DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.012 УДК 316.344.3:378 ББК 60.547-4
В.С. КАТАШИНСКИХ
V.S. KATASHINSKIKH
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ДОВЕРИЯ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ СРЕДИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ
FEATURES OF THE METHODOLOGY FOR STUDYING AND ANALYZING TRUST TOWARDS HIGHER EDUCATION AMONG INTERNET FORUM USERS
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования». The article has been prepared by the Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-00158 «Trust as a fundamental problem of Russian higher education»
Статья посвящена изучению доверия посетителей интернет-форумов к высшему образованию. Автором описывается специфика интернет-форумов как средства коммуникации и как источника информации для социологического исследования. В статье представлены результаты исследования, проведенного методом контент-анализа сообщений посетителей интернет-форумов о высшем образовании. В результате этого исследования автором сделан основной вывод о том, что уровень доверия к высшему образованию, который выявляется у посетителей интернет-форумов, напрямую зависит от специфики этого средства коммуникации. Ведь посетители форумов часто пользуются анонимностью, чтобы выплеснуть агрессию или сделать нелицеприятные заявления. Отсюда сообщения участников интернет-форумов чаще всего имеют негативную окраску.
The article is devoted to the study of the trust of Internet forum users in higher education. The author describes the specifics of Internet forums as a means of communication and as a source of information for sociological research. The article presents the results of a study conducted by the content analysis method of messages from users of Internet forums about higher education. As a result of this research, the author made the main conclusion that the level of trust in higher education, which is revealed among visitors to Internet forums, directly depends on the specifics of this means of communication. After all, forum users often use anonymity to vent aggression or make unpleasant statements. Hence, messages from Internet forums are often negative.
Ключевые слова: доверие, высшее образование, вуз, университет, Интернет-форумы, родители, работодатели.
Key words: trust, higher education, university, Internet forums, parents, employers.
Введение. В современном мире особое значение приобретают онлайн-комму-никации. Самая яркая иллюстрация этому - наша сегодняшняя реальность, когда в условиях пандемии в онлайн ушли не только развлечения, литература, покупки, но и профессиональная деятельность, и обучение школьников и студентов.
Современный человек, безусловно, существо социальное. Ему просто необходимы постоянные контакты с другими людьми для обсуждения новостей, личных переживаний, обмена опытом и т.д. Одним из вариантов онлайн-коммуникации являются интернет-форумы. Это площадка для обмена мнениями, суждениями по какой-либо заданной теме. Именно поэтому в современных исследованиях все чаще в качестве источников информации выступают различные интернет-ресурсы, в том числе форумы.
Изучая самые разные аспекты проблемы доверия к высшему образованию, мы не могли не уделить внимание интернет-форумам как площадке, где люди в свободной форме обмениваются мнениями по тому или иному поводу. Интернет-форумы обладают целым набором специфических характеристик:
- общение по желанию участника может быть анонимным;
- в обсуждении темы может принимать участие неограниченное число людей;
- активным коммуникатором может стать каждый посетитель форума в любой момент;
- участники составляют свои суждения не только по заглавной теме, но и с учетом всех предыдущих сообщений. Это часто выливается в «уход от темы», когда в рамках обсуждения тема меняется не один раз;
- коммуникация на форуме сопровождается особыми лингвистическими средствами: сокращением слов, использованием сленга или графических изображений - «смайлов» и т.д., что способствует созданию неформальной атмосферы, возможности свободно высказываться, вступать в диалоги.
Форумы существуют в рамках большинства современных интернет-ресурсов. На их страницах происходит обсуждение новостей, обмен опытом, участники могут подать объявления о покупке/продаже каких-либо товаров или предоставлении услуг, договориться о совместных покупках или передвижениях.
