-verbal business communication in Russian language to students outside linguistic fields

This work covers methods of teaching non-verbal business communication in Russian language to would-be professionals in the field of foreign-language customer service in tourism. The methodology foundation of teaching steps on methodical principles and criteria, basic and supplementary teaching methods, non-verbal communication technique. Training non-verbal communication skills for professionals is based on modeling the projected activity of students, which from academic morphs into "professional", changing along the way motivation, goals, activities, tools, subjects and results.

Текст научной работы на тему «Особенности методики обучения невербальному деловому общению на русском языке студентов-нефилологов»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 96-99. УДК: 300:399. 37

Е. С. Капинова

Особенности методики обучения невербальному деловому общению на русском языке студентов-нефилологов

Внастоящейработепредставленаспецификаметодикиобучениябудущихспециалистоввобластииностранного туризма (в болгарском профессионально-направленном вузе) средствам невербального делового общения. Особенностью разработанной методики являются: критерии выбора методов, методические принципы, основные и дополнительные (сопутствующие) методы, техника невербальной коммуникации, отвечающие специфике обучения русскому языку студентов. Достижение конечной цели подготовки студентов Колледжа по туризму по профессиональной невербалике основывается на моделировании профессиональной деятельности, и переход этой деятельности из учебной в „профессиональную" с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата.

Ключевые слова: русский язык, невербальные средства, общение, коммуникация, метод обучения, профессиональный, деятельность

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 3 April 2015 No. 2 (14). pp. 96-99.

E. S. KAPiNOVA

Specifics of the methodology of teaching non-verbal business communication in Russianlanguage to students outside linguistic fields

This work covers methods of teaching non-verbal business communication in Russian language to would-be professionals in the field of foreign-language customer service in tourism. The methodology foundation of teaching steps on methodical principles and criteria, basic and supplementary teaching methods, non-verbal communication technique. Training non-verbal communication skills for professionals is based on modeling the projected activity of students, which from academic morphs into "professional", changing along the way motivation, goals, activities, tools, subjects and results.

Keywords: Russian language, non-verbal tools, communication, teaching method, professional, activity

О

Iсновная задача обучения русскому языку студентов в Колледже по туризму при университете им. проф. д-ра Асена Златарова - обучение функциональной стороне языка и практическое его применение в ситуациях профессионально-деловой коммуникации. Данная прагматическая задача реализуется в разработанной автором системе обучения профессиональному общению на русском языке вВгудентов, будущих работников сферы иностранного туризма в Болгарии.

Активная познавательная деятельность по усвоению языковых, речевых и неречевых знаний и умений влияет на процесс профессионального самоопределения студентов, что сказывается на

качестве их подготовки как специалистов в области иностранного туристического обслуживания. Если познавательный и профессиональный интересы становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному ов-ладеванию, необходимыми для успешной профессиональной реализации знаниями, умениями и навыками, то результатом их взаимодействия является формирование профессиональной направленности личности, профессионально значимых качеств. Отношение к будущей профессии во многом определяется характером учебной работы, в которой, как считают многие исследователи, должна моделироваться будущая профессиональная деятельность. Обучение н|Я

жербальномуЩейовому общению :^тудеЗтт при уСвоении русского языка в Колледже по туризму основывается на комбинированном методе обучения, модификацией которого являются активный, интегральный и коммуника -тивный.

В разработанной методике обучения невербальному деловому общению ведущим является коммуникативный метод, но на продвинутом, завершающем этапе. Именно на продвинутом этапе студенты учатся моделировать свою будущую профессиональную деятельность (процесс обучения является моделью невербальной деловой коммуникации).

Активный и интегральный методы играют роль сопутствующих на завершающем этапе. Но на начальном этапе обучения они являются ведущими, а коммуникативный метод играет роль сопутствующего.

