Научная статья на тему 'Особенности методики изучения налогов на доходы физических лиц в старших классах средней школы'

Особенности методики изучения налогов на доходы физических лиц в старших классах средней школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НДФЛ / ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожан Наталья Викторовна, Махова А. В.

В статье предложены элементы практических заданий по заполнению таблиц и решению задач, которые формируют навыки расчетов налогов с доходов. Актуальность выбранной темы методической разработки объясняется значимостью заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ. Без декларации не обойтись, если налогоплательщик решил воспользоваться социальным вычетом, то есть возместить из бюджета ту сумму налога, которая соответствует доходам, потраченным на обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожан Наталья Викторовна, Махова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики изучения налогов на доходы физических лиц в старших классах средней школы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

профильных классов общеобразовательных учреждений/Т.В. Уткина -Челябинск: ЧИППКРО, 2012.

8. Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля / Т. В. Уткина // Биология в школе. - 2010. - № 5. - С. 26-32.

9. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.216-220.

10. Заграничная Н.А., Маркелова Н.В. Основы проектной и исследовательской деятельности. Часть 1: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 56 с.

11. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. 3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога. Петрозаводск: Verso, 2012. - 153 с.

© Клишина О.Н., 2016

УДК 372.8:336.226.1

Кожан Наталья Викторовна

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

E-mail: nata.kozhan959282@yandex.ru

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В

СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье предложены элементы практических заданий по заполнению таблиц и решению задач, которые формируют навыки расчетов налогов с доходов. Актуальность выбранной темы методической разработки объясняется значимостью заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ. Без декларации не обойтись, если налогоплательщик решил воспользоваться социальным вычетом, то есть возместить из бюджета ту сумму налога, которая соответствует доходам, потраченным на обучение.

Ключевые слова НДФЛ, экономика, налоговая ставка, налоговая декларация.

Один из самых важных законов, является закон о налогах, поэтому будет разумно ввести в школьную программу налоги с доходов физических лиц. Ведь сегодняшние школьники - завтрашние налогоплательщики, поэтому так важно со школьной скамьи воспитывать добросовестных налогоплательщиков.

Рано или поздно с проблемой уплаты налогов сталкивается каждый, и для того, чтобы лучше понять и уметь рассчитывать налоги, представлены два урока в традиционной форме и альтернативной по программе Л. Н. Боголюбова. Первый урок будет представлен в традиционной форме. Для лучшего усвоения темы «Понятие, сущность расчетов налогов с доходов физических лиц» правильно будет начать урок с рассмотрения понятий налога, его истории, функций и ставок налогов, и по завершению урока дать домашнее задание учащимся: заполнить таблицу и решить задачу.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

Виды налогов Как часто платят Размер налога, в руб.

Подоходный налог:

- папа

- мама

-другие члены семьи, имеющие доход

Налог на имущество: - дом (квартира), автомобиль

Другие налоги (напишите сами)

Задача 1. Доходы семьи в декабре месяце: зарплата - 52860руб., премия - 25000 руб., пенсия - 4620руб., дивиденды - 24700руб., выигрыш - 16800руб., стипендия -550руб. Рассчитать: НДФЛ и чистый доход?

Элементом практического знания будут задания по заполнению учащимися налоговой декларации. Необходимо, чтобы на занятиях по экономическим дисциплинам ученики не просто прослушали лекцию по теме, а приняли активное участие в обсуждении и анализе той или иной ситуации.

«Заполнение декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ при возврате налога за обучение ».

Исходные данные:

Иванова Наталья Михайловна (ИНН 254055555555) в 2012 году получила доход от ООО «Ромашка» в размере 171 000 рублей. Налог на доходы физических лиц удержан работодателем по ставке 13 процентов и полностью перечислен в бюджет.

В 2012 году Н.М. Иванова произвела расходы на оплату своего заочного обучения в ВУЗе в общей сумме 150 000 рублей.

С целью получения социального налогового вычета по расходам на свое обучение, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса, Н. М. Ивановой необходимо приложить к налоговой декларации за 2012 год следующие документы:

1. Документы, подтверждающие доходы, полученные от налогового агента:

- Справка о доходах по форме 2-НДФЛ (далее - Справка по форме 2-НДФЛ) за 2012 год, полученная Н.М. Ивановой от ООО «Ромашка».