Стоит отметить, что характер сообщений участников форумов, как и они сами, обладает определенными особенностями. «Важным достоинством сетевого общения пользователи считают подлинную и абсолютную свободу слова, которая открывает огромное число возможностей для более активного участия человека в жизни социума. Но свобода при этом не контролируемая, не регулируемая ответственностью, моралью, законом, не подчиняемая культурным нормам. Результатом такой «вседозволенности» становится помутнение общекультурных ценностей, теряющихся в море инфомусора» [2, с. 64]. Кроме того, анонимность общения освобождает участников форума от ответственности за свои слова, что зачастую провоцирует агрессию, обилие ненормативной лексики, оскорбления в адрес других людей. Конечно, у каждого форума есть модератор - администратор, который отслеживает содержание текстов сообщений. Ему можно «пожаловаться» на неадекватное поведение кого-либо из участников. Модератор вправе сделать посетителю форума предупреждение, удалить его комментарий, либо вообще закрыть тему. Однако, к таким мерам прибегают только в самом крайнем случае, и основная часть информации, в том числе негативной или даже оскорбительной, все равно остается на страницах форума.
Стоит отметить, что, изучая контент любого ресурса, необходимо, в первую очередь, учитывать специфику его аудитории. Так, например, оставляют свои сообщения или комментарии на форумах, безусловно, не все пользователи. Существует ряд типологий участников Интернет-форумов, разработанных учеными. Не углубляясь в подробный анализ каждой из таких типологий, приведем одну, которая, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает портрет пользователей интернет-форумов. Согласно исследованию коллег из ТОГУ (Тихоокеанского государственного университета) типология посетителей интернет-форумов выглядит следующим образом: бездельники (27%), нерегулярные участники (19%), самые активные (18%), спорщики (11%), общительные (25%) [2, с. 47-48]. Понятно, что в зависимости от аудитории форума это распределение будет меняться. Скажем, на форумах новостных сайтов будет явный перекос в сторону спорщиков, людей, активно вступающих в словесные перепалки, высказывающих свое несогласие. На родительских форумах вероятнее всего преобладают общительные пользователи - те, кто предпочитает обсуждать насущные проблемы. В современном мире форумы являются также местом самореализации для многих пользователей глобальной сети. Они могут ощутить свою принадлежность к некоему сообществу, высказаться, реализоваться в качестве читателя или писателя [1, с. 27].
В современных условиях Интернет «всегда с собой» практически у каждого человека в его личных гаджетах, но для того, чтобы получить какую-то информацию, нужно проанализировать значительное количество ресурсов, многие их которых могут содержать недостоверные данные. Поэтому гораздо проще и быстрее спросить мнение, совет реальных людей. Так форумы приобретают еще одну важную функцию: становятся источником информации. Именно благодаря этой функции мы и имеем возможность анализировать мнения пользователей Интернет-форумов о тех или иных сторонах нашей жизни. Однако, для социологического исследования «одним из недостатков форумов является невозможность проверить «качество» респондентов, то есть провести скрининг без афиширования исследовательского характера данной темы в форуме. Но в определенных ситуациях и исследованиях потребность в скрининге исчезает. Например, когда необходимо получить представление о ситуации в регионе глазами местных жителей» [6, с. 298]. В рамках нашего исследования изучения доверия к высшему образованию нет необходимости в проведении скрининга, так как нас интересует, в первую очередь, общий срез мнений и оценок пользователей форумов, жителей Екатеринбурга и Свердловской области.
Анализ научных исследований, в которых изучается связь высшего образования и интернет-ресурсов, показал, что значительное количество научных трудов посвящено изучению использования интернет- и цифровых технологий в высшем образовании [8], существуют исследования интернет-форумов как образовательных пространств [3], изучаются возможности интернет-ресурсов для коммуникации институтов высшего образования с обществом [4]. В процессе анализа научных работ, в которых интернет-форумы были использованы в качестве источника информации, нам встретились работы в области финансов, права, лингвистики, педагогики, конечно, социологии. В рамках нашего исследования интернет-форумы выступят источником информации об уровне доверия к высшему образованию среди их пользователей.
Объектом этого исследования явились участники форумов интернет-порталов г. Екатеринбурга, предметом - оценки участников интернет-форумов разных аспектов высшего образования как индикаторов доверия к нему. Среди индикаторов доверия к высшему образованию были выделены: оценка учебной и внеучебной работы в университетах, их инфраструктуры, работы преподавателей и администрации вузов, общая оценка деятельности вузов и качества высшего образования. Цель исследования заключалась в определении уровня доверия к высшему образованию среди пользователей форумов городских интернет-порталов.