Обучение невербальному деловому общению на основе указанных методов базируется на следующих методических принципах:

1. Принцип коммуникативности, который предполагает:

а) коммуникативное поведение преподавате-

ря;

б) использование упражнений, воссоздающих ситуации профессионального общения, где используются невербальные средства делового общения;

2. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся;

3. Функциональный подход к отбору и презентации учебного материала;

4. Ситуативность процесса обучения;

5. Принцип новизны (предполагает новизну приемов работы, выражающуюся в разнообразии и вариативности).

Организация учебного процесса на продвинутом этапе обучения на основе моделирования будущей трудовой деятельности обеспечивает переход обучаемого из позиции студента в позицию специалиста, который сумеет трансформировать учебную деятельность в профессиональную.

Моделирование профессиональной де -ятельности в учебном процессе с учетом невербальных средств делового общения обеспечивает переход этой деятельности в профессиональную с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата. Таким образом, студенты получают возможность при усвоении и автоматизации учебного материала включаться в ситуа-ЩНи решения профессионально подобных задач. Это обуславливает развитие профессионально значимых качеств с точки зрения владения иностранным языком. Важно предвидеть адаптацию выпускников Колледжа по туризму к будущим ■условиям профессионально-делового общения и адекватного использования ими невербаль-

ных средств коммуникации с носителями языка. Кроме того, необходимо обеспечить возможности адаптации учащихся к будущей трудовой деятельности с помощью соответствующей образовательно-воспитательной подготовки в учебном процессе. При этом, в ходе обучения уже на II курсе (при изучении профессиональных тем) студенты переходят к моделированию такого рода условий в коммуникативных упражнениях и в профессионально-деловых играх.

Обучение средствам невербального делового общения студентов начинается с первого учебного дня и продолжается до конца трехлетнего обучения. Невербальное деловое общение является неотделимой частью обучения учащихся профессиональной коммуникации на русском языке.

С одной стороны, невербальное деловое общение — это часть профессиональной коммуникации на русском языке студентов Колледжа по туризму. С другой, оно включается в обучение всех видов речевой деятельности и способствует развитию языковой, речевой, страноведческой, межкультурной и коммуникативной компетенций.

При изучении учебного материала /на I курсе/, подготавливающего студентов к изучению профессиональных тем /"Гостиница"- III семестр и "Ресторан"- IV семестр/, учащиеся знакомятся с элементами невербального общения, а также с межкультурной невербальной коммуникацией туристов, посещающих курорты Болгарии. Так, например, параллельно презентации и изучению учебного материала I курс! - "Речевой этикет", "Знакомство", Внешность", "Характер", "Профессия", "Бытовые услуги", "Город, достопримечательности", "Ориентировка в городе", "Таможня и таможенные формальности", студенты знакомятся с элементами невербального общения и с этикетом невербальной профессиональной коммуникации, которые в дальнейшем будут расширены, систематизированы, усвоены и отработаны при изучении профессиональных тем на втором и на третьем курсах.

На втором и третьем курсах учащиеся знакомятся с невербальными средствами делового общения, изучая темы гПерсонал гостиницы и его обязанности", "Встреча и размещение гостей в гостинице", "Услуги в гостинице", "Бронирование мест в гостинице","Жалобы и рекламации", "Бальнеокуророты", "Черноморские курорты" и т.д.. Учебный материал по невербальному деловому общению по данным учебным темам сначала отрабатывается в предкоммуникатив-ных, затем в полукоммуникативных и коммуникативных заданиях и упражнениях, деловых играх. Для этой цели используются следующие дополнительные методы:

• визуальное представление /учебные фильмы, наглядные материалы/щм

97 2307-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)

• анализ конкретных ситуации невербального делового общения с туристом;

• физиогномика как метод невербальной коммуникации (познание людей и себя на основе анализа и практических наблюдений мимики, лица человека и характерных жестов);

• беседы и дискуссии;

• игры /ролевые и деловые /;

• моделирование;

• тестирование;

• самостоятельная работа;

• самоконтроль.