2. Документы, необходимые для получения социального налогового вычета по расходам на свое обучение:

- Копия договора Н.М. Ивановой с образовательным учреждением о предоставлении ей образовательных услуг - 2 страницы;

- Копия лицензии, выданной образовательному учреждению и подтверждающей его статус как учебного заведения - 1 страница;

- Копии квитанций об уплате Н.М. Ивановой денежных средств за обучение - 2 страницы.

Итак, в нашем примере налогоплательщик претендует на получение социального налогового вычета по расходам на свое обучение, для чего необходимо заполнить 6 листов налоговой декларации, из которых 2 листа являются титульными.

Титульный лист

При заполнении титульного листа налоговой декларации, состоящего из 2-х страниц, отражают общие сведения о налогоплательщике.

На первой страницы титульного листа налоговой декларации в поле «Номер корректировки» проставляется цифра 0, поскольку налоговая декларация Н.М. Ивановой по доходам за 2012 год представляется впервые.

В пункте «ИНН» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на налоговый учет в налоговом органе Российской Федерации. В нашем примере записываем ИНН Ивановой Н. М. 254055555555. Поле «ИНН» также заполняется на всех последующих листах декларации.

В пункте «Налоговый период (код)» уже проставлено число 34 - это код налогового периода, далее указывается отчетный налоговый период - 2012 год.

В поле «Представляется в налоговый орган (код)» проставляется четырехзначный номер налогового

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

органа, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. В нашем примере 2536, где 25 - код региона (Приморский край), 36 - номер налогового органа.

Поле «Код категории налогоплательщика» (далее - Порядок).

Существуют следующие коды категории налогоплательщиков:

- индивидуальные предприниматели - код 720,

- нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой - код 730,

- остальные физические лица, в том числе иностранные граждане, не относящиеся к уже

перечисленным категориям физических лиц - код 760.

Таким образом, Н.М. Иванова указывает в декларации код налогоплательщика - 760.

В пункте «Код по ОКАТО» указывается код административно-территориального образования, на территории которого проживает налогоплательщик. Информацию о коде ОКАТО можно получить в налоговом органе по месту постановки на налоговый учет. В нашем примере Н.М. Иванова проживает по ул. Юмашева, г. Владивосток, код ОКАТО которого 05401000000. В пунктах «Фамилия», «имя», «отчество» указывается фамилия, имя и отчество физического лица - налогоплательщика, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Далее указывается номер контактного телефона налогоплательщика.

Кроме персональных сведений о налогоплательщике на титульном листе указывается общее количество заполненных страниц декларации и количество подтверждающих документов (их копий), прилагаемых к ней.

В нижней части каждой заполненной страницы декларации налогоплательщик или его представитель ставит свою подпись и дату подписания. На второй странице титульного листа налоговой декларации в пункте «Дата рождения» указывается дата рождения (число, месяц, год) путем последовательной записи данных арабскими цифрами, например: 01.01.1977.

Поле «Место рождения» заполняется в соответствии с документом, удостоверяющим личность. В нашем примере - г. Владивосток.

В пункте «Наличие гражданства» проставляется цифра 1 физическим лицом, являющимся гражданином какой-либо страны, цифра 2 - лицом без гражданства.

В поле «Код страны» проставляется код страны, гражданином которой является физическое лицо. Код страны выбирается из Общероссийского классификатора стран мира (ОКСМ). Например, код 643 - код России. При отсутствии у физического лица гражданства указывается код 999.

Поля под заголовком «Сведения о документе, удостоверяющем личность», заполняются на основании соответствующего документа.

В пункте «Статус налогоплательщика» указывается статус физического лица - налогоплательщика. При этом цифра 1 проставляется налоговыми резидентами Российской Федерации. Физические лица, не являющиеся налоговыми нерезидентами Российской Федерации, в поле «Статус налогоплательщика» проставляют цифру 2.

В полях под заголовком «Место жительства налогоплательщика» указывается полный адрес постоянного места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства.