Гипотеза исследования сформулирована нами так: посетители интернет-форумов проявляют низкий уровень доверия к высшему образованию в силу специфики этого средства коммуникации. Она заключается в отсутствии контроля за содержанием высказываний, а также их анонимностью, что способствует значительному количеству негативных и даже агрессивных сообщений.
Методика исследования и характеристика контента и посетителей интернет-форумов
В статье использованы результаты: 1) массового опроса родителей студентов, проведенного в мае 2018 года, чьи дети обучаются в 13 вузах различного типа в Уральском федеральном округе (УрФО). Объем выборочной совокупности составил 452 человека, выборка целевая; 2) массового опроса студентов и преподавателей вузов г. Екатеринбурга, проведенного в марте - апреле 2019 г. Объем выборочной совокупности студентов составил 368 чел. (были опрошены бакалавры, специалисты и магистранты), преподавателей - 392 чел.; 3) материалы экспертных интервью с представителями органов власти г. Екатеринбурга, проведенных в январе-феврале 2020 г.
Основой этой статьи являются результаты контент-анализа сообщений, оставленных на форумах интернет-порталов г. Екатеринбурга их посетителями в 2018-2020 гг. Выборка осуществлялась в два этапа. На первом были отобраны
сообщения по ключевым словам через поисковик, имеющийся на сайтах (N = 4159); на втором этапе путем сплошного изучения всего массива отбирались сообщения, которые включали в себя оценки разных аспектов высшего образования, составляющих задачи нашего исследования (n = 256).
В качестве одного из ресурсов был выбран E1.RU - самый посещаемый интернет-портал Екатеринбурга (по данным рейтинга Liveinternet.ru [7]). Его охват: 3 млн посещений, более 8 млн просмотров страниц, около 600 тыс. посетителей (зарегистрированных пользователей) в сутки. Раздел «Форумы» включает порядка 150 направлений (в каждом из которых от 1 тыс. до 12 млн сообщений, например, в разделе «Знакомства») [11], в рамках которых значительное количество разделов и тем. Тема «Образование» представлена, в основном, объявлениями об оказании/потребности в образовательных услугах.
Поиск сообщений, связанных с темой доверия к высшему образованию, осуществлялся по ключевым словам за 2018-2020 гг. Поисковик, существующий на сайте, позволяет искать ключевые слова в тексте сообщения, либо в теме сообщения. Распределение сообщений с сайта E1.ru по ключевым словам представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение сообщений с сайта E1.ru по ключевым словам
Ключевое слово Количество сообщений, шт.
2018 г. 2019-2020 гг.
В тексте сообщения В теме В тексте сообщения В теме
Вуз 1658 883 2004 883
Универ 404 9 527 57
Университет 945 403 1091 273
Институт 2366 69 2421 224
Высшее образование 862 2 775 9
Поступить в вуз 119 0 183 0
Ректор 219 57 263 52
Преподаватель 769 64 661 40
Итого 7342 1487 7925 1538
Поскольку E1.ru - городской портал, основные сообщения на его форумах связаны с обсуждением местных новостей. Таким образом, в абсолютном большинстве случаев при изучении сообщений, в которых искомые нами ключевые слова встречались в тексте сообщения, мы не нашли прямой связи с предметом исследования. Так фокус был перенесен на сообщения, в теме которых встречаются заданные ключевые слова. Но и среди них основную массу (практически 90%) составляют темы, созданные для обсуждения новостей («Поливаем огурцы и выбираем зеленые помидоры: в аграрном университете рассказали, как собирать урожай», «Бизнесмен, убивший бутылкой пристава, оставил без денег и квартиры профессора Горного университета», «Рядом с педагогическим университетом нашли труп студентки», «В Екатеринбурге университет отсудил у бывшей студентки 114 тысяч за два года, когда она не училась» [11] и т.п.). Специфика актуальных уральских новостей такова, что основное внимание уделяется криминальным сводкам (на сегодняшний день, конечно, после новостей о пандемии коронавируса).