Хочется отметить, что метод анализа конкретных ситуаций невербального делового общения основан на анализе трудовых ситуаций — казусов. Наряду с ведущим коммуникативным методом он является одним из наиболее важных методов обучения невербальному деловому общению на завершающем этапе обучения, так как задачей учащихся является анализ, оценка ситуации и формулировка предложений по ее оптимизации. Данный метод позволяет студентам развить свои аналитические способности, гибкость мышления и поведения, формировать навыки межличностного общения.

Применение метода моделирования ситуаций профессионального общения, где используется невербальное деловое общение, позволяет построить процесс формирования и развития невербальной коммуникативной компетенции учащихся на русском языке в целом. Обучение невербальному деловому общению, использующему метод моделирования, включается в систему профессионально ориентированного обучения иностранному языку в Колледже по туризму и имеет следующие достоинства:

• Реализуются идеи профессионально ориентированного обучения иностранному языку;

• Процесс языковой подготовки специалистов строится с позиций деятельност -ного подхода;

• Активизируется учебная деятель -ность студентов;

Моделируется профессиональная деятельность студентов.

Как уже было сказано, первоначально учебный материал отрабатывается в предкоммуника-тивных и полукоммуникативных упражнениях, а затем закрепляется в коммуникативных упражнениях и в деловых играх. В упражнениях, где студентам необходимо разработать определенную ситуацию общения обслуживающего с го-Цтем, наряду со всеми вербальными средствами, используемыми коммуникантами, предлагается подобрать коммуникативные намерения гостя и средства невербального общения, которые рудут использованы обслуживающим и гостем. Таким образом, студенты учатся не допускать ошибок в вербальном и невербальном деловом

общении и поведении, которые могут негативно отразиться не только на качестве обслуживания, но и на престиже самого гостиничного или ресторанного комплекса.

После каждой усвоенной и отработанной темы студенты разрабатывают профессионально-деловые игры с целью развития невербальной деловой коммуникативной компетенции. При реализации деловых игр, если методическая цель — обучение средствам невербального делового общения, внимание акцентируется на невербальном поведении обслуживающего и гостя. Следует отметить, что ни одна деловая игра не может быть реализована без использования невербальных средств делового общения, потому что данные средства всегда присутствуют в ней, и гучастники" игры несознательно ими пользуются. Но при поставленной методической цели — научиться управлять своим не -вербальным поведением — подготовка к игре и ее реализация имеют совсем иной смысл и характер, другое отношение к исполнению роли и реализации деловой игры в целом.

При разработке методики обучения невербальному деловому общению студентов Колледжа по туризму особое внимание было уделено технике невербальной коммуникации, освоив которую, студенты смогут научиться управлять своим невербальным поведением. В систему обучения русскому языку автором были включены следующие техники невербальной деловой коммуникации:

• Техники создания раппорта: установление быстрого контакта и бессознательного доверия; общеизвестные виды подстройки: подстройка по жестам и позе, подстройка по дыханию; малоизвестные элегантные техники подстройки и ведения переговоров; подстройка по ценностям/потребностям; приемы для изменения состояния человека: повышение интереса, уменьшение агрессивности; отстройка - как уважительно прерывать ненужное общение.

• Калибровка — навык сверхточного наблюдения за реакциями и состоянием людей: умение определять истинные намерения человека; ключевые точки для наблюдения за человеком: реакции, которые нельзя подделать; вербальная и невербальная составляющие поведения.

• Мета-сообщения — навык формирования нужного отношения обслуживающего к предмету разговора на бессознательном уровне.

• Маркировка — невербальное внушение, использующееся для гточечного" воздействия. Влияние на выбор гостя (конкретное блюдо в ресторане, или номер в гостинице).

Культура невербального делового общения, изучающих русский язык студентов Колледжа по туризму, с одной стороны, и гостей (носителей русского языка), с другой, не являются равнозначными понятиями. Поэтому мы акцентируем свое внимание на то, что необходимо

pnojournal.wordpress.com 98

обучать студентов профессионально ориентированного обучения не только невербальным средствам делового общения, но и технике невербального общения. В этой связи автором разработана система упражнений по обучению невербальному деловому общению студентов Колледжа по туризму на занятиях русского языка.