Элементами адреса являются: «Почтовый индекс», «Код региона», «Район», «Город», «Населенный пункт», «Улица», «Дом», «Корпус», «Квартира».

«Код региона» - это код субъекта Российской Федерации, на территории которого физическое лицо имеет место жительства. Код региона выбирается из справочника «Коды регионов»

Лист А заполняется на основе Справки по форме 2-НДФЛ за 2012 год, полученной от ООО «Ромашка».

При указании в листе А сведений о доходах, полученных от ООО «Ромашка» (является налоговым агентом), необходимо отразить реквизиты налогового агента (наименование, ИНН / КПП), а также заполнить поле «Код по ОКАТО», значение которого должно соответствовать показателю поля «Код ОКАТО» п. 1.3 Справки по форме 2-НДФЛ.

Общую сумму дохода и сумму облагаемого дохода следует перенести из п. 5.1 и 5.2 Справки по форме 2-НДФЛ. Суммы исчисленного и удержанного налога переносятся из п. 5.3 и 5.4.

Общая сумма дохода, полученная от ООО «Ромашка», - 171 000 руб., сумма облагаемого дохода - 171 000 руб. Сумма налога составила 22 230 руб. (171 000 руб. x 13%), удержанная сумма налога также равна

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

22 230 руб.

Итоговые данные (суммарные значения показателей п. 1 листа А) отражаются в п. 2 этой же страницы.

Расходы на обучение указываются на листе Ж2. Следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 219 Кодекса установлено ограничение суммы расходов, которую можно включить в социальный налоговый вычет, в размере 120 000 рублей.

То есть, уплатив за свое обучение в ВУЗе 150 000 рублей, Н.М. Иванова вправе претендовать на получение социального налогового вычета в размере не более 120 000 рублей.

Теперь перейдем к заполнению раздела 1, где рассчитаем налоговую базу и итоговую сумму налога, подлежащую уплате (доплате) в бюджет (возврату из бюджета) по доходам, облагаемым по ставке 13%. Здесь Н.М. Иванова указывает:

- по строке 010 - общую сумму дохода в размере 171 000 руб. 00 коп;

- строке 030 - общую сумму дохода, подлежащую налогообложению, 171 000 руб. 00 коп.

Значение показателя п. 4 «Сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу» (строка 040) переносится из п. 3 листа Ж2 - 120 000 руб.

В рассматриваемом случае показатель строки 030 разд. 1 больше показателя строки 040. Соответственно, в строке 050 "Налоговая база" записывается полученная разница в размере 51 000 руб.

Строка 060 рассчитывается путем перемножения строки 050 (51 000 руб.) на 13%, получаем 6 630 руб.

В строку 070 переносится значение из п. 2.4 (22 230 руб.)

Для расчета значения по строке 110 (сумма налога, подлежащая возврату из бюджета) необходимо из строки 070 (22 230 руб.) вычесть значение строки 060 (6 630 руб.). Получаем сумму налога к возврату из бюджета в размере 15 600 руб.

Завершается оформление налоговой декларации заполнением раздела 6 «Суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета».

Н.М. Иванова отражает в разделе 6 сумму налога, подлежащую возврату из бюджета, по коду бюджетной классификации и коду по ОКАТО.

В строке 020 этого раздела указывается КБК налога на доходы физических лиц 18210102010010000110, по строке 030 - код по ОКАТО налогового агента - ООО «Ромашка» - 05401000000, по строке 050 - сумма налога, которая подлежит возврату из бюджета, - 15 600 руб.

Вывод: данная методика проведения урока получения и закрепления знаний помогает повышать интерес к изучаемой теме; развивать способность к анализу ситуации, учащиеся смогут воспользоваться своим законным правом на получение налогового вычета за обучение, получат более объемное представление о налоговой системе РФ, что позволит выпускникам успешно использовать приобретенные навыки в жизни.

© Кожан Н.В., Махова А. В. , 2016

УДК 378.124; 147.

Коновалова Анжела Васильевна

выпускница аспирантуры 2015 года Ткалич Светлана Константиновна,

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ Институт Искусств Московский государственный педагогический университет, Россия

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЕКТОРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

Аннотация

Современные технологии художественной обработки костюма достигли высоких показателей. Многие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.