Кроме того, анализ сообщений на портале E1.ru, релевантных нашим задачам, показал, что они обладают негативной окраской. Многие сообщения на форумах имеют ярко выраженный эмоциональный фон, словно мы читаем «крик души» человека недовольного, враждебно настроенного к окружающему миру. Это подтверждает
сделанное нами выше предположение о том, что на форумах новостных порталов преобладают такие пользователи как «спорщики», тем самым значительно влияя на общие оценки высшего образования среди посетителей форумов (как правило, спорщики выказывают явный протест или резко негативные оценки).
Еще один портал, который вошел в контент-анализ: U-mama.ru. Он позиционируется как родительский портал о семье и детях, однако, также является популярной площадкой для обсуждения актуальных социальных тем, в первую очередь, среди родителей. Охват этого сайта порядка 400 тыс. просмотров и 90 тыс. посетителей в сутки (посетители - зарегистрированные пользователи). Запрос в поисковике на форумах этого портала состоял в поиске хотя бы одного из ключевых слов в тексте сообщения за 2018-2020 гг.
В результате поиска было выделено 1134 сообщения. Среди них только 12% (табл. 2) имеют для нас исследовательский смысл, отвечают задачам исследования: связаны с оценками вуза, его администрации, работы преподавателей, качества образования и т.д.
Таблица 2
Распределение сообщений с сайта u-mama.ru по темам
Тема Кол-во сообщений, абс.ц. Кол-во сообщений, %
Доверие к высшему образованию 136 12
Поступление в вузы 340 30
Обучение в зарубежных вузах 220 20
«Колледж-вуз» 110 10
Другое 328 28
Итого 1134 100
Порядка 30% сообщений связаны с поступлением в вузы. Среди родителей обсуждаются организационные и технические вопросы поступления; тонкости, связанные с ЕГЭ и проходными баллами, олимпиадами; возможности и ограничения поступления выпускников в иногородние (в основном, столичные - московские и санкт-петербургские вузы); наличие/ отсутствие тех или иных направлений подготовки в конкретных вузах.
Особое место занимает обсуждение наиболее актуальных сейчас направлений подготовки, «денежных» специальностей. Серьезный спор (10% сообщений) идет между информантами в плоскости «колледж - вуз»: нужно ли вообще высшее образование в современных условиях для успешной карьеры, каким специалистам оно необходимо, а какие - могут вполне остановиться на среднем специальном. В этой связи всплывают темы, касающиеся жизненного опыта авторов сообщений, а также их карьерных и профессиональных стратегий.
Значительное внимание на форуме уделено обсуждению обучения в зарубежных вузах (10% сообщений). Здесь возникают темы, касающиеся позитивных и негативных сторон обучения за рубежом. В их числе как сравнение качества образования в России и за рубежом, так и, например, сложности бытового характера. Основной интерес проявляется к обучению в Германии и Чехии.
Анализ сообщений посетителей родительского форума показал, что в большинстве своем они представляют группу «общительных», то есть тех, кто обратился к этому Интернет-ресурсу для обсуждения какой-либо проблемы или поиска информации. Поэтому и сообщения, которые они оставляют на форуме, чаще всего имеют нейтральный характер.
Посетители интернет-форумов о высшем образовании
В рамках нашего исследования контент-анализ проводился среди сообщений на форумах обоих вышеназванных сайтов вместе (E1.ru, U-mama.ru). Разделение по рубрикам и годам не осуществлялось. Был проведен количественно-качественный анализ сообщений, содержащих в себе оценки разных аспектов деятельности вузов и высшего образования в целом в современной России.
Согласно результатам, полученным в нашем исследовании, больше всего оценок дано качеству высшего образования (36,7% от всех сообщений), деятельности вуза в целом (25,3%) и деятельности преподавателей (14,1%). Поскольку изучаемые форумы не являются специализированными, а отражают лишь общую картину того, как их посетители характеризуют различные аспекты высшего образования, названные категории и оказались самыми популярными для обсуждения. Ведь для того, чтобы высказаться по этим вопросам, не нужно обладать информацией о том, как устроена работа внутри вуза. Мнение о ситуации в высшем образовании складывается, например, из личного опыта, опыта знакомых, СМИ. Абсолютное большинство оценок (60,5% от всех сообщений) имеет негативный характер. Самое значительное количество негативных сообщений касается общей оценки качества образования (24,6%) и общей оценки деятельности вуза (20,3%). Так, если считать, что названные оценки являются индикаторами доверия к высшему образованию, то можно сделать заключение о низком уровне доверия к высшему образованию среди посетителей анализируемых Интернет-форумов.