Необходимо подчеркнуть, что при определении критериев выбора методов обучения средствам невербального делового общения студентов Колледжа по туризму автором были учтены следующие показатели:

• соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;

• соответствие методов особенностям содержания обучения;

• учет психологических особенностей студентов;

• учет уровня образовательной и воспи -тательной подготовленности студентов;

• учет особенностей групп и коллективов преподавателей и студентов;

• учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);

• учет возможностей преподавателей по использованию различных методов.

В качестве оснований для выбора методики обучения были определены дополнительные критерии:

1. социальный заказ;

2. государственные документы о разви -тии образоания и туризма в Болгарии;

3. передовой педагогический опыт;

4. собственный профессиональный опыт, интуиция, творчество преподавателей;

5. анализ результатов и процесса функ -ционирования учебного заведения (Коллед-

жа по туризму при Университете им. проф. д-ра Адена Златарова в городе Бургасе).

Указанные критерии, на основе которых был изучен процесс обучения в Колледже по туриЦ му, дал основание утверждать, что обучение иностранному /русскому/ языку с использованием разработанной методики обучения невербальному деловому общению удовлетворяет следующие требования:

1. Соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям учебного заведения;

2. Достаточная системность и систем -ная совместимость методики обучения с имеющимся педагогическим процессом;

3. Достаточная управляемость методикой обучения, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;

4. Оценка эффективности использования данной методики обучения в сравнении с имеющимися результатами.

В контексте данной работы при выборе методов обучения студентов средствам невербального делового общения автор руководствовался следующими принципами:

1. Процесс обучения должен быть адекватен целям подготовки специалистов в области международного туризма, способ -ных работать в современных условиях;

2. Активизация позитивного и творческого отношения студентов, будущих специалистов в иностранном туризме, к про -цессу обучения средствам невербального делового общения;

3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Данные принципы в интеграции методики профессионально ориентированного обучения иностранному /русскому/ языку реализуются наиболее успешно.

ЛИТЕРАТУРА

Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Психологический журнал. 1999. C. 89-99.

Величко Л.Ф. Методический аспект паралингвистических характеристик устной иноязычной речи: автореф. дис. канд. пед. наук. М.., 1982. С. 23.

Мощанская Е.Ю. Национально-культурное своеобразие невербального поведения в устной межкультурной коммуникации // Мир славянских, германских и романских культур: их взаимосвязи и взаимодействие в языке и литературе: Межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 2000. С. 64-70.

References

Andrianov M.S. Non-Verbal communication: strategic processing of paralinguistic discourse. Psikhologicheskii zhurnal -Psychological journal, 1999, pp. 89-99 (in Russian).

Velichko L.F. Metodicheskii aspekt paralingvisticheskikh kharakteristik ustnoi inoiazychnoi rechi: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Methodological aspect paralinguistic characteristics of oral foreign language speech: Author. Dis. Cand. Ped. Sciences]. Moscow, 1982. p. 23.

Moshchanskaia E.Iu. Natsional'no-kul'turnoe svoeobrazie neverbalnogo povedeniia v ustnoi mezhkul'turnoi kommunikatsii // Mir slavianskikh, germanskikh i romanskikh kul'tur: ikh vzaimosviazi i vzaimodeistvie v iazyke i literature: Mezhvuz. sb. nauch. tr. [National-cultural identity of nonverbal behaviors in oral intercultural communication // World of Slavic, Germanic and romance cultures: their interrelation and interaction in language and literature: interuniversity collection of scientific papers]. Perm, 2000. pp. 64-70.

Information about the author

Информация об авторе

КапиноваЕлизавета Самойловна

(Болгария, Бургас) Доктор педагогических наук, доцент, директор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Департамента по языковому обучению Университет им. проф. д-ра Асена Златарова йШЁЗта^ [email protected]

Kapinova Elizaveta Samoilovna

(Bulgaria, Burgas) Doctor in Pedagogic Science, Associate Professor, Head of Language Teaching Department University "Prof. Dr. Asen Zlatarpv" iÜSämailt [email protected]

99 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.