Изучая мнение посетителей форумов относительно качества образования, мы встретили следующие негативные высказывания: «вуз деградирует в плане качества образования» (преподаватель, 2019 г.), «ценность высшего образования от нестоличных не узкопрофильных российских вузов стремительно падает» (родитель, 2018 г.), «система высшего образования - конвейер, создающий недовольных» (работодатель, 2018 г.). Вместе с такими общими характеристиками можно встретить и оценки качества образования в конкретных вузах (в первую очередь, вузах Екатеринбурга): «сейчас из <...> академии такие кадры выходят, что им никакая аспирантура не поможет, будут бумажки носить очень долго, если не всю жизнь» (работодатель, 2018 г.), «уровень образования в <...> с каждым годом хуже» (работодатель, 2018 г.), «я сама всех и всегда отговариваю учиться в нашем "<...> университете"» (работодатель, 2018 г.).
Все положительные высказывания о качестве образования характеризуют технические вузы или направления подготовки, а нейтральные - включают в себя рассуждения о ценности высшего образования в целом для современного работника, о необходимости наличия диплома как такого. Посетители форумов сходятся в том, что высшее образование в современном мире не является самоцелью. Если в советское время оно действительно было «билетом в успешное будущее», то сегодня это совсем не так. Диплом о высшем образовании становится обязательным условием для жизнедеятельности человека и теряет ценность. Кроме того, знания и навыки, которые студенты получают в вузе, далеко не всегда оцениваются работодателем на высоком уровне. Многие сейчас предпочитают доучивать или переучивать молодых специалистов под нужды своей компании.
Коль скоро выше было сказано о характеристиках качества образования в вузах, необходимо подробнее остановиться на сообщениях посетителей форумов о деятельности конкретных вузов. Нами уже было отмечено, что в целом деятельность вузов оценена негативно. Однако, большинство из этих сообщений не содержат в себе каких-либо аргументов. Это голословные и не вполне лицеприятные заявления: «<...>, <...> и <...> вузы должны быть немедленно закрыты. Это не вузы, а шарашки по продаже дипломов» (посетитель форума, 2019), «<...> отстойный вуз, все рейтинги по нему натянуты и проплачены, поступать не советую никому» (посетитель форума, 2019). Это говорит о несколько поверхностном характере данных оценок, вероятнее всего предвзятых, основанных на эмоциях или личном негативном опыте.
Следующая категория из наиболее часто встречающихся в сообщениях посетителей форумов (третья позиция в ранжированном ряду - 14,1% от общего числа сообщений) - оценка деятельности преподавателей. Здесь на 11 негативных оценок пришлось 10 положительных и 15 нейтральных, что свидетельствует о, в целом, неплохой оценке работы преподавателей. Если обобщить негативные сообщения, размещенные на форумах, можно сделать вывод, что в них отражены основные проблемы деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.
Во-первых, необходимость совмещения преподавателем нескольких работ для того, чтобы получать достойную заработную плату, что часто сказывается на качестве преподавания.
Во-вторых, - проблема старения кадров.
Наконец, в-третьих, коррупция в вузах.
Положительные и нейтральные оценки деятельности преподавателей находятся в плоскости «подачи материала и общения со студентами» (родитель, 2018). Действительно, в работе преподавателя, помимо качественной и интересной подачи учебного материала, крайне важным является умение найти контакт со студентами, выстроить межличностное общение. Внимание посетителей форумов именно к этим характеристикам подтверждает их значимость.
Здесь же стоит сказать об оценках деятельности администрации вузов. Это единственная категория, где сообщения пользователей форумов имеют только негативный характер. Все высказывания так или иначе связаны с финансами и касаются распределения денежных средств в вузах, зарплат ректоров и рядовых сотрудников. Действительно, эти вопросы, может быть, не являются явными для простого обывателя, который не связан с системой высшего образования, но они регулярно всплывают в СМИ, когда речь заходит о разного рода субсидиях, грантах, дотациях, которые получают вузы; о заработных платах работников высшей школы, ректоров и т.д. Поэтому, конечно, подобные сообщения появляются на форумах городских, новостных Интернет-порталов.
Негативные сообщения преобладают также в категории «оценка инфраструктуры вуза». Пользователи форумов отмечают в качестве главной ее проблемы низкое финансирование, как следствие - отсутствие нового оборудования, элементарного ремонта в помещениях. Позитивные оценки были даны только столичным (московским и санкт-петербургским) вузам.
Однако, негативные сообщения доминируют не во всех изучаемых категориях. Так, например, в оценке учебной работы в вузах превалируют положительные сообщения (16 позитивных, 9 негативных и 2 нейтральных оценки). Посетители форумов отмечают, что учебный процесс, в основном, организован четко, студентам предъявляются строгие требования в процессе обучения. В то же время негативные оценки являются противоположными названным выше: «кругом бардак, пары то отменяют, то переносят. Ни одной недели не учились по четкому расписанию» (посетитель, 2018 г.), «расписание меняется раза три за семестр, очень неудобно» (студент, 2019 г.).
Внеучебная работа вузов тоже оценена посетителями форумов положительно. Они довольны наличием волонтерских движений, кружков, стройотрядов. Действительно, специфика студенческой среды и заключается в возможности реализовывать свой личный, творческий потенциал, выходить за рамки учебного процесса.
Еще одной задачей нашего исследования было определение статуса посетителя интернет-форума (родитель, работодатель, студент и т.д.). Статус пользователя можно выявить только если об этом есть упоминания в его сообщениях. И поэтому этот статус далеко не всегда представляется возможным установить. В этом исследовании мы получили следующее распределение посетителей форумов по статусу (табл. 3):
Таблица 3
Распределение посетителей Интернет-форумов по статусу
Статус пользователя Кол-во сообщений
Работодатель 56
Родитель 32
Студент 23
Посетитель 145
Итого 256
Судя по той небольшой части сообщений, где удалось установить тип пользователя форума, можно говорить о следующих тенденциях:
- большинство оценок, которые дают работодатели-посетители интернет-форумов - негативные: «после института к нам приходят «нулевые» специалисты» (2019 г.); «в России очень многие учатся "ради корочки"» (2019 г.); «система высшего образования - конвейер, создающий недовольных» (2018 г.);«начинаешь задавать элементарные вопросы - выпускник просто не понимает, о чем идет речь» (2019 г.). При чем в основном речь идет именно о качестве образования, о знаниях, которыми обладают/ не обладают современные выпускники. Эти высказывания подтверждаются материалами, полученными нами в экспертных интервью, проведенных среди работодателей г. Екатеринбурга. Согласно нашим данным, работодатели считают, что «вузы не влияют на формирование качеств, необходимых при трудоустройстве» (Н.М., гл. специалист); «мы предпочтем обучить сотрудника «под себя», потому что знания, с которыми он приходит из вуза, для нашей компании недостаточны» (Е.С., директор);
- сообщения студентов крайне эмоциональны. Выше мы приводили несколько их высказываний, в которых явно прослеживается какая-то личная обида, сугубо индивидуальное мнение, основанное на собственном опыте. Студенты также в своей речи позволяют себе агрессивные, некорректные, неуместные обороты и слова. Поэтому вряд ли можно эти высказывания учитывать в нашем анализе;
- родители зачастую судят о высшем образовании по своему опыту, а не по опыту своих детей: «высшее образование начали целенаправленно разваливать в 90-х» (2019 г.); «высшее образование в наше время вообще ни о чем не говорит». Вместе с тем необходимо отметить, что родители более склонны к рассуждениям, обобщениям, то есть их оценки чаще носят нейтральный характер. Их гораздо более беспокоит индивидуальная траектория обучения, удовлетворенность вузом собственного ребенка, нежели общие оценки. Отчасти это подтверждается данными, полученными в ходе опроса родителей, проведенного коллегами (научной группой Уральского федерального университета). Было установлено, что «меньше всего родители демонстрируют доверие образовательной политике, реализующейся в отношении высшей школы. Доверяет ей около трети опрошенных родителей - 37%. Преподавателям вузов и своим детям доверяет 64% и 94% респондентов соответственно» [9, с. 79]. Эти данные отсылают нас к тезису о том, что для родительского сообщества на первом месте стоят межличностные отношения в рамках образовательного процесса.
Эту тенденцию мы много раз уже прослеживали в своих качественных и количественных исследованиях, проведенных по проблемам доверия в высшем образовании среди других образовательных общностей [5, 10]. Так, например, в рамках массового опроса студентов и преподавателей, проведенного в 2019 году в вузах г. Екатеринбурга, мы получили данные, свидетельствующие о том, что студенты стремятся к установлению доверительных отношений с однокурсниками и преподавателями, в то время как потребности в таких отношениях с администрацией вуза у них нет (табл. 4).
Таблица 4
Стремитесь ли Вы устанавливать доверительные, партнерские отношения...
Студенты, % от ответивших Преподаватели, % от ответивших
да нет да нет
Со студентами 87,1 12,9 79,8 20,2
С преподавателями 89,3 10,7 89,1 10,9
С работниками кафедры 66,8 33,2 91,2 8,8
С работниками деканата 59,3 40,7 79,3 20,7
С работниками административных отделов вуза 41,3 58,7 62,2 37,8
С представителями администрации деканата/института 43,4 56,6 62,5 37,5
С представителями администрации вуза (ректоратом) 40,2 59,8 53,6 46,4
Среди преподавателей существует та же самая тенденция: более всего они стремятся к доверительным отношениям с теми людьми, с кем взаимодействуют непосредственно. Таким образом, одним из факторов, детерминирующих оценки высшего образования пользователей Интернет-форумов, является их статус. Кроме того, высказывания посетителей форумов, в целом, соотносятся с теми данными, которые мы получили в массовых опросах.
Выводы. На основе полученных в ходе контент-анализа данных мы можем сделать следующие выводы:
- больше всего оценок дано качеству высшего образования (36,7% от всех сообщений), деятельности вуза в целом (25,3%) и деятельности преподавателей (14,1%);
- абсолютное большинство оценок (60,5% от всех сообщений) имеет негативный характер;
- самое значительное количество негативных сообщений касается общей оценки качества образования (24,6%) и общей оценки деятельности вуза (20,3%);
- наиболее ярко выраженная негативная оценка дана деятельности администрации вуза (в ходе исследования нам не встретилось ни одного позитивного или нейтрального сообщения в этой категории);
- позитивная оценка дана учебной и внеучебной работе в вузах;
- деятельность преподавателей охарактеризована нейтральными сообщениями.
Если представить полученные результаты как индикаторы уровня доверия к высшему образованию среди пользователей форумов городских интернет-порталов, то можно заключить, что уровень доверия к высшему образованию низкий. Мы связываем это, в первую очередь, со спецификой изучаемого средства коммуникации. Ведь, как было сказано выше, зачастую посетители форумов пользуются анонимностью и вседозволенностью такого общения для выплеска своих негативных эмоций, а также позволяют себе некорректные или даже агрессивные высказывания.
Так мы подтверждаем гипотезу о влиянии специфики интернет-форумов как средства коммуникации на уровень доверия к высшему образованию среди его посетителей. Проявляется это в негативных оценках качества высшего образования в целом, деятельности вузов, их инфраструктуры, администрации вузов. Вместе с тем, позитивная и нейтральная оценка деятельности преподавателей, а также учебной и внеучебной работы в вузе, безусловно свидетельствуют о том, что доверяют наши информанты тому, что связано непосредственно с личными контактами, человеческими взаимоотношениями, коммуникацией студентов и преподавателей, деканатов и кафедр.
Литература
1. Алджабаева С.В., Виликотская Л.А. Интернет-форум и потребность человека в самореализации // Интернет как реальность: [Сб. ст.] / Под. ред. А.М. Грибко-ва, Л.А. Виликотской. Рязань: «РИПД «ПервопечатникЪ», 2016. С. 20-29.
2. Бочарова Т.А. Сетевые форумы в ракурсе социокультурного анализа. Монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. 112 с.
3. Глебова Г.Ф., Кирютина Н.В. Социально-образовательный потенциал женского интернет-форума // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnyy-potentsial-zhenskogo-internet-foruma (дата обращения: 22.04.2020).
4. Головко О. Инструменты влияния на пользователей web-ресурсов высших учебных заведений // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-6 (48). С. 5-11.
5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие как принцип стратегий поведения основных образовательных общностей в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 32-42.
6. Новгородцева А.Н. Интернет-форумы как источник информации в социологическом исследовании // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: [Сб. ст.] / Под. ред. Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова, Л.Л. Рыбцовой, А.В. Старшиновой. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. С. 297-305.
7. Современные технологии в науке и образовании // СТН0-2018: [Сб. ст.] / Под ред. О.В. Миловзорова. 2018.
8. Рейтинг сайтов. URL: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#geo=ru/343 (дата обращения: 22.04.2020).
9. Шаброва Н.В. Доверие родителей к системе высшего образования // Известия высших учебных заведений. 2019. Т. 12. № 1. С. 76-85.
10. Шаброва Н.В. Факторы доверия родителей к высшему образованию // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 41-47.
11. E1.RU. URL: https://www.e1.ru (дата обращения: 02.02.2020-22.04.2020).
12. U-mama.ru. URL: https://U-mama.ru (дата обращения: 02.02.2020-22.04.2020).
References
1. Aldzhabaeva S.V., Vilikotskaya L.A. Internet kak realnost: sbornik dokladov Il-oj Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Internet forum and human need for self-realization] // Internet kak realnost': [Sb. st.] / Pod red. A.M. Gribkova, L.A. Vili-gotskoy, 2016. S. 20-29. (In Russian).
2. Bocharova T.A. Setevye forumy v rakurse sociokul'turnogo analiza [Network forums from the perspective of socio-cultural analysis]. Monografiya, Khabarovsk, Pacific state publishing House. 2018. 112 s. (In Russian).
3. Glebova G.F., Kiryutina N.V. Social'no-obrazovatel'nyj potencial zhenskogo internet-foruma [Social and educational potential of the women's Internet forum] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2016. № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialno-obrazovatelnyy-potentsial-zhenskogo-internet-foruma (data ob-rashheniya: 22.04.2020). (In Russian).
4. Golovko O. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Tools for influencing users of web resources of higher education institutions] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2019. № 4-6 (48). S. 5-11. (In Russian).
5. Zborovskij G.E., Ambarova P.A. Doverie kak princip strategij povedeniya osnovnyh obrazovatel'nyh obshchnostej v vuze [Trust as a principle of behavior strategies of the main educational communities in higher education] // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2019. № 4 (83). S. 32-42. (In Russian).
6. Novgorodceva A.N. Internet-forumy kak istochnik informacii v sociologicheskom issledovanii [Internet forums as a source of information in sociological research] // Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt em-piricheskogo issledovaniya: [Sb. st.] / Pod red. E.V. Grunt, G.B. Korablevoj, A.V. Me-renkova, L.L. Rybcovoj, A.V. Starshinovoj. Ekaterinburg: Izd-vo UrFU, 2013. S. 297305. (In Russian).
7. Sovremennye tekhnologii v nauke i obrazovanii [Modern technologies in science and education] // STNO-2018: [Sb. st.] / Pod. red. O.V. Milovzorova. 2018. (In Russian).
8. Reiting saitov [Site rating]. URL: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#geo= ru/343 (data obrashheniya: 22.04.2020). (In Russian).
9. Shabrova N.V. Doverie roditelej k sisteme vysshego obrazovaniya [Parents' trust in the higher education system] // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij, 2019. Vol. 12. № 1. S. 76-85. (In Russian).
10. Shabrova N.V. Faktory doveriya roditelej k vysshemu obrazovaniyu [Factors of parents 'confidence in higher education] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2019. № 2 (59). S. 41-47. (In Russian).
11. E1.RU. URL: https://www.e1.ru (data obrashheniya: 02.02.2020-22.04.2020). (In Russian).
12. U-mama.ru. URL: https://U-mama.ru (data obrashheniya: 02.02.2020-22.04.2020). (In Russian).